Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 10:41, реферат
Важнейшей составляющей частью финансовой системы страны являются государственные финансы. Задача государственных финансов состоит в том, чтобы обеспечить государство денежными средствами, необходимыми ему для выполнения экономических, социальных и политических функций.
Предметом статистического изучения являются государственные финансы в целом и их отдельные составные части, выполняющие специфические функции: бюджеты разных уровней государственного управления; внебюджетные фонды; государственный кредит; финансы государственных предприятий.
Важнейшей составляющей частью финансовой системы страны являются государственные финансы. Задача государственных финансов состоит в том, чтобы обеспечить государство денежными средствами, необходимыми ему для выполнения экономических, социальных и политических функций.
Предметом статистического изучения являются государственные финансы в целом и их отдельные составные части, выполняющие специфические функции: бюджеты разных уровней государственного управления; внебюджетные фонды; государственный кредит; финансы государственных предприятий.
Важной задачей статистики государственных финансов является изучение количественных закономерностей массовых процессов, происходящих при формировании и расходовании государственных финансов.
Статистическое изучение государственных финансов предполагает определение объема государственных финансов, их структуры, динамики структурных сдвигов, происходящих в строении государственных финансов под воздействием экономических изменений; выявление факторов, влияющих на формирование и расходование государственных финансов и их составных частей.
Информационная база статистики государственных финансов сформирована на основе:
1) предоставленных
министерством финансов РФ
2) данных налоговой статистики;
3) отчетов внебюджетных фондов.
Для составления отчетов об использовании бюджетов разных уровней, начиная с 1995 года, используется единая классификация доходов бюджета и единая функциональная классификация расходов бюджета в соответствии с новой бюджетной классификацией, утвержденной министерством финансов РФ.
Задача статистики государственных финансов состоит в разработке показателей, характеризующих бюджетный процесс на каждой временной стадии:
1) составления;
2) рассмотрения;
3) утверждения;
4) использования.
Государственный бюджет – важный инструмент государственного регулирования экономики. Он определяет формы и методы образования государственных финансовых ресурсов и направления их использования в интересах общества и особенно социально слабо защищенных категорий населения. В узком смысле слова статистику государственных финансов можно назвать статистикой государственного бюджета.
Цель статистики государственного бюджета – дать достоверную характеристику показателей государственного бюджета, степень эффективности фискальной политики государства.
Статистика государственного бюджета изучает процесс планомерного образования и использования бюджетного фонда. Объектом статистического изучения являются все элементы единой бюджетной системы – бюджеты разных уровней государственного управления: консолидированный бюджет, федеральный бюджет, территориальные бюджеты.
Государственный
бюджет позволяет государству
Основные показатели статистики государственного бюджета:
- доходы;
- расходы;
- официальные трансферты;
- чистое кредитование (кредитование за вычетом погашений);
- дефицит (превышение расходов над доходами);
- профицит (превышение доходов над расходами).
В настоящее
время органы государственной статистики
проводят большую работу по совершенствованию
бюджетной классификации и сист
1.2 Доходы государственного бюджета
Доходы бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации.
Доходы государственного бюджета делятся на текущие и капитальные.
Текущие доходы включают все налоговые и неналоговые поступления.
В соответствии со статьей 49 Бюджетного кодекса РФ [1], к налоговым доходам федерального бюджета относятся:
Из неналоговых же доходов основными являются следующие виды:
К капитальным доходам относятся доходы от продаж капитальных активов (основных фондов, государственных запасов и резервов, земли), а также капитальные трансферты из негосударственных источников, т.е. поступление безвозмездных, невозвратных, необязательных платежей целевого назначения (на строительство зданий и сооружений для бюджетных организаций и учреждений, например больниц, на покупку оборудования).
Доходы бюджета
Исполнение федерального бюджета по доходам является важной частью процесса исполнения федерального бюджета, поскольку финансирование расходов осуществляется по мере поступления доходов в бюджет. Следовательно, если доходы не поступают в полном объеме, то и расходы не могут быть профинансированы в соответствии с утвержденными бюджетными назначениями.
Действующая российская
бюджетная классификация
В ней не выделены полученные официальные трансферты. В неналоговые доходы входят как текущие неналоговые доходы, так и доходы от операций с капиталом (капитальные доходы). Не соответствует международным стандартам и отнесение к неналоговым доходам платежей за использование природных ресурсов. Однако введение в действующую классификацию доходов государственного бюджета Российской Федерации категорий налоговых и неналоговых доходов свидетельствует о сближении отечественной классификации с международной классификацией.
Согласно действующей
классификации обобщающими
статистика
государственный бюджетный
Расходы государственного бюджета – это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использование по отраслевому, целевому и территориальному назначению. Категория расходов бюджета проявляется через конкретные виды расходов, каждый из которых может быть охарактеризован с качественной и количественной сторон. Качественная характеристика позволяет установить экономическую природу и общественное назначение каждого вида бюджетных расходов, количественная – их величину.
Расходы бюджета представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям. Расходная часть охватывает всю экономику, так как государство учитывает экономические интересы общества в целом. На величину и структуру расходов федерального бюджета влияют множество факторов, как то: государственное устройство, внешняя и внутренняя политика государства, общий уровень экономики, уровень благосостояния населения, размер государственного сектора в экономике и многие другие факторы.
Расходы бюджета носят в основном безвозвратный характер. На возвратной основе могут предоставляться только бюджетные кредиты и ссуды. Основные статьи расходов бюджета РФ: управление, оборона, поддерживание правопорядка, социальное обеспечение, здравоохранение, культура, образование, а также обслуживание внешнего государственного долга.
Для уяснения роли и значения многообразных бюджетных расходов их обычно классифицируют по определенным признакам:
По роли в общественном производстве расходы бюджета делят на:
1. Расходы на
содержание и развитие материал
2. Расходы на содержание и дальнейшее развитие непроизводственной сферы (текущие затраты государства – расходы на управление, военные расходы, расходы на пенсии и пособия и т.п.);
3. Расходы на
создание государственных
С помощью этих расходов государство получает инструменты регулирования распределением денежных средств между материальным производством и непроизводственной сферой в соответствии с экономическими и социальными потребностями общества, и, кроме того, государство как субъект экономики при помощи данного инструмента может воздействовать на стоимостную структуру общественного производства, достигать прогрессивных сдвигов в народнохозяйственных пропорциях, стимулировать развитие принципиально новых отраслей экономики, влиять на ускорение научно-технического прогресса. Таким образом, бюджетные расходы, в силу своего перераспределительного характера, способны играть важную роль в государственном регулировании экономики и социальных процессов.
В соответствии с общественным назначением (экономическая группировка бюджетных расходов по экономическому назначению отражает выполняемые государством функции – экономическую, социальную, оборонную и т.п.) все расходы федерального бюджета подразделяются на четыре большие группы:
Основой отраслевой группировки расходов федерального бюджета является общепринятое деление экономики на отрасли и виды деятельности: