Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 14:17, курсовая работа
Цель работы – анализ бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации и рассмотрение основных направлений повышения эффективности организации социального страхования.
В соответствии с поставленной целью для написания работы были поставлены следующие задачи: изучить теоретические основы и выявить сущность ФСС, рассмотреть источники функционирования ФСС РФ, изложить основные задачи ФСС, проанализировать процесс формирования и направления расходования средств ФСС, определить проблемы и перспективы развития ФСС.
Объектом исследования является деятельность Фонда социального страхования.
Предметом исследования является формирование и расходование средств Фонда социального страхования.
- частичное содержание находящихся на балансе страхователей санаториев-профилакториев, имеющих лицензии на право занятия этим видом деятельности (оплата расходов на питание, лечение и медикаменты, заработную плату работников, культурно-массовое обслуживание);
- частичную оплату путевок в детские загородные оздоровительные лагеря, находящиеся на территории Российской Федерации, для детей работающих граждан;
- частичное содержание детско-юношеских спортивных школ (оплата расходов на оплату труда тренерско-преподавательского состава и аренду помещений, необходимых для учебно-тренировочного процесса);
- оплату проезда к месту лечения и обратно;
- создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости Фонда на всех уровнях. Порядок формирования резерва и предоставления из него средств (на возвратной основе или безвозмездно) определяется инструкцией о порядке начисления, уплаты, расходования и учета средств государственного социального страхования (далее именуется - инструкция), утвержденной Фондом совместно с Министерством труда и социального развития Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Государственной налоговой службой Российской Федерации и с участием Центрального банка Российской Федерации;
- обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления Фонда;
- финансирование деятельности подразделений органов исполнительной власти, обеспечивающих государственную защиту трудовых прав работников, охрану труда (включая подразделения надзора и контроля за охраной труда) в случаях, установленных законодательством;
- проведение научно-исследовательской работы по вопросам социального страхования и охраны труда;
- осуществление иных мероприятий в соответствии с задачами Фонда, включая разъяснительную работу среди населения, поощрение внештатных работников Фонда, активно участвующих в реализации мероприятий по социальному страхованию;
- участие в финансировании программ международного сотрудничества по вопросам социального страхования.
Средства, полученные от взимания пеней и наложения финансовых санкций (в размере 20 процентов), образуют фонд развития Фонда социального страхования Российской Федерации.
Положение о порядке формирования и расходования средств фонда развития утверждается Правительством Российской Федерации.
В 1998 г. был принят ФЗ «Об обязательном страховании от несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве» в соответствии, с которым с 1 января 1999 г. работающие на период выполнения своих профессиональных обязанностей, явлений пути на работу и с работы являются застрахованными от несчастных случаев на производстве. Все сферы деятельности классифицируются по группам профессионального риска. Каждой профессиональной группе соответствует свой страховой платеж. За счет этих средств осуществляются следующие расходы:
- расходы
на оплату временной
- единовременные
выплаты в случае смерти
- возмещение расходов на лечение пострадавшего;
- санаторно- курортное лечение и проезд к месту лечения, расходы по проезду сопровождающего;
- протезирование пострадавшего;
- приобретение транспортных средств ( для инвалида);
- доплата
до уровня заработной платы
на момент наступления
- прочие расходы.
В 2010 году доходы бюджета ФСС увеличились почти на 24( 5% ) млрд.руб. и составили 463 776 664,6 млрд.руб.
Анализ динамики доходов бюджета ФСС за 2009-2010 гг., (тыс. руб., %)
Таблица 1
Показатели |
2009 |
2010 |
Отклонение | |
Абсолют. |
Относит. | |||
Единый социальный налог |
224 047 417,60 |
0,00 |
-224 047 417,60 |
0,00 |
Страховые взносы |
57 567 408,40 |
305 651659,70 |
248 084 251,30 |
530,95 |
Налоги на совокупный доход |
9 875 773,70 |
11 762 311,50 |
1 886 537,80 |
119,10 |
Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным платежам |
87 901,60 |
-435 200,70 |
-523 102,30 |
-495,10 |
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности |
2 163,40 |
0,00 |
-2 163,40 |
0,00 |
Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства |
5 525,20 |
98 318,20 |
92 793,00 |
1779,45 |
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов |
2 644,30 |
1 425,70 |
-1 218,60 |
53,92 |
Штрафы, санкции, возмещение ущерба |
302 967,30 |
194 332,60 |
-108 634,70 |
64,14 |
Прочие неналоговые доходы |
173 346,30 |
19 926 507,30 |
19 753 161,00 |
11495,20 |
Возврат остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет |
-118 415,60 |
-4 632,90 |
113 782,70 |
3,91 |
Безвозмездные поступления |
148 098 999,50 |
126 581 943,20 |
-21 517 056,30 |
85,47 |
Итого |
440 045 731,70 |
463 776 664,60 |
23 730 932,90 |
105,39 |
*Примечание. Составлено автором на основе законов об исполнении бюджета Фонда социального страхования за 2009-2010 гг.
Таблица 2
Анализ структуры доходов бюджета ФСС за 2009-2010 гг., (тыс. руб., %)
Показатели |
2009 |
2010 |
Удельный вес(доля) |
Изменение доли | |
2009 |
2010 | ||||
Единый социальный налог |
224047417,60 |
0,00 |
50,91 |
0,00 |
-50,91 |
Страховые взносы |
57567408,40 |
305651659,70 |
13,08 |
65,90 |
52,82 |
Налоги на совокупный доход |
9 875 773,70 |
11762 311,50 |
2,24 |
2,54 |
0,29 |
Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным платежам |
87 901,60 |
-435 200,70 |
0,02 |
-0,09 |
-0,11 |
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности |
2 163,40 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства |
5 525,20 |
98 318,20 |
0,00 |
0,02 |
0,02 |
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов |
2 644,30 |
1 425,70 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
Штрафы, санкции, возмещение ущерба |
302 967,30 |
194 332,60 |
0,07 |
0,04 |
-0,03 |
Прочие неналоговые доходы |
173 346,30 |
19926 507,30 |
0,04 |
4,30 |
4,26 |
Возврат остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет |
-118 415,60 |
-4 632,90 |
-0,03 |
0,00 |
0,03 |
Безвозмездные поступления |
148098999,50 |
126581943,20 |
33,66 |
27,29 |
-6,36 |
Итого |
440045731,70 |
463776664,60 |
100,00 |
100,00 |
*Примечание. Составлено автором на основе законов об исполнении бюджета Фонда социального страхования за 2009-2010 гг.
Как показала динамика основу доходной части
2.1 Анализ расходов ФСС
Таблица 4
Анализ динамики расходов бюджета ФСС за 2009-2010 гг., (тыс. руб., %)
Показатели |
2009 |
2010 |
Отклонение | |
Абсолют. |
Относит. | |||
Общегосударственные вопросы |
4 685,7 |
4 366,4 |
-319,3 |
93,2 |
Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации |
42 548,8 |
40 716,3 |
-1 832,5 |
95,7 |
Молодежная политика и оздоровление детей |
19 492 714,6 |
0,0 |
-19 492 714,6 |
0,0 |
Аппараты органов управления государственных внебюджетных фондов |
13 848 348,0 |
14 829 877,0 |
981 529,0 |
107,1 |
Бюджетные инвестиции |
514 309,2 |
191 142,8 |
-323 166,4 |
37,2 |
Пособие по уходу за ребенком гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий |
1 085 026,5 |
1 382 891,1 |
297 864,6 |
127,5 |
Пособия гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний |
15 667,6 |
17 240,1 |
1 572,5 |
110,0 |
Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий |
11 579 397,4 |
10 852 749,5 |
-726 647,9 |
93,7 |
Оказание государственной |
8 215 956,4 |
5 028 055,1 |
-3 187 901,3 |
61,2 |
Выплата пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию |
36 919 946,1 |
42 700 382,4 |
5 780 436,3 |
115,7 |
Пособия по уходу за ребенком до достижения
им возраста полутора лет гражданам,
подлежащим |
62 312 650,2 |
79 096 719,4 |
16 784 069,2 |
126,9 |
Пособия при рождении ребенка |
17 185 056,0 |
13 764 118,5 |
-3 420 937,5 |
80,1 |
Единовременные пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности |
274 719,4 |
321 184,0 |
46 464,6 |
116,9 |
Пособия гражданам, |
84,5 |
55,0 |
-29,5 |
65,1 |
Пособие по уходу за ребенком гражданам,
подвергшимся воздействию радиации
вследствие |
3 020,1 |
4 029,9 |
1 009,8 |
133,4 |
Возмещение стоимости |
455 660,7 |
449 817,0 |
-5 843,7 |
98,7 |
Пособия по временной нетрудоспособности
по |
149 058 348,2 |
182 476 390,8 |
33 418 042,6 |
122,4 |
Пособия по беременности и родам |
57 309 631,0 |
67 316 999,0 |
10 007 368,0 |
117,5 |
Оплата медицинской помощи женщинам
в период беременности, родов
и в послеродовом периоде, а также диспансерного
наблюдения ребенка в течение |
16 834 691,7 |
16 946 993,0 |
112 301,3 |
100,7 |
Пособия по временной нетрудоспособности
по |
2 498 331,0 |
2 689 601,9 |
191 270,9 |
107,7 |
Единовременные страховые выплаты |
634 147,6 |
638 321,0 |
4 173,4 |
100,7 |
Ежемесячные страховые выплаты |
31 806 969,4 |
35 349 652,3 |
3 542 682,9 |
111,1 |
Медицинская, социальная и профессиональная
реабилитация пострадавших, обеспечение
предупредительных мер по сокращению
производственного травматизма и профессиональных |
9 376 002,6 |
10 070 672,4 |
694 669,8 |
107,4 |
Доставка и пересылка |
334 941,6 |
255 902,5 |
-79 039,1 |
76,4 |
Проведение углубленных |
1 987 655,2 |
0,0 |
-1 987 655,2 |
0,0 |
Оплата путевок на санаторно-курортное лечение работников |
4 671 861,9 |
0,0 |
-4 671 861,9 |
0,0 |
Оплата четырех дополнительных выходных дней в месяц в связи с уходом за детьми-инвалидами |
680 444,4 |
760 279,4 |
79 835,0 |
111,7 |
Прикладные научные |
43 325,0 |
17 200,0 |
-26 125,0 |
39,7 |
Реализация государственных |
1 314 676,3 |
1 003 409,0 |
-311 267,3 |
76,3 |
Выплата пособий при рождении ребенка гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством |
0,0 |
4972824,6 |
4 972 824,6 |
|
Выплата единовременных пособий женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, уволенным в связи с ликвидацией организаций ,прекращением деятельности физическими лицами в установленном порядке |
0,0 |
35,7 |
35,7 |
|
Выплата пособий по беременности и родам женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организаций ,прекращением деятельности физическими лицами в установленном порядке |
0,0 |
206,2 |
206,2 |
|
Пособия по беременности и родам отдельным категориям граждан в связи с зачетом в страховой стаж не страховых периодов |
0,0 |
26,6 |
26,6 |
|
пособия по временной нетрудоспособности отдельным категориям граждан в связи с зачетом в страховой стаж не страховых периодов |
0,0 |
17436,3 |
17 436,3 |
|
Итого |
448 500 817,1 |
491 199 295,2 |
42 698 478,1 |
*Примечание. Составлено автором на основе законов об исполнении бюджета Фонда социального страхования за 2009-2010 гг.
Таблица 5
Анализ структуры доходов бюджета ФСС за 2009-2010 гг., (тыс. руб., %)
Показатели |
2009 |
2010 |
Удельный вес (доля) |
Изменение доли | |
2009 |
2010 | ||||
Общегосударственные вопросы |
4 685,7 |
4 366,4 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации |
42 548,8 |
40 716,3 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Молодежная политика и оздоровление детей |
19 492 714,6 |
0,0 |
4,3 |
0,0 |
-4,3 |
Аппараты органов управления государственных внебюджетных фондов |
13 848 348,0 |
14 829 877,0 |
3,1 |
3,0 |
-0,1 |
Бюджетные инвестиции |
514 309,2 |
191 142,8 |
0,1 |
0,0 |
-0,1 |
Пособие по уходу за ребенком гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий |
1 085 026,5 |
1 382 891,1 |
0,2 |
0,3 |
0,0 |
Пособия гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний |
15 667,6 |
17 240,1 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий |
11 579 397,4 |
10 852 749,5 |
2,6 |
2,2 |
-0,4 |
Оказание государственной |
8 215 956,4 |
5 028 055,1 |
1,8 |
1,0 |
-0,8 |
Выплата пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию |
36 919 946,1 |
42 700 382,4 |
8,2 |
8,7 |
0,5 |
Пособия по уходу за ребенком до достижения
им возраста полутора лет гражданам,
подлежащим |
62 312 650,2 |
79 096 719,4 |
13,9 |
16,1 |
2,2 |
Пособия при рождении ребенка |
17 185 056,0 |
13 764 118,5 |
3,8 |
2,8 |
-1,0 |
Единовременные пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности |
274 719,4 |
321 184,0 |
0,1 |
0,1 |
0,0 |
Пособия гражданам, |
84,5 |
55,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Пособие по уходу за ребенком гражданам,
подвергшимся воздействию радиации
вследствие |
3 020,1 |
4 029,9 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Возмещение стоимости |
455 660,7 |
449 817,0 |
0,1 |
0,1 |
0,0 |
Пособия по временной нетрудоспособности
по |
149 058 348,2 |
182 476 390,8 |
33,2 |
37,1 |
3,9 |
Пособия по беременности и родам |
57 309 631,0 |
67 316 999,0 |
12,8 |
13,7 |
0,9 |
Оплата медицинской помощи женщинам
в период беременности, родов и в послеродовом
периоде, а также диспансерного наблюдения
ребенка в течение |
16 834 691,7 |
16 946 993,0 |
3,8 |
3,5 |
-0,3 |
Пособия по временной нетрудоспособности
по |
2 498 331,0 |
2 689 601,9 |
0,6 |
0,5 |
0,0 |
Единовременные страховые выплаты |
634 147,6 |
638 321,0 |
0,1 |
0,1 |
0,0 |
Ежемесячные страховые выплаты |
31 806 969,4 |
35 349 652,3 |
7,1 |
7,2 |
0,1 |
Медицинская, социальная и профессиональная
реабилитация пострадавших, обеспечение
предупредительных мер по сокращению
производственного травматизма и профессиональных |
9 376 002,6 |
10 070 672,4 |
2,1 |
2,1 |
0,0 |
Доставка и пересылка |
334 941,6 |
255 902,5 |
0,1 |
0,1 |
0,0 |
Проведение углубленных |
1 987 655,2 |
0,0 |
0,4 |
0,0 |
-0,4 |
Оплата путевок на санаторно-курортное лечение работников |
4 671 861,9 |
0,0 |
1,0 |
0,0 |
-1,0 |
Оплата четырех дополнительных выходных дней в месяц в связи с уходом за детьми-инвалидами |
680 444,4 |
760 279,4 |
0,2 |
0,2 |
0,0 |
Прикладные научные |
43 325,0 |
17 200,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Реализация государственных функций в области социальной политики |
1 314 676,3 |
1 003 409,0 |
0,3 |
0,2 |
-0,1 |
Выплата пособий при рождении ребенка гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством |
0,0 |
4972824,6 |
0,0 |
1,0 |
1,0 |
Выплата единовременных пособий женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, уволенным в связи с ликвидацией организаций ,прекращением деятельности физическими лицами в установленном порядке |
0,0 |
35,7 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Выплата пособий по беременности и родам женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организаций ,прекращением деятельности физическими лицами в установленном порядке |
0,0 |
206,2 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Пособия по беременности и родам отдельным категориям граждан в связи с зачетом в страховой стаж не страховых периодов |
0,0 |
26,6 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
пособия по временной нетрудоспособности отдельным категориям граждан в связи с зачетом в страховой стаж не страховых периодов |
0,0 |
17436,3 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Итого |
448 500 817,1 |
491 199 295,2 |
100,0 |
100,0 |