Финансы бюджетный учреждений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 23:20, реферат

Описание работы

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – финансовая система общества, главным звеном которой является бюджетная система.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИНАНСОВ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ 5
1.1Понятие и содержание бюджетных учреждений 5
1.2. Реформирование бюджетных учреждений на современном этапе 11
ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВЫМИ РЕСУРСАМИ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ 16
2.1. Особенности формирования и использования финансовых ресурсов в бюджетных учреждениях 16
2.2. Бюджетно-сметное планирование и его характеристика 23
2.3. Бюджетирование ориентированное на результат и его роль в управлении финансовыми ресурсами 29
2.4. Контроль за финансовыми ресурсами в бюджетных учреждениях 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 41
ПРИЛОЖЕНИЯ 44

Файлы: 1 файл

Финансы бюджетных учреждений.docx

— 285.52 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

2.3. Бюджетирование ориентированное  на результат и его роль  в управлении финансовыми ресурсами.

 

Управление  государственными расходами представляет собой важную часть бюджетной  политики и в значительной мере определяется состоянием бюджетного процесса, порядком планирования, утверждения и исполнения бюджета в части расходов, а также контролем над его исполнением. Таким образом, совершенствование практики бюджетирования следует рассматривать как важный инструмент повышения эффективности государственных расходов. Чтобы изменить структуру бюджетных расходов и оптимизировать ее в соответствии со стратегическими приоритетами развития, необходимы кардинальные изменения в системе бюджетного управления.

«В целях повышения эффективности расходования бюджетных средств и оптимизации управления государственными расходами Правительством РФ была одобрена Концепция реформирования бюджетного процесса в 2004-2006 гг. В соответствии с ней при планировании и исполнении бюджета с 2005 г. будет применяться альтернативный метод реализации бюджетной политики - бюджетирование, ориентированное на результат»14.

Бюджетирование, ориентированное  на результат (БОР) – система организации бюджетного процесса и государственного (муниципального) управления, при которой планирование расходов осуществляется в непосредственной связи с достигаемыми результатами. Пионерами в области БОР являются США, Новая Зеландия, Австралия, Индонезия, Великобритания и Швеция.

Внедрение БОР, или программно-целевого бюджетирования, меняет в корне не только содержание всех стадий бюджетного процесса, но и саму концепцию управления государственными расходами. Целью БОР является достижение результатов при меньших затратах ресурсов или больших результатов при одних и тех же затратах. Программно-целевое бюджетирование – это средство повышения эффективности государственных расходов в условиях, когда все большая часть национального дохода перераспределяется государством.

В рамках бюджетирования, ориентированного на результат, финансовые ресурсы распределяются с учетом и в зависимости от достижения конкретных общественно  значимых целей в соответствии с  приоритетами государственной политики

В России применяются основные принципы современного бюджетирования, ориентированного на результат:

    1. Контроль ресурсов и результатов деятельности
    2. Программно-целевое бюджетирование:
    • финансовые средства распределяются не по видам затрат, а по программам или стратегическим целям; расходы ведомств группируются по видам услуг, а не по видам затрат;
    • программы формулируются на основе общих целей и стратегических приоритетов, согласованных с законодательными органами;
    • контроль бюджетных средств смещается с внешнего контроля за целевым использованием выделенных средств к внутреннему контролю ведомств за эффективностью расходов;
    • программно-целевой бюджет учитывает отдаленные последствия принимаемых решений, позволяет сравнивать разные способы достижения поставленных целей, производить выбор оптимальных решений с учетом возможности реализации разных сценариев развития.
    1. Внедрение методик оценки эффективности и результативности бюджетных расходов.

К механизмам БОР в последнее время принято  относить такие инструменты, как:

    • доклады о результатах и основных направлениях деятельности;
    • целевые программы (ведомственные, федеральные, региональные, муниципальные, долгосрочные);
    • реестр расходных обязательств;
    • обоснование бюджетных ассигнований;
    • государственное (муниципальное) задание;
    • среднесрочный финансовый план (в случае принятия однолетнего бюджета) или трехлетний бюджет;
    • стандартизация (регламентация) государственных услуг и функций;
    • мониторинг финансового менеджмента.

Указанные инструменты призваны изменить схему  организации бюджетного процесса таким образом, чтобы планирование, исполнение и контроль бюджетных средств осуществлялись исходя из необходимости формулирования и достижения целей, задач и показателей результата деятельности органов власти всех уровней. Большинство из указанных инструментов с той или иной степенью детализации регламентируются федеральным законодательством.

Однако  с реализацией внедрения БОР  наша бюджетная система, в частности  ее участники, столкнулась с рядом  проблем, которые требуют оперативного решения:

    • низкая мотивация государственных (муниципальных) сотрудников бюджетных учреждений (все нововведения воспринимаются как дополнительная работа, полезность которой неочевидна в краткосрочной перспективе);
    • недостаточное понимание государственными служащими и сотрудниками бюджетных учреждений процедур по внедрению БОР (на федеральном уровне есть множество инструментов, которые законодательно не разработаны до конца);
    • отсутствие систематизированного аналитического обзора уже существующего практического опыта внедрения БОР;

Указанные проблемы отражаются на качестве внедрения БОР не только в федеральных органах власти, но и на региональном уровне. В результате региональные органы власти находятся в замешательстве по поводу того, что же надо делать, чтобы внедрить БОР, что это за множество инструментов, как они между собой взаимосвязаны.

Поэтому при внедрении БОР необходимо обратить внимание на ряд мер:

  1. Обучение. Проведение семинаров и тренингов. Разработка обучающих программ для государственных и муниципальных служащих всех отраслей управления.
  2. Стимулирование. На федеральном уровне данная проблема решается дополнительными стимулирующими мероприятиями: 1. для стимулирования федеральные органы власти, разработавшие и представившие необходимые документы по внедрении БОР, получают финансовое вознаграждение; 2. для мотивации субъектов РФ и муниципальных образований проводится конкурс на получение субсидий на реформирование региональных и муниципальных финансов. По условиям конкурса субъектам РФ и муниципальным образованиям, успешно реализующим программу реформ (в том числе и по вопросам внедрения БОР), предоставляются субсидии из федерального бюджета.
  3. Разграничение полномочий. Необходимо соблюдать принцип разграничения полномочий между органами власти (органами местного самоуправления) всех уровней бюджетной системы.
  4. Комплексность реформирования. Цели и задачи должны соответствовать друг другу на уровне разных ведомств

В РФ в  ряде регионов активно идет работа по расширению практики применения механизмов БОР, например в Республике Бурятия, Республике Марий Эл, Республике Татарстан, Ставропольском крае, Воронежской, Омской, Пермской, Тверской, Томской, Ульяновской областях и других.

 

2.4. Контроль за финансовыми ресурсами  в бюджетных учреждениях.

 

Контроль  как процесс проверки, анализа, оценки качества выполнения поставленных задач  является важнейшим звеном в системе  управления финансами в бюджетной  системе России.

Согласно  Бюджетному кодексу РФ «законодательные (представительные) органы осуществляют следующие формы финансового контроля:

    1. предварительный контроль - в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете и иных проектов законов (решений) по бюджетно-финансовым вопросам;
    2. текущий контроль - в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных (представительных) органов в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами;
    3. последующий контроль - в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов»15.

«Бюджетный контроль - составная часть государственного финансового контроля, посредством которого обеспечивается проверка правильности формирования и использования бюджетных средств на всех стадиях бюджетного процесса»16.

Цель бюджетного контроля - обеспечение наиболее полной мобилизации доходов в бюджеты всех уровней, целевое и эффективное использование бюджетных средств. При бюджетном контроле проверяется соблюдение законов и подзаконных актов, правильность и своевременность поступления налогов и др. платежей в бюджет, соблюдение финансовой дисциплины и режима экономии в расходовании бюджетных средств. Объектами бюджетного контроля являются не только денежные средства, но и материальные и трудовые ресурсы предприятий и организаций, финансируемых из бюджета.

Бюджетный контроль осуществляется соответствующими федеральными и региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления и их контрольно-счетными органами, органами Федерального казначейства РФ, региональными и муниципальными казначействами, налоговыми и таможенными органами, органами финансово-банковской системы, ведомственного контроля.

В условиях перехода к финансированию результатов деятельности бюджетных  учреждений на основе государственного задания особую значимость приобретает  процесс контроля исполнения показателей  государственного задания, соблюдения финансовых нормативов, выполнения требований по качеству предоставляемых государственных. Контрольные процедуры осуществляются в рамках осуществления внутреннего  и внешнего контроля.

 

Принципы организации  внутреннего контроля финансовой деятельности учреждений.

Так как  в настоящее время Правительство  РФ активно реализует концепцию  бюджетирования, ориентированного на результаты,  она должна решить такие задачи как - разработка и внедрение в бюджетный процесс системы мониторинга и оценки выполнения соответствующих программ, эффективности функционирования главных распорядителей бюджетных средств. Также концепция должна обеспечить сбор, анализ и использование в бюджетном процессе информации о результатах деятельности главных распорядителей бюджетных средств и их подведомственных учреждений, информации об объеме и качестве предоставления бюджетных услуг и эффективности использования бюджетных расходов. Эти требования напрямую касаются осуществления ведомственного контроля и ведомственного финансового контроля.

Внутренний  финансовый контроль — это организованная в рамках учреждения система контрольных  процедур по проверке и оценке своевременности  и качества выполнения процессов  финансового планирования, формирования финансовых показателей деятельности учреждения, работы структурных подразделений, должностных лиц учреждения, задействованных  в процессах финансового учета  и формирования отчетности.

Задачи  проведения контрольных процедур:

    • своевременное и качественное формирование плановых показателей, бюджетной сметы, сметы доходов и расходов учреждения;
    • контроль соблюдения требований бюджетного законодательства;
    • своевременное принятие управленческих решений по устранению выявляемых недостатков в системе планирования, учета, формирования отчетности;
    • совершенствование механизмов финансового планирования, учета, формирования отчетности;
    • повышение уровня ответственности исполнителей.
    • перечень контрольных процедур внутреннего контроля, осуществляемых на уровне учреждений:
    • контроль своевременности и полноты формирования (внесения в них изменений) смет доходов и расходов учреждения;
    • учет и сверка принимаемых учреждением денежных обязательств и выделенных лимитов бюджетных средств, поступлений от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
    • контроль проведения денежных потоков;
    • ограничение доступа к записям, документам, информации;
    • учет и контроль расчетов с контрагентами, проведение сверок расчетов;
    • анализ плановых и фактических показателей финансовой деятельности учреждения;
    • контроль правильности исчисления финансовых результатов деятельности, своевременности и полноты исчисления налогов и сборов, формирования и сдачи отчетности;
    • инвентаризация активов и обязательств (в том числе проведение внезапных ревизий);
    • контроль исполнения кассовой дисциплины и прочее.

Контрольные процедуры осуществляются руководителем  учреждения, заместителем руководителя по финансовым вопросам, главным бухгалтером, экономистом. Процедуры внутреннего  контроля осуществляются систематически.

В учреждениях  самостоятельно организовывается контроль финансовых операций, проводимых в  рамках бюджетной и внебюджетной деятельности.

Средства  осуществления внутреннего финансового  контроля:

    • аналитические регистры;
    • программные продукты;
    • финансовая отчетность;
    • первичные учетные документы.

Исполнители, ответственные за отдельные процессы финансовой деятельности учреждения, обязаны по запросу руководителя и других уполномоченных лиц представлять всю необходимую для осуществления  контроля и анализа документацию, информацию.

Результаты  проведения контрольных процедур служат основанием для принятия соответствующих  оперативных и управленческих решений.

 

Внешний финансовый контроль

Вневедомственный  финансовый контроль осуществляют финансовые органы, органы государственного финансового  контроля, Контрольно-счетная палата, территориальные органы власти, другие контролирующие органы.

Внешними  органами ведомственного финансового  контроля деятельности учреждения являются структурные подразделения главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится  учреждение, уполномоченные осуществлять контрольные процедуры.

 

 

К ним  относятся:

    • контрольно-ревизионное управление;
    • планово-бюджетное управление;
    • управление бюджетного учета и отчетности.
    • Формы осуществления внешнего финансового контроля:
    • ревизии финансово-хозяйственной деятельности;
    • контроль целевого и эффективного использования бюджетных средств;
    • контроль исполнительской дисциплины.

На главного распорядителя бюджетных средств  возлагается осуществление финансового  контроля за использованием бюджетных  средств в части обеспечения  их целевого и эффективного использования  для выполнения государственного задания, а также своевременного представления  достоверной отчетности.

Информация о работе Финансы бюджетный учреждений