Внутренний государственный долг РФ. Анализ 2008 – 2013

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 05:16, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время экономики многих стран характеризуются наличием больших государственных внешних и внутренних долгов. Ни одно государство не обходится без заимствования денежных ресурсов на финансовых рынках посредством государственных внутренних займов, которые выступают в качестве эффективного инструмента преодоления ограниченности налоговых поступлений в бюджет и эффективного проведения денежно-кредитной политики.

Содержание работы

Введение 3
1. Сущность, определение, роль государственного долга 4
1.1. Определение государственного долга 4
1.2. Нормативно-правовое обеспечение и принципы управления государственным долгом 5
2. Государственный внутренний долг 7
3. Проблемы управления внутренним государственным долгом 13
3.1 Предложения по решению проблем управления внутренним государственным долгом 14
4. Современное состояние внутреннего государственного долга 16
Заключение 25
Список литературы 27

Файлы: 1 файл

ФИНАНСЫ_Курсовая работа.doc

— 608.00 Кб (Скачать файл)

Министерство транспорта Российской Федерации

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

Омский государственный  университет путей сообщения  (ОмГУПС)

 

«Заочный факультет»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа по дисциплине «Финансы»

На тему: внутренний государственный долг РФ.

Анализ 2008 – 2013.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

Омск 2013

 

Содержание

 

 

Введение

В настоящее время экономики  многих стран характеризуются наличием больших государственных внешних и внутренних долгов. Ни одно государство не обходится без заимствования денежных ресурсов на финансовых рынках посредством государственных внутренних займов, которые выступают в качестве эффективного инструмента преодоления ограниченности налоговых поступлений в бюджет и эффективного проведения денежно-кредитной политики.

Переход России к рыночной экономике также потребовал от правительства пересмотра основных принципов финансирования бюджетных расходов и перехода к широко используемым в мировой практике безинфляционным методам покрытия дефицитов бюджета.

Нарастание внутреннего долга менее опасно для национальной экономики по сравнению с ростом ее внешнего долга. Утечки товаров и услуг при погашении внутреннего долга не происходит, однако возникают определенные изменения в экономической жизни, последствия которых могут быть весьма значительны.

Основными целями данной работы являются: раскрытие понятия государственного внутреннего долга РФ, рассмотрение структуры долга и его видов, анализ последствий от внутренних государственных заимствований и состояния государственного внутреннего долга в настоящее время (период 2008 – 2012 гг.), а также, рассмотрение методов управления внутренним госдолгом, влиянии долга на экономику страны.

  

1. Сущность, определение, роль государственного долга

1.1. Определение государственного  долга

 

Государственный долг как экономическая категория представляет собой определенную систему отношений, возникающую между органами государственного управления, с одной стороны, частными лицами, негосударственными институтами, иностранными государствами – с другой, по поводу формирования и погашения задолженности органов государственного управления, возникающих в результате формирования дополнительных средств государства.

С точки зрения материально-вещественного  содержания, государственный долг выступает  как сумма долговых обязательств государства по выпущенным и непогашенным государственным займам, полученным кредитам и процентам по ним, выданным государством гарантиям перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права.

В некоторых странах к государственному долгу относятся также обязательства международных институтов, которые по своей природе являются надгосударственными образованиями, т. е. существует более широкое представление о государственном долге. Напротив, в ряде стран в государственный долг не входит или входит частично сумма обязательств государственной власти по гарантированию обязательств третьих лиц.

Таким образом, государственный  долг – совокупность дефицита государственного бюджета за определенный период. Основными причинами образования государственного долга являются дефицит бюджета и наличие свободных денежных средств у физических и юридических лиц. Государственный долг можно классифицировать по различным критериям. По валютному критерию государственный долг делится на внешний и внутренний.

Внешний государственный  долг – это составная часть  государственного долга по внешним  займам и другим долговым обязательствам перед кредиторами – нерезидентами. Наличие внешнего долга предполагает, что передачу части созданного продукта за пределы страны. Рост внешнего долга снижает международный авторитет страны и подрывает доверие населения к политике ее правительства.

Внутренний государственный  долг – это составная часть  государственного долга по внутренним займам и другим долговым обязательствам перед кредиторами-резидентами. Внутренний государственный долг рассматривается как «заем нации сам себе» и не влияет на общие размеры совокупного богатства нации [2, с. 35].

 

1.2. Нормативно-правовое обеспечение  и принципы управления  государственным долгом

 

В настоящее  время нормативно-правовое обеспечение  управления государственным долгом регулируется Посланиями Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Концепцией долгосрочного  социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года и других документах, а также основные положения Бюджетного послания Президента Российской Федерации «О бюджетной политике в 2011-2013 годах».

Основные  направления долговой политики на 2010 - 2012 годы в виде самостоятельного документа  Минфином России не разрабатывались, поскольку  это не предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации  от 29 декабря 2007 г. № 1010 «О порядке составления проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период».

Ранее необходимость  разработки и рассмотрения долговой политики на среднесрочную перспективу (наряду с основными направлениями налоговой, таможенно-тарифной и бюджетной политики) предусматривалась постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 2005 г. №118 «Об утверждении Положения о разработке перспективного финансового плана Российской Федерации и проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год» (с изменениями).

В основу управления государственным  долгом положены следующие принципы:

- безусловность - обеспечение  точного и своевременного выполнения обязательств государства перед инвесторами и кредиторами без выставления дополнительных условий;

- единство учета - учет  в процессе управления государственным  долгом всех видов ценных бумаг,  эмитированных федеральными органами власти, органами власти субъектов федерации и органами местного самоуправления;

- единство долговой  политики - обеспечение единого подхода  в политике управления государственным  долгом со стороны федерального  центра по отношению к субъектам  федерации и муниципальным образованиям;

- согласованность - обеспечение  максимально возможной гармонизации  интересов кредиторов и государства-заемщика;

- снижение рисков  выполнение  всех необходимых действий, позволяющих  снизить как риски кредитора,  так и риски инвестора;

- оптимальность - создание  такой структуры государственных  займов, чтобы выполнение обязательств  по ним было сопряжено с  минимальным риском, а также оказывало  наименьшее отрицательное влияние  на экономику страны;

- гласность - предоставление  достоверной, своевременной и полной информации о параметрах займов всем заинтересованным в ней пользователям.

Управление государственным  долгом, как и всякое управление, имеет четыре составляющие: прогнозирование, планирование, анализ и контроль. Однако эти функции управления могут быть конкретизированы применительно к государственному долгу. Понятие управления государственным долгом может рассматриваться в широком и узком смысле.

Управление государственным  в широком смысле предполагает:

- формирование политики  в отношении государственного долга;

- определение основных  показателей и предельных значений  государственной задолженности;

- определение основных  направлений воздействия на микро-  и макроэкономические показатели;

- определение приоритетных  направлений использования привлеченных ресурсов и т.д.

Политика в отношении  государственного долга и его  верхний предел определяются законодательными органами власти, а оперативное управление им осуществляет исполнительная власть.

Управление государственным  долгом осуществляется посредством следующих методов:

- рефинансирование - погашение  части государственного долга  за вновь привлеченных средств;

- конверсия - изменение  доходности займа;

- консолидация - превращение  части имеющейся задолженности  в новую с более длительным  сроком погашения. Чаще всего использование этого приема связано с желанием государства устранить опасность, которая может грозить денежно-кредитной системе в случае массовых требований по погашению задолженности;

-новация - соглашения  между государством-заемщиком и кредиторами по замене обстояте6льств в рамках одного и того же кредитного договора;

- унификация - решение  государства об объединении нескольких  ранее выпущенных займов;

- отсрочка - консолидация  при одновременном отказе государства  от выплаты дохода по займам;

- дефолт - отказ государства  от уплаты государственного долга.

 

2. Государственный внутренний долг

 

Под государственным внутренним долгом понимаются долговые обязательства Российской Федерации как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками перед резидентами (юридическими и физическими лицами) или нерезидентами, выраженными в валюте РФ.

В объем государственного внутреннего долга Российской Федерации включаются:

1) номинальная сумма  долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации, обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;

2) объем основного долга  по кредитам, которые получены Российской Федерацией, и обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;

3) объем основного долга  по бюджетным кредитам, полученным Российской Федерацией;

4) объем обязательств  по государственным гарантиям, выраженным в валюте Российской Федерации;

5) объем иных, за исключением  указанных, долговых обязательств Российской Федерации, оплата которых в валюте Российской Федерации  предусмотрена иными федеральными законами. [1, статья 97].

Бюджетный кодекс, предоставляя право возникновения обязательств, устанавливает при этом порядок определения количественных пределов таких обязательств и порядок их выполнения. В соответствии со статьями 106 и 107 Бюджетного кодекса предельные объемы государственного внутреннего долга и государственного внешнего долга, пределы внешних заимствований Российской Федерации на очередной финансовый год утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год с разбивкой долга по формам обеспечения обязательств.

Правительство имеет право  осуществлять внутренние заимствования с превышением (установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год) предельного объема государственного внутреннего долга вместо внешних заимствований, если это снижает расходы на обслуживание государственного долга в рамках установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год объема государственного долга и иной порядок реструктуризации не предусмотрен федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год [1].

В зависимости от срока  погашения и объема обязательств выделяют:

- капитальный государственный долг;

- текущий государственный долг.

Под капитальным государственным долгом понимают всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты по этим обязательствам.

Под текущим государственным  долгом понимают расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.

Долговые обязательства  Российской Федерации могут существовать в форме:

- кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени Российской Федерации, как заемщика, с кредитными организациями;

- государственных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

- договоров и соглашений о получении Российской Федерацией бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

- договоров о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий [3, с. 147].

Долговые обязательства  Российской Федерации могут быть:

- краткосрочными - до одного года,

- среднесрочными - от одного года до пяти лет,

- долгосрочными - от пяти до 30 лет.

Обязательства погашаются в сроки, которые определяются конкретными  условиями займа. По долговым обязательствам страны и ее субъектов сроки погашения  не могут превышать 30 лет [4, с. 10].

Образованием российского рынка внутреннего долга решаются задачи:

- во-первых, ликвидации практики прямого (эмиссионного) кредитования Центробанком Минфина,

- во-вторых, создания значительного по размерам рынка государственных ценных бумаг, который характеризуется высокой ликвидностью и низкими рисками федеральных облигаций.

Развитие российского  рынка внутреннего долга непосредственно  связано с эволюцией национальной финансовой сферы, действиями денежных властей, как в области осуществления  макроэкономической политики, так и в проведении рыночных преобразований. В результате структура совокупного денежного предложения стала менее ликвидной, снизились темпы инфляции, что стало стимулом развития национального рынка.

В структуру текущего внутреннего долга России входят следующие ценные бумаги, показанные на рисунке 2:

1) государственные краткосрочные облигации (ГКО) со сроками обращения 3, 6 и 12 месяцев. Выпускаются на безбумажной основе в виде записей на счетах «депо». Облигации не имеют купонов. Размешаются на аукционах с дисконтом от номинала. Первый аукцион по размещению трехмесячных ГКО прошел в мае 1993 г. на Московской межбанковской валютной бирже (ММВБ);

2) облигации федерального займа с переменным купоном (ОФЗ-ПК) начали выпускать в 1995 г, а после кризиса 1998 выпуск был прекращен. Выплата купона осуществлялась раз в полугодие. Значение купонной ставки менялось и определялось средней взвешенной доходности по ГКО за последние 4 сессии (торгов);

Информация о работе Внутренний государственный долг РФ. Анализ 2008 – 2013