Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2015 в 19:14, дипломная работа
Цель дипломной работы – провести анализ стратегии конкурентоспособности торгового предприятия магазина «Продукты», разработать предложения по её повышению.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
изучить теоретические основы и сущность конкурентоспособности, изучить основные факторы, определяющие стратегию конкурентоспособности торгового предприятия;
выявить сильные и слабые стороны предприятия магазина «Продукты» и его конкурентов, провести SWOT-анализ предприятия;
разработать пути и меры по повышению стратегии конкурентоспособности торгового предприятия.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………
4
ГЛАВА 1. Методологические основы изучения конкурентоспособности товаров и услуг на рынке…………………………………………………………………………..
1.1. Общая характеристика видов конкуренции………………………………
1.2. Понятие и сущность конкурентоспособности……………………………
1.3. Факторы, определяющие конкурентоспособность товаров и услуг……
1.4. Уровни конкурентоспособности предприятий…………………………
1.5.Маркетинг как инструмент повышения конкурентоспособности предприятия...........................................................................................................
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА СТРАТЕГИИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ……...
2.1. Общая характеристика предприятия………………………………………
2.2. Финансово-экономические показатели фирмы…………………………..
2.3. Внешняя и внутренняя среда магазина «Продукты»…………………….
2.4. Анализ сильных и слабых сторон магазина «Продукты» и его конкурентов……………………………………………………………………..
ГЛАВА 3. СТРАТЕГИЯ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ МАГАЗИНА «ПРОДУКТЫ»………
3.1 Формирование стратегии конкурентоспособности……………………….
3.2. Переход магазина на самообслуживание…………………………………
3.2.1. Расширение ассортимента продукции…………………………………..
3.3.2. Продвижение товаров на рынок…………………………………………
3.3.3 Автоматизация учета продаж…………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……..…………
К основным элементам внешней ближней среды коммерческого предприятия относятся:
Каждый структурный элемент внешней или внутренней среды предприятия характеризуется конкретной функцией, для осуществления которой он и предназначен. Эти функции различаются целевым назначением, составом объектов и субъектов, вовлекаемых в реализацию функциональных процессов, номенклатурой и объемом привлекаемых ресурсов, характером и результатами воздействия на объекты инфраструктуры предприятия.
Следует отметить, что любое воздействие со стороны различных структурных элементов внешней среды воспринимается субъектом коммерческой деятельности следующим образом:
Отсюда следует, что поведение субъектов коммерческой деятельности определяется характером, направленностью и силой воздействия со стороны элементов инфраструктуры внешней среды на элементы его ближайшего окружения (например, на владельцев и/или персонал предприятия, на состав и/или параметры используемых ресурсов, оборудования, процессов производства и/или управления предприятием и т.п.). Состав и характеристики элементов инфраструктуры внешней и внутренней среды предприятия, оказывающих влияние на элементы его внутренней среды, следует рассматривать как внешние и внутренние факторы конкурентоспособности товара.
Таблица 1.
Перечень внешних факторов и их влияние на конкурентоспособность товаров
№ п/п |
Внешний фактор конкурентного преимущества |
Качественная оценка влияния на конкурентоспособность товаров |
1 |
Уровень конкурентоспособности страны |
С повышением этого показателя улучшаются все показатели конкурентоспособности товара |
2 |
Уровень конкурентоспособности отрасли |
- |
3 |
Уровень конкурентоспособности региона |
- |
4 |
Уровень конкурентоспособности организации, выпускающей товар |
- |
5 |
Сила конкуренции на выходе организации (среди конкурентов) |
Увеличение силы (интенсивности) конкуренции повышает конкурентоспособность товара |
6 |
Сила конкуренции на входе организации (среди поставщиков сырья, материалов, комплектующих изделий и других компонентов) |
- |
7 |
Сила конкуренции среди товаров-заменителей |
- |
8 |
Появление новых потребностей |
Снижает конкурентоспособность товаров |
9 |
Уровень организации производства, труда и управления у посредников и потребителей товаров, выпускаемых организацией |
С повышением этого показателя повышается конкурентоспособность товаров |
10 |
Активность контактных аудиторий (общественных организаций, средств массовой информации и т.д.) |
С повышением активности контактных аудиторий повышается конкурентоспособность товаров |
Таблица 2.
Перечень внутренних факторов и их влияние на конкурентоспособность товаров
№ п/п |
Внутренний фактор конкурентного преимущества |
Качественная оценка влияния на конкурентоспособность товаров |
1 |
Патентоспособность (новизна) и уровень патентно-правовой защиты конструкции (структуры, состав) товара |
С повышением показателей данного фактора повышается конкурентоспособность товаров |
2 |
Рациональность организационной и производственной структур предприятия |
При условии обеспечения рациональности соответствующих структур и процессов способствует повышению конкурентоспособности товаров |
3 |
Конкурентоспособность персонала организации |
С повышением данного показателя повышается конкурентоспособность товаров |
4 |
Прогрессивность информационных технологий |
С увеличением удельного веса прогрессивных технологий повышается конкурентоспособность товаров |
5 |
Прогрессивность технологических процессов и оборудования |
- |
6 |
Научный уровень системы управления (менеджмента) |
С увеличением количества применяемых научных подходов, принципов и современных методов управления повышается конкурентоспособность товаров |
7 |
Обоснованность миссии организации |
При условии ориентированности миссии на достижение, поддержание и повышение конкурентоспособности организации способствует повышению конкурентоспособности товаров |
Для лучшего понимания сущности влияния данных факторов на конкурентоспособность товаров их целесообразно рассматривать в рамках следующих однородных групп:
1.4. Оценка конкурентоспособности товаров
Конкурентоспособность товара в общем случае определяется тремя необходимыми элементами:
В некоторых источниках авторы отмечают, что в любой отрасли экономики - неважно, действует она только на внутреннем рынке или на внешнем тоже, - суть конкуренции выражается пятью силами:
Дифференциация - это способность обеспечить покупателя уникальной и большей ценностью в виде нового качества товара, особых потребительских свойств или послепродажного обслуживания.
Правильность результата оценки конкурентоспособности и принимаемые в дальнейшем решения в значительной степени зависит от выбора базы сравнения. Базой сравнения могут выступать:
Если базой сравнения является потребность покупателей, осуществляется выбор номенклатуры и установление величин параметров потребности покупателей, оцениваемой и конкурирующей продукции, которыми потребитель пользуется при оценке продукции на рынке, а также весомости этих параметров, в общем, их наборе.
Когда за базу сравнения принимается величина необходимого потребителю полезного эффекта продукции, а также сумма средств, которые потребитель готов израсходовать на приобретение, и потребление продукции, выделяются сам полезный эффект в качестве эталона или сумма средств.
Если оцениваемая продукция имеет конкурента, то товар - образец моделирует потребность и выступает в качестве материализованных требований, которым должна удовлетворять продукция, подлежащая оценке.
Стремясь к приобретению товара, в наибольшей степени соответствующего потребности, покупатель в то же время придает большое значение всем затратам, которые будут с этим связаны. Для него покупка товара означает лишь исходный пункт удовлетворения потребности в течение определенного периода. Для многих видов товаров реализация полезного эффекта (полезных свойств товара) достигается в ходе эксплуатации, связанной с дополнительными расходами - на ремонт, регулировку, расход энергоресурсов, вспомогательных материалов и т.д. Таким образом, при удовлетворении потребности покупатель несет расходы как по приобретению товара, так и по его потреблению, В целом эти затраты представляют собой сумму, называемую ценой потребления.
4. Организационные параметры. Они включают:
а) систему скидок;
б) условия платежей и поставок;
в) комплектность поставки;
г) сроки и условия гарантий и т.д.
Следует также учитывать, что потребители на рынке не выступают единым целым - они по-разному реагируют даже на один и тот же товар. Это имеет значение при оценке конкурентоспособности товаров, В ряде случаев для оценки конкурентной позиции отдельных товаров на рынках используют матричный метод. Для этого применяют два показателя: качество и цену.
Рекомендуется такую оценку осуществлять в следующей последовательности:
1. Анализируемые товары и товары
главных конкурентов на
2. Все исследуемые товары
3. Для всей совокупности
4. Подобная процедура
5. Определяется острота
6. Корректируется производственно-сбытовая политика организации с точки зрения качества и цены выпускаемой продукции. Рынок сбыта определяется исходя из принципа предпочтительности деятельности на рынках, где острота конкурентной борьбы наименьшая.
В современных рыночных условиях России важнейшими факторами маркетинговой среды предприятий и одними из основных объектов маркетинговых исследований являются конкуренция и конкурентоспособность, которые представляют собой фундаментальные и неотъемлемые атрибуты любой рыночной экономики, в том числе и развивающейся, и являются, в конечном итоге, необходимыми условиями развития предпринимательской деятельности.
Показателем признания ведущей роли конкуренции при формировании рыночных отношений является то, что в большинстве стран мира, к настоящему времени, приняты законы о конкуренции и созданы национальные органы, занимающиеся этими вопросами.
Информация о работе Формирование стратегии конкурентоспособности