Анализ и оценка основных показателей
бюджета Оренбургской области за 2011 –
2013 гг.
2.1 Анализ доходов бюджета Оренбургской
области за 2011 – 2013 гг.
2.2 Анализ динамики и структуры
расходов бюджета Оренбургской
области за 2011 – 2013 гг.
2.3 Анализ сбалансированности бюджета
Оренбургской области за 2011 – 2013
гг.
3 Пути обеспечения сбалансированности
бюджетов субъектов Российской Федерации
3.1 Проблемы сбалансированности
бюджетов субъектов Российской
Федерации
3.2 Предложения по повышению
эффективности системы обеспечения сбалансированности
бюджетов субъектов Российской Федерации
Заключение Список использованных источников
Приложение А Показатели бюджета Оренбургской
области за 2011 год
Приложение Б Показатели бюджета Оренбургской
области за 2012 год
Приложение В Показатели бюджета Оренбургской
области за 2013 год
ТОЛЬКО ЕСЛИ ТАК НЕ ДЕЛАЙТЕ ОТВЕТЕ ПОЖАЛУЙСТА
2Анализ и оценка
основных показателей бюджета
Оренбургской области за 2011 – 2013
гг.
2.1 Анализ доходов
бюджета Оренбургской области
за 2011 – 2013 гг
Областной бюджет служит для
выполнения расходных обязательств Оренбургской
области, большая часть которых носит
социальную направленность и используется
на повышение уровня и качества жизни
населения. Приоритетными направлениями
в расходах областного бюджета являются:
увеличение реальных доходов населения
(в частности, тех, кто работает в областных
учреждениях, а также в муниципальных
учреждениях, финансируемых за счет субвенций,
перечисляемых из областного бюджета),
повышение уровня здоровья и безопасности
условий жизни населения, обеспечение
потребностей в социальном обслуживании
и социальной поддержке, повышение уровня
доступности качественного начального
и среднего образования, повышение обеспеченности
населения услугами социальной и инженерной
инфраструктуры, повышение обеспеченности
населения благоустроенным жильем и качественными
коммунальными услугами и другие социально-значимые
направления. Поэтому обеспечение выполнения
расходных обязательств области является
основополагающей стратегической целью
министерства финансов Оренбургской области.
В виду ограниченных возможностей
областного бюджета, в целях увеличения
объема направления бюджетных средств
на улучшение качества жизни населения
должен проводиться анализ действующих
расходных обязательств, сокращение неэффективных
затрат, оценка необходимости принимаемых
обязательств, улучшение качества государственного
управления и т.д.
Повышению качества жизни населения
области в значительной степени способствует
увеличение бюджетной обеспеченности
региона. Однако рост доходов бюджета
не может быть реализован только за счет
увеличения общей налоговой нагрузки
на налогоплательщиков, так как это, в
свою очередь, может привести не только
к снижению заработной платы населения,
работающего в отраслях экономики, но
и к уменьшению налогового потенциала
области, стагнации в экономическом развитии
и даже оттоку налогов в другие регионы
с меньшей налоговой нагрузкой. В связи
с этим ставится цель по повышению эффективности
налоговой системы за счет усиления администрирования
налогов, сокращения имеющейся недоимки,
совершенствования регионального налогового
законодательства.
Общий объем доходов бюджета
города на 2012 год составляет 8 581 476,4 тыс.
рублей, что на 7,5% или на 597 447,7 тыс. рублей
выше объема доходов первоначально утвержденного
бюджета на 2011 год (7 984 028,7 тыс. рублей), но
на 19,9% или на 1 705 035,6 тыс. рублей ниже бюджета
города по доходам в 2011 году (10 286 512,0 тыс.
рублей).
Прогнозируемый объем доходов
на плановый период, составляет:
- на 2013 год – в размере
8 510 189,9 тыс. рублей,
- на 2014 год – в размере
8 984 362,3 тыс. рублей.
Снижение доходов бюджета в
2013 году, по сравнению с показателем
доходов бюджета на 2012 год, составит 71 286,5
тыс. рублей или 0,8%.
Прирост доходов бюджета в 2014
году, по сравнению с прогнозируемым показателем
на 2013 год, составит 474 172,4 тыс. рублей или
5,6%.
По сравнению с первоначально
утвержденным объемом доходов на 2011 год,
в 2013 году доходы увеличатся на 526 161,2 тыс.
рублей или 6,6%; в 2014 году - на 1 000 333,6 тыс.
рублей или 12,5%. Снижение доходов по сравнению
с 2011 году в плановом периоде составит:
1 776 322,1 тыс. рублей или 17,3% - в 2013 году и 1 302 149,7
тыс. рублей или 12,7% - в 2014 году.
Динамика доходов бюджета города
Оренбурга за период с 2011по 2013 годы представлена
на следующей диаграмме и таблице:
Рис.1 Динамика доходов бюджета города
Оренбурга
Таблица 1. Доходы бюджета города Оренбурга
Показатель |
2011 год (оценка) |
2012 год (оценка) |
2013 год (прогноз) |
Сумма,
тыс.
руб. |
Темп роста к 2010 году,% |
Сумма,
тыс.
руб. |
Темп роста к оценке 2011 года,% |
Сумма,
тыс.
руб. |
Темп роста к 2012 году,% |
Темп роста к оценке 2011 года,% |
ВСЕГО ДОХОДОВ, в т.ч.: |
10 286 512 |
113,2 |
8 581 476 |
83,42 |
8 510 190 |
99,2 |
82,7 |
Налоговые и неналоговые доходы,
из них: |
4 830 984 |
104,4 |
4 622 840 |
95,7 |
4 992 013 |
108,0 |
103,3 |
налоговые доходы |
4 066 689 |
109,4 |
3 962 292 |
97,4 |
4 332 025 |
109,3 |
106,5 |
неналоговые доходы |
764 295 |
84,2 |
660 548 |
86,4 |
659 988 |
99,9 |
86,4 |
Продолжение Таблицы 1 |
|
|
|
|
|
|
|
Безвозмездные поступления |
4 708 276 |
124,4 |
3 958 636 |
84,1 |
3 518 177 |
88,9 |
74,7 |
Доходы от предпринимательской
деятельности |
747 252 |
111,1 |
- |
- |
- |
- |
- |
Анализ динамики уровня доходов
бюджета города Оренбурга показывает,
в 2011 году увеличение как общего объема
доходов городского бюджета, так и отдельных
видов доходов, за исключением неналоговых
доходов.
В среднесрочной перспективе
по сравнению с 2012,в 2011 г. снижение общего
объема доходов бюджета, обусловленное
снижением поступлений всех видов доходов
и исключением из доходной части бюджета
доходов от приносящей доход деятельности.
Превышение уровня оценки 2011 года в плановом
периоде достигнут только налоговые доходы.
Наибольшее снижение поступлений в местный
бюджет к 2013 году планируется по безвозмездным
поступлениям и неналоговым доходам.
Таблица 2. Структура доходов
бюджета города Оренбурга за период с
2011 по 2013 годы представлена в следующей
таблице:
|
2011 год (оценка) |
2012 год (прогноз) |
2013 год (прогноз) |
Вид дохода |
Сумма,
тыс.
руб. |
Доля в
общем
объеме
доходов,
% |
Сумма,
тыс.
руб. |
Доля в
общем
объеме
доходов,
% |
Сумма,
тыс.
руб. |
Доля в
общем
объеме
доходов
% |
ВСЕГО ДОХОДОВ, в т.ч.: |
10 286 512 |
100,0 |
8 581 476 |
100,0 |
8 510 190 |
100,0 |
Налоговые и неналоговые доходы,
из них: |
4 830 984 |
47,0 |
4 622 840 |
53,9 |
4 992 013 |
58,7 |
налоговые доходы |
4 066 689 |
39,5 |
3 962 292 |
46,2 |
4 332 025 |
50,9 |
неналого-
вые доходы |
764 295 |
7,5 |
660 548 |
7,7 |
659 988 |
7,8 |
Безвозмездные поступления |
4 708 276 |
45,8 |
3 958 636 |
46,1 |
3 518 177 |
41,3 |
Доходы от предпринимательской
деятельности |
747 252 |
7,2 |
- |
- |
- |
- |
Анализ структуры доходной
части бюджета города Оренбурга показывает,
что в анализируемом периоде основную
долю поступлений бюджета составляют
налоговые и неналоговые доходы. В прогнозируемом
2013 г. удельный вес планируемых налоговых
и неналоговых доходов повысится до 59,8%
за счет снижения объема безвозмездных
поступлений и исключения из доходной
части бюджета доходов от приносящей доход
деятельности. При этом удельный вес налоговых
доходов, составляющий в 2011 г. около 40%,
в плановом периоде составит более половины
от всей доходной части бюджета. Доля безвозмездных
поступлений, имеющая тенденцию к возрастанию
в 2011-2012 годах и составляющая от 39,5% до
46,1% от общего объема доходов местного
бюджета, в 2013г. будет снижаться и составит
41,3% - 40,2% от всей доходной части бюджета.
Таким образом, доходная часть
бюджета города Оренбурга на 2012 год и на
плановый период 2013 г. сформирована без
учета поступлений доходов от приносящей
доход деятельности, с ростом объемов
поступлений и повышением удельного веса
налоговых доходов на фоне снижения объемов
поступлений и удельного веса неналоговых
доходов и безвозмездных поступлений.
Основными причинами снижения
доходной части бюджета города Оренбурга
в 2013г., а также изменения ее структуры
являются исключение из доходной части
бюджета следующих доходов:
- доходов по группе
«Доходы от приносящей доход
деятельности», в связи с внесенными
Федеральным законом № 83-ФЗ изменениями
в Бюджетный кодекс РФ, Гражданских
кодекс РФ и другие нормативные
документы, согласно которым доходы
от предпринимательской и иной
приносящей доход деятельности
автономных и бюджетных учреждений
поступают в их самостоятельное
распоряжение и не учитываются
в составе доходов бюджета. Средства
от платных услуг, которые вправе оказывать
казенные учреждения будут учитываться
в составе неналоговых доходов, направляемых
на покрытие совокупных расходов бюджета.
При этом в проекте бюджета доходы от платных
услуг казенных учреждений не запланированы.
Общая сумма доходов от приносящей доход
деятельности муниципальных учреждений
в 2011году составляла 747 252,0 тыс. рублей
(7,2% от общей суммы доходов);
- доходов от использования
муниципального имущества в части
доходов, получаемых в виде арендной
платы за передачу в возмездное
пользование муниципального имущества,
находящегося в оперативном управлении
бюджетных и автономных учреждений,
в связи с изменением правового
положения данных учреждений. Общая
сумма данных доходов в 2011 году
составит 6 739,7 тыс. рублей (0,9% от суммы неналоговых
доходов);
- поступлений транспортного
налога, в связи с внесением
изменений в Бюджетный кодекс
РФ в части создания региональных
дорожных фондов и установления
источников их формирования. В
соответствии с данными изменениями
одним из источников образования
дорожных фондов субъектов РФ
является транспортный налог, в
связи с чем, средства от уплаты
налога в полном объеме подлежат
включению в состав бюджетных
ассигнований дорожного фонда
субъекта РФ. Транспортный налог
является региональным налогом
и в 2010-2011 годах в соответствии
с Законом Оренбургской области
«О межбюджетных отношениях»
зачислялся в бюджет города
Оренбурга по нормативу 100%. Поступления
данного налога в 2011 году поступления
налога составят 337 212,0 тыс. рублей (8,3% от
суммы налоговых доходов);
- поступления государственной
пошлины за регистрацию транспортных
средств в 2011 году составит 141 030,0 тыс. рублей
(3,5% от суммы налоговых доходов или 1,4%
от доходной части бюджета).
Кроме этого, на прогнозируемый
объем доходной части бюджета города Оренбурга
негативное влияние оказало снижение
2012-2013 годы объема безвозмездных поступлений.
Так, общий объем безвозмездных поступлений
на 2012 год, составляет 84,1% от ожидаемых
безвозмездных поступлений 2011 года, на
2013 год – 86,4%, на 2014 год - 83,3%. Основной причиной
данного снижения является значительное
уменьшение (в 7 раз) по отношению к ожидаемой
оценке 2011 года планируемых объемов субсидий,
получаемых из бюджета Оренбургской области
на софинансирование расходов при решении
вопросов местного значения. При этом
необходимо отметить, что бюджетные назначения
по получаемым субсидиям, как правило,
уточняются в течение финансового года.
Так, первоначально запланированный объем
субсидии в течение 2010 года увеличен в
5 раз, в течение 9 месяцев 2011 года - в 4 раза.
Данные о назначениях по налоговым
доходам бюджета города Оренбурга в сравнении
с поступлениями в 2011-2013 году представлены
в таблице3:
Таблица 3. Налоговые доходы города Оренбурга за 2011-2013г
Подгруппы налоговых доходов |
2011 год (оценка) |
2012 год |
2013 год (прогноз) |
Сумма, тыс.руб. |
Отклонения (2012/2011) |
Сумма, тыс.руб. |
Отклонения (2013/2011) |
тыс.руб. |
% |
тыс.руб. |
% |
Налоги на прибыль, доходы |
2 024 189 |
2 252 316 |
+228 127 |
+11,3 |
2 507 839 |
+483 650 |
+23,9 |
Налоги на совокупный доход |
832 797 |
946 808 |
+114 011 |
+13,7 |
1 054 691 |
+221 894 |
+26,6 |
Налоги на имущество |
1 003 032 |
696 057 |
-306 975 |
- 30,6 |
699 028 |
-304 004 |
-30,3 |
Налоги, сборы и регулярные
платежи за пользование природными ресурсами |
428 |
426 |
-2,0 |
-0,5 |
426 |
-2,0 |
-0,5 |
Государственная пошлина |
205 911 |
66 684 |
-139 227 |
- 67,6 |
70 040 |
-135 871 |
-66,0 |
Задолженность и перерасчеты
по отмененным налогам, |
332 |
- |
-332 |
-100 |
- |
-332 |
-100 |
Итого налоговые доходы |
4 066 689 |
3 962 291 |
-104 398 |
-2,6 |
4 332 025 |
+265 336 |
+6,5 |