Доходы федерального бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 19:56, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования заключается в том, чтобы рассмотреть особенности формирования доходов Федерального бюджета и предложить меры по усовершенствованию их администрирования. В соответствии с данной целью ставились и решались следующие задачи:
изучить теоретические основы формирования доходов федерального бюджета Российской Федерации;
проанализировать состав и структуру доходов федерального бюджета;
выявить основные проблемы администрирования налоговых и неналоговых доходов Федерального бюджета и предложить мероприятия по их устранению.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА 5
1.1 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА 5
1.2 ДОХОДЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ 8
Глава 2. АНАЛИЗ СОСТАВА И СТРУКТУРЫ ДОХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА ЗА 2005 – 2007 ГОДЫ 13
2.1 ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА ЗА 2005 – 2007 ГОДЫ 13
2.2 СОСТАВ НЕНАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА ЗА 2005 – 2007 ГОДЫ 17
Глава 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГОВОГО И НЕНАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ ДОХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30
ПРИЛОЖЕНИЯ 32

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 211.00 Кб (Скачать файл)


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Федеральный бюджет – ведущее звено бюджетной системы Российской Федерации, в котором объединены основные финансовые категории. Он играет важную экономическую роль в перераспределении ВВП и национального дохода. За счет средств Федерального бюджета финансируются такие общественно-необходимые сферы, как национальная оборона, правоохранительная деятельность, научные исследования и др. Кроме того средства федерального бюджета выступают важным финансовым источником капитальных вложений в основные фонды. Следовательно, для осуществления столь масштабных расходов необходим и значительный объем доходов.

В Российской Федерации основными источниками доходов бюджета являются налоги. Однако современная налоговая система РФ несовершенна, а, соответственно, в ее функционировании существуют проблемы, решение которых позволит увеличить налоговые поступления в Федеральный бюджет. В то же время, в доходах бюджетов стран с развитой рыночной экономикой все больший удельный вес занимают неналоговые доходы. В нашей же стране источники такого вида поступлений используются неэффективно, а, следовательно, Федеральный бюджет недополучает значительный объем средств.

Исходя из вышеизложенного, следует сказать, что данная тема весьма актуальна в современных условиях и требует всестороннего изучения.

Цель исследования заключается  в том, чтобы рассмотреть особенности формирования доходов Федерального бюджета и предложить меры по усовершенствованию их администрирования. В соответствии с данной целью ставились и решались следующие задачи:

  • изучить теоретические основы формирования доходов федерального бюджета Российской Федерации;
  • проанализировать состав и структуру доходов федерального бюджета;
  • выявить основные проблемы администрирования налоговых и неналоговых доходов Федерального бюджета и предложить мероприятия по их устранению.

Предмет исследования – состав и структура доходов Федерального бюджета. Объектом исследования является экономическая сущность Федерального бюджета и его доходов. Субъектом исследования выступает Российская Федерация.

Источниками информации при написании курсовой работы послужили  нормативно-правовая база, труды отечественных  авторов (Александрова И.М., Година А.М., Нешитого А.С., Парыгиной В.А., Поляка Г.Б. и др.), статистическая отчетность за 2004 – 2007 гг., периодические издания, а также личные наблюдения автора.

В работе применялись  следующие методы исследования: монографический, расчетно-конструктивный, аналитический, абстрактно-логический.

Курсовая работа структурно состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и изложена на 31 странице машинописного текста. Работа включает 9 приложений и 26 литературных источников.

В первой главе рассматривается сущность Федерального бюджета, его функции и роль в бюджетной системе Российской Федерации, а также изучаются доходы Федерального бюджета; приводится их классификация.

Во второй главе проводится анализ структуры и динамики налоговых поступлений в Федеральный бюджет и охарактеризовываются его неналоговые доходы.

В третьей главе выявляются основные проблемы администрирования налоговых и неналоговых доходов в Федеральный бюджет и приводятся предложения по их устранению.

 

 

 

 

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА

1.1 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА

В общем смысле понятие бюджета (в том числе федерального) можно рассматривать как с юридической, так и с экономической точек зрения. Юридическое определение бюджета дано, в частности, в Бюджетном Кодексе Российской Федерации:

Бюджет – форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления [1, ст. 6].

Федеральный бюджет является основным финансовым планом государства на финансовый год, имеющий силу закона после его утверждения Федеральным Собранием (парламентом) Российской Федерации [10, с. 79].

Экономическую сущность бюджета каждый автор определяет по-своему. Рассмотрим некоторые из приведенных в литературе определений бюджета.

Парыгина В.А. считает, что с экономической точки зрения бюджет является совокупностью экономических отношений, возникающих в процессе создания, распределения и использования государственного централизованного фонда денежных средств [6, с. 273].

Годин А.М. пишет, что бюджет представляет собой систему финансовых отношений, включающих не только формальные отношения по поводу формирования, распределения и расходования денежных ресурсов, предназначенных для финансирования функций органов государственной власти и местного самоуправления по предоставлению ими государственных услуг населению страны, но и отношения, связанные с реализацией взаимосвязей между элементами бюджетной системы, организацией бюджетного устройства и бюджетного процесса [8, с. 12].

Нешитой А.С. полагает, что  по экономическому содержанию федеральный бюджет представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств Российской Федерации [10, с. 79].

Поляк Г.Б. пишет, что бюджет представляет собой форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства [11, с. 54].

Как экономическая категория, бюджет выражает свою сущность через функции, посредством которых реализуется его общественное назначение. В научной литературе нет единого мнения о количестве функций бюджета. Однако среди прочих авторы чаще всего выделяют три основные: распределительную (перераспределительную), регулирующую и контрольную.

Распределительная функция бюджета проявляется через формирование государственных финансов и их распределение (использование) [6, с. 274]. Ее содержание характеризуется процессами распределения и перераспределения финансовых ресурсов не только между различными уровнями государственной власти, но и между разными подразделениями общественного производства. Сфера действия распределительной функции определяется тем, что в отношения с бюджетом вступают почти все участники общественного производства [8, с. 16].

Суть регулирующей функции заключается в том, что с помощью бюджета государство регулирует хозяйственную жизнь страны, экономические отношения, направляя бюджетные средства на поддержку или развитие отраслей, регионов. Регулируя таким образом экономические отношения, государство способно целенаправленно ускорять или сдерживать темпы производства, рост капиталов и частных сбережений, изменять структуру спроса и потребления [11, с. 55].

Контрольная функция бюджета предполагает возможность и обязательность государственного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств [11, с. 55]. Ее значение заключается в том, что бюджет объективно через количественные характеристики формирования и использования фондов денежных средств государства отображает экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики [8, с. 17].

Благодаря этой функции бюджета можно судить о том, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей и т.д. При этом выявляются слабые места в экономике страны, и Правительство РФ имеет возможность посредством корректировки направления движения централизованных финансовых ресурсов воздействовать на активизацию деятельности тех или иных производств и сфер экономики.

Таким образом, контрольная функция бюджета позволяет контролировать степень и формы разумного косвенного воздействия государства на воспроизводственный процесс [8, с. 18].

Помимо трех вышеперечисленных, в экономической литературе встречаются и другие функции бюджета. Например, Годин А.М. выделяет также фискальную функцию, которая предполагает обеспечение финансовыми ресурсами выполнение государством своих прямых управленческих, оборонных, внешнеполитических и социальных задач, т.е. тех государственных услуг, которые на него возложены обществом.

Фискальная функция непосредственно связана с распределительной функцией бюджета, однако она имеет свои специфические формы реализации, т.к. фискальная политика государства направлена на обеспечение прироста доходной базы бюджета и, соответственно, увеличение объема предоставляемых государством услуг [8, с. 18].

Парыгина В.А. считает, что бюджету присущи также общетеоретическая, аналитическая и критическая функции.

Общетеоретическая функция бюджета заключается в его назначении способствовать развитию экономической (финансовой) и юридической науки, науки об обществе, о государстве и об экономике вообще.

Аналитическая и контрольная функции бюджета состоят в классификации и систематизации действующих потребностей и возможностей, контроле над их объемами.

Значение критической функции бюджета заключается в выявлении в процессе бюджетных отношений недостатков действующего законодательства и пробелов позитивного права в сфере бюджетной деятельности, в установлении несоответствий правовых норм реалиям экономической деятельности, задачам государственного регулирования экономики и интересам государства в целом. Поэтому в широком смысле эта функция направлена на повышение эффективности норм действующего законодательства [6, с. 275].

Таким образом, каждый экономист по-своему определяет функции бюджета. Однако, несмотря на это, все авторы сходятся в одном: все функции бюджета взаимозависимы и как бы вытекают одна из другой. Они реализуют сущность бюджета как экономико-правовой категории.

 

 

1.2 ДОХОДЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО  БЮДЖЕТА И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ

В общем смысле доходы бюджетов представляют собой поступающие в собственность государства финансовые ресурсы, необходимые для эффективного осуществления государством и муниципальными образованиями возложенных на них публичных, социальных, экономических и иных функций [6, с. 297].

В юридической литературе доходы бюджета определяются как часть национального дохода, обращаемая в процессе его распределения и перераспределения в собственность и распоряжение государства с целью создания финансовой основы, необходимой для финансирования деятельности государства [6, с. 297].

Доходы федерального бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном порядке в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством Российской Федерации в распоряжение федеральных органов государственной власти РФ [10, с. 81].

В современной финансовой науке принято классифицировать доходы бюджетов по самым различным  основаниям. И одной из значимых является классификация видов доходов, выделяемых в зависимости от формы их образования. При использовании указанной классификации различают три вида доходов бюджетов: неналоговые доходы бюджетов; налоговые доходы бюджетов; безвозмездные перечисления [6, с. 298].

Итак, в доходы Федерального бюджета зачисляются:

  • собственные налоговые доходы федерального бюджета, за исключением налоговых доходов, передаваемых в виде регулирующих доходов бюджетам других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
  • собственные неналоговые доходы;
  • доходы, полученные в виде безвозмездных и безвозвратных перечислений;
  • остаток средств на конец предыдущего года.

К налоговым доходам Федерального бюджета относятся предусмотренные налоговым законодательством Российской Федерации федеральные налоги и сборы, а также пени и штрафы, взимаемые за нарушение налогового законодательства Российской Федерации [6, с. 307].

Федеральные налоги и сборы представляют собой часть национального дохода, мобилизуемого в определенной доле в федеральный бюджет. Все налоги подразделяются на прямые и косвенные. Прямые налоги – это непосредственное изъятие части доходов налогоплательщика (налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций и др.). Косвенные налоги – это налоги, взимаемые в ценах товаров и услуг (налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины и др.) [10, с. 84].

Федеральные налоги и сборы устанавливаются Налоговым кодексом, вводятся в действие Федеральными законами и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации [6, с. 309].

В настоящее время в России действует следующий перечень федеральных налогов и сборов [6, с. 311]:

  1. Налог на добавленную стоимость (НДС);
  2. Акцизы;
  3. Единый социальный налог (ЕСН);
  4. Налог на прибыль организаций;
  5. Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ);
  6. Водный налог;
  7. Сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов;
  8. Налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
  9. Государственная пошлина.

Как было сказано выше, помимо налоговых поступлений бюджеты формируются за счет неналоговых доходов. Для каждого звена бюджетной системы они различны. Неналоговые доходы Федерального бюджета формируются за счет [7, с. 269]:

  1. Доходов от использования имущества, находящегося в федеральной собственности. К ним относятся:
  • арендная или иная плата за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование государственного имущества;
  • проценты по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных учреждениях;
  • средства, получаемые от передачи государственного имущества под залог или в доверительное управление;
  • плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными другим бюджетам, иностранными государствами или юридическими лицами на возвратной и платной основах;
  • доля прибыли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ или дивиденды по акциям, принадлежащим РФ;
  • часть прибыли государственных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и других обязательных платежей;
  • доходы от продажи государственного имущества;
  • другие предусмотренные законодательством РФ доходы от использования федеральной собственности;

Информация о работе Доходы федерального бюджета