Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 14:17, курсовая работа
Цель работы – анализ бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации и рассмотрение основных направлений повышения эффективности организации социального страхования.
В соответствии с поставленной целью для написания работы были поставлены следующие задачи: изучить теоретические основы и выявить сущность ФСС, рассмотреть источники функционирования ФСС РФ, изложить основные задачи ФСС, проанализировать процесс формирования и направления расходования средств ФСС, определить проблемы и перспективы развития ФСС.
Объектом исследования является деятельность Фонда социального страхования.
Предметом исследования является формирование и расходование средств Фонда социального страхования.
*Примечание. Составлено автором на основе законов об исполнении бюджета Фонда социального страхования за 2009-2010 гг.
С 2010 г. начался
очередной этап реформирования системы
обязательного социального
В соответствии
с новым законодательством
По замыслу законодателей, нововведения должны помочь страховщикам (государственным внебюджетным фондам) эффективнее исполнять свои функции. Тем более что они располагают необходимой инфраструктурой, информационной базой о страхователях-работодателях.
С 2011 г. для Фонда социального страхования РФ (ФСС РФ) оставлен прежний норматив — 2,9%, но часть расходов (оплата дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом, повышение размера оплаты больничных листков из-за учета не страховых периодов работы) должна осуществляться за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых в установленном порядке бюджету ФСС РФ. На федеральный бюджет переведено финансирование пособий по уходу за ребенком и единовременные пособия студентам, имеющим детей. Исключены полностью из бюджета ФСС РФ расходы на санаторно-курортное лечение работников и их детей.
Для организаций, которые применяют специальные налоговые режимы, такие как упрощенная система налогообложения (УСНО), единый налог на вмененный доход (ЕНВД), единый сельскохозяйственный налог, на 2010 г. был сохранен действующий до этого года механизм налогообложения. Для некоторых категорий страхователей (к примеру, для сельхозпроизводителей или организаций, которые используют труд инвалидов) на переходный период 2011—2014гг. установлены пониженные тарифы — 1,9 и 2,4 % от налогооблагаемой базы (табл. 2).
Вместе с тем в новом законодательстве имеются недостатки, которые негативным образом могут сказаться на работе Фонда социального страхования РФ.
1. В 2010 г. организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН или уплачивающие ЕНВД, а также лица, использующие труд инвалидов, платят страховой взнос только в Пенсионный фонд РФ по ставке 14% (п. 2 ч. 2ст. 57 Федерального закона № 212-ФЗ). В ФСС РФ прямых отчислений нет. Однако при этом пособия по временной нетрудоспособности и в связи с материнством гражданам, работающим у таких работодателей, выплачиваются за счет средств данного фонда в уже полном размере согласно общеустановленным нормам, что приведет к увеличению расходов фонда и ухудшению его финансовой устойчивости.
Компенсация доходов, выпадающих из-за сохранения пониженных тарифов страховых взносов для отдельных категорий налогоплательщиков, в 2010г. для ФСС РФ из федерального бюджета, в отличие от Пенсионного фонда РФ, не предусмотрена.
2. Установлены разные сроки подачи расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам плательщиками, производящими выплаты физическим лицам:
— по взносам на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование (в Пенсионный фонд РФ) расчеты представляются до 1-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом;
— по взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (в ФСС РФ) - до 15-го числа календарного месяца, следующего за истекшим кварталом (ч. 9 ст. 15 Федерального закона № 212-ФЗ).
3. Введено
требование совместного
4. Невозможен
зачет излишне уплаченных
Для оптимизации деятельности ФСС РФ, осуществляющего два вида страхования, необходимо предусмотреть возможность зачета излишне уплаченных взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ВНиМ) в счет уплаты взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний (НСПиПЗ) и наоборот.
Проведение
зачетной схемы платежей по двум видам
страхования важно для
5. Не
упростилась процедура
Согласно расчетной ведомости, которую страхователь обязан предоставлять в ФСС РФ ежеквартально, у организации может сложиться сальдо «за страхователем» или «за фондом».
Законодатель
решил сохранить принцип
— задолженность, сложившаяся за счет превышения расходов над начисленными страховыми взносами. В этой ситуации организация подает в ФСС РФ определенный вид заявления на возмещение расходов, работниками данного фонда проводится камеральная проверка, а выделение финансирования осуществляется с расчетного счета отделения (филиала) ФСС РФ, открытого в учреждении Банка России;
— задолженность, связанная с переплатой страховых взносов.
Исполнительный орган ФСС РФ в этом случае обязан уведомить страхователя о сложившейся переплате страховых взносов, а страхователь должен подать в ФСС РФ еще одно заявление «на возврат» излишне перечисленных сумм или «зачете» в счет предстоящих платежей, по которому органом ФСС РФ будет вынесено решение о возврате или зачете средств. Возврат будет осуществлен путем перечисления денежных средств, но уже через отделения Федерального казначейства.
Новые проблемы могут возникнуть в работе Фонда социального страхования РФ с введением в действие с 01.01.2014 ст. 148 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Данная статья предполагает введение кассового исполнения бюджета ФСС РФ органами Федерального казначейства. Это действительно принцип прогрессивный, который обеспечивает общую отрегулированность бюджетных процессов, определенную ясность, прозрачность всех финансовых потоков. Но введение кассового исполнения на тех же принципах, на которых осуществляется кассовое исполнение всех бюджетных организаций, разрушает действующую зачетную систему обязательного социального страхования.
Согласно действующему в системе ФСС РФ зачетному принципу, и это существенно, страхователи осуществляют страховые выплаты в счет уплаты начисленных страховых взносов, а региональные отделения данного фонда возмещают страхователям только те расходы, которые произведены сверх начисленных взносов.
Преимущества этого порядка очевидны и доказаны временем. Именно такой порядок прохождения денежных потоков оказался наиболее приемлемым для российской системы социального страхования. В настоящее время более 70 % расходов по выплате пособий и иных расходов по обязательному социальному страхованию осуществляются через бухгалтерии работодателей в счет начисленных страховых взносов. Участие работодателей в страховой системе (т. е. потоки движения средств в связи с действующей системой) позволяет минимизировать затраты и сократить сроки выплаты пособий, а также почти полностью исключить возможности коррупции в исполнительных органах ФСС РФ, Переход на кассовое исполнение через Федеральное казначейство потребует осуществлять все выплаты через исполнительные органы ФСС РФ, что вызовет-необходимость создания повсеместно выплатных касс. Это приведет к временному разрыву между получением документа, который подтверждает право на получение пособия, и фактической его оплатой, к росту нагрузки на работников исполнительных органов ФСС РФ, а также к значительному увеличению их численности. Увеличатся также материально-технические затраты на администрирование выполнения этих функций.
Вопрос
удобства получения выплат всеми
застрахованными гражданами через
выплатные кассы остается открытым
и требует тщательного
В связи с переходом в 2010г. на страховые принципы образовался дифицит бюджета ФСС. Причиной дефицита бюджета ФСС, стало то, что с переходом на страховые принципы увеличился размер пособий, но ставка отчислений страховых взносов в ФСС, в отличие от других внебюджетных фондов, осталась без изменений: как и прежде, она составляет 2,9 % и снижена для таких плательщиков, как сельхозтоваропроизводители, организации, использующие труд инвалидов, организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий, а также имеющие статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны. Кроме того, в период экономического кризиса многие предприятия снизили свои отчисления, поскольку сократился фонд оплаты труда. При этом система начисления пособий, то есть расходы ФСС, в отличие от доходов сориентирована не на фонд оплаты труда, а на среднюю заработную плату, которая существенно выросла. В итоге, по данным Минздравсоцразвития России,Фонд социального страхования РФ собирал на одного застрахованного 6,6 тыс. руб., а тратил — 8 тыс. руб. в год.
Бездефицитность бюджета ФСС, предполагалось обеспечить за счет следующего комплекса мер. Во-первых, распространить обязательное социальное страхование на лиц, работающих по гражданско-правовым договорам, поскольку до сих пор они не пользовались гарантиями, предусмотренными трудовым законодательством. С другой стороны, бюджет ФСС, по расчетам его специалистов, получит на этом дополнительно 3,7 млрд руб., а по мнению экспертов Минздравсоцразвития — не менее 7 млрд руб. Кроме того, это даст возможность унифицировать базу для начисления страховых взносов во все страховые фонды.
Во-вторых, введено начисление пособий по временной нетрудоспособности, а также по беременности и родам из среднего заработка не за 12 месяцев работы, как это происходило, а за два календарных года, предшествующих страховому случаю. Это основано на том, чтобы учитывать не краткосрочный, а устойчивый заработок, с которого поступали взносы.
Третья новация, заложенная в бюджете ФСС, касалась изменения трудового стажа при определении размера пособия, но было решено, что «стажевые пороги» останутся прежними. Повышение могло бы привести к снижению размеров пособий по временной нетрудоспособности для значительного числа застрахованных граждан. Как и раньше, чтобы получить максимальное возмещение по больничному листу(100%), нужно будет отработать не менее 8 лет. Кроме того, исходное положение законопроекта о расчете пособия по временной нетрудоспособности на основе заработка, полученного не за один, а за два года, предшествующих страховому случаю, будет дополнено мерами, учитывающими особенности исчисления пособий для женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет. Представители правительства при обсуждении этого пункта согласились с тем, что при введении новой нормы нужно обратить особое внимание на защиту материальных интересов семей с детьми и откорректировать предложенную формулу.
Четвертая новация в социальном страховании — оплата пособий по нетрудоспособности за счет средств ФСС не с третьего дня, а с четвертого. По мнению экспертов Минздравсоцразвития, эта мера будет экономически стимулировать работодателей обеспечивать своим работникам безопасные и комфортные условия труда, что в свою очередь позволит снизить заболеваемость. Кроме того, это должно усилить контроль работодателя за обоснованностью больничных листов. При этом, считают эксперты, если уровень заболеваемости в результате принятых работодателем мер будет ниже среднего, его расходы будут сопоставимы с теми, которые он нес раньше при оплате первых двух дней больничного листа.
В итоге бюджет ФСС на 2011 год спланирован с учетом названных позиций. Его оптимизация позволяет провести предусмотренную индексацию пособий. В частности, среднедневной размер пособия по беременности и родам увеличился с 413,69 до 438,30 руб., размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет — с 4634,95 до 5547,30 руб. Впервые предусмотрен в соответствии с требованием 130-й Конвенции Международной организации труда минимальный размер пособия по временной нетрудоспособности на уровне минимального размера оплаты труда.