Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 06:13, курсовая работа
Цель этой курсовой работы заключается в попытке раскрыть сущность , причины бюджетного дефицита в нашей стране. Также необходимо указать действия по преодолению бюджетного дефицита и методы его регулирования.
Для достижения этой цели решались следующие задачи: изучение теоретической литературы по данному вопросу,
изучение соответствующих нормативных актов,
рассмотреть процесс формирование бюджета
наметить процессы совершенствования
сделать общие выводы.
Введение
Глава 1 Теоретические аспекты бюджетного дефицита
1.1. Понятие бюджета
1.2. Основные причины возникновения бюджетного дефицита
Сущность дефицита
Глава 2. Анализ регулирования и финансирования бюджетного дефицита на примере госбюджета на 2012-2014 гг.
2.1. Бюджет на 2012-2014
2.2. Доходы федерального бюджета Российской Федерации
2.3 Расходы федерального бюджета в 2012-2014 годах
2.4. Источники внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета
2.5. Источники внешнего финансирования дефицита федерального бюджета
Глава 3 Процесс совершенствования регулирования бюджетного дефицита
Заключение
Список литературы
Такой подход обеспечивает сокращение дефицита федерального бюджета, в том числе – по сравнению с ранее утвержденными на 2012-2013 годы параметрами, некоторое сокращение ненефтегазового дефицита и сбережение части нефтегазовых доходов в Резервном фонде, однако цена на нефть, обеспечивающая сбалансированность федерального бюджета, будет расти.
Таблица 3
Показатели нефтегазового баланса в 2011-2014 годах, млрд. р.
Показатель |
2011 год (оценка) |
2012 год |
2013 год |
2014 год | ||
закон №357-ФЗ |
проект |
закон №357-ФЗ |
проект |
проект | ||
Нефтегазовые доходы, млрд. рублей |
5 579,3 |
4 390,0 |
5 574,9 |
4 653,2 |
5 645,8 |
6 127,2 |
в том числе: |
||||||
Нефтегазовые доходы в условиях действующего законодательства |
5 579,3 |
4 390,0 |
5 416,6 |
4 653,2 |
5 475,2 |
5 936,2 |
Дополнительная фискальная нагрузка на газовую отрасль |
- |
- |
158,3 |
- |
170,6 |
191,0 |
Ненефтегазовый дефицит, млрд. рублей |
-5 385,3 |
- 6 124,5 |
-6 451,4 |
-6 448,9 |
-6 670,6 |
-6 618,3 |
в % к ВВП |
-10,1 |
-10,9 |
-11,0 |
-10,4 |
-10,3 |
-9,1 |
Поступления в Резервный фонд, млрд. рублей |
925,7 |
- |
512,3 |
- |
570,9 |
957,3 |
Цена на нефть, долл. США за баррель |
108,0 |
78,0 |
100,0 |
79,0 |
97,0 |
101,0 |
Цена на нефть, обеспечивающая сбалансированность бюджета, долл. США за баррель |
108,0 |
113,0 |
117,2 |
110,0 |
113,5 |
107,2 |
Таким образом, при формировании федерального бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов будут созданы определенные предпосылки для снижения зависимости федерального бюджета от конъюнктурных доходов и подготовки к введению фискальных правил, но в целом для решения этой задачи необходимо будет подготовить и реализовать дополнительные меры в следующем бюджетном цикле.
Таблица 4
Темпы роста доходов и расходов федерального бюджета
в реальном выражении к уровню 2008 г., %%
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 | |
Доходы в реальном выражении, в %% к 2008 году |
100,0 |
72,7 |
76,2 |
95,9 |
95,0 |
97,2 |
102,6 |
Расходы в реальном выражении, в %% к 2008 году |
100,0 |
117,3 |
112,9 |
115,5 |
126,0 |
129,6 |
131,1 |
Следует отметить, что
несмотря на меры по увеличению доходов
федерального бюджета (в том числе
по совершенствованию
2.2. Доходы федерального бюджета Российской Федерации
Высокий уровень мировых цен на энергоносители обуславливает относительно высокий уровень прогнозируемых доходов федерального бюджета в ближайшие годы. Вместе с тем, опережающий рост расходной части бюджета формирует перспективу его устойчивого дефицита, не позволяя вернуться к практике накопления суверенных фондов в существенных объемах.
Государственные заимствования на рынках капитала выступят в среднесрочной перспективе основным источником финансирования дефицита федерального бюджета. При этом объемы возможного предложения государственных ценных бумаг, прежде всего, на внутреннем облигационном рынке, могут составить беспрецедентные для современной России величины – на уровне 1,8 триллионов рублей заимствований ежегодно.
Снижение прогнозируемого поступления нефтегазовых доходов в процентах к ВВП в 2012-2014 годах обусловлено более низкими темпами роста цены на нефть марки «Юралс», курса доллара США по отношению к рублю, налогооблагаемых объемов добычи углеводородного сырья и экспорта нефти и нефтепродуктов по сравнению с темпами роста ВВП.
Таблица 5
Динамика доходов федерального бюджета
Показатель |
2010 (отчет) |
2011 (оценка) |
2012 (проект) |
2013 (проект) |
2014 (проект) |
Млрд. руб. | |||||
Доходы, всего |
8 305,4 |
11 211,3 |
11 779,9 |
12 705,9 |
14 091,8 |
В том числе: |
|||||
нефтегазовые |
3 830,7 |
5 579,3 |
5 574,9 |
5 645,8 |
6 127,2 |
ненефтегазовые |
4 474,7 |
5 632,0 |
6 205,0 |
7 060,1 |
7 964,6 |
% к ВВП | |||||
Доходы, всего |
18,5 |
21,0 |
20,1 |
19,6 |
19,4 |
В том числе: |
|||||
нефтегазовые |
8,5 |
10,5 |
9,5 |
8,7 |
8,4 |
ненефтегазовые |
10,0 |
10,6 |
10,6 |
10,9 |
11,0 |
В 2012-2014 годах планируется перейти к восстановлению использованных в период кризиса средств Резервного фонда и его пополнению за счет дополнительных нефтегазовых доходов:
Таблица 6
Прогноз объема Резервного фонда, млрд. рублей
Показатель |
2011 год (оценка) |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
Объем Резервного фонда на начало года |
775,2 |
1 673,5 |
2 235,4 |
2 825,7 |
%% к ВВП |
1,5 |
2,9 |
3,4 |
3,9 |
Курсовая разница |
-27,3 |
49,7 |
19,3 |
180,8 |
Пополнение (использование) средств Резервного фонда |
925,7 |
512,3 |
570,9 |
957,3 |
Объем Резервного фонда на конец года |
1 673,5 |
2 235,4 |
2 825,7 |
3 963,7 |
%% к ВВП |
3,1 |
3,8 |
4,4 |
5,5 |
Увеличение ненефтегазовых доходов федерального бюджета к ВВП в 2012-2014 годах по отношению к 2011 году связано, в основном, с прогнозируемым увеличением поступлений по налогу на добавленную стоимость и акцизам.
2.3 Расходы федерального бюджета в 2012-2014 годах
Таблица 7
Структура и динамика расходов федерального бюджета по разделам классификации расходов, млрд. рублей
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год | ||||
проект |
%% к предыдущему году |
проект |
%% к предыдущему году |
проект |
%% к предыдущему году | ||
ВСЕГО |
11 019,4 |
12 656,4 |
113,8 |
13 730,6 |
108,5 |
14 582,9 |
106,2 |
Условно утвержденные |
343,3 |
833,6 |
|||||
ВСЕГО (без учета условно утвержденных) |
11 019,4 |
12 656,4 |
113,8 |
13 387,3 |
105,8 |
13 749,4 |
102,7 |
в том числе: |
|||||||
Общегосударственные вопросы |
847,9 |
832,9 |
98,2 |
831,0 |
99,8 |
814,2 |
98,0 |
Национальная оборона |
1 521,9 |
1 853,3 |
121,8 |
2 329,4 |
125,7 |
2 737,4 |
117,5 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
1 245,5 |
1 822,0 |
146,3 |
1 981,2 |
108,7 |
2 072,5 |
104,6 |
Национальная экономика |
1 926,9 |
1 797,2 |
93,3 |
1 720,5 |
95,7 |
1 653,0 |
96,1 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
274,3 |
136,0 |
49,6 |
104,3 |
76,7 |
73,8 |
70,8 |
Охрана окружающей среды |
17,7 |
21,7 |
122,7 |
22,6 |
104,2 |
23,6 |
104,7 |
Образование |
551,9 |
603,5 |
109,3 |
558,9 |
92,6 |
499,5 |
89,4 |
Культура, кинематография |
85,8 |
86,2 |
100,5 |
84,6 |
98,1 |
82,7 |
97,8 |
Здравоохранение |
470,1 |
551,1 |
117,2 |
503,3 |
91,3 |
461,8 |
91,8 |
Социальная политика |
3 205,5 |
3 895,9 |
121,5 |
4 155,3 |
106,7 |
4 163,6 |
100,2 |
Физическая культура и спорт |
43,2 |
40,8 |
94,5 |
40,3 |
98,7 |
27,7 |
68,8 |
Средства массовой информации |
61,3 |
73,5 |
119,8 |
70,6 |
96,0 |
65,5 |
92,8 |
Обслуживание государственного и муниципального долга |
350,7 |
388,4 |
145,7 |
482,3 |
124,2 |
579,2 |
120,1 |
Межбюджетные трансферты общего характера |
602,7 |
553,9 |
91,9 |
503,0 |
90,8 |
494,7 |
98,3 |
Крупнейшими направлениями расходов федерального бюджета в 2012-2014 годах будут являться расходы на социальную политику (29,8%), национальную оборону (16,9%), национальную безопасность и правоохранительную деятельность (14,3%). На национальную экономику приходится 12,6% расходов бюджета.
Формирование объема и структуры расходов федерального бюджета на 2012-2014 год осуществляется исходя из следующих основных подходов:
1) определение «базовых»
объемов бюджетных
2) определение «базового»
объема бюджетных ассигнований
на 2014 год, исходя из необходимости
финансового обеспечения
3) уточнение базовых
объемов бюджетных
– передачи с 2012 года финансового обеспечения полиции на федеральный бюджет;
– индексации с 1 октября 2012 года на 6% фондов оплаты труда работников федеральных государственных учреждений, денежного содержания (заработной платы) судей и прокурорских работников, федеральных государственных гражданских служащих, с 1 апреля 2012 года на 6% денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц, и выплат, зависящих от размера денежного довольствия, и стипендиального фонда для обучающихся в федеральных учебных заведениях с 1 сентября 2012 года на 6 %;
– индексации по уровню инфляции публичных нормативных и приравненных к ним обязательств;
– компенсации выпадающих доходов государственных внебюджетных фондов с учетом снижения на 2012-2013 годы тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 34% до 30%, а для малого бизнеса и некоммерческих организаций, осуществляющих основную деятельность в области социального обслуживания населения, а также благотворительных организаций и организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, - до 20 % (с установлением ставки тарифа страховых взносов сверх установленной облагаемой базы 512 тыс. рублей в 2012 году и 573 тыс. рублей в 2013 году в размере 10 % для плательщиков страховых взносов, для которых установлен базовый тариф);
– индексации с 1 января 2012 года на 6%, с 1 января 2013 года на 5,5%, с 1 января 2014 года на 5,0% расходов на обеспечение выполнения функций (содержание) федеральных государственных органов и обеспечение деятельности федеральных государственных учреждений, в том числе на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, продовольственного и вещевого обеспечения военнослужащих и приравненных к ним лиц;