Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 16:36, дипломная работа
Описание работы
Любое современное рыночное государство базируется на мощной экономической основе, представляющей собой государственный сектор экономики и государственные финансы. Эта сфера охватывает значительную долю природных ресурсов, производственного, непроизводственного и финансового капитала, 40—50% национального дохода страны. Составляя объект единой государственной формы собственности, она может функционировать и развиваться только в плановой форме через механизм согласованного принятия решений. Следовательно, важнейшим элементом управления государственными финансами является планирование, а основным планом — план государственного бюджета. Пожалуй, это единственный государственный финансовый план, имеющий форму юридического закона.
Содержание работы
Введение……………………………………………………………………………...…3 ГЛАВА 1. Характеристика федерального бюджета……..……………………..…….6 1.1 Сущность федерального бюджета и его функции…………………………….….6 1.2 Процесс формирования федерального бюджета……………………………….13 ГЛАВА 2. Фискальные (налоговые) доходы федерального бюджета………...…20 2.1 Источники доходов федерального бюджета……………………………………20 2.2 Налоговые доходы федерального бюджета, их содержание…………………...25 2.3 Анализ состава, структуры и динамики налоговых доходов…………………..28 ГЛАВА 3. Анализ бюджетного дефицита в России…………...…………………34 3.1 Характеристика бюджетного дефицита………………………………………....34 3.2 Проблемы финансирования бюджетного дефицита………………………….41 3.3. Бюджетный дефицит в современной России, с позиций зарубежных стран....44 Заключение………………………………………………………………………...…..56 Список использованной литературы………………………………………………...58
В социальной политике приоритеты
– поддержка наименее защищенных слоев
населения (пенсионеров, инвалидов, студентов,
малообеспеченных семей), а также функционирование
учреждений здравоохранения, образования
и культуры.
Бюджет оказывает наибольшее
воздействие на отрасли хозяйства и учреждения
непроизводственной сферы в процессе
финансового планирования. Будучи основным
финансовым планом образования и использования
государственного фонда денежных средств,
бюджет связан со всеми предприятиями
и организациями. Государственный бюджет
выполняет функцию организатора распределительных
процессов. Хотя через бюджет перераспределяется
не весь чистый доход, создаваемый на предприятиях
различных форм собственности сферы материального
производства, он влияет на размеры накоплений,
определение оптимальной структуры доходов
по финансовым планам предприятий и отраслей
хозяйства [5].
В процессе бюджетного планирования
и исполнения бюджета осуществляется
контроль за финансово-хозяйственной
деятельностью народного хозяйства. В
условиях перехода на рыночные механизмы
значение бюджетного контроля в процессе
мобилизации ресурсов и их использовании
усиливается. Контрольная функция бюджета
предполагает создание условий для осуществления
контроля. Контрольная функция обуславливает
возможность эффективного воздействия
государства на все экономические процессы.
Некоторые исследователи выделяют
еще две функции.
Образование бюджетного фонда.
Эту функцию выполняют бюджетные доходы,
включающие: налоги с доходов хозяйствующих
субъектов, займы, доходы от государственной
собственности (предприятий), доходы от
эмиссии бумажных денег.
Структура бюджетных доходов
непостоянна, она зависит от конкретных
экономических условий развития данной
страны. Изменение структуры бюджетных
доходов отражает изменения, связанные
с экономическими процессами. Так, например,
изменение соотношения между налогами
и займами в сторону увеличения доли последних
отражает явный спад производства, изменение
соотношения между потреблением и накоплением.
Вторая функция – использование
бюджетного фонда – принадлежит конкретным
целевым бюджетным расходам. Государство,
выступая как совокупный хозяйствующий
субъект, учитывает экономические интересы
всех других участников воспроизводственного
процесса, в связи с чем бюджетные расходы
охватывают всю экономику. Структура бюджетных
расходов подвержена еще более частым
изменениям, чем структура бюджетных доходов.
Изменение соотношения между расходами
на военные и социальные нужды в пользу
первых отчетливо свидетельствует о тенденции
спада экономического производства.
Таким образом, структура бюджетных
доходов и расходов, в которой проявляется
сущность бюджета любого государства,
находит свое отражение в бюджетном плане.
По своей
внешней форме Федеральный бюджет
является основным финансовым
планом государства, определяющим его
доходы, расходы, движение решающей части
централизованных финансовых ресурсов
на конкретный период (как правило, на
год). Признание бюджета основным финансовым
планом определяет его важное место в
перераспределении национального дохода,
главенствующее положение в системе финансовых
планов, а также особую роль в общественном
воспроизводстве. Так, через Федеральный
бюджет перераспределяется половина (иногда
и больше) национального дохода, около
¾ всех денежных средств.
Это позволяет государству
не только удовлетворять общегосударственные
потребности, но и активно влиять на всю
жизнь общества, обеспечивать выполнение
программы экономического и социального
развития страны.
Федеральный бюджет доминирует
в общей системе финансовых планов, так
как отражает часть финансовых ресурсов
всех субъектов и звеньев хозяйства, регламентирует
на текущий период их финансовые взаимоотношения
с государством. Не случайно в финансовых
планах предприятий, фирм, их вышестоящих
организаций прогнозируются платежи в
бюджет и ассигнования из бюджета. Еще
более точно увязаны финансовые планы
(сметы) учреждений непроизводственной
сферы с основным финансовым планом государства,
поскольку бюджетные ресурсы являются
основным источником финансирования их
расходов.
Определенная связь существует
между бюджетом и планами банков, других
кредитных учреждений, которые, являясь
плательщиками налогов, планируют налоговые
платежи, а в качестве ресурсов кредитования
– временно свободные средства бюджета.
В процессе составления основного
финансового плана государства Федеральный
бюджет воплощается в централизованный
фонд денежных средств государства. В
нем концентрируются денежные ресурсы
предприятий, организаций и населения
в виде налогов, сборов и других поступлений
на общегосударственные нужды. Они образуют
доходы бюджета, которые и направляются
на финансирование экономических и социальных
программ, других намечаемых мероприятий.
На этой стадии бюджет может быть охарактеризован
уже как основной централизованный фонд
денежных средств государства.
Однако форма и материальное
воплощение – лишь внешние признаки Федерального
бюджета, глубинную суть составляют экономические
отношения. В процессе перераспределения
национального дохода, образования доходов
и расходов бюджета возникают определенные
финансовые отношения между участниками
данного процесса. Их специфика обусловлена
экономической природой бюджета, его формой,
материальным содержанием и особым общественным
назначением.
Федеральный бюджет как экономическая
категория характеризует совокупность
объективных денежных отношений, возникающих
при образовании, расходовании и использовании
основного централизованного фонда денежных
средств государства. Для их прогнозирования
разрабатывается основной финансовый
план, который выполняется в процессе
аккумуляции части национального дохода,
его перераспределения на общегосударственные
нужды. Так, Федеральный бюджет является
основным финансовым планом государства,
отражающим экономические отношения по
поводу формирования, распределения и
использования централизованного фонда
денежных средств.
1.2 Процесс формирования
федерального бюджета.
В соответствии с Бюджетным
кодексом РФ Проект федерального бюджета
составляется Правительством РФ. Его составление
начинается за 10 месяцев до начала очередного
финансового года.
Составлению проекта бюджета,
как было отмечено выше, предшествует
разработка прогнозов социально-экономического
развития России, субъектов Федерации,
муниципальных образований и отраслей
экономики, а также подготовка сводных
финансовых балансов.
Проект бюджета составляется
с учетом необходимости достижения минимальных
государственных социальных стандартов
на основе нормативов финансовых затрат
на предоставление государственных или
муниципальных услуг, а также в соответствии
с другими нормами, установленными законодательством
РФ, субъектов Федерации, правовыми актами
органов местного самоуправления.
Составление проекта федерального
бюджета на очередной финансовый год осуществляется
в соответствии с бюджетной политикой
Российской Федерации, изложенной в Бюджетном
послании Президента России.
Министерство финансов РФ как
уполномоченный орган исполнительной
власти организует разработку прогноза
социально-экономического развития Российской
Федерации на очередной финансовый год
и уточнение параметров среднесрочного
прогноза социально-экономического развития
России, положенного в основу перспективного
финансового плана.
Первый этап формирования федерального
бюджета - разработка федеральными органами
исполнительной власти и выбор Правительством
РФ плана-прогноза развития экономики
России на очередной финансовый год, в
котором должны содержаться макроэкономические
показатели состояния экономики.
На основании выбранного плана-прогноза
состояния и развития экономики России
на очередной финансовый год Министерство
финансов РФ разрабатывает основные характеристики
федерального бюджета на очередной финансовый
год и распределение расходов федерального
бюджета на очередной финансовый год с
учетом функциональной классификации
расходов бюджета и проектировок основных
доходов и расходов федерального бюджета
на среднесрочную перспективу.
Законодательство обязывает
Правительство одновременно рассмотреть
предложения об увеличении (или сохранении)
минимального размера оплаты труда и минимального
размера государственных пенсий, о порядке
индексации заработной платы работников
бюджетной сферы и государственных пенсий
в очередном финансовом году и на среднесрочную
перспективу.
Принятые Правительством РФ
основные характеристики федерального
бюджета на очередной финансовый год и
распределение расходов федерального
бюджета на очередной финансовый год в
соответствии с функциональной классификацией
расходов бюджета РФ могут быть представлены
в виде информации палатам Федерального
Собрания по их запросам.
После принятия Правительством
РФ основных характеристик федерального
бюджета и распределения расходов на очередной
финансовый год Министерство финансов
РФ:
направляет бюджетные проектировки
федеральным органам исполнительной власти
для распределения по конкретным получателям
средств федерального бюджета;
уведомляет органы исполнительной
власти субъектов РФ о методике формирования
межбюджетных отношений РФ и субъектов
РФ на очередной финансовый год и на среднесрочную
перспективу.
Второй этап формирования федерального
бюджета - распределение федеральными
органами исполнительной власти предельных
объемов бюджетного финансирования на
очередной финансовый год в соответствии
с функциональной и экономической классификациями
расходов бюджетов РФ и по получателям
бюджетных средств, а также разработка
федеральными органами исполнительной
власти предложений о проведении структурных
и организационных преобразований в отраслях
экономики и социальной сфере. Одновременно
формируется перечень федеральных целевых
программ, подлежащих финансированию
из средств федерального бюджета в очередном
финансовом году.
В период с 15 июля по 15 августа
года, предшествующего очередному финансовому
году, Правительство РФ в соответствии
с Законом обязано рассмотреть прогноз
социально-экономического развития России
на очередной финансовый год, уточнить
параметры прогноза социально-экономического
развития России на среднесрочную перспективу,
проект федерального бюджета и проекты
бюджетов государственных внебюджетных
фондов, проект перспективного финансового
плана, другие документы, характеризующие
бюджетно-финансовую политику, представленные
Министерством финансов и федеральными
органами исполнительной власти. Правительство
РФ утверждает проект бюджета и проект
федерального закона о федеральном бюджете
для внесения его в Государственную Думу.
Проект федерального закона
о федеральном бюджете на очередной финансовый
год считается внесенным в срок, если он
доставлен в Государственную Думу до 24
часов 26 августа текущего года.
Одновременно проект федерального
закона о федеральном бюджете на очередной
финансовый год представляется Президенту
Российской Федерации.
В течение суток со дня внесения
проекта федерального закона о федеральном
бюджете на очередной финансовый год в
Государственную Думу Председатель Государственной
Думы направляет его в Комитет по бюджету
Государственной Думы для подготовки
заключения о соответствии представленных
документов и материалов требованиям
ст. 192 Бюджетного кодекса РФ.
На основе заключения Комитета
по бюджету Совет Государственной Думы
или Председатель Государственной Думы
принимает решение о том, что проект федерального
закона о федеральном бюджете на очередной
финансовый год принимается к рассмотрению
Государственной Думой либо подлежит
возвращению в Правительство РФ на доработку.
Доработанный законопроект со всеми необходимыми
документами и материалами должен быть
представлен в Государственную Думу Правительством
РФ в десятидневный срок и вновь рассмотрен
Советом Государственной Думы или Председателем
Государственной Думы.
Составленный Правительством
РФ проект федерального бюджета и проект
закона о федеральном бюджете на очередной
финансовый год представляется в Государственную
Думу в установленный срок.
В соответствии со ст. 193 Бюджетного
кодекса Банк России представляет в Государственную
Думу проект основных направлений единой
государственной денежно-кредитной, политики
на очередной финансовый год. Такой проект
направляется также Президенту России
и Правительству России.
На основании положительного
заключения Комитета по бюджету Совет
Государственной Думы или Председатель
Думы принимает решение о рассмотрении
Государственной Думой проекта закона
о бюджете на очередной финансовый год.
Проект федерального закона
о федеральном бюджете на очередной финансовый
год, принятый к рассмотрению, направляется
Советом Государственной Думы или Председателем
Государственной Думы в Совет Федерации,
комитеты Государственной Думы для внесения
замечаний и предложений, а также в Счетную
палату Российской Федерации на заключение.
Для обеспечения необходимой
степени конфиденциальности рассмотрения
отдельных разделов расходов бюджета
и источников финансирования дефицита
бюджета Государственная Дума утверждает
персональный состав рабочих групп, члены
которых несут ответственность за сохранение
государственной тайны в соответствии
с законодательством РФ.
Государственная Дума рассматривает
проект федерального закона о федеральном
бюджете на очередной финансовый год в
четырех чтениях.
Срок подготовки к первому чтению
- 30 дней со дня внесения проекта закона
о бюджете в Государственную Думу Правительством
РФ.
Предмет первого
чтения - обсуждение концепции бюджета
и прогноза социально-экономического
развития Российской Федерации на очередной
финансовый год, основных направлений
бюджетной и налоговой политики, основных
принципов и расчетов федерального бюджета
и бюджетов субъектов РФ, проект программы
внешних заимствований РФ и основных характеристик
бюджета.
При рассмотрении в первом чтении
проекта федерального закона о федеральном
бюджете на очередной финансовый год Государственная
Дума заслушивает доклад Правительства
РФ, содоклад Комитета по бюджету и содоклад
второго профильного комитета, доклад
Председателя Счетной палаты Российской
Федерации и принимает решение о принятии
или об отклонении законопроекта о федеральном
бюджете.