Значение анализа безубыточности производства в принятии управленческих решений на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2015 в 10:50, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе было изучено значение анализа безубыточности производства в принятии управленческих решений на предприятииООО «Дарина». В работе определены цели анализа безубыточности, описано поведение затрат, перечислены и описаны методы деления затрат на постоянную и переменную части. Также в курсовой работе представлена сравнительная характеристика экономической и бухгалтерской модели безубыточности производстваООО «Дарина», выявлены методы определения критической точки, описано использование анализа безубыточности для планирования и раскрыт производственный результат для оптимальной программы для рассматриваемого предприятия.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
1 ПОНЯТИЕ И ЦЕЛИ АНАЛИЗА БЕЗУБЫТОЧНОСТИ 6
2 ПОВЕДЕНИЕ ЗАТРАТ. МЕТОДЫ ДЕЛЕНИЯ ЗАТРАТ НА ПОСТОЯННУЮ И ПЕРЕМЕННУЮ ЧАСТИ 10
3 СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И БУХГАЛТЕРСКОЙ МОДЕЛИ БЕЗУБЫТОЧНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА 16
4 МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КРИТИЧЕСКОЙ ТОЧКИ 25
5 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНАЛИЗА БЕЗУБЫТОЧНОСТИ ДЛЯ ПЛАНИРОВАНИЯ 31
6 ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ДЛЯ ОПТИМАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 49

Файлы: 1 файл

Значение анализа безубыточности производства в принятии управленческих решений на предприятии.docx

— 255.72 Кб (Скачать файл)

Рис. 11. Постоянные издержки по бухгалтерской модели

Теперь сравним линии совокупного дохода бухгалтерской и экономической моделей. Как мы видим, бухгалтеры предполагают, что цена реализации остается постоянной в возможно диапазоне объемов производства, поэтому линия совокупного дохода прямая. Бухгалтерское предположение относительно линии доходов реалистично с точки зрения большинства фирм, которые работают в отраслях, где цены за короткие периоды не отличаются эластичностью в относительном диапазоне производства. Еще одним доводом в пользу этого допущения о фиксированной цене реализации является то, что конкуренция может принять скорее неценовую, чем ценовую форму. Например, фирмы могут предпринять попытку увеличить объем реализации при помощи рекламы, а не путем изменения цены реализации. Более того, за пределами возможного диапазона увеличить объем производства можно, только значительно снизив уровень цен. Поскольку фирмы не планируют свою работу вне его, то при создании бухгалтерской модели не предпринимают никаких попыток для построения функции дохода вне этого предела. На рис. 11 она была бы более точной, если бы линия совокупного дохода была представлена для уровней производства X и У в возможном диапазоне, а не продолжена влево и вправо от этих точек.

 

4 МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КРИТИЧЕСКОЙ ТОЧКИ

Предпринимателю в процессе деятельности постоянно приходится принимать решения о цене, по которой продукция будет реализована, о переменных и постоянных издержках, о приобретении и использовании ресурсов. Для этого необходимо точно и достоверно организовать уровни затрат и прибыли.

Все предпринимаемые в условиях рынка управленческие модели основаны на изучении взаимосвязи затрат, объема производства и прибыли. Специальный анализ помогает понять взаимоотношения между ценой изделия, объемом производства, переменными и постоянными затратами. Он позволяет сравнить различные варианты цен на продукцию и получение прибыли, а также отыскать наиболее выгодное соотношение между переменными, постоянными затратами, ценой и объемом производства продукции. Достичь этого можно разными способами: снизить цену продаж и соответственно увеличить объем реализации; увеличить постоянные затраты и увеличить объем; пропорционально изменять переменные, постоянные затраты и объем выпуска продукции. Иногда анализ соотношения затрат, объема производства и прибыли (СVР-анализ, Cost-Volume-Profit) трактуют более узко, как анализ критической точки.

Под критической понимается та точка объема производства, в которой затраты равны выручке от реализации всей продукции, т.е. где нет ни прибыли, ни убытков. Эту точку называют также «мертвой», или точкой безубыточности.

Для ее вычисления можно использовать три метода: уравнения, маржинальной прибыли и графического изображения.

В методе уравнения в качестве исходного уравнения для анализа принимают следующее соотношение выручки, издержек и прибыли:

Выручка – переменные затраты – постоянные затраты = прибыль.

Если выручку представить как произведение цены продажи единицы изделия и количества проданных единиц, а затраты пересчитать на единицу изделия, то в точке критического объема производства будем иметь:

Qкр·P·Qкр·VC -  FC=Q.                    (1)

Исходя из этого, определяем количество единиц продукции, которое необходимо продать, чтобы достигнуть критической точки:

 

где Qкр – объем производства продукции в критической точке (количество единиц);

Р – цена единицы продукции;

VC – удельные переменные затраты на единицу продукции;

FC – постоянные расходы.

Рассмотрим этот метод на примере ООО «Дарина». ООО «Дарина» планирует продать свою продукцию по цене 1000 ден. ед., постоянные расходы составляют 140 000 ден. ед., удельные переменные расходы на единицу продукции – 600 ден. ед. В точке безубыточности прибыль равна 0, тогда

1000·Х - 600·Х - 140 000= 0

200 • X = 140 000

Х=350

Таким образом, при продаже 350 ед. изделий предприятие достигнет точки, в которой прибыль и убытки равны.

Критическую точку можно рассчитать и в стоимостном выражении, если умножить полученный объем на цену единицы продукции:

350 • 1000 = 350 000 ден. ед.

СVP-анализ может быть использован для определения объема реализации, необходимого для получения желаемой величины прибыли. Предположим в нашем условном примере, что предприятие хочет достигнуть прибыли в размере 80 000 ден. ед. Каким должен быть объем производства и продаж? Эту задачу можно решить методом уравнений.

В точке безубыточности, как известно, выручка равна сумме постоянных и переменных затрат. Поэтому, чтобы рассчитать заданную величину прибыли, необходимо прибавить ее к сумме затрат:

Выручка = переменные затраты + постоянные затраты + прибыль.

 

 

Таким образом, заданная величина прибыли может быть получена при объеме продаж, равном 550 ед., что составляет в денежном выражении

550 • 1000 = 550 000 ден. ед.

Метод маржинальной прибыли представляет собой модификацию метода уравнений.

Маржинальная прибыль – это разность между выручкой от реализации продукции и переменными затратами, т.е. это определенная сумма средств, необходимая, в первую очередь, для покрытия постоянных затрат и получения прибыли предприятия. Маржинальную прибыль на единицу изделия можно также представить как разность между ценой реализации единицы товара и удельными переменными расходами. Маржинальная прибыль, приходящаяся на единицу продукции, представляет вклад каждой проданной единицы в покрытие постоянных затрат.

Преобразование формулы (2) раскрывает связь объема продукции и относительного маржинального дохода:

где d– относительный уровень удельных переменных расходов в цене продукта (d = VC/P);

(1-d) – относительная маржинальная прибыль на единицу объема реализации.

В нашем примере маржинальная прибыль на единицу продукции ООО «Дарина» составляет 1000 - 600 = 400 ден. ед., а точка безубыточности равна 140 000 : 400  =350 ед.

Графический метод дает наглядное представление о СVP-анализе и сводится к построению комплексного графика «затраты – объем производства – прибыль».

В прямоугольной системе координат строится график зависимости затрат и дохода ООО «Дарина» от количества единиц произведенной продукции (рис. 12).

Рис. 12. График поведения затрат, прибыли и объема продаж  
ООО «Дарина»

По вертикали откладываются данные об издержках и доходе, по горизонтали – количество единиц продукции. Порядок построения графика следующий:

1. Чтобы нанести на  график линию переменных расходов (VC), наносим объем ООО «Дарина», предположим, 1000 ед. и находим точку расходов, соответствующую этому объему: 600 • 1000 =600 000 (точка А). Проводим линию переменных расходов через точки 0 и А.

2. Чтобы нанести линию постоянных расходов (TС), отметим на оси ординат точку, соответствующую 140 000 ед. (точка В), а от точки А вверх отложим 140 000 ед. (точка С). Используя точкиВ и С, проводим линию постоянных расходов параллельно линии переменных расходов. Линия ВС показывает общую сумму затрат.

3. Чтобы нанести на  график линию выручки (TR) ООО «Дарина», возьмем тот же объем продаж (1000 ед.). Отметим точку Д, полученную от умножения цены единицы продукции на объем (1000 • 1000 = 1000 000 ден. ед.). Проводим линию выручки через точки 0 и Д.

Критическая точка (точка перелома) образуется в месте пересечения линии выручки и линии валовых (совокупных) издержек ВС. В точке критического объема производства К нет прибыли и нет убытка.

Слева от критической точки заштрихована область чистых убытков, которая образуется в результате превышения величины постоянных издержек над величиной маржинальной прибыли. Справа от нее заштрихована область чистых прибылей. Для каждого значения Q (количества единиц продукции) чистая прибыль определяется как разность между величиной маржинальной прибыли и постоянных издержек.

Проекция точки К на ось абсцисс дает критический объем производства в физических единицах измерения (шт. м, кг).

Проекция точки К на ось ординат дает критический объем производства в стоимостном измерении.

Приведенная графическая зависимость затрат, прибыли и объема продаж ООО «Дарина» позволяет сделать важные для предприятия выводы:

1. Предприятие ООО «Дарина» может получить прибыль (выручка за минусом постоянных и переменных издержек) лишь при условии реализации продукции большего объема, чем критическая точка К.

2. Точка К, находящаяся на пересечении кривой валовых издержек (ТС) и кривой выручки от реализации (TR) ООО «Дарина», называется критической точкой, при переходе через которую наступает окупаемость всех издержек и предприятие начинает получать прибыль.

3. Точка пересечения кривой  постоянных издержек (FC) и кривой маржинального дохода ООО «Дарина» показывает тот объем производства, после прохождения которого наступает окупаемость постоянных затрат.

4. С повышением цен  на производимую продукцию минимальный  объем производства, который соответствует  критической точке, уменьшается, а  при снижении цены – возрастает.

5. С увеличением постоянных  расходов минимальный объем производства, соответствующий точке безубыточности, повышается.

6. Сохранение безубыточного  объема производства ООО «Дарина» при росте переменных расходов возможно при прочих равных условиях за счет увеличения минимального объема производства.

При проведении анализа безубыточности предприятия ООО «Дарина» условно принимается целый ряд допусков, которые ограничивают точность и надежность результатов анализа: объем производства равен объему продаж; цена за единицу продаваемого товара, а также доли переменных и постоянных издержек остаются неизменными; производится единственный вид изделия и др. 
5 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНАЛИЗА БЕЗУБЫТОЧНОСТИ  
ДЛЯ ПЛАНИРОВАНИЯ

Важным условием обеспечения успешной деятельности фирмы является контроль за выполнением плана безубыточности фирмы.

Процесс составления плана безубыточности деятельности фирмы является частью составления общего финансового плана фирмы.

Подробно рассмотрим все стадии процесса планирования безубыточности: Анализ состояния дел в фирме и ситуации на рынках сбыта. Подразумевается анализ сильных и слабых сторон деятельности фирмы с точки зрения внутренних и внешних факторов. Под внутренними факторами прежде всего понимаем анализ издержек, с учетом возможностей трансформирования структуры издержек с целью их минимизации. Отметим, что на минимизацию издержек помимо часто производственных и технических вопросов немаловажное влияние оказывает уровень менеджмента на предприятии и деятельность служб снабжения. Внешние факторы рассматриваются прежде всего как те объективные особенности рыночной среды, которые оказывают положительное или отрицательное воздействие на деятельность предприятия. К числу таких факторов относятся: доля рынка, контролируемая фирмой, и тенденцией к ее изменению; деятельность конкурентов, изменение предпочтений потребителей, изменение общей финансовой ситуации в стране, где осуществляется деятельность фирмы и т.д. Прогноз будущих цен на факторы производства и на готовую продукцию. Осуществляется прогнозное планирование интересующих нас ценовых факторов товарного рынка. Для этого особенно полезно рассмотрение статистически по показателям, в том числе и с помощью экономико-математических методов. Если у предприятия отсутствуют возможности для проведения подобного рода анализа, то можно ограничиться простой экстраполяцией существующих тенденций в изменениях цен на рынке. На этом же этапе определяются цены противодействия возможным неблагоприятным изменениям цен. В частности могут рассматриваться вопросы хеджирования ценового риска путем использования товарных фьючерсов и опционов. Расчет переменных и постоянных затрат.

По спрогнозированным значениям цен и непроизводственных затрат, необходимо рассчитать себестоимость производимой продукции. При этом необходимо спланировать применение объема незавершенного производства и степень выполнения отдельных этапов работ. Здесь же определяется потребность в основных и оборотных средствах, определяются предположительные источники их формирования. Если потребность в финансовых ресурсах удовлетворяется путем внешних займов, то в сумму непроизводственных расходов необходимо включить расходы по полученным кредитам. Расчет точки безубыточности.

Определяем точку безубыточности на основе расчета себестоимости изделий и предположительной цены реализации. После расчета объема производства, необходимого для покрытия постоянных издержек, определяется потребная величина маржи безопасности. Эта приблизительная величина зависит от стабильности внешней среды, в которой действует фирма. Естественно, что чем более нестабильна внешняя среда, тем большим должен быть размер маржи безопасности. После определения маржи безопасности рассчитываем объем выпуска и реализации продукции необходимой для достижения требуемого уровня маржи безопасности., VI Определение ценовой политики предприятия

На основе анализа будущего состояния рынка, определяем, при каком уровне цен и ценовой политике предприятия достигается необходимый объем реализации. После этого вновь пересчитывается точка безубыточности и уточненная величина маржи безопасности. Если эта величина не удовлетворяет заданному в п.IV критерию, то повторяем пункты V, VI еще раз, с другими значениями цен. Если не получается достичь приемлемой величины маржи безопасности, то необходимо повторить анализ в III, обращая внимание на снижение затрат. Подобным оперативным процессом мы достигаем производственного плана с удовлетворяющими исходным требованиям величинами маржи безопасности и цен реализации. Принятие окончательного плана

На основе цен реализации, объемов реализации производится окончательный расчет точки безубыточности, а также составляется финансовый план и план реализации с разбивкой по периодам. При этом определяется момент достижения точки безубыточности. Контроль безубыточности

Контроль безубыточности включает в себя несколько аспектов о которых мы только упоминаем: контроль производственных расходов, контроль себестоимости, контроль плана реализации, контроль поступления доходов, контроль выполнения плана безубыточности. Ясно, что контроль себестоимости и контроль плана реализации и поступления доходов проверяют две составляющие концепции безубыточности. Комплексный контроль безубыточности заключается в непрерывном контроле за полученными доходами и текущими издержками фирмы, определении того, в каком положении относительно точки безубыточности находится фирма. Подобное изложение вопросов планирования и контроля безубыточности опускается в силу того, что данная работа имеет ограниченный объем.

Информация о работе Значение анализа безубыточности производства в принятии управленческих решений на предприятии