Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 18:01, курсовая работа
Целью настоящей работы является анализ федерального бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса и роли бюджета в социально-экономическом развитии государства, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:
исследовать основные черты и принципы бюджетной системы Российской Федерации в условиях рыночных отношений;
изучить возможности оптимизации доходной и расходной частей государственного бюджета;
проанализировать основные показатели федерального бюджета Российской Федерации за 2009-2012 годы;
выявить пути повышения эффективности функционирования федерального бюджета Российской Федерации.
Введение 3
1 Экономическая сущность и функции государственного бюджета РФ 5
1.1 Сущность бюджета государства 5
1.2 Формирование доходной части федерального бюджета РФ 8
1.3 Характеристика расходной части федерального бюджета РФ 13
1.4 Роль федерального бюджета в развитии экономической и социальной сфер РФ 17
2 Анализ федерального бюджета РФ за 2009-2011 годы 22
2.1 Оценка основных характеристик федерального бюджета РФ 23
2.2 Анализ доходной и расходной частей федерального бюджета РФ за 2009-2012 годы 27
3 Повышение эффективности расходов федерального бюджета РФ 33
Заключение 42
Библиографический список 44
Доходы бюджета в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации представляют собой денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. У государства есть способность предоставлять и осуществлять перераспределение общественных благ, которыми оно располагает, а количество благ напрямую зависит от доходов, которые поступают в бюджет Российской Федерации. Любое государство без доходов становится бессильным, т.е. теряет политико-экономическую сущность и власть, так как именно способность управлять имеющимися доходами делает государственную власть реальной и эффективной.
По мнению А.Г. Силуанова [17] , аккумулируя все налоги в бюджетном фонде, государство затем в процессе перераспределения финансирует важнейшие направления жизни и деятельности общества в целом, а также отдельного индивида. Средства из бюджета расходуются на здравоохранение, культуру и искусство, государственное управление, правоохранительную деятельность, образование, инвестиционную деятельность в областях промышленности и многое другое. Необходимо отметить, что именно за счёт налоговых поступлений государство удовлетворяет потребности своих граждан. Неудивительно ведь, доля налоговых поступлений составляет от 70% до 90% всех доходов государства. Именно поэтому налоговые поступления имеют очень большое значение для формирования бюджета, чем меньше налогов поступает в федеральные, региональные, местные бюджеты, тем меньше доходы на развитие страны и на удовлетворение потребностей граждан.
Классификация
доходов бюджетов Российской Федерации
является группировкой доходов бюджетов
всех уровней бюджетной системы Российской
Федерации и основывается на законодательных
актах Российской Федерации, определяющих
источники формирования доходов бюджетов
всех уровней бюджетной системы Российской
Федерации. Классификация доходов бюджетов
Российской Федерации включает в себя
код администратора поступлений в бюджет,
группы, подгруппы, статьи, подстатьи,
элементы, программы (подпрограммы) и коды
экономической классификации доходов.
Экономическая классификация доходов
является группировкой операций сектора
государственного управления по их экономическому
содержанию.
К числу законодательных
актов Российской Федерации, регулирующих
объекты классификации доходной части
бюджетов различных уровней, относятся:
Закон о федеральном бюджете, законы субъектов
Российской Федерации либо нормативные
акты органов местного самоуправления
о региональном или муниципальном бюджете
на предстоящий год, а также некоторые
ведомственные нормативные акты. Кроме
того, и Налоговый Кодекс Российской Федерации
в некоторой части устанавливает виды
источников формирования и пополнения
доходной части бюджетов всех уровней.
При этом разделение доходов по статьям
основывается на следующем критерии -
источник формирования либо способ получения.
Вместе с тем важно отметить, что каждый
из приведенных выше законодательных
актов Российской Федерации приводит
свою особенную классификацию доходов
на группы и статьи.
Так, например, исходя из содержания Бюджетный
кодекс Российской Федерации, все предусмотренные
законодателем доходы разделяются на
четыре основные группы:
Приведенная классификация доходов бюджетов всех уровней раскрывает прежде всего материальную сторону доходной части бюджета, перспективы ее использования, связь с направлениями экономического развития страны. При этом первые два вида доходов составляют большую часть доходной части бюджета. Эти доходы являются разновидностью налоговых платежей, взимаемых с юридических и физических лиц.
Тем не менее, А.М. Годин [12] приводит другую классификацию доходов, основанную на источниках и способах их получения. Он выделил две основные группы доходов:
1)
налоговые и неналоговые
2) безвозмездные поступления:
Действующая
система сбора средств
Целесообразно установить такой порядок, чтобы все обязанные лица до погашения всей суммы задолженности не имели право занимать руководящие посты в любых юридических лицах, создавать новые юридические лица и покупать доли или акции [2, 78 c.]
В современном мире бюджет - это не столько экономическая основа для осуществления традиционных функций государства (поддержание обороноспособности, безопасности, правопорядка), сколько важнейший инструмент государственного регулирования экономики.
Категория расходов
бюджета проявляется через
Расходы бюджета
представляют собой затраты, возникающие
в связи с выполнением
Основные статьи расходов бюджета Российской Федерации: управление, оборона, поддерживание правопорядка, социальное обеспечение, здравоохранение, культура, образование, а также обслуживание внешнего государственного долга.
Расходная часть бюджетной системы включает следующие основные направления:
Подробная конкретизация видов расходов бюджетной системы определена в нормах Бюджетный кодекс Российской Федерации и Федеральном законе «О бюджетной классификации Российской Федерации». В названном законодательстве выделяются функциональная, экономическая, ведомственная и другие классификации расходов бюджетов.
Расходы распределяются между бюджетами, исходя из следующих основных принципов:
Все эти принципы действуют в совокупности и характеризуют расходов бюджетов всех уровней. С помощью этих расходов государство получает инструменты регулирования распределением денежных средств между материальным производством и непроизводственной сферой в соответствии с экономическими и социальными потребностями общества, и, кроме того, государство как субъект экономики при помощи данного инструмента может воздействовать на стоимостную структуру общественного производства, достигать прогрессивных сдвигов в народнохозяйственных пропорциях, стимулировать развитие принципиально новых отраслей экономики, влиять на ускорение научно-технического прогресса. Таким образом, бюджетные расходы, в силу своего перераспределительного характера, способны играть важную роль в государственном регулировании экономики и социальных процессов.
Для выяснения роли и значения
бюджетных расходов в экономической
жизни общества их классифицируют по
определенным признакам. В теории и
практике финансов существуют несколько
признаков классификации
По роли в общественном производстве расходы бюджета делят на:
С помощью
этих расходов государство получает
инструменты регулирования
Информация о работе Бюджет, его роль в развитии экономики и социальной сфере