Бюджетная политика государства, ее развитие в условиях комплексных реформ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 13:45, курсовая работа

Описание работы

Бюджетная политика является целенаправленной деятельностью государства по управлению бюджетной системой.
Бюджетная политика предполагает стимулирующую роль бюджетов, их фондов, активное воздействие на производство.
Её эффективность зависит от всестороннего учета интересов, система которых складывается в национальном

Содержание работы

1. Содержание бюджетной политики
2. Бюджетная политика на разных этапах развития России
3. Особенности бюджетной политики
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая по расходам.docx

— 80.61 Кб (Скачать файл)

     Первая  его часть должна строиться на основе консервативного макроэкономического прогноза, исходя из пессимистической оценки значений цен на товары российского экспорта. Эти доходы обеспечивают финансирование государственных расходов независимо от влияния внешнеэкономической конъюнктуры.

     Вторая  часть федерального бюджета формируется за счет дополнительных доходов, получаемых в условиях более высоких экспортных цен.

     Итогами бюджетной политика в 2002 году служат: федеральный бюджет в 2000 и 2001 годах был исполнен, а на 2002 год — сформирован с профицитом. В результате проведения взвешенной бюджетной политики и эффективного управления долгом смягчена долговая проблема.

     Основные  задачи бюджетной политики в 2003 году:

  • Бюджетная политика должна способствовать росту деловой активности, проведению структурных преобразований, обеспечению социальной стабильности.
  • Должно повыситься качество среднесрочного бюджетного планирования. Следует предусмотреть возможность утверждения Правительством Российской Федерации структуры бюджетных расходов на три предстоящих года. Перспективный финансовый план должен стать основой для формирования ежегодных бюджетных проектировок, отражающей финансовые последствия принимаемых решений;
  • Должны быть упразднены нормы законодательства, регулирующие бюджетные правоотношения и входящие при этом в противоречие с бюджетным законодательством. Бюджетный кодекс Российской Федерации должен четко определять границы сектора государственного управления, распространять на все операции данного сектора единые требования по бюджетной классификации, разграничивать полномочия по оплате государственных (муниципальных) обязательств по уровням бюджетной системы. Данное разграничение должно основываться прежде всего на разграничении собственности, порождающей конкретные обязательства.7
  • В Бюджетный кодекс Российской Федерации должны быть внесены изменения, обеспечивающие переход к формированию бюджетов всех уровней в соответствии с принципом безусловности учета в них всех принятых государственных (муниципальных) обязательств. При этом возможность принятия новых обязательств должна определяться исключительно наличием бюджетных ресурсов для их реализации в течение всего времени действия новых обязательств.
  • В Бюджетный кодекс Российской Федерации необходимо внести также поправки, определяющие правовой статус финансового резерва, механизмы образования и использования его средств.

     В 2003 году следует в основном завершить  налоговую реформу, призванную создать  налоговый режим, полностью обеспечивающий финансирование бюджетных обязательств, минимально обременительный с точки  зрения администрирования, максимально  благоприятный для экономической  деятельности.

     Формирование  и исполнение профицитного бюджета создает финансовую основу для дальнейшего снижения государственного долга. В целях эффективного решения долговой проблемы в среднесрочной перспективе необходимо сформировать единую систему управления государственным долгом, для чего в кратчайшие сроки подготовить необходимые организационные решения.

     Федеральный бюджет формируется и исполняется  с профицитом, обеспечивающим его устойчивость к влиянию внешнеэкономической конъюнктуры. Дополнительные доходы федерального бюджета позволили сформировать финансовый резерв в объеме около 230 миллиардов рублей, что существенно снизило бюджетные риски.

     Сделаны реальные шаги по переходу к среднесрочному финансовому планированию.

     Продолжена  реализация налоговой реформы, обеспечивающей снижение налоговой нагрузки на экономику  и повышение собираемости налогов. Налоговая система становится более  рациональной, сокращается число  налогов, снижаются налоговые ставки.

     Принятый  в 2003 году в новой редакции Таможенный кодекс Российской Федерации позволит сделать более прозрачными таможенные процедуры, создаст стимулы для  уменьшения потоков «серого» импорта  и надлежащей уплаты таможенных пошлин и сборов.

     Заметно возрос уровень заработной платы  в бюджетной сфере. В 2003 году у  работников бюджетных организаций  и учреждений она вырастет еще  на 33 %. В результате перерасчета размеров пенсий в соответствии с новой системой пенсионного обеспечения около 12 миллионов человек уже получили существенную прибавку к пенсии.

     Главными  задачами бюджетной политики в 2004 году остаются повышение благосостояния населения и обеспечение устойчивого  роста экономики страны на основе стабильного функционирования и  развития бюджетной системы. В связи  с этим бюджетная политика должна способствовать повышению качества и доступности бюджетных услуг, формированию благоприятного предпринимательского климата, повышению конкурентоспособности  отечественной экономики, сокращению масштабов бедности, обеспечению социальной стабильности на основе одновременного роста доходов работников как государственного, так и частного сектора экономики.8

     При этом бюджетная политика должна быть ориентирована на перспективу, исходить из четкого понимания возможностей федерального бюджета и приоритетов  в расходах, обеспечивать предсказуемость  условий формирования бюджетов всех уровней. Федеральный бюджет на 2004 год  не должен стать заложником предвыборных амбиций, отраслевого лоббизма и  заведомо невыполнимых обещаний.

     Итогами бюджетной политики РФ за 2004 год являются: Пройден максимальный пик платежей по внешнему долгу. Международный кредитный рейтинг России достиг инвестиционного уровня.

     Создана правовая база формирования Стабилизационного  фонда Российской Федерации. Его  объем достиг к началу 2004 года почти 200 млрд. рублей. Тем самым повышена устойчивость бюджетной системы  к колебаниям внешнеэкономической  конъюнктуры.

     С 2005 года прекращена порочная практика ежегодного приостановления действия отдельных законодательных актов  и установленных ими расходных  обязательств федеральными законами о  федеральном бюджете.

     Тем не менее, серьезную озабоченность  вызывает возникшая в последние  годы несбалансированность Пенсионного  фонда Российской Федерации, особенно с учетом ожидаемых перспектив увеличения обязательств по выплате пенсий.

     Не  до конца отлажены процедуры выбора новых расходных обязательств, прежде всего - при принятии решений о  реализации долгосрочных бюджетных  программ, а заявленные бюджетные ограничения зачастую не соблюдаются либо пересматриваются.9

     Решение этих проблем является необходимой  предпосылкой для обеспечения долгосрочной сбалансированности бюджетных ресурсов и обязательств, предотвращения возникновения "необеспеченных мандатов" и неконтролируемого  роста нагрузки на бюджетную систему.

     В 2006 году принят федеральный закон, призванный обеспечить повышение качества и  объективности налогового администрирования, сделать его менее обременительным  для налогоплательщиков.

     В результате принятых мер по совершенствованию  налоговой системы сократились  масштабы уклонения от уплаты налогов  и пошлин, возросли налоговые поступления  в бюджеты всех уровней, повысились конкурентоспособность российской экономики и ее инвестиционная привлекательность.

     В то же время целый ряд задач, поставленных перед Правительством Российской Федерации  в налоговой сфере, до настоящего времени не выполнен.

     Практика  применения налога на добавленную стоимость  остается препятствием для расширения экономической деятельности. Организации  испытывают большие сложности ввиду  сложившихся избыточно обременительных  процедур возврата входящего налога на добавленную стоимость. За прошедшие  со времени введения данного налога  так и не удалось сформировать эффективную и исключающую возможность  значительных злоупотреблений систему  его администрирования.

     В 2006 году произошли заметные сдвиги в укомплектовании кадрами первичного звена медицинской помощи, срок ожидания проведения диагностических исследований сократился с 10 до 7 дней, а время  прибытия "скорой помощи" - с 35 до 25 минут.

     На  развитие малых форм хозяйствования на селе при государственной поддержке  выдано кредитов на сумму 41 млрд.рублей, что в 13 раз больше по сравнению с уровнем 2005 года. Выделены денежные гранты 10 тыс. лучших учителей, 3 тыс. школ и 17 университетам. Годовой объем ипотечных кредитов населению превысил 260 млрд. рублей, увеличившись почти в 5 раз, а ставка по ним последовательно снижалась. Началась реализация масштабных мер по улучшению демографической ситуации в стране, повышению социального престижа материнства и семейного воспитания детей. Ассигнования, необходимые для существенного увеличения объемов государственной поддержки семей с детьми, предусмотрены в федеральном бюджете на 2007 год.

     В 2000-2006 годах расходы консолидированного бюджета Российской Федерации увеличились  с 2 трлн. рублей до 8,4 трлн. рублей, или  более чем вдвое в реальном выражении. 10

     Рост  объема расходов происходил в целом  адекватно росту валового внутреннего  продукта и не сопровождался существенным повышением зависимости бюджета  от конъюнктуры мировых рынков нефти  и газа.

     В 2006 году впервые были приняты и  исполнены бюджеты городских  и сельских поселений, вновь образованных в рамках масштабной реформы местного самоуправления, что расширило возможности  граждан участвовать в принятии решений по проблемам финансового  обеспечения вопросов местного значения.

     Запланированные в местных бюджетах ассигнования были перевыполнены в результате существенного превышения доходов  над ранее прогнозировавшимся их уровнем.

     Задачи  бюджетной политики на 2007 год:

     1.Правительство Российской Федерации при формировании перспективного финансового плана Российской Федерации на 2007-2009 годы и проекта федерального бюджета на 2007 год должно предусмотреть средства на выполнение принятых решений по повышению заработной платы в бюджетной сфере, денежного содержания военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов;

     2. поставлены задачи по качественному  улучшению системы поддержки  материнства и детства в целях  существенного повышения рождаемости.  Необходимые для их реализации  средства должны быть учтены  при формировании федерального  бюджета на 2007 год и в последующие  годы;

     3. в 2007–2008 годах следует обеспечить  выделение средств на реализацию  приоритетных национальных проектов.

     С учетом опыта работы за истекший период 2006 года необходимо уточнить отдельные  параметры и механизмы проектов с целью повышения их эффективности. При планировании работы на 2007 год  должны учитываться средства бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов и средства из иных источников, направляемые на реализацию проектных  мероприятий;

     4. в агропромышленной сфере необходимо  обеспечить доступность и адресный  характер мер государственной  поддержки, расширение ее форм. Развитие лизинга должно стимулировать  применение наиболее экономичных  в эксплуатации сельскохозяйственных  машин и оборудования;

     5. В рамках реализации данного  предложения необходимо, в частности,  предусмотреть в 2007 году дополнительные  субсидии регионам в размере  не менее 35 млрд. рублей на строительство  и модернизацию автомобильных  дорог, включая и дороги в  поселениях, в том числе на  обеспечение автомобильными дорогами  новых микрорайонов массовой  малоэтажной и многоквартирной  застройки.11

     Приведем характеристику бюджетной политики РФ на период с 2000 по 2010 год,

Бюджетная политика Задачи Итоги
1. Бюджетная политика на 2000 год ликвидировать просроченную кредиторскую задолженность; формирование и исполнение бюджетов бюджетной системы Российской Федерации  и т.д. Была ликвидирована  просроченная кредиторская задолженность, включая многолетние бюджетные  долги перед гражданами по выплате  заработной платы, пенсий и социальных пособий.

С 2000 года формирование и исполнение бюджетов бюджетной  системы Российской Федерации осуществляются по предусмотренным Бюджетным кодексом Российской Федерации единым правилам; профицит федерального бюджета в 2000 году составил 2,5 процента ВВП.

1.Бюджетная  политика на 2001 год принятие налоговых  законов, призванных изменить налоговую  систему страны, в т.ч. введение единой 13%-ной ставки подоходного налога; проведение инвентаризации и оценки эффективности всех бюджетных расходов и обязательств и т.д. В 2001 году вступила в действие вторая часть Налогового кодекса Российской Федерации. Налоговая  система стала менее обременительной  и более прозрачной для

налогоплательщиков.

Появились стимулы  для вывода из «тени» ранее укрываемых от налогообложения доходов, для  роста налоговых поступлений  и т.д.

 
1.Бюджетная  политика на 2002 год
бюджетная политика должна способствовать поддержанию  устойчивых темпов

экономического  роста, снижению социального неравенства, достижению высокой эффективности  государственных расходов; важнейшей  задачей бюджетной политики в 2002 году и на долгосрочную перспективу  является поддержание макроэкономической сбалансированности;

федеральный бюджет в 2000 и 2001 годах был исполнен, а  на 2002 год — сформирован с профицитом; В составе бюджета образован финансовый резерв, призванный обеспечить безусловное выполнение долговых обязательств и поддержание макроэкономической стабильности.
1.Бюджетная  политика на 2003 год В Бюджетный  кодекс Российской Федерации должны быть внесены изменения, обеспечивающие переход к формированию бюджетов всех уровней в соответствии с  принципом безусловности учета  в них всех принятых государственных (муниципальных) обязательств.

При этом возможность  принятия новых обязательств должна определяться исключительно наличием бюджетных ресурсов для их реализации в течение всего времени действия новых обязательств.

Сделаны реальные шаги по переходу к среднесрочному финансовому планированию; принятый в 2003 году в новой редакции Таможенный кодекс Российской Федерации позволит сделать более прозрачными таможенные процедуры, создаст стимулы для  уменьшения потоков «серого» импорта  и надлежащей уплаты таможенных пошлин и сборов.
1.Бюджетная  политика на 2004 год повышение благосостояния населения и обеспечение устойчивого  роста экономики страны на основе стабильного функционирования и  развития бюджетной системы. Пройден максимальный пик платежей по внешнему долгу. Международный  кредитный рейтинг России достиг инвестиционного уровня.
1.Бюджетная  политика на 2005 год Основные параметры  бюджета должны обеспечивать: гарантированное  исполнение заложенных в бюджет обязательств; связывание избыточной денежной ликвидности; последовательное сокращение расходов на обслуживание государственного долга  с учетом приходящегося на 2005 год  значительного объема платежей по внешнему долгу. С 2005 года прекращена порочная практика ежегодного приостановления  действия отдельных законодательных  актов и установленных ими  расходных обязательств федеральными законами о федеральном бюджете.
1.Бюджетная  политика на 2006 год соответствие  стратегическим целям экономического развития Российской Федерации, повышения  качества жизни и обеспечения  безопасности ее граждан и т.д. В 2006 году впервые  были приняты и исполнены бюджеты  городских и сельских поселений, вновь образованных в рамках масштабной реформы местного самоуправления, что  расширило возможности граждан  участвовать в принятии решений  по проблемам финансового обеспечения  вопросов местного значения
1.Бюджетная  политика на 2007 год поставлены  задачи по качественному улучшению  системы поддержки материнства  и детства в целях существенного  повышения рождаемости. Необходимые  для их реализации средства должны быть учтены при формировании федерального бюджета на 2007 год и в последующие  годы и т.д. Ассигнования, необходимые для существенного  увеличения объемов государственной  поддержки семей с детьми, предусмотрены  в федеральном бюджете на 2007 год  и т.д.
1Бюджетная  политика на 2008г содействие  социальному и экономическому развитию РФ при безусловном учете критериев эффективности и результативности бюджетных расходов. Сформированы Резервный фонд
1Бюджетная  политика на 2009г. Обеспечение макроэкономической стабильности, Ограничение использования нефтегазовых доходов, ориентируясь на обеспечение сбалансированности федерального бюджета при разумных прогнозных оценках стоимости нефти бесперебойно  функционируют финансовая и банковская системы.

удалось сохранить  социальную стабильность, смягчить социальные последствия кризиса, обеспечить даже в сложных экономических условиях реальный рост объемов государственной  поддержки наименее защищенных категорий  граждан, прежде всего пенсионеров. Реализация активных мероприятий на рынке труда позволила стабилизировать  уровень безработицы.

1.Бюджетная  политика на 2010г Обеспечить  исполнение социальных обязательств. Ограничить размеры бюджетного дефицита в целях сохранения макроэкономической стабильности и устойчивости выполнения социальных обязательств в последующие годы.. Завершить формирование надежной и сбалансированной пенсионной системы, основанной на страховых принципах ресурсного обеспечения и позволяющей обеспечить достойный уровень жизни гражданам старшего поколения. Внесены изменения  в налоговое законодательство, направленное на осуществление инноваций, расширена  поддержка исследований и разработок

Проиндексированы  социальные пособия

Проиндексированны социальные пособия

Впервые  отчет  об исполнении  Федерального бюджета  был утвержден Федеральным Собранием  РФ до внесения проекта федерального закона о федеральном собрании на очередной  финансовый и плановый год, что повысило  качетсво его подготовки и рассмотрения.

Информация о работе Бюджетная политика государства, ее развитие в условиях комплексных реформ