Анализ и оценка основных показателей бюджета Оренбургской области за 2011 – 2013 гг.
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2015 в 15:04, доклад
Описание работы
1 Анализ доходов бюджета Оренбургской области за 2011 – 2013 гг. 2 Анализ динамики и структуры расходов бюджета Оренбургской области за 2011 – 2013 гг. 3 Анализ сбалансированности бюджета Оренбургской области за 2011 – 2013 гг. 4. Пути обеспечения сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации 5. Проблемы сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации 6. Предложения по повышению эффективности системы обеспечения сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации
На финансирование расходов
в социальной сфере в 2013 и 2014 годах предусмотрено
направить соответственно 6 457 571,2 тыс. рублей
или 74,9 % и 6 471 954,3 тыс. рублей или 74,3 % расходов,
от общего объема расходов бюджета.
Таким образом, ежегодная доля
расходов, направляемых на финансирование
мероприятий в социальной сфере, в плановом
трехлетнем бюджетном периоде существенно
не изменится.
Структура расходов бюджета
города Оренбурга на2011 -2012 годы и на плановый
период 2013 года, представлена на диаграмме:
2011 год
2012 год
2013год
Рис.3 Структура расходов бюджета
города Оренбурга
В структуре расходов, первое
место по объему расходов бюджета занимают
бюджетные средства, направляемые на исполнение
расходных обязательств в области образования.
Доля данных расходов:
- в общей сумме расходов
бюджета составит: 42,6 % - в 2011 году, 45,5
% - в 2012 году и 45,0 % - в 2013 году;
- в общей сумме социальных
расходов бюджета составит: 56,6 % -
в 2011 году, 60,8 % - в 2012году и 60,6 % - в 2013
году.
На втором месте - бюджетные
ассигнования, направляемые на исполнение
расходных обязательств в области социальной
политики. Доля данных расходов:
- в общей сумме расходов
бюджета составит: 24,4 % - в 2011 году, 27,0
% - в 2012 и 2013 годах;
- в общей сумме социальных
расходов бюджета составит: 32,4 % -
в 2011 году, 36,1 % - в 2012 году и 36,4 % - в 2013
году.
Третье место в структуре расходов
бюджета, приходится на бюджетные ассигнования,
направляемые на исполнение расходных
обязательств в области жилищно-коммунального
хозяйства. Доля данных расходов в общей
сумме расходов бюджета составит: 12,2 %
- в 2011 году, 11,3 % - в 2012 году и 11,4 % - в 2013 году.
Доля бюджетных ассигнований,
предусмотренных на исполнение расходных
обязательств в области здравоохранения,
составит:
- в общей сумме расходов
бюджета: 6,6 % - в 2011 году, 0,6 % - в 2012 и 2013 годах;
- в общей сумме социальных
расходов бюджета: 8,7 % - в 2011 году, 0,9
% - в 2012 и 2013 годах.
Сравнительный анализ изменения
объемов расходов на 2011 и 2012 годы, предусмотренных
по данному разделу бюджета, относительно
соответствующих расходов утвержденных
решением Оренбургского городского Совета
№ 62, показывает, что в рассматриваемом
периоде расходная часть городского бюджета
уточнена в сторону увеличения. Увеличение
составит 24 489,4 тыс. рублей или 5,1 % и 30 778,3
тыс. рублей или 6,4 % соответственно.
В структуре раздела, наибольший
объем бюджетных расходов занимают расходы,
связанные с функционированием высшего
исполнительного органа муниципального
образования. На данные расходы ежегодно
предусматривается более 52,7 % бюджетных
назначений, от общего объема расходов
предусмотренных по данному разделу. На
расходы, связанные с решением ряда других
общегосударственных вопросов - более
25,0 % бюджетных назначений. Ежегодные расходы,
связанные с обеспечением деятельности
финансовых, налоговых, таможенных органов
и органов финансово-бюджетного надзора
в плановом трехлетнем бюджетном периоде
составят более 10,0 % расходов, от общего
объема расходов предусмотренных по данному
разделу.
Структура расходов проекта
бюджета года Оренбурга, предусмотренных
на финансирование мероприятий в социальной
сфере в 2012 году, рассчитанная по отношению
к общему объему расходов бюджета, представлена
на следующей диаграмме:
Структура расходов бюджета
города Оренбурга, предусмотренных на
финансирование мероприятий в социальной
сфере в 2012 году.
Рис 4. Структура расходов бюджета
города Оренбурга, предусмотренных на
финансирование мероприятий в социальной
сфере.
Анализ изменения уровня расходов
бюджета на 2012 год и плановый период 2013
год в сравнении с первоначально утвержденными
показателями и ожидаемой оценкой исполнения
расходов бюджета 2011 года, отражает сокращение
в 2012 году объемов бюджетных ассигнований
по подразделам: «Здравоохранение», «Национальная
безопасность и правоохранительная деятельность»,
«Обслуживание государственного и муниципального
долга».
Наибольшее направляемые на
исполнение расходных обязательств в
области расходов занимают бюджетные
ассигнования, направляемые на исполнении
сокращение расходов бюджета города (более
чем на 45,0 %) прогнозируется по разделу
«Здравоохранение»: в 2012 году сокращение
составит 524 294,2 тыс. рублей или 46,8 %. В плановом
периоде 2013году сокращение расходов составит
95,0 % ежегодно. К уровню ожидаемой оценки
2011 года, объем расходов в 2012 году снизится
на 1 031 387,2 тыс. рублей или 63,4 %.
Более чем на 20,0 % прогнозируется
сокращение расходов по разделу «Национальная
безопасность и правоохранительная деятельность»:
в 2012 году сокращение составит 13 465,0 тыс.
рублей или 20,1 %. В плановом периоде 2013году
сокращение расходов составит 18,0 %. К уровню
ожидаемой оценки 2011 года, объем расходов
в 2012 году снизится на 15 859,0 тыс. рублей
или 22,9 %.
По разделу «Обслуживание государственного
и муниципального долга» в 2012 году происходит
сокращение бюджетных назначений на 1 144,0
тыс. рублей или 9,7 % от 2011 года. При этом,
к уровню ожидаемого исполнения расходов
2011 года отмечается рост бюджетных назначений
на 3 512,0 тыс. рублей или 49,2 %. В плановом
периоде 2013году, к уровню первоначально
утвержденных расходов 2011 года, расходы
значительно возрастут - в 4,3 раза.
По остальным разделам классификации
расходов бюджета на2011- 2012 год и плановый
период 2013год, отмечается увеличение объемов
плановых бюджетных назначений.
2.3 Обеспечение
сбалансированности и устойчивости областного
бюджета.
По результатам анализа текущей
ситуации по данному направлению можно
отметить следующее:
-прогноз социально-экономического
развития Оренбургской области является
основной для формирования бюджета. Соответственно
от точности и реалистичности макроэкономического
прогнозирования зависит точность и объективность
составления проекта областного бюджета;
-сценарные условия развития
Оренбургской области используются органами
исполнительной власти области и муниципальными
образованиями для разработки прогноза
развития на плановый период. В свою очередь,
макроэкономические показатели прогноза
являются базовыми для формирования бюджетов
муниципальных образований и области;
- в Оренбургской области порядок
составления прогноза регулируется постановлением
Правительства Оренбургской области,
которое принимается ежегодно;
-при разработке прогноза социально-экономического
развития формируются два варианта развития
экономики – консервативный и умеренно
оптимистичный. При этом за основу для
формирования бюджета берется консервативный
вариант.
В ходе анализа существующей
практики прогнозирования был выявлен
ряд проблем, связанный с недостаточной
проработанностью на федеральном уровне
таким вопросов, как:
-отсутствие утвержденных на
федеральном уровне социальных стандартов
и нормативных показателей развития основных
социальных отраслей (здравоохранение,
образование, социальная защита населения,
охрана труда, жилищно-коммунальное хозяйство,
культура и спорт);
-недостаточность данных за
отчетный период для формирования предварительного
прогноза социально-экономического развития
области, формирование которого осуществляется
в ранние сроки (март – апрель).
Концепция изменений. В целях
повышения эффективности бюджетных расходов
целесообразно выделить следующие направления
совершенствования механизмов макроэкономического
прогнозирования в Оренбургской области:
-встраивание соответствующих
механизмов в бюджетный процесс области;
-повышение реалистичности
макроэкономических прогнозов и в соответствии
с этим поступлений в областной бюджет,
закрепление формализованных методик
прогнозирования социально-экономического
развития;
-подходы и методики прогнозирования
социально-экономического развития и
оценки достигнутого уровня развития
должны в полной мере и комплексно обеспечивать
всю необходимую и актуальную информацию
и данные для целей бюджетного планирования.
Оренбургской области была
проведена целенаправленная работа по
защите расчетов потребности Оренбургской
области в средствах на выполнение указов
президента Российской Федерации, принятых
им в 2012 году и направленных на поэтапное
повышение заработной платы отдельных
категорий работников социальной сферы.
В результате область была включена в
перечень субъектов Российской Федерации,
которым была распределена дополнительная
дотация. В соответствии с Распоряжением
Правительства Российской Федерации от
24.10.2013 № 1952-р эта сумма составит 1млрд
4,1 млн рублей.
Стоит отметить, что в 2012 году
объём дотации на поддержку мер по обеспечению
сбалансированности бюджета Оренбургской
области составил 1 млрд 228 млн рублей.
По доходам областной бюджет
на 2014 год сформирован в сумме 58 774,2 млн.
рублей, расходы областного бюджета предусматриваются
в сумме 67 млрд 112,3 млн рублей. Дефицит
бюджета в 2014 году прогнозируется в сумме
8 млрд 338,1 млн рублей.
Несомненно, большим подспорьем
при выполнении расходных обязательств
региона является финансовая помощь из
федерального бюджета, в том числе и поступающая
в виде дотации на обеспечение сбалансированности
региональных бюджетов. На 2014 год объем
дотации на поддержку мер по обеспечению
сбалансированности определен в сумме
всего 1 млрд 555,7 млн рублей.
В Оренбургской области сложилась
практика установления общих условий
предоставления межбюджетных трансфертов
из бюджетов районов в бюджеты поселений
в зависимости от уровня дотационности
последних.
По аналогии со статьей 136 Бюджетного
кодекса в областное законодательство
введена норма, которая предоставляет
органам местного самоуправления муниципальных
районов возможность регулировать расходы
на аппарат управления и содержание бюджетной
сети высокодотационных территорий. Таким
образом, в области активно используются
все предусмотренные бюджетным законодательством
меры межбюджетного регулирования, и они
совершенствуются с учетом потребностей
региона. Вместе с тем хотелось бы обозначить
проблемы, которые мы видим в сфере межбюджетных
отношений.
Область является регионом-донором
— в нашем бюджете остается только 33% собираемых
доходов. Механизм перераспределения
доходов за счет предоставления финансовой
помощи из федерального бюджета не способствует
изменению пропорции.
Это существенно ограничивает
возможности по финансовому обеспечению
полномочий и межбюджетному регулированию
Еще одна проблема — ограниченные
возможности местных бюджетов (основная
часть мелких муниципальных образований
находится на грани выживания) при необходимости
решения очень обширного перечня вопросов
местного значения. В целях обеспечения
финансовой самостоятельности муниципалитетов
на областном уровне, как уже было сказано,
приняты все предусмотренные законодательством
меры. На местный уровень переданы все
налоги, по которым база распределена
по территории более или менее равномерно,
производится выравнивание бюджетной
обеспеченности, предоставляются дотации
на сбалансированность бюджетов. Увеличивать
число передаваемых доходов нецелесообразно,
так как это ведет к концентрации доходов
в нескольких муниципальных образованиях
и еще большей дифференциации уровня бюджетной
обеспеченности. Механизм отрицательных
трансфертов также неэффективен, а объединение
малочисленных территорий не приносит
желаемых результатов.
Острая проблема на сегодня
— ежегодные изменения бюджетного законодательства:
бюджетной классификации, законодательства
о разграничении доходов и расходных обязательств.
Все это снижает эффективность функционирования
бюджетной системы, среднесрочного финансового
планирования, затрудняет выполнение
поставленных задач, проведение анализа
и обеспечения сопоставимости показателей.
В этой связи считаем необходимым закрепить
в Бюджетном кодексе принцип долгосрочной
стабильности бюджетной системы и бюджетного
законодательства.
3Пути обеспечения
сбалансированности бюджетов субъектов
Российской Федерации
3.1 Проблемы сбалансированности
бюджетов субъектов Российской
Федерации
Одной из проблем современного
развития Российского государства является
возрастающая социально-экономическая
асимметрия регионов. Условия неравномерного
развития субъектов РФ сформировались
еще в 90-е годы XX века. Даже в период высоких
темпов экономического роста (2003-2007 годы),
несмотря на общий рост доходов населения,
диспропорции социально-экономического
развития регионов увеличивались по всем
основным индикаторам (душевому валовому
региональному продукту, уровню безработицы,
уровню бедности и др.). Максимальные и
минимальные показатели объемов валового
регионального продукта на душу населения
в 2006 году различались в субъектах РФ в
78 раз, а разрыв объемов инвестиций в основной
капитал на душу населения увеличился
с 30 раз в 2000 году до 235 раз в 2006 году22. Оценка
уровня доходов населения показывает,
что в условиях экономического кризиса
диспропорции в темпах падения (роста)
этого показателя в субъектах РФ сохраняются.
На необходимость преодоления региональной
социально-экономической асимметрии неоднократно
обращалось внимание в посланиях Президента
РФ Федеральному Собранию РФ. В программных
документах Правительства РФ предлагался
и предлагается комплекс мер, направленных
на решение этой задачи. Однако негативная
тенденция не только не преодолена, но
и приобрела недопустимый для поступательного
устойчивого развития страны характер.
Одним из главных инструментов
государственной политики в сфере регионального
развития является бюджетная политика
государства в целом и в отношении регионов
в частности. Степень её эффективности
во многом предопределяется сбалансированностью
бюджетов бюджетной системы по вертикали
и по горизонтали, соответствием необходимых
расходов доходам бюджетов.
Сбалансированность бюджетов
по вертикали в первую очередь зависит:
от принятого разграничения вопросов
ведения и полномочий между федеральным
центром, субъектами федерации и органами
местного самоуправления, соответствия
доходов бюджета расходам, методики определения
бюджетных ресурсов, необходимых для реализации
каждого расходного обязательства, системы
закрепления налоговых доходов за каждым
уровнем бюджетов, принятых методик межбюджетного
выравнивания.