Бюджетный процесс и бюджетное устройство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 10:50, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: охарактеризовать бюджетное устройство государства, принципы построения бюджетной системы, ее совершенствование в РФ и перспективы дальнейшего развития.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………………3
1.Бюджетная система и бюджетное устройство…………………………………..5
1.1.Формы государственного устройства………………………………………….5
2.Доходы и расходы. Сбалансированность бюджета……………………………..8
2.1.Доходы бюджета………………………………………………………………...8
2.2.Расходы бюджета………………………………………………………………..9
2.3.Сбалансированность доходов и расходов бюджета………………………….11
3.Бюджетная система РФ…………………………………………………………..13
3.1.Принципы бюджетной системы РФ…………………………………………..14
3.2. бюджетная классификация……………………………………………………16
4.Совершенствование бюджетной системы в РФ………………………………..18
5.Бюджетный федерализм: проблемы и перспективы…………………………..21
6.Перспективы развития бюджетной системы РФ……………………………….27
Заключение………………………………………………………………………….32
Список использованной литературы……………………………………………...34
Приложения…………………………………………………………………………35

Файлы: 1 файл

Бюджетное устройство и бюджетный процесс.doc

— 352.50 Кб (Скачать файл)

- недопустимость компенсации  за счет бюджетов других уровней  потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, за исключением установленных законом случаев.

Принцип полноты учета бюджетных  доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы бюджетов, внебюджетных фондов и иные определенные законом обязательные поступления, подлежат отражению в  бюджетах, бюджетах внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации.

Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размеров дефицита бюджета.

Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Доходы и поступления не могут увязываться с определенными расходами бюджета за исключением целевых бюджетных фондов, а также в случае централизации средств из бюджетов другого уровня.

Принцип гласности означает: обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов, отчетов об их исполнении, полноту информации о ходе исполнения бюджетов, доступность иных сведений. Обязательную открытость для общества и СМИ процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия внутри представительного органа или между исполнительным и представительным органами государственной власти.

Принцип достоверности бюджета означает: надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории; и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

Принцип адресности и целевого характера  бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных бюджетополучателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

  • 3.2. Бюджетная классификация

  • Для составления и исполнения бюджетов Российской Федерации используется бюджетная классификация. Бюджетная классификация является группировкой доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы и источников финансирования дефицитов этих бюджетов с присвоением объектам классификации группировочных кодов. Бюджетная классификация дает возможность экономического и статистического анализа доходов и расходов бюджетов РФ, обеспечивает адресность выделения финансовых ресурсов.

    Согласно БК РФ (Глава 4) бюджетная  классификация включает:

    - классификацию доходов бюджетов  РФ;

    - функциональную классификацию  расходов бюджетов РФ;

    - экономическую классификации  расходов бюджетов РФ;

    - классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ;

    - классификацию источников  внешнего финансирования дефицита  федерального бюджета;

    - классификацию видов государственных  внутренних долгов РФ, субъектов  РФ, муниципальных образований;

    - классификацию видов государственного внешнего долга РФ и государственных внешних активов РФ;

    - ведомственную классификацию  расходов федерального бюджета. 

    .Кроме федерального бюджета,  бюджетов субъектов федерации,  местных бюджетов существуют  внебюджетные фонды и, соответственно, их бюджеты - финансовые планы.

    Государственный внебюджетный фонд - фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование и обеспечение, охрану здоровья и медицинскую помощь.  Правовой статус и порядок деятельности государственных внебюджетных фондов определяются федеральными законами. Государственными внебюджетными фондами Российской Федерации являются:

    1) Пенсионный  фонд Российской Федерации;

    2) Фонд социального  страхования Российской Федерации;

    3) Федеральный  фонд обязательного медицинского  страхования.

    Бюджеты государственных  внебюджетных фондов утверждаются федеральными законами одновременно с принятием закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Доходы государственных внебюджетных фондов формируются за счет обязательных платежей, добровольных взносов физических и юридических лиц и других доходов.

    Расходование  средств государственных внебюджетных фондов носит исключительно целевой характер. Исполнение бюджетов этих фондов осуществляется Федеральным казначейством Российской Федерации. Отчет об исполнении бюджета государственного внебюджетного фонда составляется органом управления  соответствующего фонда и также представляет собой федеральный закон. Исполнение бюджетов контролируется органами государственного финансового контроля.

  • 4. Совершенствование бюджетной  системы в РФ

    Проводимая бюджетная политика в целом позволила обеспечить сохранение макроэкономической стабильности. Однако предусмотренный федеральным законом о федеральном бюджете на 2007 год прогнозный уровень инфляции был превышен

    В результате усилились риски замедления темпов и снижения качества экономического роста. Высокая инфляция в значительной степени снижает эффективность мер по повышению уровня доходов населения.

    Внесены изменения в законодательство, регулирующее отношения в различных  сферах государственного управления, которые обеспечивают разграничение расходных обязательств между уровнями публичной власти.

    Бюджетным и Налоговым кодексами  Российской Федерации на долгосрочной основе закреплены доходные источники, необходимые для выполнения этих обязательств.

    Впервые законодательно определена методика делегирования субъектам Российской Федерации ряда федеральных полномочий с предоставлением субвенций из федерального бюджета.

    В то же время не были своевременно приняты необходимые решения  Правительства Российской Федерации  о выделении субъектам Российской Федерации субвенций на исполнение делегированных федеральных полномочий.

    Бюджеты всех уровней бюджетной  системы Российской Федерации на 2007 год сформированы с применением  новой бюджетной классификации, обеспечивающей большую свободу  маневра для органов государственной власти и opганов местного самоуправления в процессе исполнения бюджетов.

    Проводилась работа по внедрению элементов  среднесрочного финансового планирования. В ряде федеральных органов исполнительной власти начата экспериментальная апробация  механизмов программно-целевого бюджетирования, ориентированного на достижение конкретных результатов.

    Снижалась налоговая нагрузка на экономику. В числе наиболее значимых решений  – снижение с 35,6 процента до 26 процентов  базовой ставки единого социального  налога.

    С 1 января 2005г. осуществлена плановая индексация заработной платы работников федеральных организаций бюджетной  сферы. Приняты решения о совершенствовании  оплаты труда федеральных государственных  гражданских служащих, военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов.

    Проведена реформа системы социальной поддержки отдельных категорий  граждан, значительная часть натуральных  льгот переведена в денежную форму. Объемы бюджетного финансирования системы  социальной поддержки населения  резко увеличены.

    Однако последствия принимаемых  решений по монетизации льгот  и механизмы их реализации оказались  не до конца проработанными. Первоначальная оценка бюджетных затрат на проведение реформы системы социальной поддержки  населения была неоправданно занижена. Из-за этого пришлось многое менять на ходу, спешно искать выходы из создавшегося положения. Возникла потребность в существенной корректировке расходной части федерального бюджета на 2007 год.

    Сокращен объем государственного внешнего долга. Досрочно погашена задолженность Российской Федерации перед Международным валютным фондом. 

    Для повышения эффективности бюджетной  политики необходимо решение ряда проблем:

    Действующее налоговое законодательство пока не в полной мере обеспечивает благоприятные условия для эффективного развития отечественного бизнеса, реализации долгосрочных инвестиционных проектов.

    В налоговой системе все еще  сохраняются элементы, искажающие экономически обоснованную предпринимательскую  мотивацию и препятствующие выводу хозяйственной деятельности из тени.

    Налоговый учет и отчетность остаются неоправданно усложненными, что особенно чувствительно для малого и среднего бизнеса.

    Процедуры рассмотрения проекта федерального бюджета излишне затянуты и громоздки.

    Законодательство о государственных  закупках не отвечает современным требованиям. Из-за несовершенства применяемых механизмов государство по-прежнему несет дополнительные финансовые издержки при осуществлении закупок товаров и услуг, необходимых для реализации его функций.

    Не завершено упорядочение сети федеральных государственных унитарных предприятий и учреждений. Недопустимо медленно принимаются решения о дальнейшей судьбе федеральных учреждений, функции которых признаны избыточными.

    Сохраняется проблема невыполнения прогнозных планов приватизации. Неоправданно затягиваются сроки принятия решений по значимым приватизационным сделкам. Не решена проблема реализации мелких пакетов акций, находящихся в федеральной собственности.

    Осуществление функций государственной  власти по-прежнему остается чрезмерно сконцентрированным на федеральном уровне. Требуется дальнейшее расширение перечня федеральных полномочий, исполнение которых делегируется органам государственной власти субъектов Российской Федерации с предоставлением субвенций из федерального бюджета. Эта работа должна быть синхронизирована с реализацией мер по совершенствованию схемы размещения и сокращению штатной численности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.

     

    5. Бюджетный федерализм: проблемы  и перспективы

    Развитие демократических принципов в государственном устройстве и управлении, происходящее в последние годы в России, сделало обязательным компонентом системы государственного управления органы местного самоуправления, наделенные народом управленческими и финансово-бюджетными правами. Резко возросла и продолжает расти роль территориальных финансов в общегосударственной финансовой системе. Соответственно, возрастает и роль местных бюджетов. Величина местных финансов растет во многих странах: они становятся превалирующей частью финансовых ресурсов государства.

    Но здесь же возникает множество  проблем. Как осуществить справедливое распределение доходов и расходов между бюджетами различных уровней?  Как определить приоритетность целей  бюджетного регулирования, проводимого на одном из уровней? И главное - как добиться одинаковой направленности бюджетной политики всех уровней?

    Одной из основных характеристик федеративного  государства является соответствие базовых направлений экономической  политики как в действиях федерального правительства, так и в действиях правительств субъектов Федерации. Другими словами, если, например, действия центра направлены на сокращение государственных расходов, то и вся региональная политика должна быть направлена на стимулирование сокращения расходов на уровне субъектов федеративного государства. Но добиться такой сбалансированности, особенно в российских кризисных условиях, - задача более чем непростая. Необходимо найти единственно верный компромисс между подлинно рыночными федеративными тенденциями и стремлением к централизации в условиях глубокого кризиса. Тем не менее именно в становлении новых межбюджетных отношений, основанных на принципах бюджетного федерализма, - ключ к успеху проводимых преобразований, именно это - важнейшее условие создания в России истинно рыночного бюджетного устройства.

    Важной проблемой развития бюджетного устройства Российской Федерации является пересмотр сложившихся отношений  между бюджетами различных уровней. Будучи федеральным государством с  трехуровневой бюджетной системой, для России чрезвычайно актуальна проблема построения бюджетного устройства, основанного на принципах бюджетного федерализма, под которым понимается система налогово-бюджетных взаимоотношений органов власти и управления различных уровней на всех стадиях бюджетного процесса, основанная на следующих основных принципах:

     

    1. Самостоятельность бюджетов разных уровней (закрепление за каждым уровнем власти и управления собственных источников доходов, право самостоятельно определять направления их расходования, недопустимость изъятия дополнительных доходов и неиспользованных или дополнительно полученных средств в вышестоящие бюджеты, право на компенсацию расходов, возникающих в результате решений, принятых вышестоящими органами власти и управления, право предоставления налоговых и иных льгот только за счет собственных доходов и т. д.);
    2. Законодательное разграничение бюджетной ответственности и расходных полномочий между федеральными, региональными и местными органами власти и управления;
    3. Соответствие финансовых ресурсов органов власти и управления выполняемым ими функциям (обеспечение вертикального и горизонтального выравнивания доходов нижестоящих бюджетов);
    4. Нормативно-расчетные (формализованные) методы регулирования межбюджетных отношений и предоставления финансовой помощи;
    5. Наличие специальных процедур предотвращения и разрешения конфликтов между различными уровнями власти и управления, достижение взаимосогласованных решений по вопросам налогово-бюджетной политики.

    Информация о работе Бюджетный процесс и бюджетное устройство