Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 18:01, курсовая работа
Целью настоящей работы является анализ федерального бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса и роли бюджета в социально-экономическом развитии государства, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:
исследовать основные черты и принципы бюджетной системы Российской Федерации в условиях рыночных отношений;
изучить возможности оптимизации доходной и расходной частей государственного бюджета;
проанализировать основные показатели федерального бюджета Российской Федерации за 2009-2012 годы;
выявить пути повышения эффективности функционирования федерального бюджета Российской Федерации.
Введение 3
1 Экономическая сущность и функции государственного бюджета РФ 5
1.1 Сущность бюджета государства 5
1.2 Формирование доходной части федерального бюджета РФ 8
1.3 Характеристика расходной части федерального бюджета РФ 13
1.4 Роль федерального бюджета в развитии экономической и социальной сфер РФ 17
2 Анализ федерального бюджета РФ за 2009-2011 годы 22
2.1 Оценка основных характеристик федерального бюджета РФ 23
2.2 Анализ доходной и расходной частей федерального бюджета РФ за 2009-2012 годы 27
3 Повышение эффективности расходов федерального бюджета РФ 33
Заключение 42
Библиографический список 44
Существующая система
регулирования государственных
расходов и институты российской
экономики, входящие в неё, не позволяют
эффективно и рационально реализовывать
Экономические издержки
Задача повышения
Переориентация традиционной системы бюджетного планирования на программно-целевое бюджетирование требует разработки нового инструмента бюджетного планирования, обеспечивающего взаимосвязь между выделяемыми бюджетными ресурсами и ожидаемыми результатами их использования, исходя из установленных приоритетов государственной политики. Поэтому в качестве подобного инструмента целесообразно использовать аудит эффективности расходования бюджетных средств. В современных условиях функционирования бюджетной системы аудит эффективности необходимо рассматривать как часть (составной элемент) бюджетного процесса. Такой подход позволяет одновременно проверить порядок расходования бюджетных средств, эффективность их использования и тем самым представить полную картину деятельности органа, использующего государственные средства.
В последние десятилетия
проявляется тенденция к
Бюджетное финансирование
социальных услуг можно разделить
на две части - финансирование объема
услуг и конкретные целевые программы.
В структуре бюджетов субъектов
Российской Федерации выделяются расходные
статьи, связанные с финансированием
социально-культурных мероприятий. За
счет выделяемых на эти цели средства
администрации муниципальных
Одновременно с проектом федерального закона «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» в Государственную Думу будет представлено аналитическое распределение расходов федерального бюджета по государственным программам Российской Федерации, основные параметры которого представлены в следующей таблице:
Таблица 3.1 - Распределение бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2012-2015 годы по направлениям государственных программ Российской Федерации, млрд. руб.
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год | |
Всего по государственным программам (41 программа) |
10 200,6 |
11 762,4 |
12 667,9 |
13 160,0 |
в %% к общему объему расходов |
92,5 |
96,4 |
94,3 |
92,1 |
I Новое качество жизни (13 программ) |
4 588,1 |
5 623,8 |
5 847,4 |
5 841,2 |
II Инновационное развитие и |
1 781,6 |
1 837,8 |
1 832,6 |
1 844,9 |
III Обеспечение национальной (2 программы) |
1 876,0 |
1 977,3 |
2 438,5 |
2 758,4 |
IV Сбалансированное региональное развитие (4 программы) |
818,1 |
744,7 |
621,4 |
554,9 |
V Эффективное государство (5 программ) |
1 136,8 |
1 578,8 |
1 927,9 |
2 160,5 |
При этом в
рамках подготовки к переходу к «программному
бюджету» с 2012 года необходимо ввести
новую классификацию видов
Для решения задачи по сокращению дефицита федерального бюджета и, соответственно, подготовке к введению с 2015 года фискальных правил при формировании основных характеристик федерального бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов предлагается в основном исходить из сохранения сложившегося уровня расходов федерального бюджета в процентах к ВВП (без учета компенсации бюджетам государственных внебюджетных фондов доходов, выпадающих в результате снижения ставки страховых взносов) и его снижения в 2014 году:
Таблица 3.2 - Формирование основных характеристик федерального бюджета на 2012-2015 годы, млрд. руб.
Показатель |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
Доходы |
10 303,4 |
10 627,8 |
11 687,6 |
12 645,5 |
%% к ВВП |
19,3 |
18,5 |
18,4 |
18,0 |
Расходы (без учета компенсации выпадающих доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ) |
11 022,5 |
11 961,9 |
13 156,3 |
14 293,9 |
%% к ВВП |
20,7 |
20,8 |
20,7 |
20,3 |
Компенсация выпадающих доходов государственных внебюджетных фондов в связи со снижением тарифов страховых взносов |
- |
236,4 |
275,6 |
- |
Расходы (с учетом компенсации выпадающих доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ) |
11 022,5 |
12 198,3 |
13 431,9 |
14 293,9 |
%% к ВВП |
20,7 |
21,2 |
21,2 |
20,3 |
Дефицит |
-719,1 |
-1 570,5 |
-1 744,3 |
-1 648,4 |
%% к ВВП |
-1,3 |
-2,7 |
-2,7 |
-2,3 |
Такой подход обеспечит сокращение дефицита федерального бюджета, в том числе – по сравнению с ранее утвержденными на 2012-2013 годы параметрами, некоторое сокращение ненефтегазового дефицита и сбережение части нефтегазовых доходов в Резервном фонде, однако цена на нефть, обеспечивающая сбалансированность федерального бюджета, будет расти:
Следует отметить, что несмотря на меры по увеличению доходов федерального бюджета (в том числе по совершенствованию налогообложения газовой отрасли и индексации ставок акцизов на табачную и алкогольную продукцию) объем доходов федерального бюджета в реальном выражении в 2012-2015 годах не достигает уровня доходов докризисного 2008 года, в том время как по расходам он будет существенно выше (таблица 7 ):
Таблица 3.3 - Темпы роста расходов федерального бюджета в реальном выражении к уровню 2012 года, %
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 | |
Расходы в реальном выражении, в %% к 2008 году |
100,0 |
117,3 |
112,9 |
115,5 |
120,6 |
125,8 |
127,5 |
Расходы в реальном выражении (без учета компенсации выпадающих доходов государственных внебюджетных фондов), в %% к 2008 году |
100,0 |
117,3 |
112,9 |
115,5 |
118,2 |
123,3 |
127,5 |
Таким образом, необходима концентрация расходов на приоритетных направлениях, прежде всего, связанных с улучшением условий жизни человека, адресном решении социальных проблем, повышении качества государственных и муниципальных услуг, стимулировании инновационного развития страны, в том числе исходя из:
- безусловного
исполнения законодательно
- обеспечения
сбалансированности бюджета
- индексации
в 2013 году фондов оплаты труда
работников федеральных
- обеспечения
реализации программ
- обеспечения
закупки новых видов
- обеспечения реформы денежного довольствия военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов;
- обеспечения с 2012 года полиции за счет средств федерального бюджета;
- поддержке
инновационного и
При комплексном анализе
выявленных проблем и нарушений,
касающихся эффективного функционирования
и реализации государственных социальных
программ, а также, опираясь на опыт
прошлых лет и принцип
Государственный бюджет, как основное звено бюджетной системы является одним из наиболее важных инструментов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование.
Исходя из этого необходими являются системные действия по следующим ключевым направлениям.
Информация о работе Бюджет, его роль в развитии экономики и социальной сфере