Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июля 2012 в 23:58, курсовая работа
Целью настоящей работы является изучение места государственного бюджета в финансовой системе страны, рассмотрение содержания, составления и утверждения бюджета в Республике Беларусь.
Для достижения указанных целей поставлены следующие задачи:
1. рассмотреть содержание республиканского бюджета, его места в бюджетной системе;
2. проанализировать доходы и расходы, включаемые в проект республиканского бюджета Республики Беларусь;
3. ознакомится с организацией составления, рассмотрения и утверждения республиканского бюджета.
Введение……………………………………………………………………..
5
1. Содержание республиканского бюджета, его место в бюджетной системе………………………………………………………………………
7
2. Доходы и расходы, включаемые в проект республиканского бюджета
13
3. Организация составление, рассмотрение и утверждение республиканского бюджета………………………………………….……………….
4. Исполнение бюджета……………………………………………………
21
27
Заключение………………………………………………………………….
32
Список использованной литературы……………………………………...
33
Содержание
Введение………………………………………………………… | 5 |
1. Содержание республиканского бюджета, его место в бюджетной системе…………………………………………………………… |
7 |
2. Доходы и расходы, включаемые в проект республиканского бюджета | 13 |
3. Организация составление, рассмотрение и утверждение республиканского бюджета………………………………………….……………… 4. Исполнение бюджета…………………………………………………… |
21 27 |
Заключение…………………………………………………… | 32 |
Список использованной литературы……………………………………... | 33 |
5
Введение
В современных условиях хозяйствования, когда повышается роль государства в регулировании экономических процессов, особенно важно изменить направления вложения бюджетных средств с целью стратегического направления развития экономики, создания необходимой производственной инфраструктуры, концентрировать бюджетные финансовые ресурсы на приоритетных направлениях развития экономики государства.
В условиях перехода к рынку, внедрения полного хозяйственного расчета и самофинансирования средства государственного бюджета сосредоточиваются, прежде всего, на структурной перестройке экономики, нацеленной:
- на финансовое обеспечение целевых комплексных программ ускорения научно-технического прогресса;
- обеспечение социальной направленности государственного бюджета, ее стабильности и создания условий для роста уровня жизни населения;
- государственную поддержку структурной перестройки бюджета в бюджетной системе путем предоставления налоговых и кредитных льгот.
Государственный бюджет в новых условиях хозяйствования способствует: повышению устойчивости доходной части бюджета, укреплению денежного обращения финансовой стабилизации, подготовке и переподготовке кадров для народного хозяйства, использованию льготного налогового режима, стимулирует научные исследования.
Целью настоящей работы является изучение места государственного бюджета в финансовой системе страны, рассмотрение содержания, составления и утверждения бюджета в Республике Беларусь.
Для достижения указанных целей поставлены следующие задачи:
1. рассмотреть содержание республиканского бюджета, его места в бюджетной системе;
2. проанализировать доходы и расходы, включаемые в проект республиканского бюджета Республики Беларусь;
3. ознакомится с организацией составления, рассмотрения и утверждения республиканского бюджета.
Объектом исследования является республиканский бюджет.
В ходе выполнения курсовой работы был использован широкий перечень литературных источников, среди которых нормативные и законодательные документы, периодические издания, учебная и научная литература. При выполнении была использована методика содержания, составления, рассмотрения и утверждения бюджета изложенная в таких учебных пособиях, как: «Государственный бюджет» Корженевской Г.М., «Теория финансов» под редакцией Н.Е.Заяц, «Государственный бюджет» Л.М.Тетериной.
1 Содержание Республиканского бюджета, его место в бюджетной системе
Бюджет как особая система общественных отношений исторически возникает и действует там, где существует государство с развитыми товарно-денежными отношениями. История финансов свидетельствует, что бюджет не является институтом, присущим государству на всех стадиях его развития. Бюджет появляется не тогда, когда государство производит расходы и добывает необходимые для этого средства, а когда оно в своей финансовой деятельности составляет смету доходов и расходов на определённый период.
На начальных этапах своего развития государство имело возможности значительную часть своих расходов покрывать за счет даней, контрибуций, рабского труда, поступлений от государственных хозяйств. Однако как расходы, так и доходы государства носили стихийный характер, пополнялись по мере потребностей. С развитием товарно-денежных отношений, а вслед за ними - и государственных институтов, расширяются функции государства. Государство начинает осуществлять созидательные функции: строить города, дороги, оказывать поддержку неимущим гражданам. В этих условиях появляется необходимости и возможность покрывать растущие потребности государства денежными сборами, налогами, денежными пошлинами. Это приводит к тому, что начинают составляться разрозненные сметы затрат и доходов, которые впоследствии обретают форму объединенных государственных ресурсов - государственного бюджета. Впервые бюджеты начали составляться в Англии в конце 17 века, а к концу 18 века практически все государства Европы имели собственные плановые сметы доходов и расходов казны на текущий год.
Таким образом, бюджет имеет все признаки, присущие экономической категории, а также выражает совокупность определённых экономических отношений.
Государственный бюджет как экономическая категория представляет собой совокупность экономических отношений по поводу формирования и использования государственного централизованного фонда денежных средств. Экономические отношения - главный сущностный признак бюджета, который раскрывает его природу и значимость в воспроизводственных процессах. Бюджет также можно определить как основной финансовый план централизованных государственных доходов и расходов. Существенный признак бюджета - его плановость. Это план управления финансовыми ресурсами на очередной период, программ государственного развития. Материальное воплощение бюджет обретает в реальном процессе поступления и использования централизованного фонда денежных средств на общегосударственные нужды. Конкретная величина бюджетных фондов зависит от ряда факторов: уровня развития экономики, типа государства, приоритетов внутреннего и внешнего развития, национальных особенностей и др.
Роль бюджета выражается в том, что он является важнейшим рычагом воздействия на ход общественного воспроизводства и стимулирования экономического роста, посредством налогов, направления мобилизованных ресурсов на развитие приоритетных отраслей. Путем изменения уровня государственных доходов и расходов правительства могут осознанно изменять объем совокупного спроса (величину потребительских и инвестиционных расходов) и тем самым влиять на колебания экономической конъюнктуры. В связи с этим различают экспансивную (расширительную) и рестриктивную (ограничительную) бюджетные политики. Первая выражается в увеличении государственных расходов и снижении уровня налогообложения, что позволяет преодолевать экономические кризисы и ускорять экономический рост. Вторая означает уменьшение расходов и повышение налогов, что позволять ослабить инфляцию и нормализовать хозяйственную конъюнктуру. С помощью государственного бюджета происходит перераспределение национального дохода, национального богатства. Основные каналы распределения национального дохода через государственный бюджет следующие:
между сферами производства товаров и услуг;
между трудоспособными и нетрудоспособными гражданами;
между отдельными отраслями национальной экономики и сферами общественной деятельности;
между отдельными регионами государства.
Сущность бюджета реализуется через его функции: мобилизацию денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения государственных потребностей, а также контроль за своевременностью и полнотой поступления финансовых ресурсов в распоряжение государства, эффективностью их использования.
Форма реализации объективных функций бюджета выражается в бюджетном механизме. Бюджетный механизм применяется для проведения крупных структурных сдвигов, развития наукоемких производств, прогрессивных научно-технических перемен в национальном хозяйстве, подъема отстающих регионов.
Использование бюджетного механизма для регулирования экономики осуществляется посредством маневрирования поступающими бюджетными средствами. Маневрирование бюджетными средствами позволяет целенаправленно влиять на темпы и пропорции развития общественного воспроизводства.
Для благоприятного воздействия бюджета на общественные процессы в условиях становления рыночных отношений создаются определённые предпосылки и соблюдаются основополагающие принципы бюджетного регулирования. К ним можно отнести устойчивость денежного обращения в стране, наличие законодательных актов, определяющих рамки и содержание бюджетного процесса в стране, обязанности, права и взаимоотношения его участников.
Для выполнения своих функций бюджету требуется разветвленная сеть звеньев, которая обеспечила бы ему концентрацию денежных средств и финансирование программ и мероприятий на различных уровнях управления.
Республиканский бюджет является центральным звеном бюджетной системы, взаимосвязан со всеми её звеньями. Центральное место бюджета в системе финансовых планов государства определяет:
1. Концентрация основных государственных расходов и финансирование основных государственных расходов.
2. Составление и использование бюджета тесно связано с составлением других финансовых планов, причем с помощью бюджета может осуществляться их сбалансированность.
3. Республиканский бюджет является основным источником финансирования внешнеэкономической деятельности страны.
4. Республиканский бюджет является основной экономической формой перераспределительных отношений, связанных с удовлетворением потребностей всего общества.
5. С помощью бюджета происходит перераспределение НД между отраслями хозяйства, субъектами страны и сферой общественной деятельности.
6. Республиканский бюджет в условиях мировой интеграции выступает в роли гаранта национальных интересов.
С помощью бюджета обеспечиваются долгосрочные цели:
Структурная перестройка экономики.
Повышение нормы накопления.
Самообеспечение важнейшими ресурсами.
Развитие производительных сил.
Содержание защиты внутреннего и внешнего порядка.
Распределение доходов и расходов между республиканским бюджетом и бюджетами областей и г. Минска утверждается Законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год.
В доходы республиканского бюджета включаются:
регулирующие доходы, за вычетом отчислений бюджетам областей и г. Минска;
доходы от внешнеэкономической деятельности;
поступления от разбронирования государственных запасов и резервов;
доходы государственных целевых бюджетных фондов;
трансферты, получаемые от других государств в соответствии с заключенными договорами;
другие доходы в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Из республиканского бюджета финансируются:
капитальные вложения в объекты, относящиеся к республиканской собственности;
природоохранные мероприятия, осуществляемые в соответствии с общегосударственными программами;
мероприятия по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;
общегосударственные программы по социальной защите населения;
другие общегосударственные целевые программы;
затраты, связанные с внешнеэкономической деятельностью;
государственные учреждения и организации образования, подготовки кадров, науки, культуры, здравоохранения, физической культуры, социального обеспечения;
затраты по закладке и обновлению государственных запасов и резервов;
расходы на содержание республиканский государственных органов, в том числе судов, правоохранительных органов, органов государственной безопасности;
национальная оборона, пограничные войска, таможенные органы;
погашение кредитов банков, выданных для покрытия бюджетных расходов, государственного долга, и оплата процентов по ним;
погашение внешнего долга и уплата процентов по кредитам, полученным от иностранных государств и банков, международных финансовых организаций;
образования резервных и государственных целевых бюджетных фондов;
выдача займов, ссуд, дотаций, субвенций, субсидий юридическим и физическим лицам, областным бюджетам и бюджету г. Минска;