Доходы федерального бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 19:56, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования заключается в том, чтобы рассмотреть особенности формирования доходов Федерального бюджета и предложить меры по усовершенствованию их администрирования. В соответствии с данной целью ставились и решались следующие задачи:
изучить теоретические основы формирования доходов федерального бюджета Российской Федерации;
проанализировать состав и структуру доходов федерального бюджета;
выявить основные проблемы администрирования налоговых и неналоговых доходов Федерального бюджета и предложить мероприятия по их устранению.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА 5
1.1 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА 5
1.2 ДОХОДЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ 8
Глава 2. АНАЛИЗ СОСТАВА И СТРУКТУРЫ ДОХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА ЗА 2005 – 2007 ГОДЫ 13
2.1 ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА ЗА 2005 – 2007 ГОДЫ 13
2.2 СОСТАВ НЕНАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА ЗА 2005 – 2007 ГОДЫ 17
Глава 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГОВОГО И НЕНАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ ДОХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30
ПРИЛОЖЕНИЯ 32

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 211.00 Кб (Скачать файл)
  1. Доходов от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении федеральных органов исполнительной власти после уплаты налогов и сборов;
  1. Части прибыли унитарных предприятий, созданных в РФ, остающейся после уплаты налоговых и иных обязательных платежей – в размерах, установленных Правительством РФ;
  2. Лицензионных сборов на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и прочие лицензионные сборы – по нормативу 100%;
  3. Таможенных пошлин и таможенных сборов – по нормативу 100%;
  4. Платы за пользование лесным фондом в части минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, – по нормативу 100%;
  5. Платы за пользование водными объектами – по нормативу 100%:                                                                                     
  6. Платы за пользование водными биологическими ресурсами по межправительственным соглашениям – по нормативу 100%;
  7. Платы за негативное воздействие на окружающую среду – по нормативу 20%;
  8. Консульских сборов – по нормативу 100%;
  9. Патентных пошлин – по нормативу 100%;
  10. Платежей за предоставление информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделок с ним – по нормативу 100%;
  11. Прибыли Банка России, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, – по нормативам, установленным федеральными законами.
  12. Доходов от внешнеэкономической деятельности.

К безвозмездным и безвозвратным перечислениям, поступающим в федеральный бюджет, относятся [3, с. 100]:

  • безвозмездные перечисления физических и юридических лиц;
  • безвозмездные перечисления международных организаций и правительств иностранных государств;
  • перечисления по взаимным расчетам по передаче средств между бюджетами различных уровней бюджетной системы, связанные с изменениями в налоговом и бюджетном законодательстве.

Следует отметить, что денежные средства считаются зачисленными в доход федерального бюджета с момента совершения ЦБ РФ или кредитной организацией операций по зачислению денежных средств на счет органа, исполняющего федеральный бюджет [3, с. 100].

Таким образом, доходы Федерального бюджета формируются за счет девяти видов налоговых и четырнадцати видов неналоговых поступлений, а также за счет безвозмездных и безвозвратных перечислений. Все эти поступления необходимы для эффективного осуществления функций и задач государства, возложенных на федеральные органы государственной власти Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

Глава 2. АНАЛИЗ СОСТАВА И СТРУКТУРЫ ДОХОДОВ  ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА ЗА 2005 – 2007 ГОДЫ

2.1 ХАРАКТЕРИСТИКА  НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО  БЮДЖЕТА ЗА 2005 – 2007 ГОДЫ

В настоящее время  в России основными источниками  доходов бюджетов являются налоги. Проанализируем структуру налоговых поступлений и их динамику за последние три года. Воспользуемся данными, приведенными в таблице (Приложение 1). Для ее построения были использованы показатели, опубликованные на официальных сайтах Федеральной налоговой службы [25] и Госкомстата [23].

По этим данным рассчитаем, насколько изменился объем поступлений налоговых доходов в Федеральный бюджет в абсолютном и относительном выражении:

а) в 2006 г. по сравнению  с 2005 г.;

б) в 2007 г. по сравнению  с предыдущим и с 2005 г.

Также рассчитаем, какую  часть составляют поступления каждого  вида налогов в общем объеме налоговых доходов Федерального бюджета.

Результаты расчетов представлены в таблицах из Приложений 2 и 3. Проанализируем полученные данные.

Рассматривая структуру  налоговых доходов нельзя не отметить, что из девяти Федеральных налогов и сборов наибольшие удельные веса в общем объеме налоговых поступлений имеют налог на прибыль организаций, налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на добычу полезных ископаемых и Единый социальный налог. Остальные налоги и сборы в общем объеме налоговых доходов Федерального бюджета занимают незначительную долю – около 1,2%. При этом более чем две трети данных поступлений формируется за счет двух налогов: налога на добавленную стоимость и налога на добычу полезных ископаемых. Наглядно это представлено на рисунках в Приложениях 4, 5 и 6.

Так, в 2005 году доля НДС  в общем объеме налоговых доходов  составила 39,2%, НДПИ – 32%, а налога на прибыль организаций – 14,2%.

В 2006 году картина немного  изменилась. Доля налога на добавленную  стоимость сократилась до 31,7%. Вместе с тем в общем объеме налоговых доходов возросли доли поступлений от налога на добычу полезных ископаемых и налога на прибыль организаций до 36,5% и 17% соответственно.

Что касается 2007 года, то отметим, что основные сдвиги в структуре налоговых поступлений опять произошли за счет изменения доли НДС и НДПИ в их общем объеме. Итак, в 2007 году налог на добавленную стоимость составил 38% от общего объема налоговых доходов Федерального бюджета, в то время как доля налога на добычу полезных ископаемых снизилась до 30%.

Нельзя не сказать, что, в отличие от НДС и НДПИ, доли отдельных видов поступлений в структуре налоговых доходов имеют ярковыраженные тенденции к возрастанию или убыванию. Например, доля акцизов в течение трех последних лет постепенно снижается с 3,4% в 2005 году до 3,1% в 2006 и 2,9% в 2007 годах. Это можно рассматривать как положительную тенденцию, так как акцизы относятся к косвенным налогам, поэтому нежелательно, чтобы в общем объеме налоговых доходов они имели значительный удельный вес.

В то же время доля поступлений от Единого социального налога имеет положительную динамику. Она увеличилась с 10% в 2005 году до 10,5% в 2006, а в 2007 году достигла отметки 10,8%.

Для анализа динамики налоговых доходов вновь обратимся к исходной таблице из Приложения 1. Из нее видно, что общий объем налоговых поступлений в Федеральный бюджет с каждым годом увеличивается. Так, в 2005 году он составил 2668,4 млрд. рублей. В 2006 году эта сумма составляла уже 3000,7 млрд. рублей, а в 2007 году увеличилась до 3747,6 млрд. рублей.

Если смотреть в процентном соотношении, то в 2006 году общий объем  налоговых поступлений вырос  на 12,5%, а в 2007 году – уже на 24,9%. В целом за три года произошел рост данного показателя на 40,4%, что в абсолютном выражении составляет 1079,2 млрд. рублей.

Анализируя данные таблицы  из Приложения 2, следует отметить, что  практически все приведенные  в ней виды налоговых доходов, как и их совокупный объем, имеют тенденцию к возрастанию. Из общей картины выбивается только НДС на товары (работы, услуги) реализуемые на территории РФ.

Так, в 2006 году объем поступлений данного налога в Федеральный бюджет уменьшился почти на 10%, или на 101,5 млрд. рублей. Однако в 2007 году его поступления выросли на 50,4%, составив 1390,4 млрд. рублей, что на 364,7 млрд. рублей больше, чем в 2005 году. Так как НДС является косвенным налогом, он включается в цену товара. Поэтому вполне возможно, что такой большой скачок уровня его поступлений в Федеральный бюджет обусловлен резким увеличением цен, наблюдавшимся в конце 2007 года.

Что касается налога на добавленную  стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь, то в течение анализируемого периода он постоянно увеличивается: в 2006 году на 30,1%, а в 2007 – на 26,1%. В  абсолютном выражении его объем в 2007 году составил 34,3 млрд. рублей, что на 64,1% больше уровня 2005 года.

Наилучшую динамику за последние  три года показал налог на прибыль  организаций, увеличившись на 69,8%. В абсолютном выражении его поступления в Федеральный бюджет возросли на 132,3 млрд. рублей в 2006 году, а в 2007 году составили 641,3 млрд. рублей, увеличившись по сравнению с предыдущим годом на 25,8%. Возможно это свидетельствует о повышении рентабельности российских предприятий, поэтому такие тенденции можно рассматривать как положительные.

Отметим также, что за последние три года произошло  увеличение поступлений Единого социального налога на 51,4%. Если в 2005 году их объем составлял 265,5 млрд. рублей, то к концу 2007 года он вырос до 405 млрд. рублей. Так как налоговой базой по ЕСН являются суммы выплат физическим лицам, такая динамика может свидетельствовать либо об увеличении доходов населения, в том числе в виде заработной платы, либо о выводе некоторой их части из «тени».

Несмотря на отмеченное выше постепенное снижение доли акцизов в общем объеме налоговых доходов Федерального бюджета, их поступления в абсолютном выражении увеличились. Так, сумма акцизов на нефтепродукты в 2006 году выросла на 9,4% и составила 50,1 млрд. рублей, а сумма акцизов на табачную продукцию за последние три года возросла на 70,6%, или на 20,4 млрд. рублей. В целом по сводной группе акцизов увеличение произошло на 21,6% за исследуемый период, т.е. на 19,3 млрд. рублей.

Отметим также, что основной объем поступлений налога на добычу полезных ископаемых в Федеральный бюджет (около 90%) образуется за счет НДПИ по нефти. Это хорошо видно из исходной таблицы. Поэтому динамика общего объема НДПИ повторяет динамику НДПИ по нефти. Так, в 2006 году налог на добычу нефти вырос на 29,6%, а общий объем поступлений налога на добычу полезных ископаемых увеличился на 28,1%.

В 2007 году поступления в Федеральный  бюджет НДПИ по нефти составили 1 017,3 млрд. рублей, что на 256 млрд. рублей больше, чем в 2005 году. Однако если сравнивать с 2006 годом, объем налога на добычу нефти увеличился всего на 30,8 млрд. рублей, или на 3,1%.

Что касается остальных  налогов и сборов, то за последние  три года их поступления в Федеральный  бюджет возросли на 12,2 млрд. рублей, или  на 37,3% и составили 44,9 млрд. рублей. Однако за счет увеличения поступлений каких налогов и сборов это произошло, проследить, к сожалению, невозможно.

Таким образом, можно  сделать вывод о том, что с каждым годом налоговые доходы Федерального бюджета увеличиваются. При этом меняется их структура. Кроме того, каждый вид налога имеет свою динамику, которая не всегда совпадает с динамикой общего объема налоговых поступлений.

 

2.2 СОСТАВ НЕНАЛОГОВЫХ  ДОХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА ЗА 2005 – 2007 ГОДЫ

Для анализа неналоговых  доходов воспользуемся статистическими данными, опубликованными на официальном сайте Федерального казначейства. Из этих данных была составлена таблица (Приложение 7). На ее основе рассчитаны показатели структуры и динамики, аналогичные приведенным в пункте 1 настоящей главы. Полученные результаты также оформлены в виде таблиц (Приложения 8 и 9). Проанализируем их.

Следует отметить, что  в таблицах отдельно выделены только те виды неналоговых доходов Федерального бюджета, которые занимают наибольший удельный вес в их общем объеме. Все остальные поступления объединены в группу «Прочие неналоговые доходы».

Итак, рассмотрим структуру неналоговых доходов Федерального бюджета в 2005 – 2007 годах. Наибольший удельный вес в ней занимают доходы от внешнеэкономической деятельности. Однако их доля в общем объеме неналоговых доходов постепенно снижается. Так, в 2005 году их удельный вес составил 88%, в 2006 – 87,2%, а в 2007 году снизился до 82,6%.

Помимо доли доходов  от внешнеэкономической деятельности, снижается также доля платежей при пользовании природными ресурсами с 3% в 2005 году до 2,1% в 2007 году.

А вот удельный вес  доходов от использования имущества, находящегося в Федеральной собственности имеет ярко-выраженную тенденцию к возрастанию. Так, в 2005 году доля данных поступлений в общем объеме неналоговых доходов составляла всего 4,2%, в 2006 году она увеличилась до 5,5%, а в 2007 году достигла отметки в 9,1%.

Что касается доходов  от платных услуг, то их удельный вес  не имеет четких тенденций к возрастанию  или убыванию. Например, в 2006 году он снизился с 3,8% до 3,7%, а в 2007 году возрос до 4%.

Аналогичная ситуация наблюдается и по группе «Прочие неналоговые доходы». Так, в 2005 году их доля составляла 0,9%, в 2006 году она снизилась до 0,6%, а в 2007 году увеличилась до 2%.

Теперь проанализируем неналоговые поступления Федерального бюджета в динамике. Из исходной таблицы видно, что их объем с каждым годом увеличивается. Так, в 2005 году неналоговые доходы Федерального бюджета составили 1910,2 млрд. рублей. В 2006 году эта сумма составляла уже 2645,3 млрд. рублей, а в 2007 году увеличилась до 2915,7 млрд. рублей.

В процентном соотношении в 2006 году общая сумма неналоговых поступлений выросла на 38,5%, а в 2007 году – всего на 10,2%. Однако, в целом за три года этот рост составил 52,6%, т.е. в абсолютном выражении общий объем неналоговых доходов увеличился на 1005,5 млрд. рублей.

Если обратить внимание на доходы от внешнеэкономической деятельности, то можно увидеть, что основной их составляющей являются таможенные пошлины. Так, например, в 2005 году общая сумма доходов от ВЭД составила 1680,9 млрд. рублей, из них на таможенные пошлины приходилось 1622,8 млрд. рублей. В 2007 году поступления таможенных пошлин в Федеральный бюджет увеличились до 2322,9 млрд. рублей, общий объем доходов от внешнеэкономической деятельности составил 2408,3 млрд. рублей. Из этого следует, что динамика изменения объема доходов от ВЭД напрямую зависит от динамики изменения поступлений от таможенных пошлин.

Если смотреть в процентном соотношении, то в 2006 году сумма доходов от внешнеэкономической деятельности выросла на 37,2%, а в 2007 году – на 24,9%. В целом за три года произошел рост данного показателя на 40,4%, или на 1079,2 млрд. рублей.

Интересную динамику показывают доходы от использования  имущества, находящегося в Федеральной собственности. Как видно из таблиц, в их состав входят, в частности, платежи от государственных унитарных предприятий и  доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности.

Следует отметить, что  в целом поступления данного вида доходов с каждым годом значительно увеличиваются. Так, в 2006 году они возросли на 82,3%, или на 66,1 млрд. рублей. В 2007 году объем доходов от использования имущества, находящегося в Федеральной собственности вырос на 81,3% и достиг 265,4 млрд. рублей. Таким образом, за исследуемый период поступления данного вида доходов увеличились более чем в 2 раза.

Информация о работе Доходы федерального бюджета