Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2014 в 13:54, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в том, чтобы на основании учебной литературы, периодических изданий и статистического материала изучить бюджетный процесс, динамику налоговой нагрузки на уровне страны.
Достижение поставленной цели обусловило необходимость решения в работе следующих основных задач:
– рассмотрение основных источников республиканского и местного бюджетов;
– анализ организации бюджетного процесса и исполнения бюджета Республики Беларусь;
– выявить направления улучшения сбалансированности бюджета Республики Беларусь.
Введение 3
1 Теоретические аспекты изучения доходов бюджета 5
1.1 Экономическое содержание государственного бюджета и его назначение 5
1.2 Доходы республиканского бюджета 8
1.3 Основные источники доходов в местные бюджеты 11
2 Исследование доходов республиканского бюджета 15
2.1 Анализ доходов республиканского бюджета за 2011-2012 года 15
2.2 Оценка налоговых доходов республиканского бюджета и их исполнение 21
2.3 Динамика налоговой нагрузки Республики Беларусь в первом квартале 2011 года 24
3 Пути увеличения доходов республиканского бюджета 31
3.1 Формирование доходной части бюджета стран с рыночной экономикой 31
3.2 Пути увеличения доходной части бюджета Республики Беларусь 36
Заключение: 43
Список использованных источников: 45
Эти нормы должны быть дифференцированы по отдельным регионам страны с учетом климатических, исторических, этнических особенностей и уровня обеспеченности населения этими услугами.
Рост местных бюджетов непосредственно связан с процессом урбанизации, следовательно, расширением социальной инфраструктуры. В общем объеме местных бюджетов постоянно увеличивается удельный вес городских и поселковых бюджетов.
Одним из главных направлений использования финансовых ресурсов должно быть финансирование развития местной производственной базы как основы для получения в будущем собственных доходов.
Местным органам подведомственна подавляющая часть социально-культурных учреждений и в первую очередь учреждений народного образования и здравоохранения. Поэтому в расходах местных бюджетов значительно преобладают расходы на социально-культурные мероприятия. Если в городских бюджетах они составляют от 30 до 50% всех расходов, то в районных, поселковых и сельских бюджетах — от 60 до 80%.
Таким образом, одной их актуальных проблем является улучшение благоустройства наших городов и сел. Этому должно способствовать более рациональное использование выделяемых на эти цели бюджетных ассигнований. Необходимо ликвидировать монополии действующих в городах служб, которые нередко создают видимость работы, занимаются приписками объемов выполненных работ, получая из городских бюджетов не заработанные средства. Целесообразно разбить городские территории на участки и сдавать подряды на их обслуживание на конкурсной основе между городскими специализированными организациями по благоустройству, жэковскими организациями. Конкурсность и состязательность между ними не только будут содействовать экономии средств, но и повысят качество работ по городскому благоустройству.
Объем доходов бюджета и их структура во многом зависят от конкретной экономической ситуации в стране, содержания финансовой политики государства и финансовой устойчивости субъектов хозяйствования и населения. Динамичное развитие экономики Республики Беларусь обеспечивало постоянный рост доходов бюджета с 2000 года. Тенденция роста доходной части бюджета изменилась лишь в 2009 году, что было связано с влиянием мирового финансового кризиса на экономику страны. Здесь рассмотрим более подробно динамику изменения доходов бюджета за 2007-2010 года (см. рисунок 1).
Рисунок 1 - Доходы консолидированного, местного и республиканского бюджета
Таким образом, в 2009 году произошло уменьшение доходной части республиканского и местного бюджетов и, как следствие, консолидированного бюджета Республики Беларусь на 8,26% по сравнению с 2008 годом. Однако уже в 2010 году наблюдается небольшой прирост консолидированного бюджета на 1,04% по сравнению с 2009 годом. При этом стоит отметить, что расходы как республиканского, так и местного бюджета в период с 2011 по 2012 года возрастают, что приводит к дефициту государственного бюджета.
По предварительным данным за 2012 год в республиканский бюджет поступило 95,2 трлн. руб. доходов, что на 10,3% (в реальном выражении) больше, чем в 2011 году [4, с. 8].
Налоговые доходы республиканского бюджета за 2012 год составили 80,3 трлн. руб. По сравнению с 2011 годом поступления увеличились на 13,1% (см. рисунок 2).
Неналоговые доходы
республиканского бюджета за 2012
год сложились в сумме 14,9 трлн.
руб. и по сравнению с 2011 годом
сократились в реальном
Рисунок 2 - Доходы республиканского бюджета за 2011-2012гг.
Также в представленном ниже рисунке, можно наблюдать динамику доходов бюджета за 2009-2012гг., после мирового финансового кризиса на экономику страны, который произошел в 2009 году, в 2010 году начался рост доходов в бюджет страны. И как видно по данным, наблюдается значительные увеличения доходов, и на декабрь 2012 года, доля республиканского бюджета составила около 15 млрд.рублей, что свидетельствует о положительной динамике доходов бюджета (см. рис. 3).
Рисунок 3 – Динамика доходов республиканского бюджета за 2009-2012гг.
Наибольшую долю в структуре доходов республиканского бюджета занимают налог на добавленную стоимость (33,9%), налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности (26,8%), акцизы (11,8%), налог на прибыль (5,8%), неналоговые доходы (15,6%) и другие налоговые доходы (6,1%) (см. рис. 4).
Рисунок 4 – Структура доходов республиканского бюджета за 2012 г. [24]
Исполнение местных бюджетов Республики Беларусь
Доходы местных бюджетов, по предварительным данным, в 2012 году составили 91,1 трлн. руб., что в реальном выражении на 18,3% больше, чем в 2011 году [4, с. 8].
Основными источниками доходов местных бюджетов в 2012 году явились поступления по подоходному налогу (21,2% от всех доходов), налогу на прибыль (15,4%) налогу на добавленную стоимость (14,4%), налогам на собственность (5,7%), неналоговые доходы (5,2%), а также безвозмездные поступления из республиканского бюджета (31,5%) (см. рисунок 5). Доходы местных бюджетов в 2012 году составил 91,1 трлн. рублей, что в реальном выражении на 18,3% больше, чем в 2011 году.
Рисунок 5 – Структура доходов местных бюджетов в 2012 году, трлн. рублей
В 2012 году наблюдался рост собственных доходных поступлений (в реальном выражении) местных бюджетов по сравнению с 2011 годом на:
г. Минск – 26,1%;
Брестская область – 21,4%;
Витебская область – 37,5%;
Гомельская область –21,5%;
Гродненская область – 18,9%;
Минская область – 31,9%;
Могилевская область – 16,7%. (см. рисунок 6)
Средний уровень дотаций в консолидированные бюджеты областей в общем объеме их доходов составил 33,8%. Бюджет г.Минска был бездотационным.
Рисунок 6 - Собственные доходы местных бюджетов в разрезе областей в 2011 и 2012 году, трлн. рублей [24]
В структуре консолидированного бюджета 60,4% составляли доходы республиканского бюджета и 39,6% доходы местных бюджетов (без учета безвозмездных поступлений). Распределение доходов между уровнями бюджетной системы по основным доходным источникам осуществляется следующим образом (см. рисунок 7).
По установленным нормативам между республиканским и местными бюджетами распределяются налог на добавленную стоимость, а также налог на прибыль организаций, в уставных фондах которых 50 и более процентов акций (долей) принадлежит Республике Беларусь. Полностью зачисляются в республиканский бюджет акцизы и налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности, в местные бюджеты – подоходный налог, налоги на собственность, а также налог на прибыль иных организаций, не указанных выше.
Рисунок 7 – Структура консолидированного бюджета по уровням бюджетной системы за 2012 год (без учета безвозмездных поступлений) [24]
Общие данные по доходам республиканского и местных бюджетов представлены в таблицах 1 и 2. Где показывается, сколько доходов начислено за 2011-2012 года, насколько млрд. рублей увеличились общие доходы республиканского и местных бюджетов, насколько увеличились налоговые и не налоговые поступления и безвозмездные поступления в бюджет.
Таблица 1 – Доходы республиканского бюджета за 2011-2012 года, млрд. рублей [24]
Таблица 2 - Доходы местных бюджетов за 2011-2012 года, млрд. рублей [24]
Таким образом, можно сделать вывод, что с каждым годом доходы государственного бюджета увеличиваются, но также необходимо дальнейшее развитие государственного бюджета, и государство требует улучшения структуры доходной части бюджета и поиска путей её повышения.
В Республике Беларусь основная доля доходов бюджета формируется за счет налоговых поступлений.
Оценка налоговой системы осуществляется с позиций соответствия общепризнанным характеристикам - стабильности, справедливости и эластичности, определяющих ее эффективность. Имеется в виду, что налоги должны обеспечить необходимый уровень доходов для финансирования общегосударственных расходов, не создавая чрезмерного давления на субъекты хозяйствования и население, сохраняя свою стимулирующую функцию.
При этом налоговые поступления не должны подгоняться под постоянно растущие потребности бюджета, их величина в ВВП должна быть обоснована. Данное обстоятельство требует проведения политики, направленной на определение оптимального уровня налоговой нагрузки, соотношения налогов и ВВП.
Доходная часть консолидированного бюджета формируется, главным образом, за счет налоговых поступлений, в составе которых преобладают четыре основных налога: налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, подоходный налог и акцизы.
Оценку налоговых доходов республиканского бюджета проведем по итогам социально-экономического развития и исполнения бюджета Республики Беларусь за 2012-2013 года.
Доходы бюджета сектора государственного управления за январь-сентябрь 2012 года сложились в сумме 152,3 трлн. рублей, или 75,1% уточненного годового плана.
Доходы республиканского бюджета составили 66,8 трлн. рублей, или 69,9 % уточненного годового плана (см. таблицу 3).
За январь-сентябрь 2012 года поступление НДС составило 31,4 трлн. рублей, или 66,9% уточненного годового плана. Налога на прибыль поступило 15,9 трлн. рублей, или 87,8 процента уточненного годового плана. Акцизы поступили в сумме 7,9 трлн. рублей, или 69,7% уточненного годового плана. Доходы от внешнеэкономической деятельности составили 17,9 трлн. рублей, или 70,5% уточненного годового плана. Поступления в Фонд социальной защиты населения составили 40,0 трлн. рублей, или 84,1% уточненного годового плана.
По состоянию на 1 октября 2012 года задолженность по налогам и сборам составила 55,9 млрд. рублей и уменьшилась за сентябрь 2012 года на 32,5 млрд. рублей.
Таблица 3 - Исполнение бюджета сектора государственного управления (республиканский бюджет, местные бюджеты и бюджет Фонда социальной защиты населения) за январь-сентябрь 2012 года [24]
Млрд.руб
Показатели |
Уточненный план 2012г. |
Исполнено за янв-сент |
В % к уточненному годовому плану | |||
Всего |
Респуб. бюджет |
Всего |
Республик. бюджет |
Всего |
Республик. бюджет | |
Всего доходов |
202666,9 |
95663,4 |
152295,4 |
66847,8 |
75,1 |
69,9 |
из них: |
||||||
Налог на прибыль |
18144,5 |
4760,6 |
15924,7 |
4349,5 |
87,8 |
91,4 |
НДС |
46935,6 |
33426,5 |
34413,0 |
22335,0 |
66,9 |
66,9 |
Акцизы |
11337,2 |
11337,2 |
7903,4 |
7903,4 |
69,7 |
69,7 |
Доходы от внешнеэконом.деят-ти |
25377,8 |
25377,8 |
17895,7 |
17895,7 |
70,5 |
70,5 |
Поступления в фонд соц.защиты населения |
47550,9 |
Х |
39970,1 |
Х |
84,1 |
Х |
Доходы бюджета сектора государственного управления за январь-сентябрь 2013 года сложились в сумме 195,5 трлн. рублей, или 71,4 процента уточненного годового плана.
Доходы республиканского бюджета составили 77,2 трлн. рублей, или 63,2 процента уточненного годового плана (см. таблицу 4).
За январь-сентябрь 2013 года поступление НДС составило 40,6 трлн. рублей, или 68,8 процента уточненного годового плана. Налога на прибыль поступило 17,9 трлн. рублей, или 64,0 процента уточненного годового плана. Акцизы поступили в сумме 12,3 трлн. рублей, или 75,0 процентов уточненного годового плана. Доходы от внешнеэкономической деятельности составили 18,0 трлн. рублей, или 60,3 процента уточненного годового плана. Поступления в Фонд социальной защиты населения (ФСЗН) составили 56,7 трлн. рублей, или 81,1 процента утвержденного годового плана.
По состоянию на 1 октября 2013 года задолженность по налогам и сборам составила 148,6 млрд. рублей и уменьшилась за сентябрь 2013 года на 4,3 млрд. рублей.
Таблица 4 - Исполнение бюджета сектора государственного управления (республиканский бюджет, местные бюджеты и бюджет Фонда социальной защиты населения) за январь-сентябрь 2013 года [24]
Показатели |
Уточненный план 2013г. |
Исполнено за янв-сент |
В % к уточненному годовому плану | |||
Всего |
Респуб. бюджет |
Всего |
Республик. бюджет |
Всего |
Республик. бюджет | |
Всего доходов |
2738070,5 |
122058,0 |
195491,5 |
77200,6 |
71,4 |
63,2 |
из них: |
||||||
Налог на прибыль |
27952,2 |
10451,2 |
17885,7 |
4360,8 |
64,0 |
41,7 |
НДС |
59035,2 |
41327,5 |
40605,0 |
28564,6 |
68,8 |
69,1 |
Акцизы |
16434,0 |
16434,0 |
12319,4 |
12319,4 |
75,0 |
75,0 |
Доходы от внешнеэконом.деят-ти |
29809,2 |
29809,2 |
17988,2 |
17988,2 |
60,3 |
60,3 |
Поступления в фонд соц.защиты населения |
69936,5 |
Х |
56688,4 |
Х |
81,1 |
Х |
Информация о работе Доходы государственного бюджета и пути их увеличения