Доходы бюджетов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 12:43, курс лекций

Описание работы

Доходы бюджетов, их экономическое содержание.
Виды доходов бюджетов: налоговые, неналоговые, безвозмездные перечисления.
Собственные и регулирующие доходы.
Федеральные, региональные, местные налоги.
Разграничение доходов по уровням бюджетной системы.
Прогнозирование и планирование доходов бюджетов.

Файлы: 1 файл

Lekcija_4.doc

— 148.50 Кб (Скачать файл)

 Лекция № 4

Доходы бюджетов.

  1. Доходы бюджетов, их экономическое содержание. 
  2. Виды доходов бюджетов: налоговые, неналоговые, безвозмездные перечисления.
  3. Собственные и регулирующие доходы.
  4. Федеральные, региональные, местные налоги.
  5. Разграничение доходов по уровням бюджетной системы.
  6. Прогнозирование и планирование доходов бюджетов.

    Доходы бюджетов, их экономическое содержание

    Бюджетные доходы, с одной стороны, являются результатом распределения стоимости общественного продукта между различными участниками общественного воспроизводства, а с другой — выступают объектом дальнейшего распределения сконцентрированной в руках государства стоимости.

   В соответствии с Бюджетным кодексом РФ расчеты доходов бюджетной системы Российской Федерации формируются на основании законов (решений) законодательных (представительных) органов государственной власти и местного самоуправления о бюджетах на соответствующий финансовый год в соответствии с принятым налоговым, таможенным и другим законодательством на момент составления проекта бюджета.

     Доходы бюджетов образуются за счет собственных, закрепленных и регулирующих доходных источников, а также прямой финансовой помощи в различных формах и других доходов в соответствии с законом (решением) о бюджете на соответствующий финансовый год.

Доходы бюджетов  представляют собой часть национального дохода, подлежащую централизации в бюджеты различных уровней.

Доходы федерального бюджета — это денежные средства, поступающие в безвозмездном порядке в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством Российской Федерации в распоряжение федеральных органов государственной власти РФ.


    

     Доходы бюджетной системы можно определить как экономическую категорию, т.е. совокупность определенных экономических отношений, возникающих между плательщиками доходов, в качестве которых выступают юридические и физические лица, и получателем средств, государством, в лице органов его власти. Эти отношения возникают по поводу изъятия части средств плательщиков в пользу получателя, между различными государственными, региональными и муниципальными органами и с точки зрения организации бюджетных отношений они представляют собой бюджетные ресурсы, которые зачисляются в бюджеты различных уровней для целевого финансирования общегосударственных и муниципальных мероприятий.

     Общий характер доходов позволяет бюджету иметь определенные резервы для покрытия дополнительных затрат. Кроме общих, в бюджет могут включаться целевые доходы, которые являются источниками формирования целевых бюджетных фондов.

        В доходы федерального бюджета зачисляются:

собственные налоговые доходы федерального бюджета, за исключением налоговых  доходов, передаваемых в виде регулирующих доходов бюджетам других уровней  бюджетной системы Российской Федерации;

неналоговые доходы;

         К налоговым доходам федерального бюджета относятся:

  • федеральные налоги и сборы, перечень и ставки которых определяются налоговым законодательством Российской Федерации, а пропорции их распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год;
  • таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи;
  • государственная пошлина в соответствии с законодательством Российской Федерации;

      К неналоговым доходам федерального бюджета относятся:

  • доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности, доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении» органов государственной власти Российской Федерации;
  • доходы от продажи имущества, находящегося в государственной собственности, — в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами и другими нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации;
  • часть прибыли унитарных предприятий, созданных Российской Федерацией, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, — в размерах, устанавливаемых Правительством Российской Федерации;
  • прибыль Банка России — по нормативам, установленным федеральными законами;
  • доходы от внешнеэкономической деятельности;
  • доходы от реализации государственных запасов и резервов.

Виды доходов бюджетов: налоговые, неналоговые, безвозмездные перечисления.

     Группы доходов состоят из статей доходов, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам их получения.

       Все бюджетные доходы объединены в 4 группы.

Группа "Налоговые доходы" включает следующие подгруппы:

  • прямые налоги на прибыль, прирост капитала;
  • налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы;
  • налоги на совокупный доход;
  • налоги на имущество;
  • платежи за пользование природными ресурсами;
  • налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции;
  • прочие налоги, пошлины и сборы.

    В свою очередь, подгруппы подразделяются на конкретные виды налогов, сборов и платежей.

     К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством РФ федеральные, региональные, местные налоги и сборы, пени и штрафы, размер предоставленных налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и других обязательных платежей. Штрафы и другие суммы принудительного изъятия подлежат зачислению в местный бюджет по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении штрафа.

         Виды налогов и сборов в РФ:

Федеральные:

  • НДС (налог на добавленную стоимость),
  • акцизы на отдельные виды товаров, услуг и отдельные виды минерального    сырья;
  • налог на прибыль (доход предприятий);
  • налог на доходы от капитала;
  • подоходный налог с физических лиц;
  • взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;
  • государственная пошлина;
  • таможенные пошлины и таможенные сборы;
  • налог на пользование недрами;
  • налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
  • налог на дополнительный  доход от добычи углеводородов;
  • сбор за правопользование субъектами животного мира и водными биологическими ресурсами;
  • лесной налог;
  • водный налог;
  • экологический налог;
  • федеральные лицензионные сборы.

   Федеральные налоги полностью определяются налоговым кодексом, в котором установлены все элементы взимания налогов (ст.13-15 НК РФ).

Региональные:

  • налог на имущество организаций;
  • налог на недвижимость;
  • дорожный налог;
  • транспортный;
  • налог с продаж;
  • налог на игорный бизнес;
  • региональные лицензионные сборы.

    Перечень региональных налогов устанавливается федеральным законодательством. Это же законодательство определяет основные элементы этих налогов – плательщика, объект, налоговую базу, налоговый период, предельную ставку налога и минимальный перечень льгот.

Местные:

  • земельный налог;
  • налог на имущество физических лиц;
  • налог на рекламу;
  • местные лицензионные сборы.

    Субъекты РФ принимают решение об установлении и введении в действие налога на своей территории и определяют конкретную ставку, полный перечень льгот, порядок и сроки внесения налога, а также формы отчетности по этим налогам. 

    Перечень местных налогов определяется также федеральным законодательством. Федеральным законодательством устанавливаются также основные элементы местных налогов, такие же, как и по региональным налогам.

     Муниципальные образования определяют перечень налогов, взимаемых на их территории и все необходимые элементы взимания.

      Налоги применяются на всей территории РФ. Региональные и местные органы власти не могут устанавливать на своей территории дополнительные виды налогов, не предусмотренные налоговым кодексом.

      Налоги как экономическая категория имеют исторический характер. Они менялись вместе с развитием государства.  Возникновение налогов связано с необходимостью содержания государственного аппарата, армии, непроизводственной сферы. Налоги являются главным инструментом перераспределения доходов и финансовых ресурсов, позволяют ему решать проблемы социального, экономического, научно-технического развития страны. Развитие государства во многом определяется достигнутым уровнем налоговых поступлений.

Налог -  обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.


 

Признаки налогов:

  • легитимность (налоги взимаются только с законных операций),
  • индивидуальную безвозмездность для налогоплательщика,
  • принудительность.

    Общие принципы построения налоговой системы воплощаются при ее формировании через элементы налогов.

     Элемент налога — понятие, используемое при изучении конкретных налогов, в которые входят: субъект, объект, источник, единица обложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, льготы.

Субъект – налогоплательщик.

 Налогоплательщик — организация или физическое лицо, на которое возложена обязанность платить налоги.


Объект налогообложения.

 Объект налогообложения — имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иное экономическое основание, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которой у налогоплательщика законодательно связано возникновение обязательств по уплате налога.


Источник.

Единица обложения.

Налоговая база.

 Налоговая база — стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения.


Налоговый период.

 Налоговый период — календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.


Ставка.

 Налоговая ставка — величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.


Льготы.

    Экономическая сущность налога проявляется через его функции:

  1. Фискальная функция – основная функция налога., ведь его главное предназначение – образование государственного денежного фонда путем изъятия части доходов предприятий и граждан для создания условий функционирования государства и выполнения им собственных функций – обороны страны, защита правопорядка, решения социальных, природоохранных и других задач, т.е. государство вмешивается в процесс перераспределения части стоимости валового внутреннего продукта.
  2. Распределительная функция выражает экономическую сущность налога как фискального инструмента распределительных отношений. Суть ее заключается в том, что с помощью налогов через бюджет государство перераспределяет финансовые ресурсы из производственной сферы в социальную.
  3. Стимулирующая функция реализуется через систему налоговых ставок и налоговых льгот, налоговых вычетов, налоговых кредитов и финансовых санкций. Вводя один налог и отменяя другие, государство стимулирует развитие одних отраслей, сдерживая развитие других.
  4. Контрольная функция. В условиях  рыночной экономики налоги являются важнейшим инструментом независимого контроля эффективности финансово-контрольной деятельности.

  Основные черты налоговых доходов бюджетов проявляются в следующем:

1. Налоговые доходы базируются  исключительно на правовой основе. Все налоги и сборы вводятся и отменяются только органами государственной власти, при этом фискальные полномочия органов каждого уровня четко оговорены законом.

2. Налоговое законодательство предусматривает  четкое разделение налогов по уровням государственной структуры.

3. Налоговое законодательство предусматривает  разделение налоговых поступлений  в бюджеты разных уровней на закрепленные и регулирующие.

4. Налоговая система построена  по единым принципам, единому механизму взимания налогов. Налоговый контроль за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты налогов осуществляется со стороны налоговых органов и органов налогового контроля.

Информация о работе Доходы бюджетов