Доходы бюджетов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 12:43, курс лекций

Описание работы

Доходы бюджетов, их экономическое содержание.
Виды доходов бюджетов: налоговые, неналоговые, безвозмездные перечисления.
Собственные и регулирующие доходы.
Федеральные, региональные, местные налоги.
Разграничение доходов по уровням бюджетной системы.
Прогнозирование и планирование доходов бюджетов.

Файлы: 1 файл

Lekcija_4.doc

— 148.50 Кб (Скачать файл)

Разграничение доходов по уровням  бюджетной системы.

Доходы федерального бюджета.

Неналоговые доходы федерального бюджета формируются за счет:

  • Доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности, доходов от платных услуг, оказываемые бюджетными учреждениями – после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах, в полном объеме.
  • Части прибыли унитарных предприятий, созданных РФ, остающиеся после уплаты налогов и иных обязательных платежей – в размерах, установленных Правительством РФ.
  • Сборов за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции – по нормативу 100 %.
  • Прочих лицензионных сборов – по нормативу 100%.
  • Таможенных пошлин и таможенных сборов – по нормативу 100%.
  • Платы за использование лесов в части минимального размера арендной платы и минимального размера платы по договору купли-продажи лесных насаждений – по нормативу 100%.
  • Платы за негативное воздействие на окружающую среду – по нормативу 20 %.
  • Консульских сборов – по нормативу 100%
  • Патентных пошлин – по нормативу 100%.платежей за предоставление информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделках с ним – по нормативу 100%.

Доходы региональных бюджетов.

Доходы региональных бюджетов формируются за счет:

  • Собственных доходов.
  • Регулирующих доходов.

    Регулирующие налоговые доходы бюджетов субъектов РФ поступают от федеральных налогов и сборов, которые закреплены на постоянной основе или закрепляются решением Правительства РФ в случае недостаточности средств, аккумулированных в бюджетах субъектов РФ. Регулирующие налоги формируют бюджеты субъектов РФ на 70% общей суммы бюджета.

Неналоговые доходы региональных бюджетов  состоят:

  • Из части прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами РФ, остающейся после уплаты  налогов и иных обязательных платежей в бюджет – в размере, устанавливаемых законами субъектов РФ.
  • Платы за негативное воздействие на окружающую среду 0 по нормативу 100%.
  • Платы за использование лесов в части, превышающей минимальный размер арендной платы и минимальный размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений – по нормативу 100%.
  • Сборов за выдачу лицензий  на осуществление видов деятельности, связанных с производством оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, выдаваемых органами исполнительной власти субъектов РФ – по нормативу 100%.
  • Декларационного платежа – по нормативу 100%.

Основные направления использования средств региональных бюджетов:

1 Обеспечение функционирования органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

2. Обслуживание и погашение государственного долга субъектов Российской Федерации.

3. Проведение выборов и референдумов субъектов Российской Федерации.

4. Обеспечение реализации региональных целевых программ.

5. Формирование государственной собственности субъектов Российской Федерации.

6. Осуществление международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации.

Доходы местных бюджетов.

      Налоговые доходы местных бюджетов.

   В бюджеты поселений зачисляются налоговые доходы от местных налогов (земельного налога, налога на имущество физических лиц) и налоговые доходы от федеральных налогов и сборов (налога на доходы физических лиц, единого сельскохозяйственного налога).

  В бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению налоговые отходы от местных налогов (земельного налога, налога на имущество физических лиц) и налоговые доходы от федеральных налогов и сборов (налог на доходы физических лиц, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, единый сельскохозяйственный налог, налог на доходы физических лиц, взимаемый на межселенных территориях, государственная пошлина: за регистрацию юридически значимых действий, по делам судов общей юрисдикции, за совершение нотариальных действий нотариусами, за государственную регистрацию транспортных средств, за выдачу ордера на квартиру, за выдачу разрешения на установку рекламной конструкции).

В бюджеты городских  округов зачисляются налоговые доходы от местных налогов (земельного налога, налога на имущество физических лиц) и налоговые доходы от федеральных налогов и сборов (налога на доходы физических лиц, единого сельскохозяйственного налога, государственной пошлины, единого налога  на вмененный доход для отдельных видов деятельности).

       Неналоговые доходы местных бюджетов  учитываются и формируются в соответствии со ст.41-46 БК РФ, в том числе за счет части прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в размерах, установленных правовыми актами органов муниципального самоуправления.

   В бюджеты муниципальных районов и городских округов подлежат зачислению плата за негативное воздействие на окружающую среду по нормативу 40%.

    В бюджеты городских округов и муниципальных районов, городов федерального значения Москвы и Санкт - Петербурга подлежат зачислению  сборы за выдачу лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, выдаваемой органами местного самоуправления по нормативу 100 %.

   В бюджеты поселений, городских округов до разграничения государственной собственности на землю поступают доходы от продажи и передачи в аренду находящихся в государственной собственности земельных участков, расположенных в границах поселений, городских округов и предназначенных для целей жилищного строительства, по нормативу 100%.

   В бюджеты муниципальных районов до разграничения государственной собственности на землю поступают доходы от продажи и передачи в аренду находящихся в государственной собственности земельных участков, расположенных на межселенных территориях и предназначенных для целей жилищного строительства, по нормативу 100%.

Прогнозирование и планирование доходов  бюджетов.

 

Бюджетное прогнозирование – обоснованное суждение о перспективах возможного состояния бюджета в будущем, альтернативах его развития и сроках реализации.


   Бюджетное прогнозирование является адресным и рассчитано на бюджетный период, т. е. не более чем на год. Но так как основная подавляющая часть показателей сводного финансового баланса включает ряд бюджетных показателей, то при составлении перспективного сводного финансового баланса необходимо проводить прогнозные расчеты основных бюджетных показателей.

Цель бюджетного прогнозирования - на основе сложившихся тенденций, конкретных социально-экономических условий и перспективных оценок разработать и обосновать оптимальные пути развития бюджета и на этой основе дать предложения по его укреплению.

     Своевременный учет результатов такого прогнозирования является важным условием для принятия наиболее эффективных мер в финансовой политике государства, региона. Прогноз позволяет наметить варианты развития. Среднесрочное бюджетное прогнозирование служит исследовательской базой бюджетного планирования.

Под прогнозом развития бюджета подразумевается комплекс вероятностных оценок возможных путей развития его доходной и расходной частей.


           Принципы бюджетного прогнозирования:

Непрерывность.

Многовариантность прогнозов.

Согласованность различных прогнозов.

Постоянное уточнение прогнозов.

Достоверность прогнозов.

Сочетание перспективного и текущего прогнозирования.

    При разработке прогноза развития бюджета могут быть использованы следующие методы:

1) метод экстраполяции, т. е. составление перспективы исходя из практики предшествующих периодов.

2) метод экспертных оценок, т. е. прогноз, строящийся на базе оценок, сделанных и обоснованных компетентными специалистами в отдельных отраслях науки и народного хозяйства, также не лишен недостатков, поскольку имеет элемент субъективизма.

3) применение этих двух методов одновременно; при этом используются как объективные тенденции развития, так и мнения экспертов.

Планирование доходов в бюджетах предполагает определение параметров поступающих в бюджет налоговых и неналоговых платежей на очередной финансовый год по видам платежей.

Бюджетное планирование – деятельность  по разработке и составлению проекта бюджета, которая обеспечивает сбалансированность и пропорциональность бюджетных доходов и расходов, согласование и координацию деятельности участников бюджетного процесса в предстоящем финансовом году в ходе исполнения бюджета.


 

             Методы бюджетного планирования:

Экономический анализ

Экстраполяция

Нормативный

Балансовый

Программно-целевой

Индексный

        В настоящее время в России составление проектов бюджетов строится на основе метода «от достигнутого», когда статьи бюджета предстоящего финансового года определяются путем индексации показателей бюджета предыдущего финансового года. Одним из индексов является годовой темп роста цен на различные товары и услуги.

    Определение возможных поступлений доходов связано с изучением факторов, которые влияют на каждый платеж.

Первая группа факторов – общеэкономические и социально-политические факторы.

   Они включают в себя:

  • учет изменения цен и ценовой политики государства;
  • учет отраслевых тенденций развития, рентабельности и капиталоемкости отраслей;
  • учет факторов, влияющих на изменение конъюнктуры внутреннего и внешнего рынка;
  • Учет изменений, происходящих в производственной и социальной инфраструктуре экономики;
  • Тенденции развития платежного баланса государства;
  • Изменения внешней и внутренней политики государства.

     На основе изменения этих факторов определяются важнейшие общеэкономические показатели, от которых зависит размер налоговых и неналоговых платежей. Эти показатели фиксируются в прогнозе социально-экономического развития РФ на очередной финансовый год. Это:

  • Изменение ВВП в очередном финансовом году
  • Уровень инфляции
  • Средний курс рубля к доллару на очередной финансовый год
  • Доходы, которые получит государство от экспорта и т.д.

       Определение этих показателей осуществляется министерством экономического развития и торговли, совместно с министерством финансов РФ.

      Вторая группа факторов – это факторы, которые учитываются при определении конкретных видов доходов. Они связаны с изменением порядка взимания отдельных платежей, в первую очередь налогов, а также с изменением всей налоговой системы РФ.

    К  ним относятся:

  • Данные экономического анализа исполнения доходов бюджетов в прошлом и в текущем году и выявление тенденций развития доходов в целом и по каждому отдельному источнику.
  • Совершенствование налоговой системы и определение основных направлений изменения налогового законодательства на следующий год по отдельным видам платежей. При этом учитывается возможное изменение состава плательщиков, количество объектов обложения, размеры налоговой базы, ставок и льгот по налогам. 
  • Изменение системы налогового администрирования, на основе которого определяется уровень собираемости налогов в очередном году.

    Исходя из этого, определяются контингенты поступлений налоговых и неналоговых платежей и распределение этих поступлений между отдельными видами бюджетов. Эти расчеты осуществляет министерство финансов РФ и региональные и местные финансовые органы.

    Министерство финансов, на основе обобщенных сведений о текущих поступлениях доходов, определяет ожидаемое исполнение федерального бюджета на текущий год. Территориальные финансовые органы осуществляют ту же самую работу, но в рамках региональных и местных бюджетов.

     Министерство финансов РФ получает основные макроэкономические показатели от министерства экономического развития и торговли, и на основе этих показателей рассчитывается общая сумма доходов федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ.

    Основной метод, который применяется – экстраполяция сложившихся тенденций развития доходов с учетом возможного повышения собираемости налогов и изменения порядка определения налоговой базы и ставок налога на очередной год. Одновременно с этим министерство финансов определяет поступления по каждому виду налоговых и неналоговых платежей. Расчеты налоговых поступлений основаны на планировании налоговой базы, средних ставок налогов и коэффициентов собираемости.

      По каждому налогу имеется собственная методика планирования, которая в основном отличается особенностями определения налоговой базы. На практике используются два основных способа расчета налоговой базы.

   Первый способ - прямое определение отдельных показателей, которые составляют налоговую базу.

    Такой способ применяется в случае, если налоговая база состоит из небольшого количества элементов. Таким способом определяется налоговая база по НДФЛ. При расчете налоговой базы определяется плановый фонд оплаты труда работников, прочие доходы физических лиц и средние размеры вычетов, которые используются при расчете этого налога.

  Второй способ – аналитический. Он связан с экстраполяцией тенденций развития налоговой базы.

Информация о работе Доходы бюджетов