Доходы бюджетов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 12:43, курс лекций

Описание работы

Доходы бюджетов, их экономическое содержание.
Виды доходов бюджетов: налоговые, неналоговые, безвозмездные перечисления.
Собственные и регулирующие доходы.
Федеральные, региональные, местные налоги.
Разграничение доходов по уровням бюджетной системы.
Прогнозирование и планирование доходов бюджетов.

Файлы: 1 файл

Lekcija_4.doc

— 148.50 Кб (Скачать файл)

5. Разделение полномочий в сфере  применения налогового законодательства  между федеральным центром и  регионами соответствует федеральному  характеру Российского государства  и демонстрирует единый подход к проблемам формирования доходной базы нижестоящих бюджетов на всей территории Российской Федерации.

   К специальным налоговым режимам относятся:

1. Система налогообложения  для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый  сельскохозяйственный налог).

2.      Упрощенная система налогообложения.

3.   Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

4.    Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Неналоговые доходы бюджетов безвозмездные перечисления.

 

   Группа "Неналоговые доходы"

  • доходы от использования имущества, находящегося в государственной  и муниципальной собственности или от деятельности государственной  и муниципальной  организаций:
  • средства, получаемые в виде арендной или иной платы за сдачу во временное владение или пользование имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
  • средства, получаемые в виде % по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях;
  • средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности под залог в доверительное управление;
  • плата за пользование бюджетными средствами, предоставляемые другим бюджетам, иностранным государствам или юридическими лицам на возвратной и платной основах;
  • доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных капиталах хозяйствующих субъектов или дивидендов по акциям, принадлежащим РФ, субъектам РФ или муниципальным образованиям;
  • часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, оставшаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;
  • другие предусмотренные законодательством РФ доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности.
  • доходы от продажи нематериальных активов;
  • поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников;
  • административные платежи и сборы;
  • штрафные санкции, возмещение ущерба;
  • доходы от внешнеэкономической деятельности;
  • доходы от платных услуг, оказываемые бюджетными организациями, находящиеся в ведении органов государственной исполнительной власти РФ и субъектов РФ, органов местного самоуправления;
  • доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней БС РФ, за исключением ссуд и бюджетных кредитов, иные неналоговые доходы.
  • прочие неналоговые доходы.

     Неналоговые доходы бюджетов разных уровней имеют существенные отличия от налоговых поступлений. Порядок их установления, исчисления и взимания регламентируется комплексом нормативных документов. Например, порядок перечисления средств, получаемых в порядке приватизации государственного или муниципального имущества, определяется законодательством Российской Федерации о приватизации, а взимание отдельных санкций — Гражданским и Уголовным кодексами Российской Федерации. Неналоговые доходы могут носить обязательный и необязательный характер, взиматься на добровольной и принудительной основе. У них не определены конкретные ставки, сроки уплаты, льготы и другие чисто налоговые элементы.

       Как правило, большинство неналоговых доходов зачисляются в соответствующие бюджеты в полном объеме и являются их собственными доходами. За федеральным бюджетом закреплены доходы от внешнеэкономической деятельности, доходы от реализации государственных запасов и резервов и прибыль Банка России по нормативам, установленным федеральными законами.

  Безвозмездные перечисления  как вид доходов бюджетов

 

Группа "Безвозмездные перечисления"

  • от нерезидентов;
  • от других бюджетов БС;
  • от государственных внебюджетных фондов;
  • от государственных организаций;
  • средства, передаваемые в целевые бюджетные фонды;
  • прочие безвозмездные перечисления.

     Это средства, которые поступают в виде финансовой помощи от юридических и физических лиц, от правительств иностранных государств и международных организаций.

    По российскому бюджетному законодательству, в доходы бюджетов могут зачисляться безвозмездные перечисления по взаимным расчетам. Под этими перечислениями понимаются операции по передаче средств между бюджетами разных уровней в связи с изменениями в налоговом и бюджетном законодательстве, либо в связи с передачей полномочий по финансированию расходов или передачей доходов в процессе исполнения бюджета. В настоящее время такие перечисления осуществляются очень редко, т.к. все изменения законодательства вводятся в действие с первого января и все эти изменения учтены в составленных и утвержденных бюджетах.

  Группа "Доходы целевых бюджетных фондов"

  • фонд министерства РФ по атомной энергетике;
  • целевые бюджетные фонды субъектов РФ.

Группа "Доходы от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход"

  • доходы от собственности по предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
  • рыночные продажи товаров и услуг;
  • безвозмездные поступления по предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Собственные и регулирующие доходы.

   В зависимости от порядка зачисления доходов, доходы делятся на собственные и регулирующие.

Собственные доходы бюджетов — доходы, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами действующим законодательством. 


К собственным доходам бюджетов относятся:

  • налоговые доходы, закрепленные за соответствующими бюджетами действующим законодательством; 
  • часть неналоговых доходов;
  • собственные неналоговые доходы;
  • остаток средств на конец предыдущего года;
  • доходы от бюджетных фондов;
  • прочие доходы;
  • безвозмездные перечисления.

Закрепление доходов производится двумя способами:

1.   Установление специальных ставок для зачисления дохода в соответствующий бюджет.

2.  Установление процентных отчислений от общей суммы поступившего дохода (контингента поступления).

    Финансовая помощь не относится к собственным доходам соответствующего бюджета и государственного внебюджетного фонда.

     Собственные доходы составляют меньшую часть доходов территориальных бюджетов. Для финансового обеспечения выполнения возложенных на региональные и местные органы власти функций, экономического и социального развития территорий, сбалансированности территориальных бюджетов им из бюджетов вышестоящего уровня в порядке бюджетного регулирования передаются регулирующие доходы.

Регулирующие доходы бюджетов — это федеральные и региональные налоги и другие платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на три года) по разным видам таких доходов (ст. 48 БК РФ).


     Перечень регулирующих доходов ежегодно утверждается в законе о бюджете того уровня бюджетной системы РФ, который передает регулирующие доходы, либо законом о бюджете того уровня бюджетной системы РФ, который распределяет переданные ему регулирующие доходы из бюджета другого уровня.

     К регулирующим доходам территориальных бюджетов относятся также трансферты.

Трансферты — средства, поступающие из федерального и региональных фондов финансовой поддержки регионов, размер которых рассчитывается по установленным правительством методике и формуле.


      Кроме отчислений от федеральных и региональных налогов, средств, поступающих из фондов финансовой поддержки для сбалансирования территориальных бюджетов, используются дотации, субвенции и субсидии.

 Дотация — это средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов.

  Субвенция — это средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах для осуществления целевых расходов.


     В соответствии со ст. 78 Бюджетного кодекса в случае нецелевого использования субвенций и субсидий и нарушения сроков их использования сумма их может быть востребована органами власти, выдавшим эти средства.

Субсидия — это бюджетные средства, передаваемые бюджету другого уровня, юридическому или физическому лицам на условиях долевого финансирования целевых расходов.


     Нужно отметить, что дотация, субвенция и субсидия как методы наделения финансовыми ресурсами территориальных бюджетов несовершенны. Эти источники бюджетов лишены стимулирующих свойств, они создают у местных администраций иждивенческое настроение. Такая практика передачи средств не способствует развитию хозяйственной инициативы местных администраций, снижает их воздействие на экономические процессы на территории и уменьшает на этой основе возможности перевыполнения доходной части их бюджетов, ослабляет финансовый контроль.

     В соответствии с изменениями, внесенными в БК РФ Федеральным законом №120-ФЗ, в бюджетном законодательстве РФ исключено понятие регулирующих доходов бюджета.

    В рамках реформы бюджетной системы и межбюджетных отношений в РФ доходы бюджетов подразделяются на 2 группы:

1.    Собственные доходы бюджетов.

2. Субвенция на реализацию делегированных государственных полномочий из Федерального (регионального) фонда компенсаций.

   В новой редакции БК РФ  к собственным доходам бюджетов относят:

1. Налоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством РФ и законодательством о налогах и сборах.

2. Неналоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с законодательством РФ.

3. Доходы, полученные бюджетами в виде безвозмездных и безвозвратных перечислений, за исключением субвенций из Федерального фонда компенсаций  и (или) региональных фондов компенсаций.

Федеральные, региональные, местные  налоги.

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГИ.

В состав федеральных налогов  и сборов входят:

  • налог на добавленную стоимость – по нормативу 100%;
  • акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья (на спирт этиловый, на спиртосодержащую продукцию, на табачную продукцию, на автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и инжекторных двигателей, на автомобили и мотоциклы) – по нормативу от 40% до 100%;
  • налог на прибыль (доход) организаций – по нормативу 100%;
  • налог на доходы от капитала;
  • подоходный налог с физических лиц – по нормативу 100%;
  • взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;
  • государственная пошлина – по нормативу 100 %;
  • таможенная пошлина и таможенные сборы;
  • налог за пользование недрами;
  • налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
  • налог на дополнительный доход от добычи углеводородов – по нормативу 100 %;
  • сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами – по нормативу от 70% до 100%;
  • лесной доход;
  • водный налог – по нормативу 100%;
  • экологический налог;
  • федеральные лицензионные сборы. Так, по налогу на прибыль с юридических лиц определена ставка до 30%, которая распределяется между федеральным и региональными бюджетами следующим образом: 11% — федеральный бюджет и не свыше 19% — бюджеты регионов. В пределах закрепленной за ними ставки субъекты Федерации вправе устанавливать дополнительные льготы и создавать свой режим налогообложения.

   К регулирующим федеральным налогам, закрепленным на постоянной основе, отнесены:

  • акцизы на спирт этиловый из пищевого сырья и акцизов на спиртосодержащую продукцию (отчисления в бюджет субъектов РФ — 50%), акцизы на автобензин, дизтопливо и моторные масла (отчисляется 60%);
  • налог на добычу полезных ископаемых (отчисляется 5%, а по отдельным видам полезных ископаемых 60%);
  • сбор за пользование объектами водных биоресурсов, кроме внутренних водных объектов (отчисляется 30%);
  • платежи за пользование лесным фондом (плата за древесину, отпускаемую на корню), отчисляется до 100% платы при превышении минимальных ставок;
  • плата за негативное воздействие на окружающую среду (отчисляется 40%); налог на доход физических лиц (отчисляется 70%);
  • налог на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции (отчисляется 80%);

РЕГИОНАЛЬНЫЕ НАЛОГИ.

К региональным налогам и сборам относятся:

  • налог на имущество организаций (регулирующий налог, частично зачисляемый в местные бюджеты) – по нормативу 100%;
  • налог на недвижимость;
  • дорожный налог;
  • транспортный налог – по нормативу 100%;
  • налог с продаж;
  • налог на игорный бизнес – по нормативу 100%;
  • региональные лицензионные сборы.

МЕСТНЫЕ НАЛОГИ

Местные налоги и сборы  - обязательные платежи юридических и физических лиц, поступающие в местные бюджеты.


   Они являются методом мобилизации финансовых ресурсов местных органов управления и поступают в местные бюджеты и специальные фонды.

    К местным налогам (НК РФ, ст.15) и сборам относятся:

  • земельный налог – по нормативу 100%;
  • налог на имущество физических лиц - по нормативу 100% ;
  • налог на рекламу;
  • налог на наследование или дарение;
  • местные лицензионные сборы.

    Местные налоги и сборы имеют своей задачей создание стабильных источников доходов местных бюджетов. Местные налоги поступают, как правило, в местные бюджеты полностью (за незначительным исключением). С этой целью в Бюджетном кодексе Российской Федерации предусмотрен ряд местных налогов, отнесенных к категории собственных налоговых доходов.

Приведем характеристику отдельных местных налогов и их роль в формировании доходов бюджетов в соответствии с законодательством.

Информация о работе Доходы бюджетов