Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 12:43, курс лекций
Доходы бюджетов, их экономическое содержание.
Виды доходов бюджетов: налоговые, неналоговые, безвозмездные перечисления.
Собственные и регулирующие доходы.
Федеральные, региональные, местные налоги.
Разграничение доходов по уровням бюджетной системы.
Прогнозирование и планирование доходов бюджетов.
5. Разделение полномочий в сфере
применения налогового
К специальным налоговым режимам относятся:
1. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог).
2. Упрощенная система налогообложения.
3. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
4. Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.
Неналоговые доходы бюджетов безвозмездные перечисления.
Группа "Неналоговые доходы"
Неналоговые доходы бюджетов разных уровней имеют существенные отличия от налоговых поступлений. Порядок их установления, исчисления и взимания регламентируется комплексом нормативных документов. Например, порядок перечисления средств, получаемых в порядке приватизации государственного или муниципального имущества, определяется законодательством Российской Федерации о приватизации, а взимание отдельных санкций — Гражданским и Уголовным кодексами Российской Федерации. Неналоговые доходы могут носить обязательный и необязательный характер, взиматься на добровольной и принудительной основе. У них не определены конкретные ставки, сроки уплаты, льготы и другие чисто налоговые элементы.
Как правило, большинство неналоговых доходов зачисляются в соответствующие бюджеты в полном объеме и являются их собственными доходами. За федеральным бюджетом закреплены доходы от внешнеэкономической деятельности, доходы от реализации государственных запасов и резервов и прибыль Банка России по нормативам, установленным федеральными законами.
Безвозмездные перечисления как вид доходов бюджетов
Группа "Безвозмездные перечисления"
Это средства, которые поступают в виде финансовой помощи от юридических и физических лиц, от правительств иностранных государств и международных организаций.
По российскому бюджетному законодательству, в доходы бюджетов могут зачисляться безвозмездные перечисления по взаимным расчетам. Под этими перечислениями понимаются операции по передаче средств между бюджетами разных уровней в связи с изменениями в налоговом и бюджетном законодательстве, либо в связи с передачей полномочий по финансированию расходов или передачей доходов в процессе исполнения бюджета. В настоящее время такие перечисления осуществляются очень редко, т.к. все изменения законодательства вводятся в действие с первого января и все эти изменения учтены в составленных и утвержденных бюджетах.
Группа "Доходы целевых бюджетных фондов"
Группа "Доходы от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход"
Собственные и регулирующие доходы.
В зависимости от порядка зачисления доходов, доходы делятся на собственные и регулирующие.
Собственные доходы бюджетов — доходы, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами действующим законодательством.
К собственным доходам бюджетов относятся:
Закрепление доходов производится двумя способами:
1. Установление специальных ставок для зачисления дохода в соответствующий бюджет.
2. Установление процентных отчислений от общей суммы поступившего дохода (контингента поступления).
Финансовая помощь не относится к собственным доходам соответствующего бюджета и государственного внебюджетного фонда.
Собственные доходы составляют меньшую часть доходов территориальных бюджетов. Для финансового обеспечения выполнения возложенных на региональные и местные органы власти функций, экономического и социального развития территорий, сбалансированности территориальных бюджетов им из бюджетов вышестоящего уровня в порядке бюджетного регулирования передаются регулирующие доходы.
Регулирующие доходы бюджетов — это федеральные и региональные налоги и другие платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на три года) по разным видам таких доходов (ст. 48 БК РФ).
Перечень регулирующих доходов ежегодно утверждается в законе о бюджете того уровня бюджетной системы РФ, который передает регулирующие доходы, либо законом о бюджете того уровня бюджетной системы РФ, который распределяет переданные ему регулирующие доходы из бюджета другого уровня.
К регулирующим доходам территориальных бюджетов относятся также трансферты.
Трансферты — средства, поступающие из федерального и региональных фондов финансовой поддержки регионов, размер которых рассчитывается по установленным правительством методике и формуле.
Кроме отчислений от федеральных и региональных налогов, средств, поступающих из фондов финансовой поддержки для сбалансирования территориальных бюджетов, используются дотации, субвенции и субсидии.
Дотация — это средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов.
Субвенция — это средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах для осуществления целевых расходов.
В соответствии со ст. 78 Бюджетного кодекса в случае нецелевого использования субвенций и субсидий и нарушения сроков их использования сумма их может быть востребована органами власти, выдавшим эти средства.
Субсидия — это бюджетные средства, передаваемые бюджету другого уровня, юридическому или физическому лицам на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Нужно отметить, что дотация, субвенция и субсидия как методы наделения финансовыми ресурсами территориальных бюджетов несовершенны. Эти источники бюджетов лишены стимулирующих свойств, они создают у местных администраций иждивенческое настроение. Такая практика передачи средств не способствует развитию хозяйственной инициативы местных администраций, снижает их воздействие на экономические процессы на территории и уменьшает на этой основе возможности перевыполнения доходной части их бюджетов, ослабляет финансовый контроль.
В соответствии с изменениями, внесенными в БК РФ Федеральным законом №120-ФЗ, в бюджетном законодательстве РФ исключено понятие регулирующих доходов бюджета.
В рамках реформы бюджетной системы и межбюджетных отношений в РФ доходы бюджетов подразделяются на 2 группы:
1. Собственные доходы бюджетов.
2. Субвенция на реализацию делегированных государственных полномочий из Федерального (регионального) фонда компенсаций.
В новой редакции БК РФ к собственным доходам бюджетов относят:
1. Налоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством РФ и законодательством о налогах и сборах.
2. Неналоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с законодательством РФ.
3. Доходы, полученные бюджетами в виде безвозмездных и безвозвратных перечислений, за исключением субвенций из Федерального фонда компенсаций и (или) региональных фондов компенсаций.
Федеральные, региональные, местные налоги.
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГИ.
В состав федеральных налогов и сборов входят:
К регулирующим федеральным налогам, закрепленным на постоянной основе, отнесены:
РЕГИОНАЛЬНЫЕ НАЛОГИ.
К региональным налогам и сборам относятся:
МЕСТНЫЕ НАЛОГИ
Местные налоги и сборы - обязательные платежи юридических и физических лиц, поступающие в местные бюджеты.
Они являются методом мобилизации финансовых ресурсов местных органов управления и поступают в местные бюджеты и специальные фонды.
К местным налогам (НК РФ, ст.15) и сборам относятся:
Местные налоги и сборы имеют своей задачей создание стабильных источников доходов местных бюджетов. Местные налоги поступают, как правило, в местные бюджеты полностью (за незначительным исключением). С этой целью в Бюджетном кодексе Российской Федерации предусмотрен ряд местных налогов, отнесенных к категории собственных налоговых доходов.
Приведем характеристику отдельных местных налогов и их роль в формировании доходов бюджетов в соответствии с законодательством.