Внутренний государственный долг РФ. Анализ 2008 – 2013

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 05:16, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время экономики многих стран характеризуются наличием больших государственных внешних и внутренних долгов. Ни одно государство не обходится без заимствования денежных ресурсов на финансовых рынках посредством государственных внутренних займов, которые выступают в качестве эффективного инструмента преодоления ограниченности налоговых поступлений в бюджет и эффективного проведения денежно-кредитной политики.

Содержание работы

Введение 3
1. Сущность, определение, роль государственного долга 4
1.1. Определение государственного долга 4
1.2. Нормативно-правовое обеспечение и принципы управления государственным долгом 5
2. Государственный внутренний долг 7
3. Проблемы управления внутренним государственным долгом 13
3.1 Предложения по решению проблем управления внутренним государственным долгом 14
4. Современное состояние внутреннего государственного долга 16
Заключение 25
Список литературы 27

Файлы: 1 файл

ФИНАНСЫ_Курсовая работа.doc

— 608.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по управлению государственным  долгом участвует в реализации годовых  программ в области управления государственным долгом и финансовыми активами, а также в переговорах с кредиторами Российской Федерации в рамках имеющихся полномочий, осуществляет по поручению Минфина России перевод средств на обслуживание и погашение долга, ведет аналитический учет государственных долговых обязательств и финансовых активов, связанных с долговыми операциями.

 

4. Современное состояние внутреннего государственного долга

 

Объем государственного долга  Российской Федерации (далее - государственный долг) в 2012 году  составил 13,2 % ВВП, в плановом периоде будет увеличиваться и в конце 2014 года составит 15,7 % ВВП.

Увеличение государственного долга произойдет в основном за счет роста  государственного внутреннего  долга с 6 330,9 млрд. рублей (10,8 % ВВП) в 2012 году  до 9 221,8 млрд. рублей (12,7 % ВВП) в 2014 году, объем которого превысит законодательно утвержденный показатель на 2011 год (4 732,3 млрд. рублей) в 1,9 раза.

Государственный внутренний долг по государственным гарантиям  в 2014 году увеличится по сравнению с 2011 годом в 2 раза  и составит 1,9  трлн. рублей.

Расходы по обслуживанию государственного долга увеличатся с 350,7 млрд. рублей  (0,7 % ВВП) в 2011 году до 579,2 млрд. рублей (0,8 % ВВП) в 2014 году, или в 1,7 раза. Объем указанных расходов существенно превысит бюджетные ассигнования, направляемые в 2014 году на жилищно-коммунальное хозяйство, охрану окружающей среды, культуру, кинематографию, физическую культуру и спорт, средства массовой информации в целом  (273,3 млрд. рублей), образование (499,5 млрд. рублей), здравоохранение (461,8 млрд. рублей), межбюджетные  трансферты (494,7 млрд. рублей)

В соответствии с Основными  направлениями долговой политики Российской Федерации на 2012 –  2014 годы, рассмотренными Правительством Российской Федерации  11 августа 2011 года (далее – долговая политика на 2012 – 2014 годы), государственная политика в области государственного долга Российской Федерации будет направлена на обеспечение  финансирования дефицита федерального бюджета путем привлечения ресурсов на  российском и международных рынках капитала на благоприятных условиях, развитие  национального рынка государственных ценных бумаг, создание условий для осуществления корпоративных заимствований.

В соответствии с законопроектом в 2012 – 2014 годах предусматривается привлечение значительных заимствований на внутреннем финансовом рынке.

За 2012 –  2014 годы предусматривается общее привлечение средств от размещения государственных ценных бумаг Российской Федерации, номинированных в валюте Российской Федерации, в сумме 5 492,9 млрд. рублей.

Государственный долг Российской Федерации увеличился с 7 743,0 млрд. рублей (13,2 % ВВП) в 2012 году до 11 388,9 млрд. рублей (15,7 % ВВП) в 2014 году. При этом доля государственного внутреннего долга в совокупном объеме государственного  долга в 2012 – 2014 годах составит  81,8 %, 81,8 %, 81 % соответственно.

Динамика объема и структуры  государственного долга Российской Федерации в 2009 – 2014 годах (на конец года) представлена в следующей таблице.

Таблица 1 –Динамика объема и структуры государственного долга Российской Федерации в 2009 – 2014 годах, млрд. рублей

 

2009 г. отчет

  2010 г. отчет

2011 г. оценка

2012 г. проект

2013 г. проект

2014 г. проект

Государственный долг Российской Федерации

3 233,1

4 158,2

5 699,3

7 743,0

9 624,7

11 388,9

% к ВВП

8,3

9,3

10,7

13,2

14,8

15,7

% к предыдущему  году

 

128,6

137,1

135,9

124,3

118,3

% к 2011 году 

     

135,9

168,9

199,8

в том числе:

           

Государственный внутренний долг

2 094,7

2 940,4

4 555,0

6 330,9

7 873,2

9 221,8

% к ВВП

5,4

6,6

8,5

10,8

12,1

12,7

% к предыдущему  году

 

140,4

154,9

139,0

124,4

117,1

% к 2011 году 

     

139,0

172,8

202,5


Анализ динамики объема и структуры государственного долга  показывает, что объем государственного долга увеличится за 2012 – 2014 годы практически в 2 раза. Увеличение государственного долга произойдет в основном за счет роста государственного  внутреннего долга, объем которого увеличится в 2 раза в 2014 году по сравнению с 2011 годом, или с 8,5 % ВВП до 12,7% ВВП.

Динамика объема и структуры государственного долга Российской Федерации в 2008 – 2014 годах представлена на следующей диаграмме.

Рисунок 3 – Динамика объема и структуры государственного долга Российской Федерации в 2008 – 2014 годах

Возросшие объемы заимствований и, соответственно, рост объема государственного долга в плановом периоде увеличат нагрузку на федеральный бюджет, однако, по большинству индикаторов, рассчитанных в соответствии с международной методикой, бюджетная устойчивость сохранится.

Основные использующиеся в мировой практике показатели, характеризующие степень долговой устойчивости, применительно к Российской Федерации в 2009 – 2014 годах приведены в следующей таблице.

Таблица 2 – Основные показатели, характеризующие степень долговой устойчивости, применительно к РФ в 2009 – 2014 годах

Наименование показателя

2009

2010

2011

2012

2013

2014

Критерий (инди-кативные значения)

Пороговое значение (бюджетная  позиция)

Государственный долг Российской Федерации,     %  ВВП

8,3

9,3

10,7

13,2

14,8

15,7

< 50 %

25 %

Доля государственного внутреннего долга в общем  объеме государственного долга Российской Федерации, %

64,8

70,7

79,9

81,8

81,8

80,9

> 50 %

 

Доля расходов по обслуживанию государственного долга в общем  объеме расходов федерального бюджета, %

1,8

1,9

3,2

3,1

3,5

4

< 10 %

10 %

Отношение годовой суммы  платежей по погашению и обслуживанию государственного долга к доходам  федерального бюджета, %

6,1

7,6

8,2

10,5

10,3

12,3

<10 %

10 %

Отношение государственного долга Российской Федерации к  доходам федерального бюджета, %

44,1

50,1

51,5

65,7

75,7

80,8

<250 %

100 %


 

В долговой политике на 2012 – 2014 годы для оценки долговой устойчивости Российской Федерации  с точки  зрения бюджетной позиции предлагаются более низкие пороговые значения по ряду показателей, чем  принято в мировой практике.

Так, по показателю,  характеризующему отношение государственного долга  Российской Федерации к доходам  федерального бюджета,  пороговое  значение составляет 100 %, при этом указанный показатель в 2012 году составил 65,7 %, в 2013 году – 75,7 %, в 2014 году - 80,8 %.  При сохранении тенденции роста указанного показателя  возможно  достижение порогового значения за пределами бюджетного цикла 2012 – 2014 годов, что свидетельствует о возможном риске недостаточности доходов федерального бюджета  для  погашения государственного долга Российской Федерации.

В связи с ростом бюджетных  ассигнований федерального бюджета  на исполнение расходных обязательств по обслуживанию и погашению долга  в 2012 - 2014 годах отношение годовой суммы платежей по погашению и обслуживанию государственного долга к доходам федерального бюджета превысит предельное значение (10 %)  на 0,5, 0,3 и 2,3  процентного пункта соответственно.

В соответствии с долговой политикой на 2012 – 2014 годы поддержание умеренной долговой нагрузки является стратегической задачей. По мнению Счетной палаты, целесообразно разработать систему управления долговыми рисками для обеспечения  долгосрочной долговой устойчивости.

В соответствии  со статьей 1 законопроекта верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации (далее – внутренний долг) на 1 января 2013 года  предусмотрен в  сумме 6 330,9 млрд. рублей, что на 1 775,9 млрд. рублей, или на 39 %, выше, чем по состоянию на 1 января 2012 года (оценка – 4 555,0 млрд. рублей). За 2012 - 2014 годы  внутренний государственный долг  увеличится в 2 раза. 

Динамика объема и структуры  государственного внутреннего долга (на конец года) представлена в следующей  таблице.

Таблица 3 – Динамика объема и структуры  государственного внутреннего долга

 

2010 г. 

отчет

2011 г. 

оценка

2012 г. 

оценка

2013 г. 

проект

2014 г. 

проект

2014 г. к  2011 г.

млрд. рублей

струк-тура, %

млрд. рублей

струк-тура, %

млрд. рублей

струк-тура, %

млрд. рублей

струк-тура, %

млрд. рублей

струк-тура, %

%

Государственный  внутренний долг,  всего 

2 940,4

100

4 555,0

100

6 330,9

100

7 873,2

100

9 221,8

100

202,5

в том числе:

                     

государственные ценные бумаги (ОФЗ/ГСО, ОВОЗ)

2 461,6

83,7

3 655,3

80,2

4 967,6

78,5

6 188,8

78,6

7 320,8

79,4

200,3

государственные гарантии

472,2

16,1

892,7

19,6

1 356,0

21,4

1 684,4

21,4

1 901,0

20,6

213

прочая задолженность 

6,6

0,2

7,0

0,2

7,3

0,1

0,0

0

0,0

0

0


Анализ динамики  объема и структуры государственного внутреннего  долга показывает, что  рост  государственного внутреннего долга  в основном обусловлен увеличением долга по государственным ценным бумагам, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации.  Доля указанного долга   увеличится с 78,5 % в 2012 году до 79,4 % в 2014 году.

Объем внутреннего долга, выраженного в государственных  ценных бумагах, в 2012 году составил 4 967,6 млрд. рублей, что на 35,9 % больше, чем в 2011 году. За 2012 – 2014 годы указанный долг увеличится в 2 раза и к концу 2014 года составит 7 320,8 млрд. рублей.

В соответствии с Основными  направлениями долговой политики Российской Федерации на 2012 – 2014 годы помимо эмиссии ОФЗ и ГСО предполагается осуществлять выпуск еврооблигаций в рублях.

Законопроектом предусмотрен рост в 2012 – 2014 годах  государственного внутреннего долга по государственным гарантиям более чем в 2 раза, его доля в общем объеме государственного внутреннего долга составит 21,4 %, 21,4 %, 20,6 % соответственно.

В соответствии с пунктом 4 статьи 15 законопроекта установлены  верхние пределы государственного внутреннего долга Российской Федерации по государственным гарантиям Российской Федерации: на 1 января 2013 года – 1 356,0 млрд. рублей, на 1 января 2014 года – 1 684,4 млрд. рублей, на 1 января 2015 года – 1 901,0 млрд. рублей. Такой рост обусловлен активным использованием механизма государственной поддержки российской экономики в форме   предоставления государственных гарантий.

Проектами программ предоставления государственных гарантий Российской Федерации в валюте Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов  предусматривается предоставление гарантий на общую сумму 1 139,3 млрд. рублей, в том числе: в 2012 году – 589,5 млрд. рублей, в 2013 году – 331,5 млрд. рублей, в 2014 году – 218,3 млрд. рублей.

В 2013 – 2014 годах планируется предоставление указанных государственных гарантий Российской Федерации:

- по обязательствам  страхования военных рисков,

- рисков угона и других  подобных рисков ответственности  авиаперевозчиков перед третьими  лицами;

- по обязательствам организаций оборонно-промышленного комплекса для реализации государственного оборонного заказа;

- «ипотечные» государственные гарантии Российской Федерации (ОАО «АИЖК»);

- гарантии по облигационным  займам ОАО «РОСНАНО» и юридических  лиц, отобранным в порядке, установленном Правительством Российской Федерации на осуществление инвестиционных проектов; по поручительствам «ГК «Олимпстрой»;

- по кредитам, привлекаемым  ОАО «Заполярье» на строительство  магистрального нефтепровода.

Необходимо отметить, что фактическое исполнение программы государственных гарантий Российской Федерации в валюте Российской Федерации составило в 2009 году – 39,5 %, в 2010 году - 55,6 %. В первом полугодии 2011 года указанные гарантии не предоставлялись.

Информация о работе Внутренний государственный долг РФ. Анализ 2008 – 2013