Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 14:17, курсовая работа
Цель работы – анализ бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации и рассмотрение основных направлений повышения эффективности организации социального страхования.
В соответствии с поставленной целью для написания работы были поставлены следующие задачи: изучить теоретические основы и выявить сущность ФСС, рассмотреть источники функционирования ФСС РФ, изложить основные задачи ФСС, проанализировать процесс формирования и направления расходования средств ФСС, определить проблемы и перспективы развития ФСС.
Объектом исследования является деятельность Фонда социального страхования.
Предметом исследования является формирование и расходование средств Фонда социального страхования.
В целом
прогрессивное с позиции
Социальное страхование — одна из основных форм социального обеспечения граждан, представляющая собой систему (государственную и общественную) денежного и материального обеспечений граждан при достижении ими пенсионного возраста, в случае временной или постоянной утраты трудоспособности, в целях охраны их здоровья. Социальное страхование распространяется на активное, занятое население и финансируется за его счет, а также за счет работодателей.
Переход к рыночной экономике существенно меняет социально-экономическую среду. В общественное сознание возвращается понятие «социальный риск» — вероятность материальной необеспеченности трудящихся вследствие потери возможности участвовать в экономическом процессе. Переход в 2010 году внебюджетных фондов — пенсионного, социального и обязательного медицинского — на страховые принципы прошел практически незаметно Анализируя нововведение, мы понимаем, что теперь страховое обеспечение застрахованных граждан осуществляется только за счет страховых взносов, т.е. ресурс для выплат ограничивается суммой поступлений страховых взносов. В связи с этим образовался дефицит бюджета Фонда социального страхования РФ более 75 млрд. руб. и встала острая необходимость принятия мер по его устранению. Чтобы выплачивать пособия всем, кто имеет на них право, в 2011 году фонду было необходимо ликвидировать дефицит и найти собственные резервы, поскольку страховые принципы не предполагают дотаций из государственной казны.В связи с этим были разработаны новые подходы к социальному страхованию, которые отражены в 3 главе курсовой работы.
Эти подходы были разработаны при формировании представленного в Государственную думу РФ бюджета Фонда социального страхования РФ на 2011 год и на плановый период 2012–2013 годов. Бюджет был утвержден в строгом соответствии со страховыми принципами. Предусматривалось, что средства федерального бюджета будут использоваться лишь на компенсацию выпадающих доходов в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов по обязательному социальному страхованию (5,37 млрд руб.) и на выполнение государственных функций.
Реформирование системы ОСС должно осуществляться на основе соблюдения конституционных прав граждан Российской Федерации и четкого определения целей, задач и источников финансирования по различным видам социального страхования, соблюдения страховых принципов и развития персонифицированного учета во всей системе ОСС, адекватности уровня социальной защиты размерам страховых платежей, устранения дублирования функций и создания условий для достижения финансовой устойчивости системы ОСС.
Правительству Российской Федерации потребуется сосредоточить усилия на следующих направлениях:
1) проведении анализа законодательной и нормативной правовой базы (федеральной и региональной) в сфере ОСС, ведомственных актов, регулирующих вопросы социального страхования;
2) ревизии перечня выплат и расходов, осуществляемых в системе ОСС, и подготовке предложений по установлению четких границ для страховых и нестраховых выплат и расходов, определении источников финансирования для каждого их вида;
3) осуществлении мер, направленных на приведение порядка, условий и размеров страхового обеспечения в соответствие с социально-экономическим положением страны;
4) определении потребности системы ОСС в финансовых средствах;
5) изменении законодательства о внебюджетных государственных социальных фондах, о системе управления системой и ресурсами социального страхования, об обеспечении участия представителей субъектов ОСС в органах управления системы ОСС;
6) создании условий для привлечения частных страховых компаний к системам ОСС.
Кроме этого, в перспективе следует создать единую информационную базу по всем видам ОСС, разработать систему присвоения гражданам единого социального номера и выдачи персональных карточек социального страхования.
Введение персонифицированного учета всех застрахованных граждан позволит избежать случаев получения страхового возмещения по одному и тому же основанию из разных источников, а также сделать систему социальной защиты более адресной.
Можно рассмотреть возможность организационного объединения всех социальных внебюджетных фондов в один. Данное решение имеет свои преимущества и недостатки: с одной стороны, оно позволяет снизить уровень административных расходов, с другой — возникает проблема обеспечения финансовой устойчивости единого фонда и соблюдения интересов страхователей, осуществляющих взносы на различные цели.Решение об объединении внебюджетных фондов должно сопровождаться существенными изменениями в действующем законодательстве.
В настоящее время, скорее всего, невозможно разработать такую модель социального страхования, которая могла бы быть применена в будущем российском обществе. Это будет модель, которая должна соответствовать именно данному отрезку времени и решать свои специфические задачи. При этом например и зарубежный опыт не может быть использован в полной степени, потому, что каждая страна всегда находится в уникальной ситуации и поэтому строит свою собственную, в большей или меньшей степени отличную от других стран, систему социального страхования.