Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 14:17, курсовая работа
Цель работы – анализ бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации и рассмотрение основных направлений повышения эффективности организации социального страхования.
В соответствии с поставленной целью для написания работы были поставлены следующие задачи: изучить теоретические основы и выявить сущность ФСС, рассмотреть источники функционирования ФСС РФ, изложить основные задачи ФСС, проанализировать процесс формирования и направления расходования средств ФСС, определить проблемы и перспективы развития ФСС.
Объектом исследования является деятельность Фонда социального страхования.
Предметом исследования является формирование и расходование средств Фонда социального страхования.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
БАЙКАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА
Читинский институт
Финансово-информационный факультет
Кафедра финансов и кредита
Курсовая работа по дисциплине «Бюджетная система РФ»
Бюджет Фонда социального страхования РФ
Выполнил студент 4 курса
Чита – 2011
Тема данной курсовой работы актуальна, так как с 2010 года Фонд социального страхования принял ряд реформ, вследствие чего изменились его правовое положение, структура и размер источников привлечения средств, а также появились новые направления их использования.
Цель работы – анализ бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации и рассмотрение основных направлений повышения эффективности организации социального страхования.
В соответствии с поставленной целью для написания работы были поставлены следующие задачи: изучить теоретические основы и выявить сущность ФСС, рассмотреть источники функционирования ФСС РФ, изложить основные задачи ФСС, проанализировать процесс формирования и направления расходования средств ФСС, определить проблемы и перспективы развития ФСС.
Объектом исследования является деятельность Фонда социального страхования.
Предметом исследования является формирование и расходование средств Фонда социального страхования.
Теоретической основой послужили труды таких авторов, как Гринкевич Л.С., Чапаев Н.М. и другие; нормативные акты, финансовые отчеты об исполнении бюджета Фонда.
Методологической основой исследования являются важнейшие нормативные правовые акты: Конституция РФ, Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ; ряд федеральных законов, указов Президента и постановлений Правительства РФ.
Методами настоящего исследования являются: изучение и традиционный анализ (вертикальный, горизонтальный) научной и практической литературы, сравнение и обобщение.
Структура курсовой работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.
Во введении обоснована актуальность темы, сформулированы цель и задачи исследования.
В первой главе «Теоретические основы бюджета ФСС» рассмотрены значение ФСС, его задачи и функции. В главе раскрыты источники формировании и направления использования средств Фонда.
Во второй главе «Анализ бюджета ФСС за 2009-2010 гг.» проведен детальный анализ доходных и расходных статей бюджета ФСС. Рассмотрена в динамике структура доходов и расходов, определена роль каждого доходного источника в формировании бюджета Фонда и основные направления осуществления расходов. Также выявлены основные факторы, влияющие на функционирование и формирование финансового механизма Фонда в современных условиях.
В третьей главе «Проблемы и перспективы развития ФСС» выделены недостатки в функционировании ФСС и предложены направления по достижению более рационального функционирования финансового механизма фонда.
В заключении обобщены результаты исследования, приведены основные выводы и рекомендации.
В современном обществе широкое распространение получило именно социальное страхование – система, которая гарантирует гражданам право на труд, заработок, социальную защиту, возмещение убытков, оказание социальной помощи.
Для целей управления средствами государственного социального страхования Российской Федерации с 1 января 1991 года на основании Постановления Совета Министров РСФСР и Федерации независимых профсоюзов от 25 декабря 1990 года 600/9-3 «О совершенствовании управления и порядка финансирования расходов на социальное страхование трудящихся РСФСР» был образован внебюджетный Фонд социального страхования Российской Федерации. С 1993 года Фонд становится специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации. Денежные средства ФСС РФ не входят в состав каких-либо бюджетов и изъятию не подлежат.
Фонд представляет собой специализированную структуру, обеспечивающую функционирование всей многоуровневой системы государственного социального страхования. Фонд финансирует выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка и ежемесячного пособия до достижения ребенком возраста полутора лет, а также пособия на погребение умерших.
Кроме того, Фонд финансирует санаторно-курортное обслуживание работающих и членов их семей, детскую летнюю оздоровительную кампанию.
В 2000 г. Фонд социального страхования начал выплаты по возмещению вреда пострадавшим на производстве в рамках обеспечения нового вида страхования, введенного Федеральным законом от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
Задачами фонда социального страхования являются:
- обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг, санаторно-курортное обслуживание работников и их детей;
- участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;
- осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость Фонда;
- разработка совместно с Министерством труда и социального развития Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование;
- организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов для системы государственного социального страхования, разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам социального страхования;
- сотрудничество с аналогичными фондами (службами) других государств и международными организациями по вопросам социального страхования;
- проведение
разъяснительных мероприятий
Руководство деятельностью ФСС РФ осуществляет Председатель Фонда, который назначается правительством РФ, так же, как и его заместители. Коллегиальным органом выступает правление, в состав которого входят Председатель, заместители, представители Центрального аппарата фонда, представители Минтруда РФ, Минфина РФ, Минздрава РФ, ЦБ РФ, представители профсоюза и пр. Для обеспечения текущей деятельности создан Центральный аппарат, в региональных отделениях – аппараты органов Фонда.
Деятельность отделений Фонда осуществляется на основании положения об отделении ФСС РФ, утвержденного Постановлением ФСС РФ от 05.01.1995 г. № 1. Отделения осуществляют оперативное управление средствами социального страхования на территории субъектов РФ и переданными Фонду санаторно- курортными учреждениями в данных регионах. Отделения выполняют возложенные на них функции самостоятельно или через уполномоченные филиалы.
К основным функциям отделений относят:
- осуществление
контроля за правильным и
- регистрация, учет страхователей;
- принятие
решения о применении к
- участие в разработке и финансировании региональных программ охраны здоровья работающих граждан и др.
Отделения Фонда созданы на территориях всех субъектов РФ.
Фонд
социального страхования имеет
существенные отличия от других внебюджетных
страховых фондов в отношении
порядка получения и
Источники формирования Фонда подразделяются на налоговые и неналоговые поступления.
Таким образом, в бюджет Фонда социального страхования РФ согласно ст. 146 БК подлежат зачислению следующие виды доходов:
—доходы, распределяемые органами Казначейства России между бюджетами бюджетной системы РФ, поступающие от уплаты следующих налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:
Денежные средства обязательного социального страхования хранятся на счетах ЦБ РФ, а также на счетах иных банков, перечень которых определяется Правительством РФ. В случае нехватки в финансовой системе обязательного социального страхования денежных средств для обеспечения выплат пенсий и пособий, оплаты медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и иных установленных федеральными законами расходов Правительство РФ при разработке проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год предусматривает дотации финансовой системе обязательного социального страхования в размерах, позволяющих обеспечить установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования выплаты по обязательному социальному страхованию.
Вложение временно свободных денежных средств обязательного социального страхования может осуществляться только под обязательства Правительства РФ, обеспечивающие их доходность в порядке, предусмотренном законодательством РФ.
Денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении Фонда, а также имущество, закрепленное за подведомственными Фонду санаторно-курортными учреждениями, являются федеральной собственностью.
Направления
расходования средств осуществляются
в соответствии с ФЗ РФ от 16.07.199 г.
«Об основах обязательного
Средства расходуются по строго целевому назначению, согласно утвержденному бюджету фонда на каждый финансовый год.
Основные направления расходования средств включают:
- выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, при усыновлении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг;
- оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет; оплату путевок для работников и их детей в санаторно-курортные учреждения, расположенные на территории Российской Федерации и в санаторно-курортные учреждения в государствах - участниках СНГ, аналогичных которым нет в Российской Федерации, а также на лечебное (диетическое) питание;