Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 11:36, курсовая работа
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что одной из основных целей экономической политики является формирование эффективной бюджетной системы, ее ориентация на стимулирование экономического роста и снижение социального неравенства. Обеспечение устойчивости бюджетной системы требует повышения эффективности расходования бюджетных средств в рамках четко определенных приоритетов. Развитие рыночной экономики в России связано с последовательным проведением реформ в области бюджетных отношений, права, налогов, управления на всех уровнях власти.
Введение......................................................................................................................3
Глава 1. Организационно - правовые основы построения бюджетной
системы Российской Федерации………………………………….……5
Содержание и основные черты государственного бюджета как
экономической категории……………………………………………..….5
Основы бюджетного устройства в разных типах
государства…………………………………………………………...……8
Структура и принципы построения бюджетной системы в Российской
Федерации……………………………………………………………...…10
Глава 2. Анализ бюджетного устройства России в условиях рыночной
экономики…………………………………………………………...…..15
2.1. Взаимосвязь и характеристика отдельных звеньев бюджетной
системы………………………………………………………………...…15
2.2. Разграничение бюджетных прав и полномочий между звеньями
бюджетной системы………………………………………………….….19
2.3. Проблема сбалансированности бюджетов страны и бюджетно-
налогового федерализма……………………………………………..….23
Глава 3. Направления совершенствования бюджетного устройства
России в современных условиях…………………………………...…27
3.1. Пути совершенствования межбюджетных отношений…………..…..27
3.2.Ориентированиебюджетированиянарезультатыво
взаимоотношениях федерального бюджета с региональными и
местными бюджетами……………………………………………..……30
Заключение...............................................................................................................33
Библиографический список…………………………………………………..…36
Приложения……………………………………………………………….……….39
Несмотря на принятые решения, направленные на увеличение доходной базы федерального бюджета, в 2011-2013 годах предполагается снижение доходов федерального бюджета с 17,3% к ВВП в 2010 году, до 16,5% в 2012 году, с дальнейшим снижением в 2013 году до 16,1% к ВВП. Такая динамика обусловлена снижением нефтегазовых доходов федерального бюджета с 8,3% к ВВП в 2010 году до 6,9% к ВВП в 2013 году, при этом ненефтегазовые доходы увеличиваются на 0,2% к ВВП.
Оценка исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на 2010-2013 годы, сформированная на основе сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, предполагает положительную динамику основных параметров региональных бюджетов в ближайшие годы (таблица 3).
Таблица 3
Оценка исполнения
консолидированных бюджетов субъектов
Российской Федерации в 2010-2013 годах
млрд. рублей
Показатель |
2010 год |
Темп роста к 2009г. |
2011 год |
Темп роста к 2010г. |
2012 год |
Темп роста к 2011г. |
2013 год |
Темп роста к 2012г. |
Доходы, всего |
5 831,9 |
98 |
6 157,7 |
106 |
6 428,6 |
104 |
6 963,0 |
108 |
в том числе: |
||||||||
налоговые и неналоговые доходы |
4 665,0 |
110 |
4 965,2 |
106 |
5 438,9 |
110 |
6 024,5 |
111 |
межбюджетные трансферты бюджетам других уровней |
1 166,9 |
79 |
1 192,5 |
102 |
989,7 |
83 |
938,5 |
95 |
Расходы, всего |
6 166,3 |
99 |
6 502,6 |
105 |
6 725,4 |
103 |
7 070,8 |
105 |
Дефицит |
-334,4 |
-344,9 |
-296,8 |
-107,8 |
В 2011 году поступление налоговых и неналоговых доходов в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации оценивается в сумме 4 965,2 млрд. рублей или с ростом на 6 % к оценке 2010 года, в 2012 году – в сумме 5 438,9 млрд. рублей (с ростом на 10 %), в 2013 году – в сумме 6 024,5 млрд. рублей (с ростом на 11 процентных пунктов).
2.2. Разграничение бюджетных прав и полномочий между звеньями
бюджетной системы
Федеративное устройство России, разграничение прав и полномочий между центром и субъектами Федерации являются предпосылкой финансово- бюджетного федерализма. [16]
Финансово-бюджетный федерализм — это разделение полномочий между центральными органами власти, властями субъектов Федерации и органами местного самоуправления в области финансов, и в частности в бюджетной сфере.
Финансово-бюджетный федерализм базируется на следующих основных принципах:
1) законодательном разграничении полномочий по расходам между органами власти всех уровней управления;
2) обеспечении соответствующих органов власти необходимыми финансовыми ресурсами для выполнения ими возложенных на них функций;
3) обеспечении вертикального и горизонтального выравнивания доходов всех звеньев бюджетной системы;
4) наличии вертикального и
5) самостоятельности и равноправии каждого бюджета, входящего в бюджетную систему, которые выражаются в самостоятельности бюджетного процесса, в том числе определении направлений использования бюджетных средств, подконтрольности исполнения бюджета соответствующим представительным органам власти.
Все бюджеты, входящие в бюджетную систему страны, взаимосвязаны в рамках межбюджетных отношений. [16]
Межбюджетные отношения
В соответствии с этими принципами отдельные виды бюджетных расходов могут передаваться из федерального бюджета в бюджеты субъектов Федерации и из бюджетов субъектов Федерации — в местные бюджеты.
В основе процесса распределения расходов и доходов между звеньями бюджетной системы заложен принцип равенства бюджетов субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом и местных бюджетов с региональными бюджетами. Этот принцип предполагает использование единой методики расчета нормативов финансовых затрат на предоставление государственных и муниципальных услуг, нормативов расчета финансовой помощи территориальным бюджетам, а также единый порядок уплаты федеральных и региональных налогов.
Во второй половине 90-х годов
примерное распределение
Таблица 4
Распределение средств между звеньями бюджетной системы РФ [16]
Важное
значение в организации межбюджетных
отношений отводится
Таблица 5
Распределение бюджетных полномочий в части межбюджетных трансфертов
Межбюджетные трансферты имеют различные формы (рис. 6).
Рис.6. Формы межбюджетных трансфертов из федерального бюджета
Так,
из федерального бюджета
- дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ; (Приложение Б. Рис.7)
- субсидий бюджетам субъектов РФ; (Приложение В. Рис.8)
- субвенций бюджетам субъектов РФ; (Приложение Г. Рис. 9)
- иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов РФ;
- межбюджетных трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов.
В настоящее время в РФ действует веерная модель перераспределения бюджетных средств между федеральным, региональными и местными бюджетами. [13] (Приложение Д. Рис. 10)
Одним из основных методов регулирования
бюджетов нижестоящих уровней в данной
веерной модели является метод отчислений
в процентах от налоговых доходов, закрепленных
за вышестоящим бюджетом. Такой метод
финансовой поддержки нижестоящих бюджетов
в принципе не нов и используется в России
более 60 лет. Если не представляется возможным
стабилизировать доходы и расходы территориальных
бюджетов, широко применяется дотационный
метод, предусматривающий плановую передачу
денежных средств из вышестоящих бюджетов
в нижестоящие в абсолютной сумме части
денежных ресурсов. Данный метод применяется
в том случае, если в административно-
Регулирование бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований осуществляется посредством распределения трансфертов, предоставления дотаций, субвенций и ссуд на безвозмездной основе, выделения субвенций на выполнение совместных программ, предоставления бюджетных кредитов и бюджетных ссуд для решения задач региональными и муниципальными органами власти на возвратной основе.
Регулирование региональных и местных бюджетов за счет дотаций, трансфертов, субсидий, субвенций, кредитов и ссуд осуществляется за счет фондов, создаваемых федеральными органами и органами субъектов РФ из средств своих бюджетов и иных отчислений и поступлений. С этой целью созданы и постоянно действуют фонды: федеральный фонд финансовой поддержки регионов, фонд регионального развития, фонд развития региональных финансов, фонд субсидий, фонд финансовой поддержки муниципальных образований. [13]
2.3. Проблема
сбалансированности бюджетов ст
налогового федерализма
Обязательным условием финансово-бюджетной деятельности является сбалансированность бюджетов, означающая равенство или баланс поступлений и расходов. [23]
Проблема сбалансирования бюджета возникает в случае образования профицита или дефицита.
Сбалансированность бюджетов
субъектов Российской Федерации
осуществляется в условиях ряда неурегулированных
проблем финансового и
В Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о бюджетной политике в 2011-2013 гг. была обозначена необходимость достижения макроэкономической стабильности, предусматривающей сбалансированность бюджетов бюджетной системы:
-дефицит федерального бюджета, утвержденный федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, не может превышать размера ненефтегазового дефицита федерального бюджета;
-дефицит бюджета субъекта Российской Федерации не должен превышать 15 % утвержденного общего годового объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений;
-дефицит местного бюджета не должен превышать 10 % утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.
Требования к уровню
дефицита бюджета дифференцируются
для отдельных субъектов Россий
В условиях финансово-экономического кризиса наблюдалось снижение доходов, что не могло не повлечь увеличения дефицита бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. Однако основная нагрузка по уровню дефицита легла на федеральный бюджет. Потери бюджетов субъектов Российской Федерации от сокращения налоговых доходов частично были восполнены за счет увеличения межбюджетных трансфертов. В 2009 г. из федерального бюджета было выделено 193,4 миллиарда рублей в форме дотаций на сбалансированность бюджетов субъектов Р Ф.[37]
На 1 января 2010 г. с дефицитом были исполнены бюджеты 62 субъектов Российской Федерации. За 2009 г.субъектами Российской Федерации было получено кредитов от кредитных организаций в размере 304,6 млрд руб., только в 9 субъектах отсутствовали данные кредиты. Бюджетные кредиты были предоставлены в размере 170 млрд. руб. и отсутствовали только в 3 субъектах Российской Федерации. Минимально для достижения сбалансированности субъектами Российской Федерации используется остаток средств на счетах, в том числе средств резервных фондов.
Создание резервных фондов позволит субъектам Российской Федерации самостоятельно выходить из кризисных ситуаций и обеспечить стабильность исполнения расходных обязательств. [29]
Сбалансированность бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в условиях ряда неурегулированных проблем финансового и институционального характера:
- сдержанное участие резервных фондов субъектов Российской Федерации в обеспечении сбалансированности соответствующих бюджетов;
- отсутствие реальных мер ответственности за нарушение ограничений в утверждаемом уровне дефицита бюджетов;
- отсутствие институциональных единиц, обеспечивающих управление источниками финансирования дефицита бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
- отсутствие программ повышения эффективности бюджетных расходов субъектов Российской Федерации.
В этой связи совершенствование механизма сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации связывается с необходимостью:
- расширения участия резервных фондов субъектов РФ в целях финансирования расходов субъектов РФ в период общеэкономического спада либо период сезонных отклонений объема поступлений доходов от объема расходов;
- закрепление мер ответственности за превышение утвержденного Бюджетным кодексом Российской Федерации уровня дефицита бюджет субъектов Российской Федерации. Это приостановление либо сокращение предоставления межбюджетных трансфертов; сокращение предоставления бюджетных кредитов, либо ужесточение условий их предоставления.