Бюджетная система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 11:36, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что одной из основных целей экономической политики является формирование эффективной бюджетной системы, ее ориентация на стимулирование экономического роста и снижение социального неравенства. Обеспечение устойчивости бюджетной системы требует повышения эффективности расходования бюджетных средств в рамках четко определенных приоритетов. Развитие рыночной экономики в России связано с последовательным проведением реформ в области бюджетных отношений, права, налогов, управления на всех уровнях власти.

Содержание работы

Введение......................................................................................................................3

Глава 1. Организационно - правовые основы построения бюджетной
системы Российской Федерации………………………………….……5

Содержание и основные черты государственного бюджета как
экономической категории……………………………………………..….5

Основы бюджетного устройства в разных типах
государства…………………………………………………………...……8

Структура и принципы построения бюджетной системы в Российской
Федерации……………………………………………………………...…10

Глава 2. Анализ бюджетного устройства России в условиях рыночной
экономики…………………………………………………………...…..15

2.1. Взаимосвязь и характеристика отдельных звеньев бюджетной
системы………………………………………………………………...…15

2.2. Разграничение бюджетных прав и полномочий между звеньями
бюджетной системы………………………………………………….….19

2.3. Проблема сбалансированности бюджетов страны и бюджетно-
налогового федерализма……………………………………………..….23

Глава 3. Направления совершенствования бюджетного устройства
России в современных условиях…………………………………...…27

3.1. Пути совершенствования межбюджетных отношений…………..…..27

3.2.Ориентированиебюджетированиянарезультатыво
взаимоотношениях федерального бюджета с региональными и
местными бюджетами……………………………………………..……30

Заключение...............................................................................................................33

Библиографический список…………………………………………………..…36

Приложения……………………………………………………………….……….39

Файлы: 1 файл

курсовая БС РФ.doc

— 789.50 Кб (Скачать файл)

Конфедеративное (объединенное) государство основано на постоянном союзе государств, созданном для достижения политических, экономических, военных целей. Бюджет конфедеративного государства формируется из взносов, входящих в конфедерацию государств. У государств, входящих в конфедерацию, действуют свои бюджетные и налоговые системы. [21]



 



 





 

 

 

Рис. 2. Схема бюджетного устройства унитарного и федеративного государства.

    1. Структура и принципы построения бюджетной системы в Российской  Федерации

 

Бюджетного устройство РФ определяется Конституцией РФ и ее государственным устройством как федеративной республики, субъектами Федерации, которой являются республики в составе РФ, края, области, автономные округа. [16]

Бюджетная система представляет собой совокупность бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов (рис. 3).

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 71 и 132) и Бюджетным кодексом РФ (ст. 10) бюджетная система Российской Федерации состоит из трех уровней:

– первый уровень — федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов; [21]

– второй уровень — бюджеты субъектов РФ (по Конституции РФ в бюджетную систему входят 21 республиканский бюджет, 54 краевых и областных бюджетов, 6 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

– третий уровень — местные бюджеты (около 24 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов). [21]

 

Рис. 3. Схема бюджетной системы Российской Федерации

Бюджетная система — это совокупность бюджетов государства, административно-территориальных образований, самостоятельных в бюджетном отношении государственных учреждений и фондов, основанная на экономических отношениях, государственном устройстве и правовых нормах. [16]

Бюджетный кодекс Российской Федерации  выделяет понятие консолидированного бюджета субъекта РФ, а также консолидированного бюджета Российской Федерации. [21]

Консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации представляет собой свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории (рис.4).

 

 

 

Рис. 4. Структура консолидированного бюджета субъекта РФ

 

Консолидированный бюджет Российской Федерации представляет собой свод бюджетов всех субъектов Российской Федерации. (Приложение А. рис. 5 ) 

Бюджеты, входящие в бюджетную систему  РФ, самостоятельны и не включаются друг в друга, т.е. бюджеты субъектов Федерации не включаются в федеральный бюджет, а местные бюджеты не включаются в региональные бюджеты. [16]

 

 

Бюджетная система Российской Федерации  основывается на ряде принципов. Перечень принципов бюджетной системы  РФ установлен гл. 5 Бюджетного кодекса  Российской Федерации. [4]

Основными принципами бюджетной системы Российской Федерации являются:

1.Принцип единства бюджетной системы Российской Федерации. Этот принцип означает единство правовой базы, единство денежной системы, применение единых форм бюджетной документации.

2. Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации. Принцип этот состоит в закреплении (полностью или частично) соответствующих видов налоговых доходов за определенным уровнем бюджета.

3. Принцип самостоятельности всех бюджетов — один из важнейших и означает:

а) право законодательных (представительных) органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;

б) наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня бюджетной системы, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации;

в) законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов;

г) право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять направления расходования средств соответствующих бюджетов;

д) право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов;

е) недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов.

4. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и иные обязательные поступления подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе РФ.

5. Принцип сбалансированности бюджета — каждый бюджет должен быть сбалансирован, т.е. объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

6. Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов органы власти и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием определенного бюджетом объемасредств.

7. Принцип общего покрытия расходов бюджетов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов из источников финансирования его дефицита.

8. Гласность — это обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полнота представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления. Обязательно открыты для общества и средств массовой информации процедуры рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти, либо между законодательным (представительным) и исполнительным органами государственной власти.

9. Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

10. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств — бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

11. Принцип равенства бюджетных прав субъектов и муниципальных образований РФ означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов.

12. Принцип подведомственности  расходов бюджетов означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя бюджетных средств.

13. Принцип единства  кассы – зачисление всех кассовых  поступлений и осуществление  всех кассовых выплат с единого  счета бюджета, за исключением операций по исполнению бюджетов, осуществляемых в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления за пределами территорий соответственно Российской Федерации, субъектов РФ, муниципального образования, а также операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством РФ.

[4]

 

Глава 2. Анализ бюджетного устройства России в условиях рыночной

экономики

 

2.1. Взаимосвязь  и характеристика отдельных звеньев  бюджетной

системы

 

Динамика основных параметров бюджетной системы Российской Федерации на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов характеризуется некоторой стабилизацией, после существенного снижения в 2009 году, доходов на уровне 35,0-32,8%% к ВВП, снижением общего объема расходов с 38,7% до 35,2% к ВВП и дефицита с 3,7% до 2,4% к ВВП (таблица 1):

Таблица 1

 

Основные  параметры бюджетной системы  Российской Федерации

млрд. рублей

Показатель

2009 год

2010 год

2011 год

2012 год

2013 год

Доходы, всего

13 552,5

14 994,1

17 392,8

18 756,9

20 271,6

%% к ВВП

34,7

33,4

35,0

34,0

32,8

Федеральный бюджет

7 337,8

7 783,8

8 617,8

9 131,7

9 983,9

Бюджеты государственных  внебюджетных фондов РФ

3 789,2

5 251,1

5 884,7

6 440,3

7 049,3

- в том числе доходы  без учета межбюджетных трансфертов

1 656,4

2 409,3

3 416,1

3 740,2

4 114,2

Консолидированные бюджеты  субъектов РФ

5 923,6

5 832,0

6 157,7

6 428,6

6 963,0

- в том числе доходы  без учета межбюджетных трансфертов

4 437,5

4 665,1

4 965,2

5 438,9

6 024,5

Территориальные фонды обязательного медицинского страхования

479,1

502,8

789,7

850,2

915,4

- в том числе доходы  без учета межбюджетных трансфертов

120,8

135,9

393,7

446,1

149,0

Расходы, всего

16 330,6

17 575,7

19 217,9

20 441,2

21 762,3

%% к ВВП

41,8

39,1

38,7

37,0

35,2

Федеральный бюджет

9 660,1

10 212,4

10 385,1

10 844,6

11 749,1

- в том числе расходы  без учета межбюджетных трансфертов

6 386,7

6 290,3

6 759,8

7 198,2

7 913,0

Бюджеты государственных  внебюджетных фондов РФ

3 587,2

5 000,7

5 579,8

6 090,5

6 652,5

- в том числе расходы без учета межбюджетных трансфертов

3 478,6

4 897,5

5 476,1

5 985,8

6 281,5

Консолидированные бюджеты  субъектов РФ

6 252,9

6 166,3

6 502,6

6 725,4

7 070,8

- в том числе расходы  без учета межбюджетных трансфертов

5 986,2

5 885,1

6 192,3

6 407,0

6 652,4

Территориальные фонды  обязательного медицинского страхования

479,1

502,8

789,7

850,2

915,4

Дефицит (-)/профицит (+), всего

-2 778,1

-2 581,6

-1 825,1

-1 684,3

-1 490,7

%% к ВВП

-7,1

-5,7

-3,7

-3,0

-2,4


 

Прогнозируется рост доли доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в общем объеме доходов бюджетной системы Российской Федерации с 16,1% в 2010 году до 20,3% в 2013 году. Доля расходов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в общем объеме расходов бюджетной системы возрастет с 28,5 % в 2010 году до 30,6% в 2013 году.

Доля доходов консолидированных  бюджетов субъектов Российской Федерации в общем объеме доходов бюджетной системы Российской Федерации снизится с 31,1% в 2010 году до 29,7% в 2013 году. Доля расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в общем объеме расходов бюджетной системы Российской Федерации снизится с 35,1% в 2010 году до 32,5% в 2013 году.

Доля доходов консолидированных  бюджетов субъектов Российской Федерации в консолидированном бюджете Российской Федерации останется стабильной (37,5% - в 2010 году, 37,6% - в 2013 году). При этом доля расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в консолидированном бюджете Российской Федерации несколько снизится с 40,6% в 2010 год до 39,5% в 2013 году.

Основные характеристики федерального бюджета на 2011 год и  на плановый период 2012 и 2013 годов сформированы на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2011-2013 годы и соответствуют основным положениям Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2011-2013 годах, в том числе о необходимости последовательного сокращения размера дефицита федерального бюджета (таблица 2):

 

 

 

 

 

Таблица 2

Основные характеристики федерального бюджета на 2011-2013 годы

млрд. рублей

Показатель

Отчет

2010 год *

Прогноз

2006 год

2007 год

2008 год

2009 год

2011 год

2012 год

2013 год

Доходы, всего 

6 278,9

7 781,1

9 275,9

7 337,8

7 783,8

8 617,8

9 131,7

9 983,9

%% к ВВП

23,3

23,4

22,4

18,8

17,3

17,4

16,5

16,1

в том числе:

               

Нефтегазовые доходы

10,9

8,7

10,6

7,6

8,3

8,1

7,4

6,9

Ненефтегазовые доходы

12,4

14,7

11,8

11,2

9,0

9,3

9,1

9,2

Доля в общем объеме доходов, %

100

100

100

100

100

100

100

100

в том числе:

               

Нефтегазовые доходы

46,9

37,2

47,3

40,7

48,1

46,5

44,8

43,0

Ненефтегазовые доходы

53,1

62,8

52,7

59,3

51,9

53,5

55,2

57,0

Расходы, всего 

4 284,8

5 986,6

7 570,9

9 660,1

10 212,4

10 385,1

10 844,6

11 749,1

%% к ВВП

15,9

18,1

18,2

24,7

22,7

20,9

19,6

19,0

в том числе условно утверждаемые

           

271,1

587,5

%% к общему объему  расходов

           

2,5

5,0

Дефицит/

профицит 

1 994,1

1 794,6

1 705,1

-2 322,3

-2 428,6

-1 767,3

-1 712,9

-1 765,2

%% к ВВП

7,4

5,4

4,1

-5,9

-5,4

-3,6

-3,1

-2,9

Ненефтегазовый дефицит

- 3,5

- 3,3

- 6,5

- 13,6

- 13,7

- 11,6

- 10,5

- 9,8

Информация о работе Бюджетная система РФ