Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 05:16, курсовая работа
В настоящее время экономики многих стран характеризуются наличием больших государственных внешних и внутренних долгов. Ни одно государство не обходится без заимствования денежных ресурсов на финансовых рынках посредством государственных внутренних займов, которые выступают в качестве эффективного инструмента преодоления ограниченности налоговых поступлений в бюджет и эффективного проведения денежно-кредитной политики.
Введение 3
1. Сущность, определение, роль государственного долга 4
1.1. Определение государственного долга 4
1.2. Нормативно-правовое обеспечение и принципы управления государственным долгом 5
2. Государственный внутренний долг 7
3. Проблемы управления внутренним государственным долгом 13
3.1 Предложения по решению проблем управления внутренним государственным долгом 14
4. Современное состояние внутреннего государственного долга 16
Заключение 25
Список литературы 27
Объем предоставленных гарантий формирует условные обязательства государства, которые включаются в общий объем государственного долга Российской Федерации. В этой связи Основными направлениями долговой политики Российской Федерации на 2011 – 2013 годы было определено, что наряду с предоставлением бесплатных государственных гарантий оправдано установление платности государственной гарантийной поддержки. Возможно предоставление гарантий для покрытия доли рисков в условиях разделения рисков государства с частным капиталом. В Основных направлениях долговой политики Российской Федерации на 2012 – 2014 годы данные подходы не получили развития. Однако было отмечено, что «интенсивные методы применения государственных гарантий себя исчерпали, и накопленный по ним долг требует применения усовершенствованных подходов к оказанию государственной гарантийной поддержки».
Счетная палата
поддерживает необходимость
Расходы федерального бюджета по обслуживанию государственного долга Российской Федерации (процентные расходы) на 2012 год предусматриваются в сумме 388,4 млрд. рублей, что на 37,7 млрд. рублей, или на 10,7 %, больше, чем в 2011 году. В 2014 году указанные расходы составят 579,2 млрд. рублей и превысят законодательно установленный показатель на 2011 год почти в 1,7 раза.
Динамика расходов по обслуживанию государственного долга (процентных расходов) в 2009 – 2014 годах приведена в следующей таблице.
Таблица 4 – Динамика расходов по обслуживанию государственного долга (процентных расходов) в 2009 – 2014 годах, млрд. рублей
2009 г. отчет |
2010 г. отчет |
2011 г. Закон № 357-ФЗ (с изм.) |
2012 г. отчет |
2013 г. проект |
2014 г. проект | |
Процентные расходы |
176,2 |
195,0 |
350,7 |
388,4 |
482,3 |
579,2 |
% ВВП |
0,5 |
0,4 |
0,7 |
0,7 |
0,7 |
0,8 |
% к предыдущему году |
110,7 |
179,8 |
110,7 |
124,2 |
120 | |
% к 2011 году |
110,7 |
137,5 |
165,2 | |||
доля процентных расходов в расходах федерального бюджета, % |
1,8 |
1,9 |
3,2 |
3,1 |
3,5 |
4 |
расходы по обслуживанию внутреннего долга |
90,2 |
121,7 |
271,3 |
314,1 |
395,8 |
479,4 |
% к предыдущему году |
134,9 |
222,9 |
116 |
126,0 |
121,1 | |
% к 2011 году |
116 |
146 |
176,7 | |||
доля в процентных расходах, % |
51,2 |
62,4 |
77,4 |
80,9 |
82,1 |
82,8 |
% ВВП |
0,23 |
0,3 |
0,5 |
0,6 |
0,6 |
0,7 |
Анализ динамики процентных расходов показывает, что по сравнению с предыдущим годом расходы федерального бюджета по обслуживанию государственного долга в 2012 году увеличатся на 10,7 %, в 2013 году – на 24,2 %, в 2014 году – на 20 %.
Доля расходов по обслуживанию государственного долга в общем объеме расходов федерального бюджета вырастет с 3,1 % в 2012 году до 4 % в 2014 году, или на 0,9 процентного пункта.
Динамика расходов по обслуживанию государственного долга Российской Федерации в абсолютном размере и в процентах к ВВП в 2009 – 2014 годах приведена на следующей диаграмме.
Рисунок 4 – Динамика расходов по обслуживанию государственного долга Российской Федерации в абсолютном размере и в процентах к ВВП в 2009 – 2014 годах
За 2012 – 2014 года общий объем бюджетных ассигнований, направляемых на обслуживание государственного долга, составит 1 449,9 млрд. рублей.
Увеличение процентных расходов обусловлено прежде всего увеличением планируемых для финансирования дефицита федерального бюджета объемов государственных заимствований Российской Федерации на внутреннем и внешнем рынках и соответствующим ростом абсолютного размера государственного долга Российской Федерации.
Расходы по обслуживанию государственного долга увеличатся с 350,7 млрд. рублей (0,7 % ВВП) в 2011 году до 579,2 млрд. рублей (0,8 % ВВП) в 2014 году, или в 1,7 раза. Объем указанных расходов существенно превысит бюджетные ассигнования, направляемые в 2014 году на жилищно-коммунальное хозяйство, охрану окружающей среды, культуру, кинематографию, физическую культуру и спорт, средства массовой информации в целом (273,3 млрд. рублей), образование (499,5 млрд. рублей), здравоохранение (461,8 млрд. рублей), межбюджетные трансферты (494,7 млрд. рублей)
В соответствии с законопроектом государственные расходы по обслуживанию государственного внутреннего долга по сравнению с 2011 годом в 2012 году увеличатся на 42,8 млрд. рублей, или на 15,8 %, и составят 314,1 млрд. рублей, в 2013 году – на 124,5 млрд. рублей, или на 45,9 %, в 2014 году по сравнению с 2011 годом увеличатся в 1,8 раза и составят 479,4 млрд. рублей. Доля расходов по обслуживанию государственного внутреннего долга в общих процентных расходах увеличится с 80,9 % в 2012 году до 82,8 % в 2014 году.
Рост расходов по обслуживанию государственного внутреннего долга обусловлен не только увеличением объема государственного внутреннего долга в 2012 – 2014 годах, но и ростом планируемой доходности по государственным ценным бумагам.
Расчет расходов по обслуживанию государственного внутреннего долга в 2012 – 2014 годах производился исходя из планируемой доходности по краткосрочным бумагам 4,5 % – 5,5 %, среднесрочным – 6 % – 7,5 %, долгосрочным – 7,5 % – 8,5 %.
Основной объем бюджетных ассигнований на обслуживание государственного внутреннего долга в 2012 – 2014 годах предусмотрен по облигациям федерального займа с амортизацией долга (ОФЗ-АД) и облигациям федерального займа с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД). В 2012 году на обслуживание ОФЗ-АД предусмотрено 61,6 млрд. рублей, в 2013 году – 58,2 млрд. рублей, в 2014 году – 57,2 млрд. рублей, на обслуживание ОФЗ-ПД - в 2012 году – 200,5 млрд. рублей, в 2013 году – 281,5 млрд. рублей, в 2014 году – 371,1 млрд. рублей.
Прогнозируемая эмиссия государственных ценных бумаг, номинированных в валюте Российской Федерации, в 2012 году составила 1 843,7 млрд. рублей, в 2013 году – 1 839,6 млрд. рублей, в 2014 году – 1 919,4 млрд. рублей по номинальной стоимости.
В таблице 1покажем динамику внутреннего государственного долга Российской Федерации в 2008 – 2012 годах.
Таблица 4 – Государственный внутренний долг Российской Федерации
Дата/Вид долгового обязательства |
ОФЗ-ПД |
ОФЗ-ФК |
ОФЗ-АД |
ГСО-ППС |
ГСО-ФПС |
ОВОЗ |
Итого внутренний долг |
На 01.01.2008 |
288,42 |
51,43 |
807,59 |
10,42 |
91,00 |
- |
1248,89 |
На 01.01.2009 |
328,17 |
- |
882,03 |
45,41 |
132,00 |
- |
1421,47 |
На 01.01.2010 |
706,37 |
- |
863,38 |
135,42 |
132,00 |
- |
1837,17 |
На 01.01.2011 |
1338,59 |
- |
815,58 |
175,42 |
132,00 |
- |
2461,59 |
На 01.01.2012 |
1823,70 |
- |
1079,58 |
421,15 |
132,00 |
90,00 |
3546,44 |
В приложениях 1,2 приведены данные о динамике государственного внутреннего долга РФ за период 1993 – 2012 гг.
Структура государственного внутреннего долга, выраженного в государственных ценных бумагах на 01.01.2012 г. представлена на рисунке 6.
Рисунок 6 – Структура государственного внутреннего долга
Основные направления долговой политики на 2010 – 2013 годы представлены в составе Основных направлений бюджетной и налоговой политики, согласно которой политика в области государственного долга Российской Федерации на 2010–2013 годы направлена:
- на обеспечение
- на развитие национального рынка государственных ценных бумаг;
- на активное использование
инструмента выдачи
Рынок внутреннего долга является неотъемлемой частью национальной финансовой системы, позитивные и негативные характеристики которой напрямую воздействуют как на состояние финансовой сферы, так и на поступательное развитие реального сектора.
Государственный долг, как и финансы, может являться рычагом и объектом управления. Управление государственным долгом бывает стратегическим и оперативным. Оперативное управление государственным долгом осуществляют Правительство РФ и его специальный орган – Министерство финансов РФ, а также Центральный банк РФ и Внешэкономбанк как агенты Минфина РФ. Под управлением государственным долгом следует понимать совокупность мер по регулированию его объем и структуры, определению условий и осуществлению новых заимствований регулированию рынка государственных заимствований реализации мер антикризисного управления проблемными долгами, обслуживанию и погашению долга, определению условий и предоставлению государственных гарантий, контролю за эффективным использованием заимствованных средств.
Методы управления государственным долгом можно условно разделить на административные и рыночные. К приемам управления, характерным преимущественно для административных подходов регулирования государственного долга относятся, в частности, конверсия, консолидация, унификация, отсрочка погашения, списание долга, аннулирование долга и другие. К приемам управления, характерным для рыночной модели регулирования государственного долга, относятся, в первую очередь, реструктуризация, новация, доразмещение облигаций, выкуп долга, секъюризация, обмен долга и другие.
Опасность большого государственного долга связана не с тем, что правительство может обанкротиться. Подобное невозможно, поскольку, как правило, правительство не погашает долг, а рефинансирует, т.е. строит финансовую пирамиду, выпуская новые государственные займы и делая новые долги для погашения старых. Кроме того, правительство для финансирования своих расходов может повысить налоги или выпустить в обращение дополнительные деньги.
Общепризнанно опасной считается граница, когда сумма долга в два раза превышает экспорт, а тройное превышение считается критическим. Таким же образом рассматривается и доля суммы обслуживания долга (основной суммы задолженности и процентов) в экспорте. Она должна быть не выше 20%, 30% – уже критический порог.
Серьезные проблемы и негативные последствия большого государственного долга, заключаются в следующем:
- снижается эффективность экономики, поскольку отвлекаются средства из производственного сектора экономики, как на обслуживание долга, так и на выплату самой суммы долга;
- перераспределяется доход от частного сектора к государственному;
- усиливается неравенства в доходах;
- рефинансирование долга ведет к росту ставки процента, что вызывает вытеснение инвестиций в краткосрочном периоде, что в долгосрочном периоде может привести к сокращению запаса капитала и сокращению производственного потенциала страны;
- необходимость выплаты процентов по долгу может потребовать повышения налогов, что приведет к подрыву действия экономических стимулов;
- создается угроза высокой инфляции в долгосрочном периоде;
- возлагает бремя выплаты на будущие поколения, что может привести к снижению уровня их благосостояния;
- выплата процентов или основной суммы долга иностранцам вызывают перевод определенной части ВВП за рубеж;
- может появиться угроза долгового и валютного кризиса.
При последовательном проведении
указанных мероприятий в
Таким образом, к основным недостаткам сложившейся системы управления государственным долгом относятся:
- система управления государственным долгом не дает возможности в полной мере осуществлять централизованную долгосрочную политику в области государственных заимствований;
- механизмы управления не позволяют полностью обеспечивать предупреждение возможных финансовых кризисов;
- отсутствует законодательное разделение компетенции между ветвями государственной власти в области управления государственным долгом;
- отсутствует единая база данных государственных долговых обязательств и единая методика их учета, что ухудшает возможности по управлению государственным долгом в целом;
- не создана единая система анализа и учета рисков, что повышает риски государства, связанные с необходимостью обслуживания валютной составляющей долга;
- не разработана система долгосрочной взаимосвязи политики управления государственным долгом с денежно-кредитной политикой, уровнем денежной массы, политикой валютного курса;
- имеющаяся система информации о государственном долге и его состоянии отличается высокой степенью закрытости;
- отсутствует четкая правовая регламентация на федеральном уровне полномочий субфедеральных и муниципальных органов в сфере осуществления заимствований, а также действенная система контроля за соблюдением регионами и муниципалитетами уже имеющихся ограничений.
Информация о работе Внутренний государственный долг РФ. Анализ 2008 – 2013