Динамика расходов и доходов государственного бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 16:48, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является статистическое изучение объема, состава и динамики доходов и расходов государственного бюджета.
Данная тема очень актуальна, так как статистика государственного бюджета изучает состояние бюджетной сферы, на основе информации об объемах аккумулированных финансовых ресурсов и произведенных расходов в бюджетной системе РФ. И насколько адекватно она отражает состояние государственных финансов, на каждой временной стадии бюджетного процесса, зависит в дальнейшем качество принимаемых решений по формированию использованию бюджетных средств.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
I.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТАТИСТИЧЕКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА 5
1.1. Понятие о статистическом исследовании бюджета 5
1.2. Показатели, применяемые в статистике государственного бюджета 8
1.3. Доходы государственного бюджета 12
1.4. Расходы государственного бюджета 14
1.5. Государственный долг 21
1.6. Расчетная часть 23
II. СТАТИСТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОБЪЕМА ДИНАМИКИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА 39
2.1 Анализ объема и рахода динамики государственного бюджета 2012 – 2014 гг. 39
2.2. Прогноз объема и расхода динамики государственного бюджета на 2012 – 2014 г.г. 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 49
Приложения 50

Файлы: 1 файл

Dimitrova25_03_13.docx

— 1.24 Мб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки РФ

ФГБОУ ВПО  «Магнитогорский государственный  технический 

университет им. Носова»

Кафедра финансов и бухгалтерского учета

 

 

 

 

 

 

Курсовая  работа

по дисциплине «Статистика»

на тему: «Статистическое изучение объема состава и динамики доходов и расходов государственного бюджета»

 

 

 

 

 

 

Исполнитель: Димитрова А.С., студентка 2 курса, группа ФФКБ-11

Руководитель: Иванова Н. Е., доцент, кандидат экономических наук

 

Работа допущена к защите "_____" март 2013г. _______________

Работа защищена "_____" март 2013г. с оценкой ______________

 

 

 

 

Магнитогорск 2012

 

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3

I.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТАТИСТИЧЕКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА 5

1.1. Понятие о статистическом исследовании бюджета 5

1.2. Показатели, применяемые в статистике государственного бюджета 8

1.3. Доходы государственного бюджета 12

1.4. Расходы государственного бюджета 14

1.5. Государственный долг 21

1.6. Расчетная часть 23

II. СТАТИСТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОБЪЕМА ДИНАМИКИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА 39

2.1 Анализ объема и рахода динамики государственного бюджета 2012 – 2014 гг. 39

2.2. Прогноз объема и расхода динамики государственного бюджета на 2012 – 2014 г.г. 42

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 49

Приложения 50

 

Введение

Целью  курсовой работы является  статистическое изучение объема, состава и динамики доходов и расходов государственного бюджета.

Данная тема очень актуальна, так как статистика государственного бюджета изучает  состояние бюджетной сферы, на основе информации об объемах аккумулированных финансовых ресурсов и произведенных расходов в бюджетной системе РФ. И насколько адекватно она отражает  состояние государственных финансов, на каждой временной стадии бюджетного процесса, зависит в дальнейшем качество принимаемых решений по формированию использованию бюджетных средств.

В соответствии с поставленной темой в данной курсовой работе будут решены следующие задачи:

  • рассмотрены сущность и задачи статистики государственного бюджета, изучены основные показатели, применяемые в статистике государственного бюджета, проанализирован состав, объем и динамика доходов и расходов государственного бюджета; 
  • построен статистический ряд распределения по доходам и расходам бюджета и рассчитаны характеристики данного ряда, определена ошибка выборки среднего дохода бюджета и доли регионов со средним доходом бюджета, определены индексы сезонности, осуществлен прогноз налоговых поступлений; 
  • проанализирована характеристика объем и динамика доходов  бюджета РФ;

Объектом  исследования в курсовой работе являются доходы и расходов государственного бюджета.

Предметом исследования являются методы и способы статистического  изучения объема, состава и динамики доходов расходов государственного бюджета.  

Для автоматизированного  статистического анализа данных использовался редактор электронных  таблиц Microsoft Excel.

Методологической  основой работы послужили труды  таких авторов, как  Иванова Ю.Н, Рябушкина Б.Т , Гусарова В.М., Теймурова Т.Ю,  Елисеевой И.И. , Бюджетный Кодекс РФ.

 

I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТАТИСТИЧЕКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА

1.1. Понятие о статистическом  исследовании бюджета

Для составления отчетов  об использовании бюджетов разных уровней (местных, федерального, консолидированного) начиная с 1995 года используется единая классификация доходов бюджета и единая функциональная классификация расходов бюджета в соответствии с новой бюджетной классификацией, утвержденной министерством финансов РФ. Задача статистики государственных финансов состоит в разработке показателей характеризующих бюджетный процесс на каждой временной стадии:

  1. составления
  2. рассмотрения
  3. утверждения
  4. использования

Государственный бюджет —  важный инструмент государственного регулирования  экономики. Он определяет формы и  методы образования государственных  финансовых ресурсов и направления  их использования в интересах  общества и особенно социально слабо  защищенных категорий населения. В  узком смысле слова статистику государственных  финансов можно назвать статистикой  государственного бюджета.

Статистика государственного бюджета изучает процесс планомерного образования и использования  бюджетного фонда. Объектом статистического  изучения являются все элементы единой бюджетной системы — бюджеты  разных уровней государственного  управления: консолидированный бюджет, федеральный бюджет, территориальные  бюджеты.

Государственный бюджет позволяет  государству сосредоточить финансовые ресурсы на решающих участках экономического социального развития. Он является законодательно установленной финансовой базой государства, основным финансовым планом образования и использования бюджетного фонда. Основные показатели государственного бюджета строятся исходя из потребностей экономики и в соответствии с задачами, стоящими перед обществом на каждом историческом этапе его развития.

Основные показатели статистики государственного бюджета:

  • доходы;
  • расходы;
  • официальные трансферты;
  • чистое кредитование (кредитование за вычетом погашений);
  • дефицит (превышение расходов над доходами);
  • профицит (превышение доходов над расходами).

В настоящее время органы государственной статистики проводят большую работу по совершенствованию  бюджетной классификации и системы  показателей государственного бюджета  до осуществления международных  сопоставлений в области статистики государственных финансов.

Цель статистики государственного бюджета –  дать достоверную характеристику показателей государственного бюджета, степень эффективности фискальной политики государства, для чего определяют:

  • общую величину и структуру доходов и расходов государственного бюджета;
  • размер превышения расходов над доходами (дефицит) или доходов над расходами (профицит);
  • структуру доходов государственного бюджета;
  • структуру расходов государственного бюджета;
  • источники финансирования бюджетного дефицита;
  • размеры государственного внутреннего долга.
  • эффективность проведения государством фискальной политики;
  • влияние фискальной политики на экономический рост и уровень жизни населения.

В ходе обобщения и анализа  статистических данных подготавливается соответствующая статистическая информация.

Информационная база статистики государственного бюджета опирается  на совокупность отчетностей об исполнении государственного бюджета, представляемых Минфином РФ:

  • форма № 1 «Бухгалтерский баланс»;
  • форма № 2 «Отчет о финансовых результатах»;
  • форма № 3 «Отчет о движении капитала»;
  • форма № 4 «Отчет о движении денежных средств»;
  • форма № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу»;
  • форма № 2-2 «О составлении квартальных бухгалтерских отчетов организациями, состоящими на бюджете»;
  • форма 2 «Отчет об исполнении сметы расходов бюджетной организации»;
  • форма 2-1 «Отчет об исполнении сметы доходов и расходов бюджетной организации, переведенной на новые условия хозяйствования»;
  • форма 2-2 «Отчет об использовании бюджетных ассигнований организацией, предприятием»;
  • форма 2-3 «Отчет о движении средств по текущему счету (суммы по поручениям)»;
  • формы 4,4 – сводная «Отчет об исполнении сметы по внебюджетным средствам»; «Отчет об исполнении планов по сети, штатам и контингентам».

 

 

1.2. Показатели, применяемые в статистике государственного бюджета

Одной из важнейших категорий, применяемых в статистике государственного бюджета, является сектор государственного управления. Определение сектора позволяет установить круг институциональных единиц — государственных организаций и учреждений, — доходы и расходы которых подлежат отражению в государственном бюджете. В сектор государственного управления входят единицы, деятельность которых связана с выполнением функций государственного управления.

Другие важные категории, определяющие характер системы статистических показателей государственного бюджета, отражают природу различных хозяйственных  операций, осуществляемых учреждениями государственного управления с единицами, которые относятся к другим секторам экономики:

    1. поступления или платежи;
    2. поступления невозвратные или возвратные;
    3. поступления возмездные или безвозмездные;
    4. текущие или капитальные поступления;
    5. приобретение финансовых активов или принятие обязательств;
    6. приобретение финансовых активов для проведения государственной политики или управления ликвидностью.

Определение этих категорий  необходимо для правильного отражения  экономических операций, имеющих  различную экономическую природу.

В действующем международном  стандарте по статистике государственных  финансов подчеркивается, что в статистике государственного бюджета учет производится на кассовой основе, то есть на основе регистрации фактических денежных потоков, в то время как в системе национальных счетов — на основе начисленных сумм, то есть на момент возникновения дебиторской и кредиторской задолженности.

Тем не менее, необходимо обратить внимание на то, что в процессе пересмотра стандартов сбора и обработки  статистических показателей по государственным  финансам, начатого Международным валютным фондом в 1995 году предполагается перейти от регистрации по преимущественно кассовому методу к регистрации по методу начислений. Предполагаемые нововведения обеспечат совместимость с системой национальных счетов ООН 1993 года, по крайней мере, по способу регистрации операций, а также более полный охват показателей запасов и потоков, имеющих отношение к государственному управлению, в том числе операций и обязательств неденежного характера, позволят ввести в систему статистики государственных финансов важные показатели, измеряющие неденежные потоки (потребление основного капитала, списанные безнадежные долги и др.). Основные показатели государственного бюджета указаны на рисунке (рисунок 1.1):


Рисунок 1.1 – Основные показатели государственного бюджета

Доходы  бюджета – это денежные средства, поступающие  в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации.

Чистое кредитование (кредитование минус погашение) включает операции учреждений государственного управления с финансовыми требованиями к другим секторам, осуществляемые в целях проведения государственной политики. В данную категорию включается предоставление ссуд и приобретение акций за вычетом сумм возвращенных кредитов, выручки от продажи акций либо возврата собственного капитала.

Расходы федерального бюджета – это денежные средства, направляемые на финансирование затрат общегосударственного характера. Они выражают экономические отношения, связанные с распределением и перераспределением национального дохода, используемого на общегосударственные цели. Расходы федерального бюджета утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Дефицит (или  превышение расходов над доходами) государственного бюджета исчисляется как сумма доходов и полученных трансфертов за вычетом суммы расходов и «кредитования минус погашение». Общий объем финансирования дефицита равен величине дефицита с противоположным знаком. С точки зрения финансирования дефицита он может быть определен как (1.1):

Дефицит = (Заимствование — Погашение  долга) +

                  +Уменьшение остатков ликвидных финансовых средств           (1.1)

 

В результате накопления бюджетного дефицита образуется государственный долг — это неоплаченная сумма официально признанных прямых обязательств учреждений государственного управления перед другими секторами экономики и остальным миром, которая образовалась в результате их операций в прошлом и должна быть погашена посредством операций этих учреждений в будущем или переоформлена в бессрочный долг.

 Размер ежегодных поступлений чистой выручки от реализации государственных заимствований является абсолютным показателем и характеризует масштабы мобилизации ресурсов для финансирования дефицита бюджета. Он исчисляется по формуле (1.2):

                                        В = П – Р,                                                  (1.2)

где   П – поступления по системе государственных заимствований;

        Р – расходы по системе государственного долга;

Исходя из этой величины, эффективность управления государственным долгом (Э) можно рассчитать по формуле (1.3):

Э = (П–Р)/Р · 100% ,                                                  (1.3)

Информация о работе Динамика расходов и доходов государственного бюджета