6) Переход на современные принципы
осуществления государственных
капитальных вложений. Основным
документом, регламентирующим взаимоотношения
между государственным заказчиком
и подрядчиком, должен стать
контракт, заключаемый на весь период
реализации инвестиционного проекта,
и в этом контракте должны быть четко зафиксированы
обязательства подрядчика по сдаче объекта
в эксплуатацию и обязательства государства
по финансированию. Расходы на весь период
реализации инвестиционного проекта,
в отношении которого заключен государственный
контракт, подлежат включению в расходные
обязательства государства и не могут
быть пересмотрены. Проводимые при проектировании
объекта государственных капитальных
вложений сметные расчеты должны основываться
на реальной оценке стоимости необходимых
работ, оборудования и материалов и рассчитываться
в ценах соответствующих лет. При этом
смета должна рассматриваться исключительно
как составная часть конкурсной документации
при проведении подрядных торгов, а в дальнейшем
подрядчик должен обладать свободой выбора
наиболее эффективных и экономичных способов
реализации проекта. Основные изменения,
которые необходимо внести в нормативную
базу, должны быть подготовлены правительством
Российской Федерации и приняты уже в
2007г. Аналогичные подходы должны использоваться
при осуществлении капитальных вложений
из региональных и местных бюджетов.
7) Применение механизмов, стимулирующих
бюджетные учреждения к повышению
качества оказываемых ими услуг
и повышению эффективности бюджетных
расходов, расширение полномочий главных
распорядителей бюджетных средств по
определению форм финансового обеспечения
оказания государственных услуг. Главные
распорядители бюджетных средств должны
быть наделены полномочиями самостоятельно
определять формы финансового обеспечения
и способы предоставления государственных
услуг, включая предоставление государственной
услуги непосредственно бюджетным учреждением
на основе государственного задания или
закупку услуги на рынке на основе государственного
заказа. Те же принципы должны распространяться
и на предоставление муниципальных услуг.
В сферах, где это целесообразно, необходимо
внедрение форм финансирования, обеспечивающих
увязку между результатами деятельности
учреждения и суммой выделяемых ему средств.
Правительству РФ следует принять меры
по реализации системы одноканального
финансирования в сфере здравоохранения
и системы нормативно-подушевого финансирования
в сфере образования с учетом результатов
проводимых в 2007г. экспериментов по внедрению
соответствующих механизмов финансирования
в ряде субъектов РФ. Бюджетным учреждениям
должно быть предоставлено право самостоятельно
определять направления расходования
средств для достижения показателей задания.
Должна начаться работа по преобразованию
бюджетных учреждений в автономные учреждения
в тех сферах предоставления социальных
услуг, где это может создать существенные
стимулы для повышения эффективности
деятельности.
8) Повышение качества финансового
менеджмента в бюджетном секторе.
Усиление ответственности органов
исполнительной власти и бюджетных учреждений
за результативность бюджетных расходов
и повышение качества государственных
и муниципальных услуг должно сопровождаться
расширением их полномочий, созданием
стимулов к повышению прозрачности и эффективности
использования бюджетных средств, прекращением
практики мелочной регламентации их деятельности.
Это не означает отказа от контроля за
целевым использованием бюджетных средств,
соблюдением требований законодательства,
состоянием и использованием государственного
и муниципального имущества. Напротив,
такой контроль должен стать более действенным,
ориентированным не только на выявление,
но и главным образом на предотвращение
финансовых нарушений, должен создавать
основу для принятия конкретных управленческих
решений. Только на этой основе в государственном
секторе может быть создана эффективная
система аудита результативности бюджетных
расходов. Финансовым органам следует,
учитывая позитивный опыт проведенного
в 2004-2006гг. эксперимента по реализации
методов бюджетного планирования, ориентированных
на результаты, внедрить систему мониторинга
качества финансового менеджмента главных
распорядителей бюджетных средств.
9) Определение стратегии дальнейшей
реализации пенсионной реформы,
решение проблемы несбалансированности
Пенсионного фонда РФ. В основу дальнейших
действий в пенсионной сфере должны быть
положены долгосрочные расчеты сбалансированности
пенсионной системы, целевые ориентиры
относительно уровня коэффициента замещения
и приемлемой налоговой нагрузки на фонд
оплаты труда, формирование механизмов
укрепления накопительной составляющей
пенсионной системы, включая стимулирование
добровольных пенсионных накоплений граждан.
10). Должно быть уделено особое
внимание формированию и реализации
федеральной целевой программы, направленной
на содействие опережающему социально-экономическому
развитию Дальнего Востока и Забайкалья.
Следует задействовать все имеющиеся
для этой программы инструменты государственной
финансовой политики, в том числе в увязке
с привлечением частного софинансирования
соответствующих программных мероприятий.
Следует также продумать систему мер налоговой
и таможенно-тарифной политики, стимулирующих
инвестиционную деятельность в соответствующих
регионах, говорится в бюджетном послании
президента РФ «О бюджетной политике на
2008-10гг».
Заключение
Итак, бюджет Российской Федерации
является важнейшим звеном финансовой
системы страны. Отражая содержание
процессов производства и распределения
общественного продукта и национального
дохода, бюджет представляет собой экономическую
форму образования и использования основного
централизованного фонда денежных средств
государства.
Необходимость реформирования бюджетной
системы в современных условиях
определяется объективными требованиями
экономической действительности. Развитие
общества, многие годы жившего в условиях
жесткой централизации, еще довольно длительное
время будет определяться развитием бюджетных
отношений. Но и при рыночной системе роль
бюджетного регулирования не уменьшается:
ведь общество не перестает нуждаться
в сильной и авторитетной власти, способной
осуществлять контроль над теми процессами,
в которых рынок оказывается бессилен,
а именно бюджет позволяет аккумулировать
для этого финансовые ресурсы и осуществлять
в конечном итоге их использование.
Таким образом, совершенствование
бюджетного устройства способно оказать
значительное положительное воздействие
на функционирование всей рыночной системы.
И это совершенствование следует
осуществлять как по отношению к
внутренним, межбюджетным отношениям,
основывая их исключительно на принципах
бюджетного федерализма, так и по отношению
к количественным и качественным показателям
самого бюджета, способствуя его сбалансированности
и осуществляя достаточный контроль за
уровнем возможных бюджетного дефицита
и государственного долга. Ведь только
в совокупности эти изменения способны
превратить государственный бюджет из
средства дестабилизации экономики в
мощный стимул экономического роста.
Процесс преобразования бюджетной
системы - сложный, длительный, порой
весьма болезненный. Тем не менее, начало
ему уже положено. И от успешного его завершения
зависит ни много, ни мало - будущее всей
российской экономики.
Бюджетная политика России последних
лет, разработанная в соответствии
с программами социально-экономического
развития РФ с учетом одобренных Правительством
РФ принципов реструктуризации бюджетного
сектора в РФ, направлена на повышение
результативности бюджетных расходов
и оптимизацию управления бюджетными
средствами на всех уровнях бюджетной
системы РФ.
Необходимость реформирования бюджетной
системы в современных условиях
определяется объективными требованиями
экономической действительности. Развитие
общества, многие годы жившего в
условиях жесткой централизации, еще
довольно длительное время будет определяться
развитием бюджетных отношений. Но и при
рыночной системе роль бюджетного регулирования
не уменьшается: ведь общество не перестает
нуждаться в сильной и авторитетной власти,
способной осуществлять контроль над
теми процессами, в которых рынок оказывается
бессилен, а именно бюджет позволяет аккумулировать
для этого финансовые ресурсы и осуществлять
в конечном итоге их использование.
Таким образом, совершенствование
бюджетного устройства способно оказать
значительное положительное воздействие
на функционирование всей рыночной системы.
И это совершенствование следует осуществлять
как по отношению к внутренним, межбюджетным
отношениям, основывая их исключительно
на принципах бюджетного федерализма,
так и по отношению к количественным и
качественным показателям самого бюджета,
способствуя его сбалансированности и
осуществляя достаточный контроль за
уровнем возможных бюджетного дефицита
и государственного долга. Ведь только
в совокупности эти изменения способны
превратить государственный бюджет из
средства дестабилизации экономики в
мощный стимул экономического роста.
Важные шаги в направлении совершенствования
бюджетного устройства Российской Федерации
уже были сделаны как в законодательной,
так и в институциональной
и финансово - кредитной сферах.
Создана качественно новая система - Федеральное
казначейство РФ - которая позволит на
основе четко определяемых объемов реальных
потребностей наиболее рационально проводить
оптимизацию бюджетных потоков, обеспечит
учет и контроль каждого этапа исполнения
федерального бюджета.
Процесс преобразования бюджетной
системы - сложный, длительный, порой
весьма болезненный. Тем не менее
начало ему уже положено. И от
успешного его завершения зависит
ни много ни мало - будущее всей российской
экономики.
Список использованной литературы
- Бюджетный кодекс Российской Федерации. www.budgetrf.ru
- Дементьев Д.В. Бюджетная система России.- Новосибирск, 2005.- 126с.
- Евстигнеев В.Р. Финансовый рынок в переходной экономике: инвестиционные стратегии, структурная ориентация, перспективы международной
интеграции. - М.: Эдиториал УРСС, 2000. - 240С.
- Ряскова М.В. Бюджетная политика как инструмент государственного регулирования. - М.: ТЕИС, 2002.
- Романовский М. В., Врублевская О. В., Сабанти Б. М. Финансы. Учебник для вузов. — М.: «Перспектива», «Брайт», 2000.
- Соловьев Г.Г. Государственные бюджеты.- Ленинград, 1928.
- Финансы. - Учебник для вузов / Под ред. проф. М.В. Романовеного, проф. О.В. Врублевской, проф. Б.М. Сабанти. - М.: Изд-во "Перспектива", 2000. - 520С.
- Финансы: Учебник – 2е изд., перераб. и доп./ Под ред. В.В.Ковалева. – М.: ТК Велби.
- Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов. / Под.ред. проф. Л.А. Дробозиной.-М.: Финансы, ЮНИТИ,2000
- Финансы: Учеб.пособие. /Под.ред. А.М.Ковалевой. М.: Финансы и статистика, 1998.
- Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов. /Л.А. Дробозина, Л.П. Окунева, Л.Д. Андросова и др.; Под.ред. проф. Л.А. Дробозиной.- М.: ЮНИТИ,2000.
Приложения
КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ
БЮДЖЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ в 2006 г.
|
Млрд. руб. |
В процентах
к ВВП |
Доходы- всего |
10642,8 |
39,7 |
из них: |
|
|
налог на прибыль организаций |
1670,6 |
6,2 |
налог на доходы физических
лиц |
930,3 |
3,5 |
единый социальный налог
|
525,9 |
2,0 |
налог на добавленную
стоимость: |
|
|
на товары (работы, услуги),
реализуемые на
территории Российской Федерации
|
924,3 |
3,5 |
на товары, ввозимые на
территорию Российской
Федерации |
586,7 |
2,2 |
акцизы по подакцизным
товарам (продукции): |
|
|
производимым на территории
Российской Федерации |
253,3 |
0,9 |
ввозимым на территорию
Российской Федерации |
17,3 |
0,1 |
налоги на совокупный
доход |
103,9 |
0,4 |
налоги на имущество |
310,9 |
1,2 |
налоги, сборы и регулярные
платежи за пользование
природными ресурсами |
1187,2 |
4,4 |
доходы от внешнеэкономической
деятельности |
2306,3 |
8,6 |
доходы от использования имущества, находящегося
в государственной и муниципальной собственности |
350,0 |
1,3 |
платежи при пользовании
природными ресурсами |
94,4 |
0,4 |
безвозмездные поступления |
27,3 |
0,1 |
доходы от предпринимательской
и иной приносящей
доход деятельности |
80,6 |
0,3 |
Расходы - всего |
8384,0 |
31,3 |
из них: |
|
|
на общегосударственные
вопросы |
824,3 |
3,1 |
из них на обслуживание
государственного и
муниципального долга |
199,2 |
0,7 |
на национальную оборону |
683,3 |
2,6 |
на национальную безопасность
и правоохранительную
деятельность |
714,3 |
2,7 |
на национальную экономику |
949,5 |
3,6 |
из нее: |
|
|
на топливо и энергетику
|
18,2 |
0,1 |
на сельское хозяйство
и рыболовство |
110,8 |
0,4 |
на транспорт
|
410,8 |
1,5 |
на связь и информатику |
20,4 |
0,1 |
на прикладные научные
исследования в
области национальной экономики |
47,2 |
0,2 |
на другие вопросы
в области национальной
экономики |
269,3 |
1,0 |
на жилищно-коммунальное
хозяйство |
631,4 |
2,4 |
на социально-культурные
мероприятия |
4554,9 |
17,0 |
на межбюджетные трансферты
|
3,1 |
0,0 |
Профицит |
2258,8 |
8,4 |