Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 16:36, дипломная работа
Описание работы
Любое современное рыночное государство базируется на мощной экономической основе, представляющей собой государственный сектор экономики и государственные финансы. Эта сфера охватывает значительную долю природных ресурсов, производственного, непроизводственного и финансового капитала, 40—50% национального дохода страны. Составляя объект единой государственной формы собственности, она может функционировать и развиваться только в плановой форме через механизм согласованного принятия решений. Следовательно, важнейшим элементом управления государственными финансами является планирование, а основным планом — план государственного бюджета. Пожалуй, это единственный государственный финансовый план, имеющий форму юридического закона.
Содержание работы
Введение……………………………………………………………………………...…3 ГЛАВА 1. Характеристика федерального бюджета……..……………………..…….6 1.1 Сущность федерального бюджета и его функции…………………………….….6 1.2 Процесс формирования федерального бюджета……………………………….13 ГЛАВА 2. Фискальные (налоговые) доходы федерального бюджета………...…20 2.1 Источники доходов федерального бюджета……………………………………20 2.2 Налоговые доходы федерального бюджета, их содержание…………………...25 2.3 Анализ состава, структуры и динамики налоговых доходов…………………..28 ГЛАВА 3. Анализ бюджетного дефицита в России…………...…………………34 3.1 Характеристика бюджетного дефицита………………………………………....34 3.2 Проблемы финансирования бюджетного дефицита………………………….41 3.3. Бюджетный дефицит в современной России, с позиций зарубежных стран....44 Заключение………………………………………………………………………...…..56 Список использованной литературы………………………………………………...58
Бюджетная система
– основанная на экономических
отношениях и государственном
устройстве РФ, регулируемая нормами
права совокупность федерального
бюджета, бюджетных субъектов РФ,
местных бюджетов и бюджетов
государственных внебюджетных фондов.
Согласно ст. 10 Бюджетного
кодекса, бюджетная система Российской
Федерации состоит из бюджетов
следующих уровней:
- федерального бюджета
и бюджетов государственных внебюджетных
фондов;
- бюджетов субъектов
РФ и бюджетов территориальных
государственных внебюджетных фондов;
- местных бюджетов.
В России в настоящее
время в структуре доходов
федерального бюджета основная
масса – налоговые доходы (свыше
60%) и меньшая часть, включая таможенные
пошлины, - неналоговые, в том числе
от продажи государственного имущества.
2.3 Анализ состава,
структуры и динамики налоговых доходов.
Налог на добавленную стоимость
(НДС) – косвенный налог на потребление,
который взимается практически со всей
видов товаров и таким образом ложится
на плечи конечного потребителя. На территории
Российской Федерации НДС введен в 1991г.
Сумма НДС, предназначенная к уплате в
бюджет, рассчитывается как разность между
суммами налога, исчисленными со всей
суммы реализованных налогоплательщиком
за приобретенный товар, сырье, материалы,
работы и услуги. Доля НДС в налоговых
доходах федерального бюджета в 2010 г. составила
около 40%.
Налогоплательщиками
НДС признаются:
- организации;
- лица, являющиеся плательщиками
данного налога в связи с
перемещением товаров через таможенную
границу;
- индивидуальные предприниматели.
Если говорить о
налоговых ставках, то налогообложение
по НДС производится по ставкам:
0% - для товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, работ (услуг), непосредственно связанных с перевозкой или транспортировкой товаров, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита и др.;
10% - для продовольственных товаров, по перечню установленному кодексом, товаров для детей, периодических печатных изданий, медицинских товаров
18% - для остальных товаров
При реализации товаров
(работ, услуг) выставляются соответствующие
счета-фактуры не позднее 5 дней
со дня отгрузки товара.
Судя по всему, фискальное
значение НДС будет постепенно
снижаться, а издержки связанные
с ним, неуклонно расти. В итоге
нам придется всерьез задуматься
о существенном уточнении налоговой
базы, объекта налогообложения и
ставок этого эффективного, но
проблемного налога.
Не исключено, что Россия
будет вынуждена пойти по пути
ряда европейских стран, вводя
значительное количество пониженных
ставок, что представляется мерой
не налоговой политики, а социальной
политики.
Акцизы, как и НДС – федеральный
косвенный налог, выступающий в виде надбавки
к цене товара. В настоящее время в налоговых
доходах федерального бюджета они составляют
около 3%.
Плательщиками акцизов
признаются организации, индивидуальные
предприниматели, а также лица, признаваемые
налогоплательщиками в связи
с перемещением товаров через
таможенную границу РФ, определяемые
в соответствии с Таможенным
кодексом РФ.
Объектом обложения
акцизами признаются операции:
- реализация на территории
РФ лицами произведенных ими
подакцизных товаров, в том числе
передача прав собственности
на подакцизные товары на безвозмездной
основе;
-реализация предметов
залога и передача подакцизных
товаров по
соглашению о предоставлении
отступного или новации;
- использование нефтепродуктов
для собственных нужд налогоплательщиками,
имеющими свидетельство на оптовую
или оптово-розничную реализацию;
- ввоз подакцизных товаров
на таможенную территорию РФ
и др. операции в соответствии
со ст.182 гл.22 НК РФ.
Налоговый период для
налогоплательщиков акцизов –
календарный месяц. Исчисленная
сумма налога уменьшается на
установленные НК РФ налоговые
вычеты. Сумма акциза, подлежащего
вычету, должна быть выделена
в расчетных документах и счетах-фактурах,
предъявленных поставщиком покупателю
товара.
Уплата акциза производится
исходя из фактической реализации
(передачи) за истекший налоговый
период не позднее 25-го числа
месяца, следующего за отчетным
месяцем.
Налогоплательщики обязаны
представлять в налоговый орган
по месту своей регистрации
налоговую декларацию в срок
не позднее последнего числа
месяца, следующего за отчетным.
Необходимо отметить,
что с введением в действие
гл.22 НК РФ «Акцизы» вопросы
правового регулирования практики
применения акцизов в РФ поднялись
на качественно новый уровень,
что имеет большое значение
для более полного использования
государством фискальных возможностей
этого налога.
С 2002 г. введен единый налог
на добычу полезных ископаемых взамен
действовавших до этого трех налогов:
на право пользования недрами, акциз на
сырье и налога на воспроизводство материально-сырьевой
базы (гл.26 НК РФ). Сейчас этот налог играет
очень важную роль. Так, в 2009 г. его сумма
в доходах федерального бюджета составила
1127,7 млрд руб. Но в будущем, как прогнозируется,
он будет сокращаться.
Налогоплательщиками
налога на добычу полезных
ископаемых являются организации
и индивидуальные предприниматели,
признаваемые пользователями недр.
Налогоплательщики подлежат
постановке на учет в качестве налогоплательщика
налога на добычу полезных ископаемых
по месту нахождения участка недр, предоставленного
налогоплательщику в пользование в соответствии
с законодательством Российской Федерации
в течение 30 календарных дней с момента
государственной регистрации лицензии
(разрешения) на пользование участком
недр.
Налоговая база определяется
налогоплательщиком самостоятельно
как стоимость добытых каждого
вида полезных ископаемых, за
исключением нефти и газового
конденсата и газа горючего
природного из всех видов месторождений
углеводородного сырья.
Сумма налога по
добытым полезным ископаемым
исчисляется как соответствующая
налоговой ставке (ст. 342 НК РФ) процентная
доля налоговой базы [1].
Еще одним важным источником
федерального бюджета РФ является налог
на прибыль организаций. Налог на прибыль
организаций относится к прямым налогам
и является важнейшим элементом налоговой
системы РФ. Это один из наиболее сложных
налогов с часто меняющейся законодательной
базой. Его значение как источника бюджетного
дохода постепенно меняется по мере развития
российской экономики. В первые годы экономических
реформ именно этот налог был основным
в доходах федерального бюджета, его удельный
вес в общей сумме доходов превышал 50%.
В последующие годы его доля постепенно
снижалась, и это было экономически закономерно,
так как он отражал происходящие в экономике
России процессы. Сейчас он обеспечивает
около 6% всех доходов федерального бюджета.
В целях определения
налоговой базы по налогу на
прибыль, организация должна уменьшить
полученные доходы на величину
расходов, за исключением расходов,
не учитываемых в целях налогообложения
прибыли. При этом учитываются
только обоснованные и документально
подтвержденные расходы. Обоснованными
считаются экономически оправданные
затраты в денежной оценке.
Налоговые ставки на
доходы иностранных организаций
не связанные с деятельностью
в РФ через постоянное представительство,
устанавливаются в следующих
размерах:
1) 10% - от использования, содержания
и сдачи в аренду судов, самолетов
и др. транспортных средств и
контейнеров в связи с осуществлением
международных перевозок;
2) 20% - со всех остальных
доходов, за исключением доходов
по ценным бумагам.
По доходам, полученным
в виде дивидендов, применяются
следующие ставки:
6% - по доходам в виде дивидендов, полученным от российских организаций российскими организациями и физическими лицами – налоговыми резидентами РФ;
15% - по доходам, полученным в виде дивидендов от российских организаций иностранными организациями, а также по доходам, полученным в виде дивидендов российскими организациями от иностранных организаций.
Налог определяется
как соответствующая налоговой
ставке процентная доля налоговой
базы по ст.274 НК РФ. Сумма налога
по итогам налогового периода
определяется налогоплательщиком
самостоятельно, за исключением
случаев, когда налог удерживается
у источника получения дохода.
Кардинальные изменения
произошли в налоге на прибыль
с 1 января 2002 г., что определено в
гл. 25 НК РФ. Совокупная ставка
налога снижена с 35 до 24% с одновременной
отменой всех льгот. Реформирование
налогообложения прибыли предусматривает:
снятие ограничений. На возможность
отнесения налогоплательщиками
на затраты таких расходов, связанных
с извлечением прибыли, как расходы
на рекламу, медицинское и имущественное
страхование, принятие к вычету
всех необходимых документально
подтвержденных производственных
расходов, установление единой ставки
налога для всех сфер деятельности;
либерализации амортизационной
политики. Отметим некоторые спорные
моменты в новом порядке налогообложения
прибыли, касающиеся большинства организаций
– плательщиков. В настоящее время просматривается
общеевропейская тенденция снижения ставки
корпоративного налога на прибыль, таким
образом, формально Россия «идет в ногу»
с современной налоговой практикой развитых
стран. Вместе с тем есть и явное «забегание
вперед», что касается в первую очередь
полномасштабной отмены льгот по налогу
на прибыль.
Единый социальный налог был
введен с 1 января 2001 г., он носит целевой
характер, поскольку предназначен для
мобилизации средств на реализацию права
граждан на государственное пенсионное
и социальное обеспечение и медицинскую
помощь. На данный момент он обеспечивает
около 5% поступлений в федеральный бюджет.
В целях дальнейшей
стабилизации налогового бремени
с 1 января 2008г. снижены ставки единого
социального налога (далее ЕСН) и
страховых взносов в Пенсионный
фонд РФ. Такой подход обеспечит
реальное снижение ЕСН для
работодателей в тех отраслях,
где оплата труда невысока
и которые не могли воспользоваться
регрессивной шкалой налогообложения.
Не секрет, что непомерная нагрузка
на фонд заработной платы вынуждает
многих работодателей выплачивать
«черную» зарплату.
До 2008 года многие предприятия
не пользовались регрессивными
ставками ЕСН, поскольку размеры
оплаты труда в этих организациях не соответствуют
условиям применения регрессии. Накопленная
с начала года величина налоговой базы
в среднем на одно физическое лицо, поделенная
на количество месяцев в текущем налоговом
периоде, составляла менее 2,5 тыс.руб.
С 2008г. введена в действие
гл. 25.2 «Водный налог». В Налоговом кодексе
РФ установлены все элементы налога: налогоплательщики,
объекты налогообложения, налоговая база,
налоговые ставки, порядок исчисления
налога, порядок и сроки его уплаты.
После трех лет тяжелых
дискуссий и обсуждений принята
и с 1 января 2008 года введена в
действие гл. 25.3 «Государственная
пошлина». Это показательный и
очень важный факт, даже с общеправовой
точки зрения, потому что с
помощью этой главы удалось решить
задачу разграничения платежей налогового
и неналогового характера. Теперь наряду
с конституционной нормой о том, что каждый
должен уплачивать законно установленные
налоги, появляется возможность реализовать
зеркальный по отношению к ней принцип,
согласно которому ни на кого не может
быть возложена обязанность уплачивать
какие-либо платежи, обладающее всеми
признаками налога и сбора, если они прямо
не поименованы в НК РФ. Обращаясь в те
или иные уполномоченные государственные
органы за совершением юридически значимых
действий, налогоплательщик должен платить
в размере, предусмотренных НК РФ. При
этом размеры государственной пошлины
во многих случаях снижены, а по большинству
позиций установлены ее предельные размеры.
ГЛАВА 3. Анализ бюджетного
дефицита в России
3.1.Характеристика
бюджетного дефицита.
Как правило, дефицит государственного
бюджета отражает неустойчивое положение
в хозяйственной, финансовой деятельности,
покрывается за счет изыскания внутренних
источников финансирования, государственных
займов, иногда – за счет эмиссии бумажных
денег, не подкрепленных товарной массой.
Как правило, бюджетный дефицит связан
с инфляцией. Внешним источником финансирования
бюджетного дефицита служат кредиты международных
финансовых организаций, главным образом
МВФ.
Бюджетный дефицит – это финансовое
явление, не обязательно относящееся к
разряду чрезвычайных, исключительных
событий. В современном мире нет государства,
которое в те или иные периоды своей истории
не сталкивалось бы с бюджетным дефицитом.
Следует отметить, что государственные
бюджеты западных стран с развитой рыночной
экономикой так же хронически дефицитны.
Однако в условиях относительно устойчивого
экономического положения бюджетные дефициты
не рассматриваются как катастрофически
отрицательные экономические показатели.
Известный английский экономист Дж. М.
Кейнс в целях ''взбадривания'' экономического
роста и обеспечения полной занятости
рекомендовал проводить политику дефицитного
финансирования. И в этом, безусловно,
есть рациональное звено.