Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2014 в 13:54, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в том, чтобы на основании учебной литературы, периодических изданий и статистического материала изучить бюджетный процесс, динамику налоговой нагрузки на уровне страны.
Достижение поставленной цели обусловило необходимость решения в работе следующих основных задач:
– рассмотрение основных источников республиканского и местного бюджетов;
– анализ организации бюджетного процесса и исполнения бюджета Республики Беларусь;
– выявить направления улучшения сбалансированности бюджета Республики Беларусь.
Введение 3
1 Теоретические аспекты изучения доходов бюджета 5
1.1 Экономическое содержание государственного бюджета и его назначение 5
1.2 Доходы республиканского бюджета 8
1.3 Основные источники доходов в местные бюджеты 11
2 Исследование доходов республиканского бюджета 15
2.1 Анализ доходов республиканского бюджета за 2011-2012 года 15
2.2 Оценка налоговых доходов республиканского бюджета и их исполнение 21
2.3 Динамика налоговой нагрузки Республики Беларусь в первом квартале 2011 года 24
3 Пути увеличения доходов республиканского бюджета 31
3.1 Формирование доходной части бюджета стран с рыночной экономикой 31
3.2 Пути увеличения доходной части бюджета Республики Беларусь 36
Заключение: 43
Список использованных источников: 45
Если сравнивать 2012 и 2013 года, то можно наблюдать, что запланированные государством цифры не пришли к должному исполнению. По уточненному плану 2012 и 2013 года запланирована одна сумма, а исполнено было меньше, что свидетельствует о неэффективной развитости экономики. Но если смотреть по исполненному бюджету, то в 2013 году по сравнению с 2012 бюджет увеличился на 43196,1 млрд. рублей. В том числе увеличились поступления от налога на прибыли, налога на добавленную стоимость. Правда количество поступлений акциз снизилось на 4416 млрд. рублей. На доходы от внешнеэкономической деятельности и поступления в фонд социальной защиты также наблюдается положительная тенденция.
Таким образом, можно сделать вывод, что налоговые доходы в государственный бюджет с каждым годом увеличиваются, улучшается налоговая база, улучшается контроль за налогоплательщиками. Государство с каждым годом увеличивает планы по поступлению доходов в бюджет и пытаются выполнять их. Поэтому Республике Беларусь предстоит проделать большое количество работы, для того, что усовершенствовать налоговую нагрузку, улучшить поступления в республиканский и местный бюджеты.
В январе-марте 2011 года величина налоговой нагрузки на экономику составила 30 процентов к ВВП и по сравнению с аналогичным периодом 2010 года сократилась на один процентный пункт1.
Таблица 5 - Величина и структура налоговой нагрузки на экономику
Республики Беларусь в первом квартале 2010-2011 гг.
Показатели |
1 квартал 2010 года |
1 квартал 2011 года |
Отклонение, п.п., (+/-) |
в % к ВВП | |||
Налоговая нагрузка в том числе: |
31,0 |
30,0 |
-1,0 |
косвенные налоги |
14,0 |
11,7 |
-2,3 |
прямые налоги |
7,5 |
10,2 |
2,7 |
смешанные налоги |
2,9 |
2,6 |
-0,3 |
прочие налоговые доходы, сборы, пошлины |
6,6 |
5,5 |
-1,1 |
Снижение уровня налоговой нагрузки связано с упразднением ряда налоговых платежей, сокращением объектов налогообложения и исключением отдельных субъектов из состава плательщиков налогов, что обусловило более низкий темп роста налоговых доходов бюджета (темп роста 107,2 процента) по отношению к росту ВВП (темп роста – 110,9 процента).
Как видно из данных таблицы 2, в структуре налоговой нагрузки наибольший удельный вес в ВВП сохранился за косвенными налогами и сборами, однако по сравнению с первым кварталом 2010 года он снизился на 2,3 процентного пункта, доля смешанных сократилась на 0,3 процентного пункта, прочих налогов, сборов, пошлин – на 1,1 процентного пункта [5, c. 19].
Одновременно удельный вес прямых налогов и сборов в ВВП возрос на 2,7 процентного пункта, что связано с изменением порядка исчисления и уплаты налога на прибыль. Так, в первом квартале текущего года, кроме уплаченного налога за четвертый квартал (декабрь) 2010 года, также поступили текущие платежи в размере 1/4 годовой суммы налога по сроку уплаты 22 марта 2011 года (в 2010 году уплата налога за первый квартал производилась по сроку 22 апреля).
Объем поступлений в бюджет косвенных налогов и сборов, которые по своей экономической природе являются надбавкой к цене реализуемых товаров, работ, услуг, сократился на 7,2 процента, а их доля в ВВП уменьшилась с 14 до 11,7 процента.
В общей сумме платежей этого вида 74 процента приходится на налог на добавленную стоимость. Структура косвенных налогов и сборов приведена на рисунке 8.
Рисунок 8 – Структура косвенных налогов и сборов в РБ [5]
Темп роста поступлений НДС составил 95,2 процента, удельный вес в ВВП снизился с 10,1 до 8,7 процента. Отрицательная динамика поступлений обусловлена опережающей динамикой налоговых вычетов (темп роста 129,4 процента) по отношению к начисленному по реализации налогу (темп роста 126,1 процента) в основном за счет роста почти в 4 раза налоговых вычетов по товарам, облагаемым НДС по ставке 10 процентов, что связано с законодательным снятием ограничений по принятию к вычету сумм НДС.
Также отменены ограничения по принятию к вычету уплаченных сумм НДС при приобретении основных средств и нематериальных активов, не принятых к вычету в предыдущих налоговых периодах.
Кроме того, в 2011 году отменена обязанность плательщиков уплачивать НДС периодическими платежами при превышении суммы налога за месяц 40 тысяч евро, а также всем плательщикам независимо от размера выручки предоставлено право ежеквартальной уплаты налога. В первом квартале 35,5 тысячи субъектов хозяйствования выбрали ежеквартальный способ уплаты налога, тогда как в аналогичном периоде прошлого года им пользовались 26 тысяч плательщиков.
Более 19% общего объема косвенных налогов формируют акцизы. Их поступления сократились на 15,5 %, а удельный вес в ВВП – с 2,9 до 2,2 %. Основной причиной такой динамики явилась отмена периодических платежей по акцизам и зачет положительного сальдо, образовавшегося на 1 января 2011 года, в счет уплаты текущих платежей.
По единому налогу для производителей сельскохозяйственной продукции платежи снизились на 17,2 %, а их удельный вес в ВВП – с 0,2 до 0,1 % по причине снижения в 2011 году ставки налога с 2% до 1% в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 24 января 2011 г. № 34 «О некоторых вопросах сельскохозяйственных организаций».
Кроме того, с 2011 года отменен налог на услуги, удельный вес которого в первом квартале 2010 года составлял 0,1 процента в ВВП.
В то же время налога при упрощенной системе налогообложения уплачено на 32,4 % больше, чем в аналогичном периоде 2010 года, что связано с расширением сферы применения этого режима налогообложения. Так, количество плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, возросло на 20%. В результате удельный вес этого налога в ВВП увеличился с 0,5 до 0,6 процента [5, c. 19].
По остальным косвенным налогам и сборам, к которым относятся консульский, гербовый и курортный сборы, средства от реализации контрольных (идентификационных) знаков, поступления также выросли на 20,3 %, а их удельный вес в ВВП сохранился на уровне 2010 года – 0,1 %.
Удельный вес прямых налогов и сборов, объектами обложения которыми являются доходы и собственность, составил 10,2 процента в ВВП, темп роста поступлений – 150,4 процента. Структура прямых налогов и сборов приведена на рисунке 9.
Рисунок 9 – Структура прямых налогов и сборов Республики Беларусь [5]
В разрезе прямых налогов и сборов наибольший удельный вес –47,5% – занимает налог на прибыль. Поступления его возросли в 1,8 раза, а доля в ВВП – с 3,4 до 5,5 процента. Как отмечалось выше, такая динамика обусловлена изменением порядка исчисления и уплаты налога на прибыль.
Не менее значимым доходным источником является подоходный налог с физических лиц, который занимает 35,9% в группе прямых налогов. Темп роста поступлений составил 137,2 процента, удельный вес увеличился с 3,4 до 4,2 процента в ВВП. Повышение платежей по подоходному налогу обусловлено, главным образом, ростом на 19,2 процента фонда заработной платы в целом по республике.
В общей сумме прямых налогов и сборов 12,5 процента принадлежит имущественным налогам – налогу на недвижимость и земельному налогу, поступления которых увеличились соответственно на 29,8 и 23,8%. Удельный вес этих налогов в ВВП повысился соответственно с 0,8 до 0,9 % и с 0,5 до 0,6 %.
Также выросли платежи по налогу на доходы (темп роста 134,8 процента) и налогу на игорный бизнес (111,7 процента). Вместе с тем их доля в ВВП сохранилась на прошлогоднем уровне и составила соответственно 0,2 и 0,1%.
Отрицательная динамика поступлений сложилась только по единому налогу с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц – снижение на 5,7 процента. Это связано в основном с сокращением количества плательщиков единого налога (темп роста числа индивидуальных предпринимателей составил 99,5 процента, физических лиц – 97,8 процента). Удельный вес налога сохранился на уровне 2010 года – 0,2 % в ВВП [5, c. 21].
Следует отметить, что с 2011 года отменен такой местный платеж как сбор на развитие территорий, который в первом квартале 2010 года составлял 0,2 процента в ВВП, а также исключена из состава налоговых доходов бюджета плата за размещение наружной рекламы.
Что касается смешанных налогов, сборов, отчислений, то к ним относятся платежи, имеющие признаки как косвенных, так и прямых налогов. По аналогии с косвенными эти налоги участвуют в процессе ценообразования как элемент себестоимости и, соответственно, оплачиваются потребителями товаров, работ, услуг. Им также присущи признаки прямых налогов, поскольку имеется конкретный объект обложения, непосредственно не связанный с объемами и результатами хозяйственной деятельности.
Доля смешанных налогов в ВВП составила 2,6 процента, темп роста – 97,5 процента, их структура приведена на рисунке 10.
Рисунок 10 – Структура смешанных налогов, сборов, отчислений РБ[5]
В общей сумме смешанных налогов почти 71 % приходится на отчисления в инновационные фонды, темп роста которых составил 70,9%, причем их доля в ВВП сократилась с 1,2 до 0,8 процента. Снижение платежей обусловлено уменьшением нормативов отчислений по отдельным плательщикам Министерства связи и информатизации, Министерства энергетики, Министерства промышленности и концерна «Белнефтехим».
Около 22,8% принадлежит экологическим платежам (с учетом налога на добычу (изъятие) природных ресурсов), поступления которых снизились на 36,1 %, соответственно удельный вес в ВВП уменьшился с 0,4 до 0,3%. Сокращение поступлений связано с изменением законодательства в части исключения из объектов налогообложения экологическим налогом переработки нефти и нефтепродуктов, перемещения по территории республики нефти и нефтепродуктов магистральными нефтепроводами и нефтепродуктопроводами транзитом. Кроме того, с 2011 года экологический налог за производство и (или) импорт товаров, содержащих в своем составе 50 и более процентов летучих органических соединений, а также производство и (или) импорт пластмассовой, стеклянной тары, тары на основе бумаги и картона исключены из состава налоговых доходов бюджета.
Темп роста прочих смешанных отчислений и сборов, к которым отнесены отчисления в фонды предупредительных (превентивных) мероприятий, отчисления от доходов от оказания услуг электросвязи, сбор с заготовителей, составил 106,9 процента, удельный вес по сравнению с 2010 годом не изменился и сложился на уровне 0,1 процента в ВВП.
За счет прочих налоговых доходов, сборов, пошлин сформировано 5,5 процента ВВП, их поступления уменьшились на 6,9 процента. Структура данной группы приведена на рисунке 11.
Рисунок 11 – Структура прочих налоговых доходов, сборов, пошлин в Республике Беларусь [5]
Преобладающую часть в структуре прочих платежей – почти 90 процентов – занимают налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности (ввозные и вывозные таможенные пошлины). Их поступления сократились на 3 процента, а удельный вес в ВВП снизился с 5,6 до 4,9 процента. Отрицательная динамика обусловлена изменением в 2011 году порядка уплаты таможенных пошлин.
Следует отметить,
что Программой социально-
Последовательное реформирование налоговой системы позволит к концу текущего пятилетия сократить величину налоговой нагрузки на экономику до 26% в ВВП.
Таким образом, совершенствование налоговой политики в РБ предполагает проведение детального анализа и оценки действующего налогового механизма, приведение его к уровню мировых стандартов, снижение общей налоговой нагрузки и расширение налоговой базы.
В мире известны две формы государственного устройства: унитарное (единое) и федеративное. Бюджетная система унитарных государств представлена государственным бюджетом и бюджетом местных органов самоуправления. В федеративных государствах бюджетная система состоит их трех звеньев: федеральный бюджет, бюджет членов федерации и местные бюджеты. К первому типу государств относятся, например, такие страны как Франция, Великобритания, Италия, Япония, ко второму - Российская Федерация, ФРГ, США, Канада и др.
Изучение положительного опыта стран с развитой рыночной экономикой помогает выработать рациональные предложения по совершенствованию бюджетного процесса в Республике Беларусь, а в нашем случае - путей повышения доходов республиканского бюджета Беларуси. С этой целью в данном пункте нами будет рассмотрено формирование доходной части бюджетов ряда зарубежных стран.
Информация о работе Доходы государственного бюджета и пути их увеличения