Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 06:13, курсовая работа
Цель этой курсовой работы заключается в попытке раскрыть сущность , причины бюджетного дефицита в нашей стране. Также необходимо указать действия по преодолению бюджетного дефицита и методы его регулирования.
Для достижения этой цели решались следующие задачи: изучение теоретической литературы по данному вопросу,
изучение соответствующих нормативных актов,
рассмотреть процесс формирование бюджета
наметить процессы совершенствования
сделать общие выводы.
Введение
Глава 1 Теоретические аспекты бюджетного дефицита
1.1. Понятие бюджета
1.2. Основные причины возникновения бюджетного дефицита
Сущность дефицита
Глава 2. Анализ регулирования и финансирования бюджетного дефицита на примере госбюджета на 2012-2014 гг.
2.1. Бюджет на 2012-2014
2.2. Доходы федерального бюджета Российской Федерации
2.3 Расходы федерального бюджета в 2012-2014 годах
2.4. Источники внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета
2.5. Источники внешнего финансирования дефицита федерального бюджета
Глава 3 Процесс совершенствования регулирования бюджетного дефицита
Заключение
Список литературы
Итак, с точки зрения кейнсианцев, бюджетный дефицит или избыток являются обычными последствиями проведения фискальной политики, и ничем более. Обоснованность каждого данного дефицита или избытка зависит от необходимости регулирования величины государственных вливаний в величину валовых расходов экономики.
С точки зрения кейнсианцев
сбалансированный бюджет имеет право
на существование лишь тогда, когда
экономика находится в
Казалось бы, что может быть проще – сократить расходную часть бюджета, если доходная недостаточна, и дело с концом. Однако в реальной жизни расходную часть сокращать не только достаточно сложно, но и иногда нельзя. Например, нельзя с экономической точки зрения сокращать расходы на страхование, капитальную амортизацию; с политической точки зрения – на социальные нужды, на вооружения и т.п. Лишь малая часть расходов бюджета зависит от решений, принятых именно в этом году.
Большая же их часть необходима для выполнения утвержденных ранее программ, как-то помощь инвалидам, участникам войн, разнообразных федеральных программ. Кроме того, хотя существование защищенных статей расходов бюджета и сокращает возможности варьирования фискальной политики, эти расходы часто являются стабилизаторами экономического положения в стране. Возьмем, к примеру, пособие по безработице.
Расходы по этой статье увеличиваются как раз тогда, когда совокупных расходов в экономике не хватает для обеспечения занятости всех имеющихся ресурсов в полном объеме. Люди, получающие эти трансферты, начинают больше тратить, увеличивая тем самым совокупные расходы экономики. С другой стороны, такие автоматические стабилизаторы имеются и в доходной части бюджета. В частности подоходный налог так же приносит когда больше, когда меньше доходов в бюджет в зависимости от величины совокупных расходов и доходов.
Когда доходы и, соответственно, расходы идут вверх, подоходный налог сдерживает рост покупательной способности населения, предотвращая тем самым дополнительные предпосылки к возникновению инфляции. Таким образом, автоматические стабилизаторы (правительственные доходы или расходы, автоматически изменяющиеся в противоположную изменениям в национальном доходе сторону, например пособия по безработице или подоходный налог) сглаживают флуктуации кривой совокупных расходов и доходов, предотвращая излишне резкие и слабо контролируемые изменения величин макроэкономических показателей.
Таким образом, можно сказать, что величина расходов, а, следовательно, и величина сальдо сбалансированного бюджет, зафиксировано примерно на определенном уровне. Отсюда можно сделать вывод, что при пропорциональной системе налогообложения величина бюджетного дефицита, прежде всего, зависит от уровня доходов.
Так как благодаря господину Кейнсу с середины тридцатых годов дефицит государственного бюджета стал применяться в качестве источника возможностей государственного регулирования экономики, в конце двадцатого века не осталось практически ни одной страны, могущей похвастаться отсутствием бюджетного дефицита.
Ни законодательная, ни исполнительная власть не обладает полным контролем над величиной бюджетного дефицита.
Реальная величина бюджетного дефицита или избытка изменяется как под влиянием фискальной политики, так и под влиянием экономической ситуации в стране.
Известно, что уровень
государственных расходов и ставка
налогообложения могут оказыват
На основе вышесказанного можно утверждать, что
сбережения + чистые налоги = правительственным закупкам + инвестициям,
или,
сбережения – инвестиции = бюджетный дефицит.
Кстати этой формулой иллюстрируется так называемый эффект замещения государственными обязательствами обязательств реального сектора, то есть за счет финансирования госбюджета недофинансируется реальный сектор.
Итак, если будет происходить дефицитное увеличение правительственных закупок, то, хотя при этом и будет увеличиваться уровень доходов, а, следовательно, и налоговые поступления, валовой доход бюджета не сможет возрасти настолько, чтобы, в конце концов, привести к сокращению дефицита.
Выделяются два метода регулирования бюджетного дефицита.
Во-первых, монетарный – в основном с помощью денежной эмиссии. Т.е. государство для преодоления дефицита включает печатный станок и насыщает экономику необеспеченными деньгами. Вполне естественно, что в результате этого возникает инфляция. Однако государство получает от этого только прибыль ("сеньёраж"). Конечно, существуют и неинфляциооные методы эмиссии денег, когда государство вычисляет тот предел, после которого начнется инфляция и до этого предела насыщают экономику деньгами.
Во-вторых, немонетарный – различного рода заимствования (внутренние и внешние). Здесь государство берет деньги в кредит под определенные проценты и тем самым погашает недостаток денег в бюджете. Однако и этот способ чреват различного рола последствиями. Долги нужно возвращать, а в случае если этого сделано не будет, страну объявят банкротом с соответствующими последствиями.
Глава 2. Анализ регулирования и финансирования бюджетного дефицита на примере госбюджета на 2012-2014 гг.
2.1. Бюджет на 2012-2014
В 2012 году совокупные расходы бюджетов всех уровней в расчете на душу населения превысят 155,2 тыс. рублей, а к 2014 году – достигнут 182,9 тыс. рублей.
Фактически за эти средства общество «приобретает» у государства общественные услуги – образование, здравоохранение, социальное обеспечение, регулирование экономики, гарантии безопасности и правопорядка, защиту внешнеполитических интересов, гражданских прав и свобод и все то, что не может быть предоставлено рынком и оплачено каждым гражданином по отдельности.
Граждане – и как налогоплательщики, и как потребители общественных услуг – должны быть уверены в том, что передаваемые ими в распоряжение государства средства используются прозрачно и эффективно, приносят конкретные, по возможности измеримые результаты как для общества в целом, так и для каждой семьи, для каждого человека.
К настоящему времени Правительством Российской Федерации определен перечень государственных программ Российской Федерации, создана необходимая для их разработки нормативная и методическая база, федеральными органами исполнительной власти проводится подготовка проектов государственных программ Российской Федерации, которая должна быть завершена в декабре 2011 года.
Полностью перейти к программной структуре расходов федерального бюджета планируется с 2013 года.
С этой целью одновременно с проектом федерального закона «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» в Государственную Думу представлено аналитическое распределение расходов федерального бюджета по государственным программам Российской Федерации.
Таблица 1
Показатель |
2010 (отчет) |
2011 (оценка) |
Проект бюджета | ||
2012 |
2013 |
2014 | |||
Экономические условия | |||||
Цена на нефть, долл./баррель |
78,2 |
108,0 |
100,0 |
97,0 |
101,0 |
ВВП, млрд. руб. |
44 939,2 |
53 332,0 |
58 683,0 |
64 803,0 |
72 493,0 |
Инфляция, декабрь к декабрю, % |
108,8 |
106,5 |
106,0 |
105,5 |
105,0 |
Курс доллара, среднегодовой, руб. |
30,4 |
28,6 |
28,7 |
29,4 |
30,5 |
Основные параметры бюджетной системы | |||||
Доходы, млрд. руб. |
15 737,5 |
20 335,1 |
21 438,7 |
23 358,5 |
26 237,1 |
Расходы, млрд. руб. |
17 614,5 |
20 179,0 |
22 354,8 |
24 413,7 |
26 728,0 |
Справочно: расходы на душу населения, руб. в месяц |
10 272,0 |
11 775,8 |
13 045,5 |
14 257,0 |
15 608,5 |
Основные параметры федерального бюджета, млрд. руб. | |||||
Доходы - всего |
8 305,4 |
11 211,3 |
11 779,9 |
12 705,9 |
14 091,8 |
Расходы - всего, |
10 117,5 |
11 019,4 |
12 656,4 |
13 730,6 |
14 582,9 |
Обслуживание государственного долга |
195,0 |
266,6 |
388,4 |
482,3 |
579,2 |
Условно утвержденные расходы |
- |
- |
- |
343,3 |
833,6 |
Дефицит |
-1 812,1 |
192,0 |
-876,6 |
-1 024,7 |
-491,1 |
Справочно, млрд. руб. | |||||
Объем Резервного фонда на конец года |
775,2 |
1 673,5 |
2 235,4 |
2 825,7 |
3 963,7 |
Объем Фонда национального благосостояния на конец года |
2 695,5 |
2 604,2 |
2 659,9 |
2 668,7 |
2 798,7 |
Государственный внутренний долг на конец года, млрд. руб. |
2 940,4 |
4 555,0 |
6 330,9 |
7 873,2 |
9 221,8 |
Государственный внешний долг на конец года, млрд. долл. |
40,0 |
40,8 |
48,4 |
59,4 |
69,0 |
Основные параметры федерального бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов сформированы на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2012-2014 годы и соответствуют основным положениям Бюджетного послания, в том числе о необходимости последовательного сокращения размера дефицита федерального бюджета.
В 2012-2014 годах предполагается снижение доходов федерального бюджета с 21,0% к ВВП в 2011 году до 20,1 % в 2012 году, с дальнейшим снижением к 2014 году до 19,4% к ВВП. Такая динамика обусловлена снижением нефтегазовых доходов федерального бюджета с 10,5% к ВВП в 2011 году до 8,4% к ВВП в 2014 году, при этом ненефтегазовые доходы увеличиваются по сравнению с 2011 годом на 0,4% к ВВП и в 2014 году достигают 11,0% к ВВП.
Снижение прогнозируемого
поступления нефтегазовых доходов
в процентах к ВВП в 2012-2014 годах
обусловлено более низкими
Увеличение ненефтегазовых доходов федерального бюджета к ВВП в 2012-2014 годах по отношению к 2011 году связано, в основном, с прогнозируемым увеличением поступлений по налогу на добавленную стоимость и акцизам.
В 2012-2014 годах планируется рост расходов федерального бюджета.
Как указано в Бюджетном послании, необходима концентрация расходов на приоритетных направлениях, прежде всего, связанных с улучшением условий жизни человека, адресном решении социальных проблем, повышении качества государственных и муниципальных услуг, стимулировании инновационного развития страны, в том числе исходя из:
- безусловного исполнения
законодательно установленных
- обеспечения
- индексации в 2012 году
фондов оплаты труда
- обеспечения реализации
программ модернизации
- обеспечения закупки новых видов вооружения, совершенствования боевой подготовки, реализации социальных гарантий для военнослужащих, обеспечения постоянным и служебным жильем военных;
- обеспечения реформы
денежного довольствия
- обеспечения с 2012 года полиции за счет средств федерального бюджета;
- поддержке инновационного и инвестиционного развития.
Распределение бюджетных ассигнований по разделам классификации расходов бюджета обеспечивает исполнение действующих и принимаемых в соответствии с приоритетами государственной политики расходных обязательств.
С принятием поправок в Бюджетный кодекс Российской Федерации в 2007 году был сделан серьезный шаг в направлении обеспечения стабильности и предсказуемости финансовой системы. Бюджет 2012 года и на период до 2014 года утверждается в формате «скользящей трехлетки», что ставит Российскую Федерацию в один ряд с большинством развитых стран, где среднесрочное бюджетирование является основой макроэкономической стабильности.
Как указано в Бюджетном послании, важнейшей предпосылкой и условием для формирования новой модели экономического роста является долгосрочная сбалансированность и устойчивость бюджетной системы, которая достигается за счет сокращения дефицита бюджета, снижения уровня государственного долга и пополнения резервов.
Для решения задачи по сокращению дефицита федерального бюджета и подготовке к введению с 2015 года фискальных правил при формировании основных характеристик федерального бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов предлагается в основном исходить из сохранения сложившегося уровня расходов федерального бюджета в процентах к ВВП (без учета компенсации бюджетам государственных внебюджетных фондов доходов, выпадающих в результате снижения ставки страховых взносов) и его снижения в 2014 году.
Таблица 2
Формирование основных характеристик федерального бюджета
на 2012-2014 годы, млрд. рублей
Показатель |
2011 год (оценка) |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
Доходы |
11 211,3 |
11 779,9 |
12 705,9 |
14 091,8 |
%% к ВВП |
21,0 |
20,1 |
19,6 |
19,4 |
Расходы (без учета компенсации выпадающих доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ) |
11 019,4 |
12 385,9 |
13 413,2 |
14 582,9 |
%% к ВВП |
20,7 |
21,1 |
20,7 |
20,1 |
Компенсация выпадающих доходов государственных внебюджетных фондов в связи со снижением тарифов страховых взносов |
- |
270,5 |
317,4 |
- |
Расходы (с учетом компенсации выпадающих доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ) |
11 019,4 |
12 656,4 |
13 730,6 |
14 582,9 |
%% к ВВП |
20,7 |
21,6 |
21,2 |
20,1 |
Дефицит/профицит |
192,0 |
-876,5 |
-1 024,7 |
-491,1 |
%% к ВВП |
-0,1 |
-1,5 |
-1,6 |
-0,7 |