Доходы государственного бюджета и пути их увеличения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2014 в 13:54, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в том, чтобы на основании учебной литературы, периодических изданий и статистического материала изучить бюджетный процесс, динамику налоговой нагрузки на уровне страны.
Достижение поставленной цели обусловило необходимость решения в работе следующих основных задач:
– рассмотрение основных источников республиканского и местного бюджетов;
– анализ организации бюджетного процесса и исполнения бюджета Республики Беларусь;
– выявить направления улучшения сбалансированности бюджета Республики Беларусь.

Содержание работы

Введение 3
1 Теоретические аспекты изучения доходов бюджета 5
1.1 Экономическое содержание государственного бюджета и его назначение 5
1.2 Доходы республиканского бюджета 8
1.3 Основные источники доходов в местные бюджеты 11
2 Исследование доходов республиканского бюджета 15
2.1 Анализ доходов республиканского бюджета за 2011-2012 года 15
2.2 Оценка налоговых доходов республиканского бюджета и их исполнение 21
2.3 Динамика налоговой нагрузки Республики Беларусь в первом квартале 2011 года 24
3 Пути увеличения доходов республиканского бюджета 31
3.1 Формирование доходной части бюджета стран с рыночной экономикой 31
3.2 Пути увеличения доходной части бюджета Республики Беларусь 36
Заключение: 43
Список использованных источников: 45

Файлы: 1 файл

33__33__33_Borisik_N.docx

— 2.22 Мб (Скачать файл)

Во-вторых, будут принципиально изменены подходы в отношении частоты уплаты налогов в бюджет. Сегодня приходится платить налоги, как правило, ежемесячно, а по ряду крупных предприятий – еженедельно. С 2011года предлагается:

  • по налогу на прибыль перейти на подачу налоговой декларации один раз в год с ежеквартальной уплатой налога (сегодня в 70% случаев такие действия осуществляются ежемесячно). Это полностью освободит плательщиков от необходимости ведения ежемесячного и даже ежеквартального налогового учета по прибыли, поскольку окончательный расчет налога будет осуществляться по итогам года;
  • будут полностью отменены «авансовые» платежи по НДС и акцизам (по шесть платежей в месяц). При этом сроки уплаты НДС – месяц или квартал – плательщик будет определять самостоятельно без привязки к размеру выручки, как это происходит сегодня. В результате количество платежей по НДС сократится с 72-х до 4–12 раз в год.

В-третьих, для активизации инвестиционного и инновационного развития предлагается усовершенствовать механизм взимания основных налогов (налога на прибыль и НДС). Сделано это будет за счет:

  • расширения возможности применения налоговой льготы по прибыли, направляемой на капитальные вложения. Прибыль будет освобождаться по факту осуществления инвестиций без увязки с использованием амортизационного фонда, как это происходит сейчас;
  • предоставление плательщикам права принятия без ограничений к вычету «входного» НДС, уплаченного при осуществлении капитальных вложений. Это увеличит собственные источники инвестиций и снизит стоимость инвестиционных проектов [13, c. 9-11].

В результате реализация предполагаемых мероприятий по своему составу налоговая система Республики Беларусь не будет отличаться от налоговых систем развитых стран. Ее основу, как и в большинстве европейских стран, будут составлять налоги на потребление (НДС и акцизы), налоги на прибыль и доходы, на собственность (налог на недвижимость и землю), экологические и социальные налоги. Это всего 5–6 обязательных платежей для обычного плательщика. Их уплата будет осуществляться ежеквартально, а налоговые декларации подаваться преимущественно ежегодно (исключение будут составлять только платежи в Фонд социальной защиты населения, по которым пока сохраняется ежемесячный способ уплаты).

Исходя из изложенных мер налоговой политики, доходы консолидированного бюджета в 2011 году определены в сумме 54,5 трлн. руб., или 118% к оценке 2010 года (46,2 трлн. руб.). Структура доходов не изменится. Основную долю доходов бюджета приносят НДС (35,1%), налог на прибыль (10,1%), доходы от внешнеэкономической деятельности (13,3%), акцизы (9,9%). Таким образом, в 2011 году ресурсная база бюджетов всех уровней должна составить 60,5 трлн. руб.

В качестве источника дополнительных доходов региональных бюджетов сохраняется право местных Советов депутатов на установление повышающих коэффициентов к ставкам налогов на собственность. Доля местных бюджетов в консолидированном бюджете в 2013 году повышается.

Таким образом, увеличение доходов бюджета должно происходить в большей степени за счет изменения в структуре налоговых поступлений, как показывает опыт зарубежных развитых стран. Такие меры по совершенствованию налоговой системы, как части бюджетной, будут способствовать росту доходов бюджета, и как следствие, экономическому росту страны. С этой целью 2013 году в Республике Беларусь наблюдаются существенные изменения в формировании бюджета, что улучшит наше положение на мировой арене.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение:

 

 

Подводя итог проведенному в курсовой работе исследованию, можно сделать вывод о том, что бюджет является важным звеном финансовой системы страны. Отражая содержание процессов производства и распределения общественного продукта и национального дохода, бюджет представляет собой экономическую форму образования и использования основного централизованного фонда денежных средств государства. Проходя в рамках бюджетной системы, бюджетный процесс является составной частью бюджетного планирования, его главной формой. Его содержание определяется государственным и бюджетным устройством страны, бюджетными правами соответствующих органов власти и юридических лиц.

Республика Беларусь имеет двухуровневую бюджетную систему, поэтому бюджетный процесс включает формирование и исполнение республиканского бюджета, а также бюджетов соответствующих регионов. Кроме того, составляется консолидированный бюджет, как совокупность бюджетов республики. Основными принципами организации бюджетного процесса в Республике Беларусь являются: единство, самостоятельность бюджетного процесса каждого органа законодательной и исполнительной власти, использование балансового метода.

Продолжительность бюджетного процесса значительно больше бюджетного периода, так как включает время, необходимое для бюджетного планирования, последующего бюджетного контроля и других действий.

Все стадии бюджетного процесса взаимообусловлены и взаимосвязаны, следуют строго последовательно и этот порядок изменению не подлежит. На каждой стадии бюджетного процесса решаются вопросы, которые не могут быть решены в другое время.

В условиях, когда каждый последующий этап бюджетного процесса зависит от сроков и качества выполнения предыдущих, необходима координация всего процесса от начала до конца, выработка, принятие и реализация конкретных решений с целью получения запланированных конечных результатов. Для успешной деятельности в этой сфере необходима также определенная, четко отлаженная инфраструктура.

Участниками бюджетного процесса являются органы, обладающие бюджетными полномочиями: президент государства, органы законодательной и исполнительной власти, органы денежно-кредитного регулирования, органы государственного финансового контроля, главные распорядители бюджетных средств, другие органы, на которых возложены бюджетные, налоговые и другие полномочия.

Развитие рыночных отношений, усиление роли государственного бюджета в условиях трансформационной экономики в Республике Беларусь требует реформирования бюджетного процесса в соответствии с задачами современной бюджетной политики. Это предполагает проведение комплекса мер на всех этапах бюджетного процесса в рамках общей концепции его развития и реформирования.

Одним из ключевых условий успешного планирования бюджета является достоверный прогноз показателей реального сектора экономики, параметров денежно-кредитной и валютной политики.

С целью увеличения доли собственных доходов бюджетов базового уровня необходимо закрепить за местными Советами базового уровня наиболее крупные местные налоги и сборы (полностью или частично), которые в соответствии с действующим законодательством зачисляются в областные бюджеты, а также установить предельный уровень дотаций в объеме доходов местных бюджетов.

Также необходимо перейти от составления одновариантных бюджетов к многовариантным. В этом случае Министерство финансов республики будет иметь возможность внести на рассмотрение Правительства РБ не один, а несколько вариантов проекта бюджета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников:

 

  1. Грачева, М.В. Динамика и структура доходов федерального бюджета Германии / М.В. Грачева // Финансы. – 2-13. - №1. – С. 49-54.
  2. Данилович, И.Актив и пассив казны / Инесса Данилович // Финансы, учет, аудит. – 2-13. - №2. – С. 10-12.
  3. Данилович, И. Бюджет- 2013: итоги  1 полугодия / Инесса Данилович // Финансы, учет, аудит. – 2013. - №8. – С. 6-10.
  4. Дмитриева, О.Г. Деформация бюджетной политики и управления долгом вследствие формирования стабилизационных фондов / О.Дмитриева // Вопросы экономики.  – 2013. - №3. – С. 20-32.
  5. Ермолович, М.Бюджет – 2012.: основные задачи выполнены / М. Ермолович // Финансы, учет, аудит. – 2013. - №2. – С. 6-9.
  6. Корешков, Е.Ф. Об исполнении республиканского бюджета за 2012 год. /Е. Ф. Корешков, А.В. Хотько // Планово-экономический отдел. – 2013. - №9. – С. 19-24.
  7. Хотько, А.В. Бюджет – 2013: задачи серьезные, но реальные /Александр Хотько // Главный бухгалтер. – 2013. - №2. – С. 40-43.
  8. Хотько, А.В. О некоторых вопросах республиканского бюджета на 2013 год. / А.В. Хотько // Планово-экономический отдел. – 2013. - №1. – С. 18-29.
  9. Грачева, М. В. Динамика и структура расходов федерального бюджета Германии / М.В. Грачева // Финансы. – 2013. - №5. – С. 69-74.
  10. Добрынина, Л.А. Стратегия развития законодательства в сфера государственных финансов и бюджета в контексте решения задач модернизации  / Л.А. Добрынина, В.А. Бороденя // Проблемы управления .  – 2013. - №1. – С.18-19.
  11. Селиверстов, Ю. Бюджет – 2013: подходы к формированию / Юрий Селиверстов //  Финансовый директор. – 2012. -№9. -С.50-52.
  12. Гаврилов, Е.В. О доходной базе местных бюджетов  / Е.В. Гаврилов // Финансы. – 2012. - №9.-С.23-26.
  13. Радченко, Е. В  поисках новых доходных источников  / Елена Радченко  //  Финансы, учет, аудит . -2013. - №8. – С.14-15.
  14. Фактор местных бюджетов  /  подготовил Дмитрий Ермак // Финансы, учет, аудит. – 2-13. - №7. - С.6-11.
  15. Кийко, Д. Основные направления повышения устойчивости  налоговой системы  /  Дмитрий Кийко // Финансы, учет, аудит. – 2013. - №3. – с.28-31.
  16. Куховец, Н. Доходы, расходы  и проблемы: региональный аспект  / Николай Куховец  // Финансы, учет, аудит. – 2013. - №5. – С. 17-19.
  17. Еремеева, И.А. Государственный бюджет: пособие для студ. / Экоперспектива, 2011. – С. 112.
  18. Купцов, М.М. Денежное обращение, финансы, кредит  и налоговая система: учеб. пособие для вузов / М.М. Купцов . – 2013. – С.121.
  19. Марусик, З.Р. Государственный бюджет : курс лекцийдля студ. Спец. “Финансы и кредит”  З.Р. Марусик ; Белкоопсоюз, БТЭУ. – Гомель : БТЭУ, 2008. – С.88.
  20. Сорокина, Т.В. Государственный бюджет : учеб.для вузов /  Т.В.Сорокина. – Минск: БГЭУ, 2013. – С.618.
  21. Теплякова,Н.А. Финансы и финансовый рынок: ответы на экзаменационные вопросы / Н.А. Теплякова. – Мн.: ТеатраСистемс, 2010. – С.207.
  22. Экономическая политика государства: учеб.пособие для вузов / Ю.Н. Мосейкин: РУДН, 2010. – С.258.
  23. Сорокина, Т. Бюджет страны: разумно подготовим – включим «дремлющие» резервы // Финансы, учет, аудит. Научно-практический журнал — 2001. — №3. — с. 32–36.].
  24. http://www.minfin.gov.by/

 

1 налоговая нагрузка рассчитана как отношение налоговых доходов консолидированного бюджета к валовому внутреннему продукту

 

 


Информация о работе Доходы государственного бюджета и пути их увеличения