Значение анализа безубыточности производства в принятии управленческих решений на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2015 в 10:50, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе было изучено значение анализа безубыточности производства в принятии управленческих решений на предприятииООО «Дарина». В работе определены цели анализа безубыточности, описано поведение затрат, перечислены и описаны методы деления затрат на постоянную и переменную части. Также в курсовой работе представлена сравнительная характеристика экономической и бухгалтерской модели безубыточности производстваООО «Дарина», выявлены методы определения критической точки, описано использование анализа безубыточности для планирования и раскрыт производственный результат для оптимальной программы для рассматриваемого предприятия.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
1 ПОНЯТИЕ И ЦЕЛИ АНАЛИЗА БЕЗУБЫТОЧНОСТИ 6
2 ПОВЕДЕНИЕ ЗАТРАТ. МЕТОДЫ ДЕЛЕНИЯ ЗАТРАТ НА ПОСТОЯННУЮ И ПЕРЕМЕННУЮ ЧАСТИ 10
3 СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И БУХГАЛТЕРСКОЙ МОДЕЛИ БЕЗУБЫТОЧНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА 16
4 МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КРИТИЧЕСКОЙ ТОЧКИ 25
5 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНАЛИЗА БЕЗУБЫТОЧНОСТИ ДЛЯ ПЛАНИРОВАНИЯ 31
6 ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ДЛЯ ОПТИМАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 49

Файлы: 1 файл

Значение анализа безубыточности производства в принятии управленческих решений на предприятии.docx

— 255.72 Кб (Скачать файл)

 

 

6  ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ РЕЗУЛЬТАТ   
ДЛЯ ОПТИМАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Ориентирами для деятельности любого предприятия является его планы: план производства, план реализации продукции, план развития и т.д. Производственная программа является одним из таких планов, который отражает основные направления и задачи развития в плановом периоде, производственно-хозяйственные связи с другими предприятиями, профиль и степень специализации производства.

Метод маржинальной прибыли позволяет быстро определить, какой объем продукции предприятию необходимо произвести и реализовать для получения желаемой прибыли в планируемом периоде. Очевидно, что выручка от реализации продукции должна быть достаточно высокой и обеспечивать покрытие всех затрат и получение запланированной прибыли. Так как прибыль равна разности между выручкой от реализации продукции и затратами, выручка будет равна сумме прибыли и совокупных затрат, которые складываются из постоянных и общих переменных затрат, или

Pq = NP + c + vq ,    (3)

но

Pq - vq = NP + c ,

pq - vq = EMR - совокупная (общая, суммарная) маржинальная прибыль. Заметим, что в литературе встречаются и другие названия этого показателя. Отсюда можно записать:

EMR = NP + с.

Очевидно, что совокупная маржинальная прибыль должна, во-первых, покрывать постоянные затраты и, во-вторых, быть достаточной для получения запланированной прибыли. Но так как MR = р -v, плановое количество продукции (Qпл.), которое предприятие должно произвести для получения необходимой прибыли, можно рассчитать по формуле:

,   (4)

Предположим предприятие планирует на предстоящий период прибыль в размере 339200 ДЕ. Необходимо определить, какой объем продукции она должна реализовать для получения этой прибыли. Подставим данные в формулу (4):

Проверим правильность проделанного расчета.

Объем реализации продукции (выручка от реализации продукции) ООО «Дарина»:

63600*4,3003=273499,08 (ДЕ)

Совокупные переменные затраты 1,3*4,3003=5,6 (ДЕ)

Прибыль за вычетом переменных затрат (совокупная маржинальная прибыль) 27349,08-5,6=273493,48(ДЕ)

Постоянные затраты 65720(ДЕ)

Прибыль 273499,08-65720=207779,08(ДЕ)

Вывод: предприятие ООО «Дарина» для получения прибыли в размере 207780 ДЕ необходимо произвести и реализовать 4,3003 единиц продукции. В правильности наших расчетов нетрудно убедиться, если заглянуть в исходные данные.

Анализ безубыточности позволяет определить, по какой цене нужно продавать продукцию, чтобы обеспечить спрос на нее и получить запланированную прибыль.

Если предприятие приступает к производству новой продукции, оно должно прежде всего определить минимально допустимую цену, по которой ее можно продать, чтобы покрыть затраты на производство, реализацию и управление. Исходя из формулы расчета точки безубыточности (5) минимально допустимая цена Рmin будет определяться следующим образом:

 ,    (5)

или

   ,    (6)

где  - удельные постоянные затраты.

Мы отмечали нецелесообразность расчета постоянных затрат на единицу продукции. Однако формула (6) служит отправной для расчета цены, которую требуется установить, если спрос на продукцию неэластичен, а предприятие в краткосрочном периоде планирует получить прибыль, не снижая объем продаж, и устанавливает норму прибыли на изделие. Тогда

  ,    (7)

где норма прибыли на одно изделие, ДЕ.

В общем виде плановая цена будет определяться по формуле

  ,    (8)

Рассчитанная по формуле (8) цена позволяет покрыть издержки предприятия и получить запланированную прибыль.

Рассмотрим пример выбора наиболее выгодного для предприятия варианта цены. Предприятие производит продукцию одного вида, спрос на которую эластичен цене. Переменные затраты на единицу продукции ООО «Дарина» составляют 27,6 ДЕ, а постоянные – 65 720 ДЕ. При цене 20 600 ДЕ предполагается, что спрос составит 65 720 изделий. Если же цену изделия снизить до 17 900 ДЕ, то спрос должен увеличиться до 90 100 изделий, при этом постоянные затраты для данного объема производства остаются неизменными. Какой вариант цены предпочесть предприятию ООО «Дарина» для получения прибыли в размере 21 200 ДЕ?

Составляющие анализа выгодности варианта цены:

1)  определение прибыли при каждом варианте цены;

2)  нахождение точки безубыточности для каждой цены реализации;

3)  исчисление объема реализации, необходимого для достижения плановой прибыли при каждой из цен;

4)  выбор наиболее выгодного варианта.

Определим прибыль при каждой цене (таблица 1).

Таблица 1. Расчет показателей прибыли ООО «Дарина»

Показатель

Варианты цены

20 600

17 900

1

2

3

1. Продажная цена единицы  продукции, ДЕ

20 600

17 900

2. Переменные затраты  на одно изделие, ДЕ

27,6

27,6

3. Маржинальная прибыль  на одно изделие (стр.3 = стр.1 –  стр.2), ДЕ

20 572,4

17 872,4

4. Возможный спрос, шт.

65 720

90 100

5. Совокупная маржинальная  прибыль (стр.5 = стр.3 • стр.4), ДЕ

1 352 018 128

1 610 303 240

6. Постоянные затраты, ДЕ

65 720

65 720

7. Расчетная прибыль (стр.7 = стр.5 - стр.6), ДЕ

1 351 952 408

1 610 237 520

8. Плановая прибыль, ДЕ

21 200

21 200

9. Точка безубыточности (стр.9 = стр.6 : стр.3), шт.

3,2

3,7

10. Объем продаж для  получения планируемой прибыли [(стр.6 + стр.8) : стр. 3], шт.

4,22

4,87

11. Рентабельность плановая 

[стр.8 : (стр.2 • стр.10 + стр.6)] • 100%

32,2

32,19


 

 

Проверим правильность вычислений: плановая прибыль должна быть равна маржинальной прибыли на одно изделие; умноженной на разность планируемого для получения прибыли и безубыточного объема продаж, или стр.3 • (стр. 10 - стр. 9) = стр.8.

Действительно,

I вариант: 20 572,4 • (4,22 – 3,2) ≈ 20900 (ДЕ);

II вариант: 17 872,4 • (4,87 – 3,7) ≈ 20900 (ДЕ).

Вывод: эти расчеты позволяют нам судить о целесообразности снижения цены до 21 140 ДЕ. Если цена будет снижена до этого уровня, то как для покрытия затрат, так и для получения планируемой прибыли предприятию придется увеличить объем производства и продаж ООО «Дарина» на 15%

и на 15% 

соответственно. С учетом того, что постоянные затраты ООО «Дарина» остаются неизменными, плановая рентабельность при этом будет ниже, чем при первом варианте, а возросший спрос может оказаться неудовлетворенным, поскольку, для получения запланированной прибыли достаточно произвести 4,87 изделий, а не 90 100 на которые будет предъявлен спрос. Следует отметить, что и при первом варианте цены спрос на продукцию предприятия ООО «Дарина» не удовлетворяется, поэтому ему нужно пересмотреть ценовую политику или увеличить объем производства, если для этого есть возможность.

Анализ безубыточности может применяться для выбора наиболее эффективных технологий производства. Затраты времени при этом значительно меньше, чем при традиционных методах анализа.

Предположим, предприятие должно выбрать один из двух вариантов.

В первом оно приобретает дополнительное оборудование и осуществляет весь производственный цикл.

Во втором оно приобретает комплектующие изделия и полуфабрикаты и собирает готовую продукцию.

Необходимо с учетом того, что годовая производственная мощность предприятия ООО «Дарина» в обоих вариантах составляет 17 900 единиц продукции и предполагаемая цена реализации 190,8 ДЕ за одно изделие, оценить их прибыльность и выбрать наиболее выгодный. Исходные и расчетные показатели представлены в таблице 2.

Таблица 2. Сравнительные показатели технологии производства  
ООО «Дарина»

Показатель

Условное обозначение и алгоритм расчета

Вариант

1

2

1

2

3

4

1. Цена единицы продукции, ДЕ

p

190,8

190,8

2. Максимальная мощность  предприятия, шт.

q

17 900

17 900

3. Переменные затраты  на единицу продукции, ДЕ

v

80,8

120,4

4. Маржинальная прибыль, ДЕ

MR = 1 – 3 = p - v

110

70,4

5. Совокупная маржинальная

прибыль, ДЕ

∑MR = 4*2 = MR*q

1969000

1260160

6. Постоянные затраты, ДЕ

c

472 300

225 700

7. Чистая прибыль, ДЕ

NP=5–6=∑MR–c

1496700

1034460

8. Критический объем продаж, шт.

Qкр=6:4=с:MR

4293,63

3205,97

9. Чистая прибыль с  единицы продукции, ДЕ

NPуд=7:2=NP:q

83,61

57,79

10. Прибыль, остающаяся в  распоряжении предприятия после  производства критического объема  продукции, ДЕ

∆NP=(2-8)*9=q-Qкр*NPуд

1137628,6

849167,99

11. Совокупные переменные  затраты, ДЕ

vq=3*2=v*q

1446320

2155160

12.Совокупные затраты, ДЕ

∑z=6+11=c+qv

1918620

2380860

13. Рентабельность продукции, %

R1=(7:12)*100%= (NP: ∑z)*100%

78,01

43,45

14. Выручка от реализации, ДЕ

pq=1*2=p*q

3415320

3415320

15. Рентабельность продаж, %

R2=(7:14)*100%= (NP:pq)*100%

43,82

30,29


 

Более высокие постоянные затраты по варианту I, чем по варианту II, включают дополнительные суммы амортизации на новое оборудование для собственного производства, но позволяют иметь более низкие переменные затраты. Вариант II, напротив, вследствие закупки полуфабрикатов комплектующих изделий на стороне дает более высокие переменные, но более низкие постоянные затраты, чем вариант I. Спрос на продукцию ограничен максимальной производственной мощностью ООО «Дарина», однако потребность и планируемый объем выпуска не известны.

Поскольку для обеспечения безубыточности производства по первому варианту требуется произвести больше изделий, чем по второму, при невысоком уровне спроса на данную продукцию выгодным является второй вариант. Он позволяет быстрее получить прибыль. Если же спрос приблизится к производственным возможностям предприятия, то более выгодным станет вариант I за счет более высокой прибыльности единицы продукции, рентабельности производства и продаж ООО «Дарина», чем по варианту II.

При этом существует одинаковый для обоих вариантов объем реализации, несмотря на их различную прибыльность, который приносит предприятию ООО «Дарина» одинаковую суммарную прибыль.

Есть два метода определения объема продаж при равной прибыли:

алгебраический;

графический.

Применение алгебраического метода основано на том, что чистая прибыль равна совокупной маржинальной прибыли за вычетом постоянных затрат, или:

NP=∑MR–c.

Совокупная маржинальная прибыль может быть получена путем умножения маржинальной прибыли на количество единиц, продукции:

∑MR=MR-q.

Обозначим за х объем продукции, при котором оба варианта приносят одинаковую прибыль. Тогда:

110х – 472 300 = 70,4х  – 225 700;

x=6227 (ед.).

Для построения графика на оси ординат откладывают значения прибыли или убытка. Перпендикулярно к нулевому значению прибыли проводят линию количества производства или продаж.

Подтвердим это расчетом чистой прибыли:

 

Вариант I

Вариант II

Совокупная маржинальная прибыль на равный объем, ДЕ

110*6227=684 970

70,4*6227=438 380

Постоянные затраты,

ДЕ

472 300

225 700

Чистая прибыль, ДЕ

684 970 - 472300 ≈ 212 700

438 380 – 225 700 ≈ 212 700


 

 

Поскольку прибыль возрастает прямолинейно, чтобы построить график для каждого варианта, надо нанести всего две точки и провести через них прямую:

первая точка - значение маржинальной прибыли при нулевом производстве или объеме продаж, которое равно постоянным затратам, являющимся в таком периоде убыточными для предприятия;

вторая точка - значение прибыли при заданном объеме. В данном случае этот объем равен максимальной производственной мощности предприятия, т.е. 17 900 изделий.

Проведенные через две точки, соответствующие каждому варианту, прямые пройдут через точку безубыточности и пересекутся при значении объема продаж, равном 6227 единиц, дающем предприятию одинаковую прибыль в размере 212 700 ДЕ.

При возрастании объемов производства первый вариант позволяет получить большую прибыль по сравнению со вторым.

Вывод: при возрастании объемов производства первый вариант позволяет получить большую прибыль по сравнению со вторым, следовательно, выбор варианта на основе проделанных расчетов и их анализа будет зависеть от оценки спроса на данную продукцию.

Результаты анализа безубыточности могут быть использованы для решения задач, связанных с планированием ассортимента, обновлением выпускаемой продукции, что особенно важно в условиях рыночной экономики.

Рассмотрим некоторые особенности применения данного метода при разработке ассортиментного плана в ситуации падения спроса на один из выпускаемых видов продукции ООО «Дарина». Предприятие ООО «Дарина» производит три вида продукции: А, В и С. Спрос на продукцию А и В стабилен. Продукция С перестала пользоваться спросом. У предприятия есть возможность заменить ее продукцией D, изготавливаемой на том же оборудовании, что и продукция С, но с меньшими переменными затратами. Однако продажная цена изделия D ниже, чем изделия С, на  8,48 ДЕ. Требуется определить, позволит ли такая замена сохранить выручку от реализации на базисном уровне в объеме 583 тыс. ДЕ и не приведет ли это к потере прибыли. Постоянные затраты ООО «Дарина» при обоих вариантах составляют 156,9 тыс. ДЕ (таблица 3).

Таблица 3. Исходные данные для определения возможности изменения

Вид продукции

Цена единицы продукции, ДЕ

Переменные затраты на одно изделие, ДЕ

Удельный вес в объеме реализации

 

 

 

вариант 1

вариант 2

1

2

3

4

5

А

23

10,5

28

28

В

34

15

28

28

С

53

40,3

44

-

D

44,5

21

-

44

Итого

-

-

100

100

Информация о работе Значение анализа безубыточности производства в принятии управленческих решений на предприятии