Бюджет и его дефицит в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 06:13, курсовая работа

Описание работы

Цель этой курсовой работы заключается в попытке раскрыть сущность , причины бюджетного дефицита в нашей стране. Также необходимо указать действия по преодолению бюджетного дефицита и методы его регулирования.
Для достижения этой цели решались следующие задачи: изучение теоретической литературы по данному вопросу,
изучение соответствующих нормативных актов,
рассмотреть процесс формирование бюджета
наметить процессы совершенствования
сделать общие выводы.

Содержание работы

Введение

Глава 1 Теоретические аспекты бюджетного дефицита
1.1. Понятие бюджета
1.2. Основные причины возникновения бюджетного дефицита
Сущность дефицита

Глава 2. Анализ регулирования и финансирования бюджетного дефицита на примере госбюджета на 2012-2014 гг.
2.1. Бюджет на 2012-2014
2.2. Доходы федерального бюджета Российской Федерации
2.3 Расходы федерального бюджета в 2012-2014 годах
2.4. Источники внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета
2.5. Источники внешнего финансирования дефицита федерального бюджета

Глава 3 Процесс совершенствования регулирования бюджетного дефицита

Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

бюджет и его дефицит в рф курсовая универ м.doc

— 302.50 Кб (Скачать файл)

В целях частичного финансирования дефицита федерального бюджета в 2012 - 2014 годах планируется привлечение денежных средств путем выпуска облигационных займов Российской Федерации на международных финансовых рынках в сумме 7 000,0 млн. долларов США ежегодно, что в рублевом эквиваленте составит в 2012 году 200 900,0 млн. рублей, в 2013 году - 205 800,0 млн. рублей и в 2014 году - 213 500,0 млн. рублей.

Объем погашения государственных  ценных бумаг Российской Федерации, номинальная стоимость которых  указана в иностранной валюте, в 2012 году составит 39 939,6 млн. рублей (1 391,6 млн. долларов США). В 2013 - 2014 годах погашение государственных ценных бумаг Российской Федерации планируется в сумме 40 607,7 млн. рублей (1 381,2 млн. долларов США) и 39 269,3 млн. рублей (1 287,5 млн. долларов США).

В 2012 году объем использования  целевых иностранных кредитов (заимствований), предоставляемых международными финансовыми организациями (МФО), составит 9 113,2 млн. рублей (317,5 млн. долларов США). В 2013-2014 годах предусматривается постепенное сокращение объемов внешних заимствований у МФО. В связи с этим объем использования целевых иностранных кредитов (заимствований), предоставляемых МФО, составит в 2013 году 7 241,2 млн. рублей (246,3 млн. долларов США) и в 2014 году - 5 426,0 млн. рублей (177,9 млн. долларов США).

Объемы предполагаемого  использования средств займов МФО в 2012 - 2014 годах сформированы на основе предложений федеральных органов исполнительной власти, ответственных за реализацию проектов, и Групп реализации проектов с учетом планов закупок товаров, работ и услуг по проектам МФО и условий Соглашений о займах между Российской Федерацией и МФО.

Учитывая одобрение  Минфином России и Минэкономразвития  России концепций проектов "Развитие и повышение стабильности российского  финансового рынка", "Реформирование лесоуправления и меры по борьбе с  лесными пожарами России. Лесной проект - 2" и "Модернизация и техническое перевооружение учреждений и организаций Росгидромета - 2", в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2005 года № 43 вышеупомянутые проекты включены в Программы государственных внешних заимствований Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов.

Сумма погашения основного  долга по кредитам иностранных государств, включая целевые иностранные  кредиты (заимствования), международных  финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц в иностранной валюте, в 2012 году составит 32 636,3 млн. рублей (1 137,2 млн. долларов США), в 2013 году – 28 714,3 млн. рублей (976,7 млн. долларов США) и в 2014 году – 26 799,0 млн. рублей (878,7 млн. долларов США).

Иные источники внешнего финансирования дефицита федерального бюджета составят в 2012 году (-) 160 290,8 млн. рублей или (-) 5 585,0 млн. долларов США, в 2013 году - (-) 69 775,3 млн. рублей или (-) 2 373,3 млн. долларов США и в 2014 году – (-) 80 437,6 млн. рублей или (-) 2 637,3 млн. долларов США.

Бюджетные ассигнования, предусмотренные на возможное исполнение государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте, в 2012 году составят 16 732,1 млн. рублей (583,0 млн. долларов США), в 2013 году - 23 999,2 млн. рублей (816,3 млн. долларов США), в 2014 году – 19 556,6 млн. рублей (641,2 млн. долларов США).

Объем предоставления государственных  финансовых и государственных экспортных кредитов иностранным государствам и (или) иностранным юридическим лицам в 2012 году составит 165 263,2 млн. рублей (5 758,3 млн. долларов США), в 2013 году – 73 500,0 млн. рублей (2 500,0 млн. долларов США), в 2014 году – 93 635,0 млн. рублей (3 070,0 млн. долларов США). Указанные объемы средств необходимы для завершения действующих проектов и выполнения Российской Федерацией принятых обязательств в рамках действующих межправительственных договоренностей, а также в целях оказания государственной финансовой поддержки экспорта промышленной продукции в отраслях, где сохраняется высокий уровень конкурентоспособности отечественной продукции.

Основными направлениями  экономического сотрудничества, в рамках которых планируется предоставление государственных кредитов в 2012 - 2014 годах, являются атомная энергетика, военно-техническое сотрудничество с иностранными государствами, прочие объекты, товары, услуги.

В 2012 году возврат государственных  финансовых и государственных экспортных кредитов, предоставленных иностранным  заемщикам, составит 21 704,5 млн. рублей (756,3 млн. долларов США). В 2013 году возврат государственных финансовых и государственных экспортных кредитов, предоставленных иностранным заемщикам, составит 27 723,9 млн. рублей (943,0 млн. долларов США) и в 2014 году – 32 754,0 млн. рублей (1 073,9 млн. долларов США). Указанные объемы поступлений определены исходя из графиков платежей по действующим соглашениям.

Глава 3  Процесс  совершенствования регулирования  бюджетного дефицита

 

Полностью сбалансированный государственный бюджет, то есть бюджет без сальдо, возможен только теоретически. Бюджетный дефицит - превышение расходов бюджета над его доходами - это финансовое явление, с которым в те или иные периоды своей истории неизбежно сталкивались все государства мира.

Бесспорно, бюджетный дефицит - нежелательное для государства явление: его финансирование на основе денежной эмиссии гарантированно ведет к инфляции, с помощью неэмиссионных средств - к росту государственного долга. Тем не менее, бюджетный дефицит нельзя однозначно относить к разряду чрезвычайных, катастрофических событий, так как различным может быть качество, природа дефицита. Он может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики, и тогда дефицит не является отражением кризисного течения общественных процессов, а скорее становится следствием стремления государства обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного воспроизводства.

Еще Дж. М. Кейнс в целях  взбадривания экономического роста  и обеспечения полной занятости рекомендовал проводить политику дефицитного финансирования . Дефицит бюджета может возникнуть и в результате чрезвычайных обстоятельств - войн, стихийных бедствий, катаклизмов - когда обычных резервов становится недостаточно и приходится прибегать к источникам особого рода.

В таких случаях бюджетный  дефицит, естественно, нежелательное, но неизбежное явление. Наконец, существует и третья, наиболее опасная и тревожная  форма бюджетного дефицита, когда  он является отражением кризисных явлений  в экономике, ее развала, неспособности правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране. В этом случае требуется принятие не только срочных и действенных экономических мер, но и соответствующих политических решений.

Следует отметить, что  государственные бюджеты западных стран с развитой рыночной экономикой продолжают оставаться хронически дефицитными. Однако в условиях относительно устойчивого экономического положения, динамично развивающейся экономики с устойчивыми и эффективными международными связями бюджетные дефициты (конечно, в допустимых границах) не рассматривается как крайне отрицательные финансовые показатели.

Нормальным считается  дефицит бюджета, приблизительно соответствующий  уровню инфляции в стране. Такой  дефицит бюджета обычно покрывается низкопроцентными или беспроцентными кредитами Центробанка. Международные стандарты предполагают возможный дефицит бюджета на уровне 2 - 3 % ВНП.

Такой или больший  дефицит государственного бюджета  финансируется за счет эмиссии государственных  ценных бумаг, доходность которых обычно ниже, чем средняя доходность на финансовом рынке, поскольку, в отличие от других видов доходов, доходы по государственным ценным бумагам не облагаются налогом. С позиций же интересов государства наиболее эффективным источником финансирования внутреннего долга являются внешние займы и кредиты, так как они не отвлекают финансовые ресурсы из внутреннего денежно-кредитного оборота.

Существуют традиционные способы покрытия дефицита бюджета:

1) выпуск госзаймов,

2) ужесточение налогообложения,

3) эмиссия денег, или «сеньораж», т.е. печатание денег,

4) внешние займы,

5) посредством займов у населения и у фирм.

Каждый из них имеет  как положительные, так и негативные последствия.

Так, выпуск государственных  займов, при определенных условиях, вытесняет часть инвестиций из производственного процесса. Возникает так называемый «эффект вытеснения» частных инвестиций. Его суть состоит в том, что выпуск государственных ценных бумаг ведет к уменьшению денежных средств населения, что, в свою очередь, приводит к росту спроса на деньги. Денежный рынок отреагирует на повышение спроса на деньги ростом процентной ставки.

Но ее рост сократит инвестиционные возможности частных лиц, вытесняя часть потенциальных инвестиций. Однако «эффект вытеснения» становится значительным и разрушительным только при высоком уровне занятости и ограниченности ресурсов. А в экономике с недоиспользованными ресурсами подобная политика в сочетании с соответствующей денежной политикой скорее будет стимулировать, а не вытеснять частные инвестиции.

Эмиссия денег, или «сеньораж», в настоящее время не сводится просто к печатанию денег, поскольку  это еще больше усиливает инфляцию, ухудшает состояние денежного обращения, вызывает тяжелые последствия в  сфере экономики.

Современный «сеньораж» выражается в создании резервов коммерческих банков, которые концентрируются в ЦБ и могут быть использованы для покрытия дефицита бюджета. Однако политика ЦБ, направленная на рост величины резервов денежных средств, поступающих к нему из коммерческих банков, вызывает недовольство последних, ослабляет их финансовое положение и усиливает противоречия внутри финансовой системы страны. 

В конечном итоге важно  отметить следующее: даже при том, что  бюджетный дефицит сам по себе не является катастрофичным явлением, его увеличение может вести к серьезным негативным последствиям не только экономического, но и чисто политического характера.

Поэтому можно сделать вывод, что стабильный рост экономики  - главное условие  уменьшения бюджетного дефицита.

Заключение

 

Итак, в заключении можно  сделать следующие выводы.

Бюджетная система Российской Федерации строится на принципах  федерализма. Состоит из трех уровней: федерального, республиканского (субъектов  РФ) и местного. Совокупность этих трех уровней представляет  собой консолидированный бюджет.

Бюджет – это основной финансовый документ в жизни любой  страны. Его основу составляет свод расходов и доходов. Разница, возникающая  между доходами и расходами, называется дефицитом (в случае превышения расходов над доходами) и профицитом (соответственно, наоборот). В основном в мировой практике финансовой деятельности имеет место дефицит бюджета.

Бюджетный дефицит - превышение расходов бюджета над его доходами,- нежелательное для государства  явление, оно  ведет либо к инфляции, либо к росту государственного долга. Но бюджетный дефицит нельзя однозначно относить к разряду катастроф в экономике государства, так как различным может быть качество, природа дефицита..

Причиной бюджетного дефицита является:

1. рост государственных расходов

2. увеличение суммы  налогов.

У государства есть 2 варианта – либо срочно увеличивать объем  выпускаемой продукции, либо срочно увеличивать валовые расходы. Именно последнее и достигается при  помощи увеличения государственных  расходов.. Таким образом, увеличение государственных расходов уравновешивает потери величины валовых расходов, вызванных сбережениями, налогами или импортом.

Для недопущения инфляции государству приходится уменьшить  валовые расходы как раз на величину этого инфляционного разрыва. Можно уменьшить государственные расходы (трансферты или затраты на товары и услуги), или потребительские затраты при помощи увеличения налогов. Однако надо помнить, что увеличение налогов на рубль приведет к уменьшению расходов меньше, чем на рубль

Ни законодательная, ни исполнительная власть не обладает полным контролем над величиной бюджетного дефицита.

Выделяются два метода регулирования бюджетного дефицита – монетарный, с помощью денежной эмиссии, и немонетарный – различного рода заимствования (внутренние и внешние).

Дефицит может возникать  по различным причинам. Одной из них  являются структурные преобразования в экономике. Другой – чрезмерные заимствования (как внешние, так  и внутренние). В России на современном  этапе бюджетный дефицит имеет под собой совокупность вышеназванных  причин.

Процесс преобразования бюджетной системы - сложный, длительный, порой весьма болезненный.

Единственный надежный путь сокращения дефицита бюджета -  стабильный экономический рост нашей страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. – М.: Издательство «Омега-Л», 2007г. – 277 с
  2. Горегляд В. Бюджетная система и экономический потенциал страны / Вопросы экономики - 2011 г.- №9.
  3. Ермасова Н.Б. Государственные и муниципальные финансы: теория и практика в России и зарубежных странах.- М.: Высшее образование, 2010.
  4. Иванов A.M. Бюджеты субъектов федерации и приоритеты социальной политики. // Финансы. – 2011. - №8.
  5. Кадочников П., Синельников-Мурылев С., Трунин И., Четвериков С. Перераспределение региональных доходов в рамках системы межбюджетных отношений в России / Вопросы экономики - 2010 г. - №10.
  6. Колесов А.С. Бюджетная система: сущность и вопросы ее развития. // Финансы. 2011. - №7.
  7. Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации / Под ред. М.В. Романовского. М.: Юрайт, 2011.
  8. Медведков С. Экономическая политика и банковская система// Вопросы экономики. - 2010. - №3
  9. Нешитой А.С. Бюджетная система Российской Федерации. – М.: Дашков и К, 2010.
  10. Парыгина В.А. Бюджетная система РФ - М.: Финансы и статистика, 2010.
  11. Парыгина В.А., Браун К., Стиглиц Дж.Э. и др. Бюджетная система России. – М.: Эксмо-Пресс, 2010.
  12. Поляк Г.Б. Бюджетная система России - М.: Финансы и статистика, 2011.
  13. Селезнева А.З. Бюджетная система Российской Федерации.- М.: Магистр, 2010.
  14. ФСГС, О производстве и использовании валового внутреннего продукта (ВВП) за 2009 год
  15. Приложение 2 к Федеральному закону "О бюджетной классификации Российской Федерации"  с последним изменением, внесенным Федеральным законом РФ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О бюджетной классификации Российской Федерации"" № 53-ФЗ от 06.05.2003
  16. Основные результаты и направления бюджетной политики на 2012 год и период до 2014 года.
  17. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. “Экономика” М.: Дело, 1997. стр 541
  18. http://www1.minfin.ru/ru/
  19. http://www.economy.gov.ru/
  20. http://www.consultant.ru/
  21. http://www.rian.ru/
  22. www.akm.ru - официальный сайт Министерства финансов РФ.
  23. www.cbr.ru –официальный сайт Центрального Банка РФ.
  24. http://info.minfin.ru/project_fb_deficit.php?type=339
  25. www.rbc.ru.

Информация о работе Бюджет и его дефицит в РФ