Доходы государственного бюджета и пути их увеличения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2014 в 13:54, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в том, чтобы на основании учебной литературы, периодических изданий и статистического материала изучить бюджетный процесс, динамику налоговой нагрузки на уровне страны.
Достижение поставленной цели обусловило необходимость решения в работе следующих основных задач:
– рассмотрение основных источников республиканского и местного бюджетов;
– анализ организации бюджетного процесса и исполнения бюджета Республики Беларусь;
– выявить направления улучшения сбалансированности бюджета Республики Беларусь.

Содержание работы

Введение 3
1 Теоретические аспекты изучения доходов бюджета 5
1.1 Экономическое содержание государственного бюджета и его назначение 5
1.2 Доходы республиканского бюджета 8
1.3 Основные источники доходов в местные бюджеты 11
2 Исследование доходов республиканского бюджета 15
2.1 Анализ доходов республиканского бюджета за 2011-2012 года 15
2.2 Оценка налоговых доходов республиканского бюджета и их исполнение 21
2.3 Динамика налоговой нагрузки Республики Беларусь в первом квартале 2011 года 24
3 Пути увеличения доходов республиканского бюджета 31
3.1 Формирование доходной части бюджета стран с рыночной экономикой 31
3.2 Пути увеличения доходной части бюджета Республики Беларусь 36
Заключение: 43
Список использованных источников: 45

Файлы: 1 файл

33__33__33_Borisik_N.docx

— 2.22 Мб (Скачать файл)

Таким образом, системы налогообложения во всех рассмотренных нами странах представляют собой лишь различные модели налогового регулирования в рыночной экономике, отражая характерные для этих стран экономические и социальные особенности. Помимо некоторых чисто технических аспектов этих моделей значительный интерес для нас может представлять и сами концепции, на которых они построены.

Рассматривая данный вопрос, отметим, что доходы региональных и местных бюджетов формируются за счет налогов, закрепленных за каждым уровнем или установленным им, на основе разделения поступлений от определенного налога между разными уровнями, за счет различного рода перечислений из вышестоящего бюджета (дотаций, субвенций, трансфертов, займов). Причем конкретный механизм формирования доходов региональных и местных органов власти в каждой стране свой.

 

 

3.2 Пути увеличения доходной части бюджета Республики Беларусь

 

 

Медленными темпами осуществлялся рост доходов республиканского бюджета. Поэтому по-прежнему актуальным вопросом остается совершенствование бюджетно-налоговой политики. Основными направлениями преобразований является:

    • снижение (возможно, временное) государственных расходов;
    • повышение доходов бюджета.

Однако снижение государственных расходов представляет собой достаточно болезненный процесс, поскольку в данном случае затрагиваются социальные интересы широких масс населения. Кроме того, при этом снижаются государственные расходы на такие сферы как образование и инвестиции, способствующие ускорению экономического развития, что чревато долгосрочной социальной нестабильностью, парализующей деятельность народного хозяйства.

Работа по увеличению государственных доходов и изысканию дополнительных источников финансирования бюджетных расходов ведется с момента обретения республикой суверенитета, но в последние годы это направление деятельности приобретает системный характер. Формирование интегрированной структуры бюджета позволит усилить приоритетность при определении направлений использования ограниченных бюджетных ресурсов. Решение поставленных задач предполагает дальнейшее реформирование налоговой системы, повышение качества налогового планирования как важнейшей составляющей бюджетного планирования.

Своевременная подготовка проектов решений Правительства и Президента Республики Беларусь, направленных на реализацию утвержденных мероприятий, позволит обеспечить в 2014 году прогнозируемые суммы дополнительных поступлений по большинству из них. В рамках проводимых рабочей группой совещаний, разработан и внесен на утверждение правительства очередной план мероприятий по привлечению дополнительных доходов в республиканский и местные бюджеты.

Наиболее важной частью доходов бюджета являются налоговые доходы. Следовательно, одним из основных направлений бюджетно-налоговой политики, на ближайшие годы, является снижение налоговой нагрузки. В последнее время предпринят ряд шагов, обеспечивающих это направление. Однако проблема высокого уровня налогообложения остается по-прежнему достаточно острой. В то же время необходимо отметить недостаточность данных мер, т.к. реальность унификации налогообложения можно оценить по созданию одинаковых условий хозяйствования для экономических субъектов и в первую очередь – по выравниванию уровня налогообложения [11, c. 23-25].

Известны три основных способа увеличения налоговых поступлений в бюджет:

  • расширение круга налогоплательщиков;
  • увеличение числа тех объектов, с которых взимаются косвенные налоги;
  • повышение налоговых ставок и при прямом, и при косвенном налогообложении.

Стремление государства увеличить поступления в бюджет понять можно, однако уровень налоговых ставок не должен превышать размера, при превышении которого их дальнейший рост не просто теряет смысл, но отрицательно сказывается на состоянии экономики. Таким образом, существуют объективные границы отчислений налогов, которые позволяют, с одной стороны, увеличить доходы государства, с другой – заинтересовать предпринимателей в развитии производства, оживлении экономики.

Достижение поставленных целей осуществляется посредством:

  • введения в Республике Беларусь общепринятых в мировой практике правовых норм и правил налогообложения, понятийного и терминологического аппарата, принципов, методов и способов регулирования отношений, связанных с уплатой налогов и сборов;
  • совершенствования структуры налогов с ориентацией на значительное повышение роли прямого подоходного налогообложения, а также сокращения количества налогов за счет отмены малоэффективных сборов и отчислений во внебюджетные и целевые бюджетные фонды, объединения налогов, имеющих сходную налоговую базу;
  • существенной модернизации методов расчета, а также механизмов и принципов взимания таких основных налогов, как на добавленную стоимость, прибыль и доходы организаций, акцизы, подоходный налог с физических лиц;
  • выравнивания условий налогообложения для всех налогоплательщиков, в первую очередь за счет поэтапного сокращения льгот по налоговым платежам и ужесточения подходов к предоставлению индивидуальных налоговых льгот и преференций;
  • установления оптимального соотношения республиканских и местных налогов и сборов, а также обеспечения эффективного взаимодействия республиканского и местных бюджетов.

Предполагается максимально упростить налоговую систему, сведя общее количество республиканских налогов к 7–8 основным, построенным таким образом, чтобы не допустить их искажающего воздействия на экономику и обеспечить достаточные поступления в бюджет.

Как известно, с 1998 года в состав бюджета включены государственные целевые фонды. Соответственно в доходы бюджета вошли и доходы целевых фондов, которые хоть и не относятся к налогам, тем не менее являются обязательными платежами в бюджет, что позволяет рассматривать их в единстве при определении совокупной налоговой нагрузки.

Таким образом, в доходах бюджета сегодня выделяются две основные составляющие: налоги и неналоговые платежи в целевые фонды. Между тем динамика обеих составляющих доходной части бюджета неодинакова: доля налогов сокращается, а доля платежей в целевые фонды возрастает.

Эту тенденцию нельзя признать положительной: происходит замещение налоговых доходов целевыми платежами. Это обстоятельство затрудняет маневрирование бюджетными ресурсами, специфика которых как раз и состоит в том, что, поступая в бюджет, они обезличиваются и тем самым обеспечивают непрерывное финансирование расходов.

И наоборот, закрепление доходов за конкретными расходами увеличивает возможность возникновения временных кассовых разрывов при исполнении бюджета. Вероятность этого тем выше, чем больше удельный вес доходов целевых фондов в общем объеме доходов бюджета. Поэтому необходимо постепенно сокращать (вплоть до полной ликвидации) число целевых фондов и их доли в доходах бюджета.

С каждым годом доля собственных доходов в области уменьшается, а дотации из республиканского бюджета растут. Для того, чтобы области динамично развивались, они должны иметь больше собственных доходов от сбора налогов. Было бы правильно увеличить долю общереспубликанских доходов от налогов и акциз, которые направляются в местные бюджеты.

Сейчас доходы от республиканских налогов (НДС, налог на прибыль и т.п.) аккумулируются в центральном бюджете, а затем возвращаются в области в виде субсидий и дотаций, что не стимулирует местные органы власти к расширению налоговой базы. Ведь это пока не зависит от того, сколько в районе собрали доходов от налогов и акцизов.

Местные налоги, которые были существенной подпиткой районных и городских бюджетов, постепенно сокращаются. Соответственно, уменьшается и сумма налоговых поступлений от них (в 1 полугодии – немногим более 22 млрд. руб.), а расходы бюджета растут. Разрыв между собственными доходами и расходами бюджетов области и районов возрастает [11, c. 23-26].

С целью увеличения собственных доходов бюджетов базового уровня можно предложить закрепить за местными Советами базового уровня наиболее крупные налоги и сборы (полностью или частично), которые в соответствии с действующим законодательством зачисляются в областные бюджеты. Это мог бы быть налог на продажу вина, винно-водочных или табачных изделий.

Считается также, что укрепить собственную доходную базу местных бюджетов можно как путем расширения перечня собственных доходов, так и переводом в разряд закрепленных наиболее значимых доходов; закрепить за местными бюджетами более существенные доходные источники, например, частично закрепить регулирующие налоги. Одновременно же в законодательном порядке определить соотношение между собственными и регулирующими доходными источниками.

Размер дотаций из фонда финансовой поддержки административно-территориальных формирований сегодня не учитывает доходный потенциал и степень участия региона в формировании доходов бюджета. Система трансфертов должна прежде всего обеспечить выравнивание доходов местных бюджетов, основанное на том постулате, что регионы обязаны нести одинаковую налоговую нагрузку.

С этой целью предлагается провести оценку состояния и доходных возможностей регионов на основе применяемого в мировой практике показателя фискального потенциала территорий. Он будет характеризовать размер налоговых доходов, который сможет получить регион, если будет прилагать средние по стране фискальные усилия.

Также предлагается перейти от составления одновариантных бюджетов к многовариантным. В этом случае Министерство финансов Республики Беларусь будет иметь возможность внести на рассмотрение Правительства Республики Беларусь не один, а несколько вариантов проекта бюджета (республиканского и консолидированного). Одобренный вариант будет представлен на рассмотрение Президента.

С 1 января 2010 г. Особенная часть Налогового кодекса вступила в силу. Таким образом, налоговая система Беларуси стала включать 30 стандартных платежей. При этом обычный налогоплательщик уплачивает только пять из них: НДС, налог на прибыль, налог на недвижимость, земельный и экологический налоги.

В 2010 году в целях совершенствования налоговой системы Беларуси отменен сбор в республиканский фонд поддержки производителей сельхозпродукции, продовольствия и аграрной науки, налог на приобретение автотранспортных средств, местный налог с продаж товаров розничной торговли, местный сбор с пользователей за парковку.

В целях компенсации выпадающих доходов бюджета в связи с упрощением налоговой системы и сокращением числа налогов увеличена ставка НДС с 18% до 20%.

С 24% до 12% снижена ставка налога на прибыль по дивидендам иностранных организаций, кроме того, с 2010 года при исчислении и уплате налога на прибыль отменено нормирование расходов на оплату труда, на рекламные, маркетинговые услуги.

В бюджете на 2011 год просматриваются две тенденции: довольно существенный рост расходов на социальные нужды и некоторое сокращение количества налоговых платежей. Как и ранее, основные доходы в казну принесут налоги и прежде всего НДС, доля которого в доходах казны постоянно растет и составит в 2011 году свыше трети налоговых поступлений. Далее с большим отрывом идет налог на доходы и прибыль, а удельный вес подоходного налога лишь немного превысит долю акцизов. Свыше 13% поступлений в бюджет страны должны принести доходы от внешнеэкономической деятельности. К слову, в этом году, по данным Минфина, такие доходы пока довольно значительно отстают от запланированных, как и объемы инвестиций. То есть, за рост доходов от внешнеэкономической деятельности придется побороться и, судя по всему, весьма напряженно.

За последние 5 лет было отменено 26 налогов и платежей, включая оборотные налоги с выручки; реализовано 57 системных мер по упрощению налоговой системы; завершена кодификация налогового законодательства и с 1 января 2010 года введен в действие основной налоговый закон прямого действия – Особенная часть Налогового кодекса Республики Беларусь.

На завершающем этапе структурных изменений с 2011 года предлагается реализовать следующий комплекс мер.

Во-первых, по количеству применяемых налогов привести налоговую систему в соответствие со стандартами развитых стран. Для этого с 2011 года планируется полностью отменить:

    • местный сбор на развитие территорий;
    • местный налог на услуги;
    • три платежа в составе экологического налога.

После отмены местных налогов Беларусь перейдет к зачислению установленных общегосударственных единых налогов в бюджеты различных уровней по законодательно установленным нормативам. Этот принцип межбюджетного распределения – основной в большинстве стран, обеспечивает простоту налоговой системы и гарантирует необходимый объем финансовых ресурсов местных бюджетов. Альтернатива – либо самостоятельное установление местными властями местных налогов на своих территориях, либо соединение в одном налоге двух ставок – центральной и местной. Недостатки таких механизмов в том, что они характеризуются множественностью налогов и сложностью их администрирования. А это не согласуется с требованиями по радикальному упрощению налоговой системы.

Информация о работе Доходы государственного бюджета и пути их увеличения