Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 11:36, курсовая работа
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что одной из основных целей экономической политики является формирование эффективной бюджетной системы, ее ориентация на стимулирование экономического роста и снижение социального неравенства. Обеспечение устойчивости бюджетной системы требует повышения эффективности расходования бюджетных средств в рамках четко определенных приоритетов. Развитие рыночной экономики в России связано с последовательным проведением реформ в области бюджетных отношений, права, налогов, управления на всех уровнях власти.
Введение......................................................................................................................3
Глава 1. Организационно - правовые основы построения бюджетной
системы Российской Федерации………………………………….……5
Содержание и основные черты государственного бюджета как
экономической категории……………………………………………..….5
Основы бюджетного устройства в разных типах
государства…………………………………………………………...……8
Структура и принципы построения бюджетной системы в Российской
Федерации……………………………………………………………...…10
Глава 2. Анализ бюджетного устройства России в условиях рыночной
экономики…………………………………………………………...…..15
2.1. Взаимосвязь и характеристика отдельных звеньев бюджетной
системы………………………………………………………………...…15
2.2. Разграничение бюджетных прав и полномочий между звеньями
бюджетной системы………………………………………………….….19
2.3. Проблема сбалансированности бюджетов страны и бюджетно-
налогового федерализма……………………………………………..….23
Глава 3. Направления совершенствования бюджетного устройства
России в современных условиях…………………………………...…27
3.1. Пути совершенствования межбюджетных отношений…………..…..27
3.2.Ориентированиебюджетированиянарезультатыво
взаимоотношениях федерального бюджета с региональными и
местными бюджетами……………………………………………..……30
Заключение...............................................................................................................33
Библиографический список…………………………………………………..…36
Приложения……………………………………………………………….……….39
За более чем тысячелетнюю историю России ее бюджетное устройство и бюджетная система прошли путь от княжеской казны и системы унитарного государства до системы, основанной на федеративном государственном устройстве.
Бюджетная система РФ, в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, включает в себя три уровня:
1) федеральный бюджет и бюджеты
государственных внебюджетных
2) бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
3) местные бюджеты.
Бюджетная система Российской Федерации основывается на ряде принципов. Перечень принципов бюджетной системы РФ установлен гл. 5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Основными принципами бюджетной системы РФ являются: принцип единства бюджетной системы РФ; принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ; самостоятельность бюджетов; принцип полноты отражения доходов и расходов; принцип сбалансированности бюджетов; принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств; принцип гласности; принцип достоверности бюджета; принцип адресности и целевого характера.
Динамика основных параметров бюджетной системы Российской Федерации на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов характеризуется некоторой стабилизацией.
Прогнозируется рост доли доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в общем объеме доходов бюджетной системы Российской Федерации.
Сбалансированность бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в условиях ряда неурегулированных проблем финансового и регионального содержания. Одной из основных проблем является интеграция резервных фондов субъектов РФ в механизм сбалансированности их бюджетов. Решение проблем сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации позволит добиться эффективного исполнения данных бюджетов, снизить размер их дефицита, минимизировать зависимость субъектов Российской Федерации от федерального бюджета.
Совершенствование межбюджетных отношений в России проводится по следующим направлениям:
1) упорядочение бюджетного устройства субъектов РФ;
2) разграничение расходных полномочий;
3) разграничение налоговых
полномочий и доходных
4) совершенствование механизма финансовой помощи другим уровням;
5) улучшение управления финансами на региональном и местном уровнях.
Необходимость упорядочения бюджетного устройства субъектов РФ связано с существованием муниципальных образований различных уровней, размытостью круга вопросов местного значения.
В сфере совершенствования разграничения расходных полномочий должны быть решены задачи более четкого их разграничения между уровнями бюджетной системы в соответствии с обеспечением самостоятельности региональных и местных органов власти в управлении расходами соответствующих бюджетов и ликвидации недостаточно финансируемых федеральных мандатов.
В области разграничения
налоговых полномочий планируется
существенно повысить роль собственных
доходов региональных и местных
бюджетов, уменьшив роль расщепления
налоговых доходов между
Совершенствование механизма предоставления финансовой помощи нижестоящим бюджетам будет направлено на выделение в общем объеме финансовой помощи текущей, выравнивающей и инвестиционной составляющих.
Программный бюджет является мощным инструментом системы бюджетирования, ориентированной на результат, так как он отражает, сколько средств было направлено на достижение конкретных результатов для общества. Его основой является долгосрочная оценка ожидаемых результатов. Разработка программного бюджета состоит из четырех этапов: определение целей; определение методов, последовательности шагов и времени достижения целей; определение затрат для каждого необходимого шага; определение методов оценки успешности достижения поставленных целей.
Библиографический список
Приложения
Приложение А
Рис. 5. Схема консолидированного бюджета РФ
Приложение Б
Рис. 7. Дотации из федерального бюджета
Приложение В
Рис. 8. Субсидии из федерального бюджета
Приложение Г
Рис. 9. Субвенции из федерального бюджета
Приложение Д
Рис. 10. Схема бюджетного регулирования между уровнями бюджетной системы РФ
Приложение Е
Таблица 6.
Межбюджетные трансферты из Федерального бюджета в 2010 г.*
Виды трансфертов |
млрд. рублей |
% к итогу |
Дотации из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ, в том числе: |
456,4 |
59,9 |
Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации |
397,0 |
52,1 |
Дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности субъектов Российской Федерации |
59,4 |
7,8 |
Субсидии из Федерального фонда софинансирования расходов |
34,6 |
4,5 |
Субвенции из Федерального фонда компенсаций |
231,2 |
30,3 |
Иные межбюджетные трансферты субъектам Российской Федерации |
40,2 |
5,3 |
Итого межбюджетные трансферты субъектам Российской Федерации |
762,4 |
100,0 |
Источник: рассчитано на основе приложения 17 Федерального закона от 2 декабря 2009 г. № 308-ФЭ «О Федеральном бюджете на 2010 г. и плановый период 2011 и 2012 годов».
*без учета
межбюджетных трансфертов