Бюджет, его роль в развитии экономики и социальной сфере

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 18:01, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является анализ федерального бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса и роли бюджета в социально-экономическом развитии государства, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:
исследовать основные черты и принципы бюджетной системы Российской Федерации в условиях рыночных отношений;
изучить возможности оптимизации доходной и расходной частей государственного бюджета;
проанализировать основные показатели федерального бюджета Российской Федерации за 2009-2012 годы;
выявить пути повышения эффективности функционирования федерального бюджета Российской Федерации.

Содержание работы

Введение 3
1 Экономическая сущность и функции государственного бюджета РФ 5
1.1 Сущность бюджета государства 5
1.2 Формирование доходной части федерального бюджета РФ 8
1.3 Характеристика расходной части федерального бюджета РФ 13
1.4 Роль федерального бюджета в развитии экономической и социальной сфер РФ 17
2 Анализ федерального бюджета РФ за 2009-2011 годы 22
2.1 Оценка основных характеристик федерального бюджета РФ 23
2.2 Анализ доходной и расходной частей федерального бюджета РФ за 2009-2012 годы 27
3 Повышение эффективности расходов федерального бюджета РФ 33
Заключение 42
Библиографический список 44

Файлы: 1 файл

Byudzhet_Autosaved_1 (1).docx

— 104.96 Кб (Скачать файл)

Основой отраслевой группировки расходов федерального бюджета является общепринятое деление  экономики на отрасли и виды деятельности:

  • в производственной сфере подразделяются по отраслям народного хозяйства: на развитие промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи и др.;
  • в непроизводственной – по отраслям и видам общественной деятельности: на образование, культуру, здравоохранение, социальное обеспечение, государственное управление и т.п.

Такое деление  государственных расходов (также  как и по роли в воспроизводстве) помогает выявлять пропорции в распределении  бюджетных средств, но уже по отраслям. Изменяя эти пропорции, государство  может добиваться нужных сдвигов  в отраслевой структуре общественного  производства.

В статье 33 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, необходимое условие реализации намеченных расходов — соблюдение принципа сбалансированности бюджета, т. е. требование соответствия объема расходов бюджета суммарному объему его доходов. Негативным проявлением отклонения от этого принципа является дефицит бюджета, т. е. превышение расходов над доходами. Бюджетный кодекс Российской Федерации при наличии дефицита требует определения источников его финансирования и соблюдения определенного порядка формирования и исполнения бюджета [ст. 92—96, 229, 230]. С 2009 года с целью обеспечения сбалансированности федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой предусмотрено создание Стабилизационного фонда Российской Федерации. В расходной части бюджетов всех уровней создаются резервные фонды государственных исполнительной власти и органов местного самоуправления. При этом запрещено создавать резервные фонды законодательных (представительных) органов и депутатов. В федеральном бюджете, помимо резервного Правительства Российской Федерации, образуется резервный фонд Президента Российской Федерации. Кроме упомянутых фондов в бюджетах могут создаваться целевые фонды отраслевого характера.

Расходы бюджетной  системы отражают, кроме внутренних задач страны, международные связи  Российской Федерации, в частности, со странами СНГ. Таким образом, бюджетная система является финансовой основой реализации внутренней и внешней государственной политики России [16, 238 c.].

    1. Роль федерального бюджета  в развитии экономической и социальной сфер Российской Федерации

 

Федеральный бюджет составляет первый уровень бюджетной  системы Российской Федерации. Федеральный  бюджет – это основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным  Собранием в виде федерального закона. Именно федеральный бюджет является основным орудием перераспределения  национального дохода и ВВП, через  него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования  экономического развития стран и  реализации социальной политики на всей территории Российской Федерации. Федеральный бюджет строится с учетом необходимости осуществления избранной социально-экономической стратегии.

Через государственный  бюджет мобилизуются финансовые ресурсы, которые в дальнейшем перераспределяются и используются для целей государственного регулирования социально-экономического развития Российской Федерации и  реализации финансово-бюджетной политики страны.

Формирование  государственного бюджета происходит как на стадии первичного распределения  национального дохода, так и в  ходе его перераспределения. В процессе первичного распределения национального  дохода государство получает в свое распоряжение часть чистого дохода в форме налогов. В результате перераспределения в бюджет поступает  часть прибыли предприятий и  хозяйственных организаций различных форм собственности.

Государственный бюджет является важным инструментом претворения в жизнь экономической  и социальной политики государства. Он обеспечивает централизацию средств, необходимых для решения основных направлений научно-технического прогресса, образования резервов в общенациональном масштабе.

Сконцентрированные  в государственном бюджете денежные средства предназначаются для осуществления  социально-экономической политики, обеспечения обороны и безопасности государства. С помощью бюджета  реализуются общегосударственные  и региональные программы народнохозяйственного  и социально-экономического характера.

Структура расходов федерального бюджета является социально  стабилизирующим фактором; оказывает  регулирующее воздействие на размеры  спроса и инвестиции, на отраслевую и региональную структуру экономики. В то же время она меняется. Так  важнейшая задача, которую решает закон о бюджете на 2010-й и  два последующих года, - это исполнение всех социальных обязательств государства  вне зависимости от цен на нефть. Социальные расходы не урезаны, а  по многим позициям выросли. Для этого  необходимо было пойти на достаточно большой дефицит бюджета. Он составит 2,9 триллиона рублей, и для его покрытия надо будет брать средства из двух «нефтегазовых копилок».

Следует иметь  в виду, что крупная часть социальных расходов проходит по внебюджетным социальным фондам.

Итак, роль государственного бюджета в социально-экономическом  развитии общества заключается в следующем.

Во-первых, государственный  бюджет является инструментом воздействия  на развитие экономики. С помощью  государственного бюджета государство  осуществляет перераспределение национального  дохода и тем самым изменяет структуру  общественного производства, влияет на социальные преобразования. В условиях хозяйственных реформ государство  усиливает свои позиции в экономике  путем изменения методов бюджетного воздействия на общественное производство, используя бюджет. Государство применяет  формы прямого и косвенного воздействия  на экономику предоставляет организациям и предприятиям  субсидии, государственные инвестиции, осуществляет бюджетное финансирование  отраслей, определяющих научно-технический прогресс, добиваясь в конечном итоге изменения народнохозяйственных пропорций. 

Во-вторых, государственный  бюджет играет важную роль в решении  социальных проблем. Путем улучшения  бюджетного финансирования учреждений социальной сферы: просвещения, здравоохранения, социального обеспечения, жилищного  строительства. В перспективе роль государственного бюджета в социальных процессах будет усиливаться. Обусловлено  это тем, что бюджетные средства в совокупности с внебюджетными  фондами являются финансовой базой  осуществления социальных преобразований, перехода на более высокий уровень  социального обслуживания населения  страны. Кроме того, государственный  бюджет обеспечивает нивелирование  социальных последствий расслоения граждан по их материальному положению.

В-третьих, на современном этапе развития экономики  государственный бюджет становится одним из основных инструментов государства  в проведении экономической и  социальной политики. Планируя бюджетные  доходы и расходы, государство концентрирует  в своих руках денежные средства на проведение экономической и социальной политики для преодоления экономического кризиса.

В-четвертых, государственный бюджет играет важную роль в выравнивании экономического развития регионов страны путем бюджетного финансирования объектов. Бюджетное  финансирование может осуществляться на возвратной и безвозвратной основе. На возвратной основе бюджетные средства предоставляются в виде кредита  на капитальные вложения. Эти средства играют важную роль в строительстве  объектов культурно-бытового назначения:  магазинов, предприятий общественного питания, бытового обслуживания, школ, больниц, жилья, театров и других предприятий.

Рисунок 1  - Расходы федерального бюджетa на образование, млрд. руб.

 

            Государственный бюджет и сконцентрированные в нем денежные средства дают возможности маневрирования при распределении бюджетных средств с учетом приоритетности финансирования государственных программ. 
Таким образом, государственный бюджет играет важную роль в реализации экономической политики государства, направленной на повышение жизненного уровня населения страны.

 

 

2 Анализ федерального бюджета Российской Федерации за 2009-2011 годы

Преобразования в бюджетной  сфере первой половины 2000-х годов  позволили сформировать основы бюджетной  системы, обеспечить ее стабильность и  предсказуемость в среднесрочной  перспективе. Сейчас перед государством стоит задача обеспечения долгосрочной бюджетной и макроэкономикой  стабильности, сбалансированности бюджетных ресурсов и обязательств, создания эффективной системы управления общественными финансами, снижения зависимости бюджетных доходов от конъюнктуры мировых цен, концентрации финансовых ресурсов на решение приоритетных задач. В отличие от стран с более диверсифицированной экономикой Россия не может позволить себе иметь хронический дефицит бюджета и высокий уровень государственного долга, ставящих национальную экономику в зависимость от внешних условий и "вымывающих" из нее инвестиционные ресурсы.

При высоком уровне цен  на нефть необходимо накапливать  резервы, обеспечивающие "подушку  безопасности" в случае внешнеэкономических  шоков. Опыт 2008—2010 годов доказал правильность такого подхода к бюджетной политике.

Макроэкономическая стабильность, низкая инфляция, умеренная налоговая  и долговая нагрузка, возможности  для привлечения долгосрочных кредитных  ресурсов могут и должны стать  важнейшими конкурентными преимуществами России, обеспечивающими приток инвестиций, внедрение инноваций, модернизацию экономики и, соответственно, расширение возможностей для решения социальных задач и федеральных целевых  программ.

.

2.1 Оценка основных характеристик федерального бюджета Российской Федерации

В основу бюджетной  политики на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов положены стратегические цели развития страны, сформулированные в Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Концепции долгосрочного  социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Основных направлениях деятельности Правительства  Российской Федерации на период до 2012 года и других документах, а также  основные положения Бюджетного послания Президента Российской Федерации «О бюджетной политике в 2012–2014 годах»  и программы повышения эффективности бюджетных расходов в Российской Федерации на период до 2012 года.

В 2012 году планируется реализация 57 действующих федеральных целевых программ, в 2013 году — 49, в 2014 году — 40.

С 2012 года планируется реализация 4 новых федеральных целевых программ: «Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС» на 2012—-2020 годы, «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012—2020 годах», «Культура России (2012—2016 годы)», «Государственная граница Российской Федерации (2012—2020 годы)».

В 2012 году рост ВВП прогнозируется на уровне 3,5%, в 2013 году – 4,2%, в 2014 году – 4,6% (рисунок 1):

Рисунок 2.1  - Индекс физического объема ВВП, %

 

Федеральный бюджет на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов должен стать бюджетом, посредством которого решаются задачи выхода на траекторию устойчивого посткризисного развития,  создания условий для развития и модернизации экономики, повышения уровня и качества жизни граждан, укрепления обороноспособности и безопасности страны, повышения эффективности и прозрачности государственного управления.

В этот же период должны быть приняты меры по снижению зависимости бюджета от конъюнктурных  доходов и сокращению его дефицита.

      

           Таблица 2.1.1 – Консолидированный бюджет Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов за 2011 год, млрд. руб.

 

из него:

Консолидированный бюджет Российской Федерации  и бюджетов государственных внебюджетных фондов

федеральный бюджет

консолидированные бюджеты субъектов  Российской Федерации

Доходы - всего

20855,4

11367,7

7644,2

Расходы - всего

19994,6

10925,6

7679,1

из них на:

     

общегосударственные вопросы

1357,0

777,8

468,8

обслуживание государственного и  муниципального долга

328,9

262,7

75,7

национальную оборону

1517,2

1516,0

3,5

национальную безопасность и правоохранительную деятельность

1518,6

1259,8

282,1

национальную экономику

2793,4

1790,2

1316,4

из нее на:

     

топливно-энергетический комплекс

55,4

41,0

21,5

сельское хозяйство и рыболовство

268,7

141,4

231,3

транспорт

499,1

291,0

212,2

дорожное хозяйство (дорожные фонды)

714,2

349,5

424,5

связь и информатику

77,2

42,6

38,1

прикладные научные исследования в области 

180,6

178,7

1,9

другие вопросы в области национальной экономики

814,0

559,5

277,0

жилищно-коммунальное хозяйство

1195,0

279,8

968,6

социально-культурные мероприятия

11245,9

4370,6

4526,9

межбюджетные трансферты общего характера  бюджетам субъектов Российской Федерации  и муниципальных образований

0,0

651,3

15,3

Профицит, дефицит (-)

860,7

442,0

-34,9


 

Согласно параметрам федерального бюджета, дефицит федерального бюджета Рссийской Федерации в 2012 году составил 1,5 % от валового внутреннего продукта (ВВП), в 2013 году составит 1,6 % от ВВП, в 2014 году — 0,7 % от ВВП. В абсолютном выражении в 2012 году дефицит бюджета в размере 860,7 млрд. руб., в 2013 году планируется 1 трлн 37,2 млрд. руб., в 2014 году — 514,3 млрд. руб.

Информация о работе Бюджет, его роль в развитии экономики и социальной сфере