Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 19:56, курсовая работа
Цель исследования заключается в том, чтобы рассмотреть особенности формирования доходов Федерального бюджета и предложить меры по усовершенствованию их администрирования. В соответствии с данной целью ставились и решались следующие задачи:
изучить теоретические основы формирования доходов федерального бюджета Российской Федерации;
проанализировать состав и структуру доходов федерального бюджета;
выявить основные проблемы администрирования налоговых и неналоговых доходов Федерального бюджета и предложить мероприятия по их устранению.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА 5
1.1 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА 5
1.2 ДОХОДЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ 8
Глава 2. АНАЛИЗ СОСТАВА И СТРУКТУРЫ ДОХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА ЗА 2005 – 2007 ГОДЫ 13
2.1 ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА ЗА 2005 – 2007 ГОДЫ 13
2.2 СОСТАВ НЕНАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА ЗА 2005 – 2007 ГОДЫ 17
Глава 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГОВОГО И НЕНАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ ДОХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30
ПРИЛОЖЕНИЯ 32
К безвозмездным и безвозвратным перечислениям, поступающим в федеральный бюджет, относятся [3, с. 100]:
Следует отметить, что денежные средства считаются зачисленными в доход федерального бюджета с момента совершения ЦБ РФ или кредитной организацией операций по зачислению денежных средств на счет органа, исполняющего федеральный бюджет [3, с. 100].
Таким образом, доходы Федерального бюджета формируются за счет девяти видов налоговых и четырнадцати видов неналоговых поступлений, а также за счет безвозмездных и безвозвратных перечислений. Все эти поступления необходимы для эффективного осуществления функций и задач государства, возложенных на федеральные органы государственной власти Российской Федерации.
Глава 2. АНАЛИЗ СОСТАВА И СТРУКТУРЫ ДОХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА ЗА 2005 – 2007 ГОДЫ
2.1 ХАРАКТЕРИСТИКА
НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ
В настоящее время в России основными источниками доходов бюджетов являются налоги. Проанализируем структуру налоговых поступлений и их динамику за последние три года. Воспользуемся данными, приведенными в таблице (Приложение 1). Для ее построения были использованы показатели, опубликованные на официальных сайтах Федеральной налоговой службы [25] и Госкомстата [23].
По этим данным рассчитаем,
насколько изменился объем
а) в 2006 г. по сравнению с 2005 г.;
б) в 2007 г. по сравнению с предыдущим и с 2005 г.
Также рассчитаем, какую часть составляют поступления каждого вида налогов в общем объеме налоговых доходов Федерального бюджета.
Результаты расчетов представлены в таблицах из Приложений 2 и 3. Проанализируем полученные данные.
Рассматривая структуру налоговых доходов нельзя не отметить, что из девяти Федеральных налогов и сборов наибольшие удельные веса в общем объеме налоговых поступлений имеют налог на прибыль организаций, налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на добычу полезных ископаемых и Единый социальный налог. Остальные налоги и сборы в общем объеме налоговых доходов Федерального бюджета занимают незначительную долю – около 1,2%. При этом более чем две трети данных поступлений формируется за счет двух налогов: налога на добавленную стоимость и налога на добычу полезных ископаемых. Наглядно это представлено на рисунках в Приложениях 4, 5 и 6.
Так, в 2005 году доля НДС в общем объеме налоговых доходов составила 39,2%, НДПИ – 32%, а налога на прибыль организаций – 14,2%.
В 2006 году картина немного изменилась. Доля налога на добавленную стоимость сократилась до 31,7%. Вместе с тем в общем объеме налоговых доходов возросли доли поступлений от налога на добычу полезных ископаемых и налога на прибыль организаций до 36,5% и 17% соответственно.
Что касается 2007 года, то отметим, что основные сдвиги в структуре налоговых поступлений опять произошли за счет изменения доли НДС и НДПИ в их общем объеме. Итак, в 2007 году налог на добавленную стоимость составил 38% от общего объема налоговых доходов Федерального бюджета, в то время как доля налога на добычу полезных ископаемых снизилась до 30%.
Нельзя не сказать, что, в отличие от НДС и НДПИ, доли отдельных видов поступлений в структуре налоговых доходов имеют ярковыраженные тенденции к возрастанию или убыванию. Например, доля акцизов в течение трех последних лет постепенно снижается с 3,4% в 2005 году до 3,1% в 2006 и 2,9% в 2007 годах. Это можно рассматривать как положительную тенденцию, так как акцизы относятся к косвенным налогам, поэтому нежелательно, чтобы в общем объеме налоговых доходов они имели значительный удельный вес.
В то же время доля поступлений от Единого социального налога имеет положительную динамику. Она увеличилась с 10% в 2005 году до 10,5% в 2006, а в 2007 году достигла отметки 10,8%.
Для анализа динамики налоговых доходов вновь обратимся к исходной таблице из Приложения 1. Из нее видно, что общий объем налоговых поступлений в Федеральный бюджет с каждым годом увеличивается. Так, в 2005 году он составил 2668,4 млрд. рублей. В 2006 году эта сумма составляла уже 3000,7 млрд. рублей, а в 2007 году увеличилась до 3747,6 млрд. рублей.
Если смотреть в процентном соотношении, то в 2006 году общий объем налоговых поступлений вырос на 12,5%, а в 2007 году – уже на 24,9%. В целом за три года произошел рост данного показателя на 40,4%, что в абсолютном выражении составляет 1079,2 млрд. рублей.
Анализируя данные таблицы из Приложения 2, следует отметить, что практически все приведенные в ней виды налоговых доходов, как и их совокупный объем, имеют тенденцию к возрастанию. Из общей картины выбивается только НДС на товары (работы, услуги) реализуемые на территории РФ.
Так, в 2006 году объем поступлений данного налога в Федеральный бюджет уменьшился почти на 10%, или на 101,5 млрд. рублей. Однако в 2007 году его поступления выросли на 50,4%, составив 1390,4 млрд. рублей, что на 364,7 млрд. рублей больше, чем в 2005 году. Так как НДС является косвенным налогом, он включается в цену товара. Поэтому вполне возможно, что такой большой скачок уровня его поступлений в Федеральный бюджет обусловлен резким увеличением цен, наблюдавшимся в конце 2007 года.
Что касается налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь, то в течение анализируемого периода он постоянно увеличивается: в 2006 году на 30,1%, а в 2007 – на 26,1%. В абсолютном выражении его объем в 2007 году составил 34,3 млрд. рублей, что на 64,1% больше уровня 2005 года.
Наилучшую динамику за последние три года показал налог на прибыль организаций, увеличившись на 69,8%. В абсолютном выражении его поступления в Федеральный бюджет возросли на 132,3 млрд. рублей в 2006 году, а в 2007 году составили 641,3 млрд. рублей, увеличившись по сравнению с предыдущим годом на 25,8%. Возможно это свидетельствует о повышении рентабельности российских предприятий, поэтому такие тенденции можно рассматривать как положительные.
Отметим также, что за последние три года произошло увеличение поступлений Единого социального налога на 51,4%. Если в 2005 году их объем составлял 265,5 млрд. рублей, то к концу 2007 года он вырос до 405 млрд. рублей. Так как налоговой базой по ЕСН являются суммы выплат физическим лицам, такая динамика может свидетельствовать либо об увеличении доходов населения, в том числе в виде заработной платы, либо о выводе некоторой их части из «тени».
Несмотря на отмеченное выше постепенное снижение доли акцизов в общем объеме налоговых доходов Федерального бюджета, их поступления в абсолютном выражении увеличились. Так, сумма акцизов на нефтепродукты в 2006 году выросла на 9,4% и составила 50,1 млрд. рублей, а сумма акцизов на табачную продукцию за последние три года возросла на 70,6%, или на 20,4 млрд. рублей. В целом по сводной группе акцизов увеличение произошло на 21,6% за исследуемый период, т.е. на 19,3 млрд. рублей.
Отметим также, что основной объем поступлений налога на добычу полезных ископаемых в Федеральный бюджет (около 90%) образуется за счет НДПИ по нефти. Это хорошо видно из исходной таблицы. Поэтому динамика общего объема НДПИ повторяет динамику НДПИ по нефти. Так, в 2006 году налог на добычу нефти вырос на 29,6%, а общий объем поступлений налога на добычу полезных ископаемых увеличился на 28,1%.
В 2007 году поступления в Федеральный бюджет НДПИ по нефти составили 1 017,3 млрд. рублей, что на 256 млрд. рублей больше, чем в 2005 году. Однако если сравнивать с 2006 годом, объем налога на добычу нефти увеличился всего на 30,8 млрд. рублей, или на 3,1%.
Что касается остальных налогов и сборов, то за последние три года их поступления в Федеральный бюджет возросли на 12,2 млрд. рублей, или на 37,3% и составили 44,9 млрд. рублей. Однако за счет увеличения поступлений каких налогов и сборов это произошло, проследить, к сожалению, невозможно.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что с каждым годом налоговые доходы Федерального бюджета увеличиваются. При этом меняется их структура. Кроме того, каждый вид налога имеет свою динамику, которая не всегда совпадает с динамикой общего объема налоговых поступлений.
2.2 СОСТАВ НЕНАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА ЗА 2005 – 2007 ГОДЫ
Для анализа неналоговых доходов воспользуемся статистическими данными, опубликованными на официальном сайте Федерального казначейства. Из этих данных была составлена таблица (Приложение 7). На ее основе рассчитаны показатели структуры и динамики, аналогичные приведенным в пункте 1 настоящей главы. Полученные результаты также оформлены в виде таблиц (Приложения 8 и 9). Проанализируем их.
Следует отметить, что
в таблицах отдельно выделены только
те виды неналоговых доходов
Итак, рассмотрим структуру неналоговых доходов Федерального бюджета в 2005 – 2007 годах. Наибольший удельный вес в ней занимают доходы от внешнеэкономической деятельности. Однако их доля в общем объеме неналоговых доходов постепенно снижается. Так, в 2005 году их удельный вес составил 88%, в 2006 – 87,2%, а в 2007 году снизился до 82,6%.
Помимо доли доходов
от внешнеэкономической
А вот удельный вес доходов от использования имущества, находящегося в Федеральной собственности имеет ярко-выраженную тенденцию к возрастанию. Так, в 2005 году доля данных поступлений в общем объеме неналоговых доходов составляла всего 4,2%, в 2006 году она увеличилась до 5,5%, а в 2007 году достигла отметки в 9,1%.
Что касается доходов от платных услуг, то их удельный вес не имеет четких тенденций к возрастанию или убыванию. Например, в 2006 году он снизился с 3,8% до 3,7%, а в 2007 году возрос до 4%.
Аналогичная ситуация наблюдается и по группе «Прочие неналоговые доходы». Так, в 2005 году их доля составляла 0,9%, в 2006 году она снизилась до 0,6%, а в 2007 году увеличилась до 2%.
Теперь проанализируем
неналоговые поступления
В процентном соотношении в 2006 году общая сумма неналоговых поступлений выросла на 38,5%, а в 2007 году – всего на 10,2%. Однако, в целом за три года этот рост составил 52,6%, т.е. в абсолютном выражении общий объем неналоговых доходов увеличился на 1005,5 млрд. рублей.
Если обратить внимание
на доходы от внешнеэкономической деятельнос
Если смотреть в процентном соотношении, то в 2006 году сумма доходов от внешнеэкономической деятельности выросла на 37,2%, а в 2007 году – на 24,9%. В целом за три года произошел рост данного показателя на 40,4%, или на 1079,2 млрд. рублей.
Интересную динамику показывают доходы от использования имущества, находящегося в Федеральной собственности. Как видно из таблиц, в их состав входят, в частности, платежи от государственных унитарных предприятий и доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности.
Следует отметить, что в целом поступления данного вида доходов с каждым годом значительно увеличиваются. Так, в 2006 году они возросли на 82,3%, или на 66,1 млрд. рублей. В 2007 году объем доходов от использования имущества, находящегося в Федеральной собственности вырос на 81,3% и достиг 265,4 млрд. рублей. Таким образом, за исследуемый период поступления данного вида доходов увеличились более чем в 2 раза.