Бюджетная политика государства, ее развитие в условиях комплексных реформ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 13:45, курсовая работа

Описание работы

Бюджетная политика является целенаправленной деятельностью государства по управлению бюджетной системой.
Бюджетная политика предполагает стимулирующую роль бюджетов, их фондов, активное воздействие на производство.
Её эффективность зависит от всестороннего учета интересов, система которых складывается в национальном

Содержание работы

1. Содержание бюджетной политики
2. Бюджетная политика на разных этапах развития России
3. Особенности бюджетной политики
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая по расходам.docx

— 80.61 Кб (Скачать файл)

млрд. рублей 

Показатель 2011 год 2012 год 2013 год 2014 год
закон % к ВВП прогноз % к ВВП прогноз % к ВВП прогноз % к ВВП
Доходы, всего 10 303,4 19,3 10 627,8 18,5 11 687,6 18,4 12 645,5 18,0
в том числе:                
Нефтегазовые  доходы 5 228,2 9,8 4 942,2 8,6 5 228,6 8,2 5 444,3 7,7
Доля  нефтегазовых доходов в общем  объеме доходов, % 50,7 - 46,5 - 44,7 - 43,1 -
НДПИ  1 862,4 3,5 1 804,4 3,1 1 962,4 3,1 2 076,9 2,9
Таможенные  пошлины 3 365,8 6,3 3 137,8 5,5 3 266,2 5,1 3 367,4 4,8
Ненефтегазовые доходы 5 075,2 9,5 5 685,6 9,9 6 459,0 10,2 7 201,2 10,3
Доля  ненефтегазовых доходов в общем объеме доходов, % 49,3 - 53,5 - 55,3 - 56,9 -
НДС 2 988,9 5,6 3 447,6 6,0 3 901,6 6,2 4 445,1 6,3
Налог на прибыль организаций 316,2 0,6 352,2 0,6 369,2 0,6 385,8 0,5
Акцизы 272,7 0,5 396,2 0,7 567,3 0,9 718,1 1,0
НДПИ 

(без нефтегазовых  доходов)

15,9 0,0 19,6 0,0 26,7 0,0 31,2 0,0
Таможенные  пошлины 

(без нефтегазовых  доходов)

716,0 1,3 752,5 1,3 836,0 1,3 942,2 1,3

 

    Структура расходов федерального бюджета по разделам классификации расходов бюджетов характеризуется следующими данными (таблица 2):

     Структура и динамика расходов федерального бюджета  по разделам классификации  расходов

     млрд. рублей

  2011 год 2012 год 2013 год 2014 год
(закон) %% к предыдущему  году проект %% к предыдущему  году проект %% к предыдущему  году проект %% к предыдущему  году
ВСЕГО 11 022,5 108,9 12 198,3 110,7 13 431,9 110,1 14 293,9 106,4
Условно утвержденные         335,8   714,7  
ВСЕГО (без учета условно утвержденных) 11 022,5 108,9 12 198,3 110,7 13 096,1 107,4 13 579,2 103,7
в том  числе:                
Общегосударственные вопросы  870,6 123,9 794,6 91,3 802,0 100,9 784,6 97,8
Национальная  оборона 1 532,8 119,9 1 847,4 120,5 2 334,3 126,4 2 750,8 117,8
Национальная  безопасность и правоохранительная деятельность 1 229,9 110,9 1 687,2 137,2 1 903,3 112,8 1 994,6 104,8
Национальная  экономика  1 834,4 118,7 1 762,2 96,1 1 681,4 95,4 1 653,9 98,4
Жилищно-коммунальное хозяйство 232,5 90,4 99,7 42,9 86,3 86,6 62,2 72,1
Охрана  окружающей среды 17,5 126,5 19,6 111,7 19,9 101,7 21,4 107,1
Образование 552,4 120,7 559,9 101,4 521,5 93,2 467,6 89,7
Культура,  кинематография 87,6 118,0 80,9 92,4 78,5 96,9 76,4 97,4
Здравоохранение 466,8 107,0 498,8 106,9 454,0 91,0 445,0 98,0
Социальная  политика 3 153,2 93,9 3 796,9 120,4 4 102,3 108,0 4 134,2 100,8
Физическая  культура и спорт 42,4 125,8 38,7 91,3 30,7 79,3 24,4 79,5
Средства  массовой информации 61,4 111,4 62,6 102,0 56,4 90,1 50,3 89,1
Обслуживание  государственного и муниципального долга 350,7 179,8 438,9 125,1 538,0 122,6 640,5 119,0
Межбюджетные  трансферты общего характера 590,2 98,6 510,8 86,5 487,3 95,4 473,6 97,2

    Таблица 2

    В 2012-2014 годах увеличится объем  расходов на обеспечение обороны, безопасности и правоохранительной деятельности – сферах, полностью отнесенных к ведению РФ. Рост расходов на эти цели обусловлен проведением с 2012 года реформы денежного довольствия военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, а также переводом с 1 января 2012 года финансового обеспечения полиции на федеральный уровень.

    Расходы в области социальной политики планируются  со значительным ростом в 2012 и 2013 годах, в основном, за счет мер по обеспечению  сбалансированности бюджетов государственных  внебюджетных фондов Российской Федерации. Так, в связи с поставленной задачей на 4% снизить ставку в 2012-2013 годах, на компенсацию выпадающих доходов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в связи со снижением тарифов страховых взносов в 2012-2013 годах резервируются бюджетные ассигнования федерального бюджета в 2012 году на сумму 236,4 млрд. рублей и в 2013 году – на 275,6 млрд. рублей.

    Снижение  объема расходов федерального бюджета  на национальную экономику в 2012 и 2013 годах обусловлено, в основном, сокращением  отдельных направлений субсидирования экономики, завершением ряда федеральных целевых программ и объектов капитального строительства.

    Снижение  объема расходов на жилищно-коммунальное хозяйство обусловлено завершением  отдельных мероприятий, в том  числе обеспечение военнослужащих служебным и постоянным жильем в 2013 году, ряда федеральных целевых  программ, единовременностью  субсидии государственной корпорации – Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального  хозяйства.

     Уменьшение  бюджетных ассигнований федерального бюджета на образование в 2013 году по сравнению с 2012 годом  и в 2014 году по сравнению с 2013 годом  обусловлено  завершением в 2013 году реализации мероприятий  по модернизации региональных систем общего образования, а также передачей  с 1 января 2012 года в соответствии с  законодательством Российской Федерации  о разграничении полномочий между  различными уровнями власти в Российской Федерации, обеспечения деятельности образовательных учреждений среднего профессионального образования за счет средств субъектов Российской Федерации, высвобождаемых в связи с переводом финансового обеспечения полиции на федеральный уровень.

     Уменьшение  расходов федерального бюджета  на здравоохранение в 2013 и 2014 годах .

     Таким образом, в 2012–2014 годах прогнозируется закрепление начавшегося в 2010 году экономического роста, преодоление последствий кризиса 2008–2009 годов, восстановление и превышение значений показателей, достигнутых накануне кризиса.

     Однако, как отмечено в Бюджетном послании, «многие элементы государственной  политики, в том числе в бюджетной  и налоговой сферах, пока не в  полной мере настроены на стимулирование инновационного развития страны, не завершено  формирование условий для модернизации и изменения модели экономического роста».

     Соответственно, в Бюджетном послании подчеркнута  необходимость формирования новой модели экономического роста, основанной в значительной степени на частной инициативе, постоянных инновациях, эффективной системе предоставления публичных услуг, качественной финансовой и производственной инфраструктуре 

  1. Бюджетная политика на разных этапах развития России

     Начиная с 2000 года федеральный бюджет исполняется с превышением доходов над расходами. Была ликвидирована просроченная кредиторская задолженность, включая многолетние бюджетные долги перед гражданами по выплате заработной платы, пенсий и социальных пособий. Это способствовало нормализации состояния расчетов в экономике в целом.5

     Превышение  бюджетных доходов над расходами  и связанное с этим изменение  государственной долговой политики позволило радикально (с более  чем 100 процентов валового внутреннего  продукта в 1999 году до 9 процентов валового внутреннего продукта к концу 2006 года) снизить масштабы государственного долга и расходы на его обслуживание.

     Восстановлено доверие к России как к надежному  финансовому партнеру. Кредитные  рейтинги страны достигли инвестиционного  уровня. Были отменены "необеспеченные федеральные мандаты" – расходные  обязательства, установленные законодательными актами без определения источников их финансирования, общий объем которых  в начале десятилетия более чем  в полтора раза превышал возможности  бюджетной системы страны.

     С 2000 года формирование и исполнение бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляются по предусмотренным  Бюджетным кодексом Российской Федерации  единым правилам. С этого времени все федеральные законы о федеральном бюджете на очередной финансовый год принимались до его начала, что в немалой степени обусловлено сложившимся конструктивным взаимодействием между палатами Федерального Собрания Российской Федерации и Правительством Российской Федерации. Однако следует отметить, что подготовка нормативных правовых актов, необходимых для исполнения федеральных законов о федеральном бюджете, зачастую недопустимо затягивалась, что усугубляло проблему неравномерности расходования бюджетных средств в течение года. Завершено формирование системы Федерального казначейства, осуществляющего в соответствии с едиными стандартами и процедурами кассовое обслуживание исполнения бюджетов. Появились возможности для действенного контроля за целевым использованием бюджетных средств, принятием и исполнением бюджетных обязательств. Внедрена основанная на международных стандартах система бюджетной классификации и бюджетного учета, существенно повысившая прозрачность и управленческую значимость бюджетной отчетности. На федеральном уровне и в ряде субъектов Российской Федерации осуществлен переход к формированию годового бюджета как составной части 3-летнего перспективного финансового плана.

     Итогами и задачами бюджетной политики в период 2001 год служат:

     В Бюджетном послании Президента РФ «О бюджетной политике на 2001 год и  на среднесрочную перспективу» содержались  основные ориентиры бюджетной стратегии, направленной на осуществление глобальной налоговой реформы, реализацию Программы  экономии государственных расходов и оказание адресной социальной помощи малоимущим гражданам страны, оздоровление бюджета и обеспечение его  бездефицитности, снижение зависимости бюджетных доходов от конъюнктуры мировых цен, совершенствование межбюджетных отношений и создание эффективной системы управления государственными финансами.

     Распределение дополнительных доходов федерального бюджета на 2000 год, разработка федерального бюджета на 2001 год осуществлялись в соответствии с приоритетами, установленными Бюджетным посланием на 2001 год, –  поддержкой вооруженных сил, правоохранительных органов, образования, проведения военной  реформы. Были выделены значительные средства на ускорение судебной реформы. Вместе с тем положительные тенденции в бюджетной сфере пока не стали устойчивыми. Они во многом явились результатом девальвации рубля и благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры.

     В 2001 году вступила в действие вторая часть Налогового кодекса Российской Федерации. Налоговая система стала  менее обременительной и более  прозрачной для налогоплательщиков. Появились стимулы для вывода из «тени» ранее укрываемых от налогообложения  доходов, для роста налоговых  поступлений. Первые результаты сбора налогов по новым ставкам позволяют продолжить политику последовательного снижения налогового бремени. Основными задачами бюджетной политики в 2002 году являлись:

       бюджетная политика должна способствовать поддержанию устойчивых темпов экономического роста, снижению социального неравенства, достижению высокой эффективности государственных расходов.6

     Важнейшей задачей бюджетной политики в 2002 году и на долгосрочную перспективу является поддержание макроэкономической сбалансированности; профицит федерального бюджета в 2000 году составил 2,5 процента ВВП. На 2001 год также предусмотрена бездефицитность федерального бюджета. Такая политика должна быть продолжена в 2002 году и в последующие годы. Федеральный бюджет должен быть в максимальной степени защищен от таких внешних воздействий, как изменение мировых цен на российские экспортные товары. Для этого он должен формироваться из двух частей.

Информация о работе Бюджетная политика государства, ее развитие в условиях комплексных реформ