Формирование доходов федерального бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 16:36, дипломная работа

Описание работы

Любое современное рыночное государство базируется на мощной экономической основе, представляющей собой государственный сектор экономики и государственные финансы. Эта сфера охватывает значительную долю природных ресурсов, производственного, непроизводственного и финансового капитала, 40—50% национального дохода страны. Составляя объект единой государственной формы собственности, она может функционировать и развиваться только в плановой форме через механизм согласованного принятия решений.
Следовательно, важнейшим элементом управления государственными финансами является планирование, а основным планом — план государственного бюджета. Пожалуй, это единственный государственный финансовый план, имеющий форму юридического закона.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...…3
ГЛАВА 1. Характеристика федерального бюджета……..……………………..…….6
1.1 Сущность федерального бюджета и его функции…………………………….….6
1.2 Процесс формирования федерального бюджета……………………………….13
ГЛАВА 2. Фискальные (налоговые) доходы федерального бюджета………...…20
2.1 Источники доходов федерального бюджета……………………………………20
2.2 Налоговые доходы федерального бюджета, их содержание…………………...25
2.3 Анализ состава, структуры и динамики налоговых доходов…………………..28
ГЛАВА 3. Анализ бюджетного дефицита в России…………...…………………34
3.1 Характеристика бюджетного дефицита………………………………………....34
3.2 Проблемы финансирования бюджетного дефицита………………………….41
3.3. Бюджетный дефицит в современной России, с позиций зарубежных стран....44
Заключение………………………………………………………………………...…..56
Список использованной литературы………………………………………………...58

Файлы: 1 файл

работа.docx

— 102.08 Кб (Скачать файл)

3. Величина бюджетного  дефицита, о чем свидетельствует  мировой опыт, не должна превышать  предельно допустимого размера, определяемого в 2-3% от выпуска  валового  продукта. Наличие дефицита, превышающего предельно допустимые  размеры, требует осуществления  таких мер, которые привели бы  к его сокращению.

4. Для покрытия бюджетного  дефицита могут использоваться  разнообразные формы государственного  кредита (как внутреннего, так и  внешнего). Работа печатного станка, приводящая к эмиссии, не обусловленной  потребностями товарооборота, должна  расцениваться как мера, грубо  нарушающая законы денежного  обращения, а потому недопустимая. Дефицит может покрываться только  на заемной основе путем размещения  на финансовом рынке бумаг.

5. Для преодоления бюджетного  дефицита необходимо ''лечение'' самой  экономики, ибо без обеспечения  динамизма в ее развитии и  реально ощутимой эффективности  невозможно добиться финансовой  устойчивости страны, какие бы  прогрессивные меры не применялись  при этом.

Неоправданными являются меры, в основе которых лежит идея в короткий срок во что бы не стало добиться равновесия между доходами и расходами бюджета, ликвидировать бюджетный дефицит. Подобное стремление, не подкрепленное реальными шагами в направлении стабилизации самой экономики, лишь осложнит и без того трудную финансовую ситуацию в стране, создаст ненужные преграды на пути достойного выхода из кризиса.

В программу конкретных мер по сокращению бюджетного дефицита следует включать и последовательно проводить в жизнь такие меры, которые, с одной стороны, стимулировали бы притоки денежных средств в бюджетный фонд страны, а с другой способствовали бы сокращению расходов. Сюда относятся:

1. Изменение направлений  инвестирования бюджетных средств  в отрасли народного хозяйства  с целью значительного увеличения  финансовой  отдачи от каждого  бюджетного рубля.

2. Стремление к уменьшению  некоторых статей расхода на  содержание административно–управленческого  аппарата (министерств, ведомств, Администрации  Президента Российской Федерации).

3. Упорядочение налоговой  системы, уменьшение количества  налогов и увеличение собираемости  налогов, сборов, таможенных пошлин  и т. п. Все это, а также уменьшение  ставки налогов, создаст благоприятные  условия для обеспечения капиталовложений  и, следовательно, оживления производства.

4. Необходимо вести решительную  борьбу с инфляцией, добиться  стабилизации денежного обращения  в стране. Необходим контроль за ценами и заработной платой путем установления пределов их роста.

5. Укрепление финансовой  дисциплины, упорядочение расчетов  между предприятиями, увеличение  рентабельности работы предприятий  промышленности и сельского хозяйства.

6. Устранению кризисных  явлений также будет способствовать  выплата внешних долгов. Одна  из важнейших задач – добиться  прекращения оседания в зарубежных  банках части выручки от экспорта.

7. Нужно добиться уменьшения  спада промышленного и сельскохозяйственного  производства, его стабилизации. Необходима  разработка плана восстановления  народного хозяйства.

8. Необходимо увеличить  долю бюджетных заимствований  в небанковском секторе за  счет привлечения средств населения, предприятий, организаций и других  инвесторов; расширить круг государственных  ценных бумаг для населения. Для  поддержания сбалансированности  внутреннего финансирования рынка  должна быть обеспечена необходимая  координация выпуска федеральных, региональных, муниципальных займов.

9. С целью стимулирования  иностранных инвесторов, продолжать  совершенствование системы финансовых, валютных и таможенных льгот. Это создаст более благоприятный режим для привлечения иностранного капитала в нашу экономику.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3. Бюджетный дефицит  в современной России, с позиций зарубежных стран.

 

Дефицит федерального бюджета 2012 года составил 12,8 миллиарда рублей, или 0,02 процента ВВП. Об этом говорится в официальном пресс-релизе Минфина. Доходы бюджета составили 12,858 триллиона рублей, а расходы - 12,871 триллиона.

 

Таблица 2. Исполнение федерального бюджета за 2012 год (млрд.рублей).

 

Период

Доходы

Расходы

Профицит, дефицит (-)

Январь

1059,6

1032,4

27,2

Январь-февраль

1866

2065,6

-199,7

I квартал

2966,3

3036,5

-70,2

Январь-апрель

4058,7

4110

-51,4

Январь-май

5083,3

4951,2

132,1

I полугодие

6200,4

5929,7

270,7

Январь-июль

7245,9

6960,8

285,1

Январь-август

8352,1

7819,7

532,3

Январь-сентябрь

9385,4

8714,2

671,2

Январь-октябрь

10453,2

9729,4

723,9

Январь-ноябрь

11404,8

10611,1

793,7

Год

12855,5

12895,0

-39,4


 

 

Примечательно, что бюджет не исполнен до конца ни по расходам, ни по доходам - по доходам он составил 99,6 процента от плана, по расходам - 99,3 процента от плана.

Больше всего средств бюджет получил от Федеральной таможенной службы, которая принесла государству 6,48 триллиона рублей. Сборы налогов составили 5,16 триллиона, а Росимущество отправило в бюджет 230,5 миллиарда рублей. Остальные средства были получены за счет других федеральных органов.

Согласно утвержденному в конце 2012 года бюджету на следующие 12 месяцев, доходы бюджета составят 12,87 триллиона рублей, расходы - 13,39 триллиона. Таким образом, дефицит составит 521 миллиард рублей, или 0,8 процента ВВП.

При этом не исключено, что из-за колебаний цен на нефть на мировом рынке прогноз по дефициту будет изменен в ту или иную сторону. Так, в бюджете-2012 изначально говорилось, что дефицит составит полтора процента ВВП. Аналогичная ситуация возникла и в 2011 году, причем тот год стране удалось даже закончить с профицитом бюджета в 0,3 процента ВВП [9].

Коллегия Счетной палаты утвердила оперативный доклад о ходе исполнения федерального бюджета за январь — март 2013 года. Эксперты указали на ряд проблем, требующих особого внимания правительства Российской Федерации.

"Наблюдающееся замедление  экономического роста в России  на фоне нестабильного состояния  мирового хозяйства, ухудшение ряда  показателей платежного баланса, невысокая кредитная активность  банковского сектора по предоставлению  кредитов нефинансовым организациям  требуют выработки и реализации комплекса системных мер, направленных на поступательное развитие экономики страны за счет внутренних источников роста", — говорится в сообщении Счетной палаты.

"В целях стимулирования  внутреннего спроса целесообразно  принять меры по увеличению  расходов в инфраструктурные  проекты, а также активизировать  инвестиционную деятельность, направленную  на обновление и модернизацию  материально-технической базы", —  добавили в ведомстве.

Принятие дополнительных мер требуется и в отношении дальнейшего совершенствования бюджетного процесса, указали специалисты.

Не все нормативные правовые акты, необходимые для исполнения федерального бюджета на 2013 год, приняты до начала финансового года. Исполнение расходов по разделам бюджетной классификации осуществлялось в отчетном периоде неравномерно: от 5,3 % годовых назначений по разделу "Жилищно-коммунальное хозяйство" до 34,8 % по разделу "Национальная оборона". Также отмечается, что неудовлетворительно исполнены бюджетные назначения значительной частью министерств и ведомств. Уровень прямой государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей при проведении весенних полевых работ не превысил 8% предусмотренного годового объема, субсидии на возмещение части затрат на приобретение элитных семян перечислены только 7 субъектам РФ, что может привести к срывам в проведении весенних полевых работ. За январь — февраль 2013 года не осуществлялись расходы по 19 ФЦП.

В утвержденный федеральный бюджет на 2012 - 2014 годы вносилось множество изменений. Так в результате доходы по сравнению с первоначально утвержденными параметрами  увеличены на 34,9%, в 2012 году - на 27,5%, в 2013 году - на 28,6%, расходы - на 6,9%, 17,4%,19% соответственно, объем профицита превысил установленный в 2012 году в 26,2 раза рублей [12].

В условиях формирования федерального бюджета на трехлетний период и реализации принципов бюджетного планирования, ориентированного на результат, прогноз должен с большой степенью точности и надежности определять исходные условия для разработки проекта федерального бюджета, иметь целевой характер, то есть отражать результаты реализации поставленных целей и задач в среднесрочной перспективе.

В Бюджетном послании отмечено, что Нынешняя структура российской экономики еще не отвечает современным требованиям динамично развивающейся страны, существенно отличается от структуры экономики развитых стран, где высок удельный вес образования, науки, здравоохранения.

Доля расходов на образование и социальную защиту в общем объеме расходов бюджетной системы Российской Федерации ниже, чем в большинстве стран, а на здравоохранение - ниже всех развитых стран. При этом на 2012 - 2014 годы предусматривается снижение доли бюджетных расходов на здравоохранение и образование в общем объеме расходов бюджетной системы Российской Федерации. Низкой остается в России доля бюджетных расходов и на защиту окружающей среды, которая существенно меньше аналогичного показателя в экономически развитых странах. Вместе с тем на высоком уровне сохраняется доля расходов на жилищно-коммунальное хозяйство.

Объем доходов федерального бюджета законопроектом увеличивается в 2014 году на 43,2% по сравнению с законодательно утвержденным показателем на 2012 год , при этом их доля в ВВП снижается с 21,2% в 2012 году до 19% в 2014 году.

Доля доходов без учета нефтегазовых доходов в общем объеме прогнозируемых доходов федерального бюджета увеличивается с 52,6% в 2008 году до 63,9% в 2014 году, в ВВП - с 11,2% до 12,1%, а доля нефтегазовых доходов снижается до 36,1% и 6,9% соответственно.

Основную долю доходов федерального бюджета в 2014 году по-прежнему будут составлять доходы от уплаты НДС - 35% (25,7% в 2008 году), таможенных пошлин - 33,4% (38,5%), НДПИ - 11,5% (16,3%), налога на прибыль организаций - 7,3% (7,2%).

Доходы федерального бюджета от уплаты налога на прибыль организаций, НДС, акцизов, вывозных таможенных пошлин требуют дополнительного обоснования и (или) уточнения. Имеются расхождения между показателями, содержащимися в прогнозе, и показателями, используемыми в расчетах поступлений от ряда налогов. Представляется необходимым в состав показателей прогноза включать те показатели, которые действительно будут использоваться при осуществлении расчетов доходов федерального бюджета.

Неналоговые доходы в 2014 году по сравнению с 2012 годом увеличатся на 24,1% за счет увеличения доходов от внешнеэкономической деятельности, доходов от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, платежей при пользовании природными ресурсами.

Объем расходов в проекте федерального бюджета предусмотрено увеличить в 2014 году по сравнению с 2012 годом на 4 295,8 млрд. рублей, или на 61,2%, при этом их доля в ВВП увеличивается с 16,6% в 2012 году до 16,7% в 2014 году.

Для более глубокого рассмотрения и понимания предмета исследования, необходимо ознакомиться с проявлениями бюджетного дефицита в других странах и в первую очередь, в странах с развитыми рыночными отношениями.

Практически невозможно представить себе государство, в котором  безупречно работают все финансово-экономические рычаги, стимулирующие приток средств в бюджет, а государственные расходы не превышают доходов. Как свидетельствует мировой опыт, примеров стран, в которых оптимально решены проблемы бюджетного дефицита, немного -   это, прежде всего,  Германия, Япония и Швейцария.

Даже Соединённые Штаты Америки на протяжении длительного периода ежегодно имеют ощутимый дефицит государственного бюджета, который в последние годы достигает 200 млрд. долларов в год, что составляет 15-20 % всех расходов или 3-6 % валового внутреннего продукта. Больше того, проблема дефицита (увеличения внутреннего долга и расходов на его обслуживание) долгое время является одной из основных проблем внутренней политики США.

 

По опыту США, обслуживание Государственного долга (имеется в виду оплата процентов заимодателям) является тяжелой ношей для любого государства, так как постоянно оттягивает на себя определенную долю оборотных средств и приводит к увеличению дефицита бюджета государства. В свою очередь рост последнего обременяет экономику необходимостью постоянного изыскания средств для его погашения и, как следствие, приводит к новому витку роста как внутреннего, так и внешнего долга государства. Круг замыкается, и для того, чтобы его разорвать необходимо видоизменение экономической политики страны и, прежде всего законодательной базы, кардинальное реформирование  банковской системы (в первую очередь, снижение ставки банковского процента), пересмотр системы льготирования, оптимизация налоговой политики.

Даже беглое рассмотрение мирового опыта проявления бюджетного дефицита показывает, что многие процветающие сегодня страны, имели в прошлом значительные дефициты государственного бюджета. Так США, в тяжелые 1943-1945 годы, имели дефицит государственного бюджета в размере 105-230 % от уровня доходов, или 50-70 % от расходов, или 22-31% от валового внутреннего продукта. В США, Германии, Великобритании и Франции, начиная с 1974 г. не было ни одного государственного бюджета, не имевшего дефицита. К началу  90-х годов бюджетный дефицит в расходной части бюджета США составлял - 11,6%, во Франции составлял 9,6%, в Японии - 15,6%, Италии -25,2%.

Информация о работе Формирование доходов федерального бюджета