Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июля 2012 в 23:58, курсовая работа
Целью настоящей работы является изучение места государственного бюджета в финансовой системе страны, рассмотрение содержания, составления и утверждения бюджета в Республике Беларусь.
Для достижения указанных целей поставлены следующие задачи:
1. рассмотреть содержание республиканского бюджета, его места в бюджетной системе;
2. проанализировать доходы и расходы, включаемые в проект республиканского бюджета Республики Беларусь;
3. ознакомится с организацией составления, рассмотрения и утверждения республиканского бюджета.
Введение……………………………………………………………………..
5
1. Содержание республиканского бюджета, его место в бюджетной системе………………………………………………………………………
7
2. Доходы и расходы, включаемые в проект республиканского бюджета
13
3. Организация составление, рассмотрение и утверждение республиканского бюджета………………………………………….……………….
4. Исполнение бюджета……………………………………………………
21
27
Заключение………………………………………………………………….
32
Список использованной литературы……………………………………...
33
Более 10 трлн. рублей, или 32% средств республиканского бюджета, выделено в 2007г. на финансирование общегосударственных расходов и силовых структур, что на 1,2 пункта ниже уровня 2006 года. Так, на общегосударственные расходы в 2007г. направлено 23,1% всех расходов республиканского бюджета, в то время как в предыдущем году расходы по этому разделу были равны 24,75%. Удельный вес расходов на национальную оборону и правоохранительную деятельность за эти годы составляет соответственно 3,5% (3,2%) и 5,4% (5,2%), т.е. с небольшим увеличением.
Структура расходов республиканского бюджета в 2007 г. представлена в таблице 1.
Таблица 1. Структура расходов республиканского бюджета в 2007 году
Показатель | 2007г. | ||
млрд. руб. | в % к ВВП | уд. вес, % | |
Расходы, всего Общегосударственные расходы Национальная оборона Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности Национальная экономика Охрана окружающей среды Здравоохранение Физическая культура, спорт, культура и СМИ Образование Социальная политика В том числе ФСЗН | 32011 7389 1131
1729 7118 480 919
407 1157 11669 9973 | 34,78 8,03 1,23
1,88 7,73 0,52 1,0
0,44 1,26 12,68 10,83 | 100,0 23,1 3,5
5,4 22,2 1,5 2,9
1,3 3,6 36,5 31,2 |
В соответствии с Законом «О бюджете Республики Беларусь, 2008 год» расходы республиканского бюджета были в сумме 40,3 трлн. рублей.
В таблице 2 представлена структура доходов консолидированного бюджета за ряд лет.
Таблица 2. Доходы консолидированного бюджета, млрд.
Доходы | Удельный вес в ВВП, % | |||
2006 | 2007 | 2008 | 2009 (п) | |
| ||||
Налоговые доходы | 33,99 | 35,63 | 36,51 | 33,37 |
Налоги на доходы и прибыль | 7,75 | 7,77 | 8,51 | 8,23 |
Налоги на доходы, уплачиваемые физическими лицами | 3,13 | 3,21 | 3,21 | 3,53 |
Подоходный налог | 3,13 | 3,21 | 3,21 | 3,53 |
Налоги на доходы и прибыль, уплачиваемые организациями | 4,20 | 4,15 | 4,9 | 4,64 |
Налог на прибыль | 3,96 | 3,99 | 4,54 | 4,43 |
Налог на доходы | 0,23 | 0,16 | 0,36 | 0,2 |
Налоги на собственность | 1,60 | 1,58 | 1,6 | 0,78 |
Налоги на товары, работы и услуги | 18,62 | 16,47 | 16,06 | 14,7 |
Налоги от выручки от реализации товаров, работ, услуг | 13,87 | 12,17 | 12,28 | 11,32 |
НДС | 9,30 | 9,02 | 9,21 | 9,31 |
Налоги с продаж | 0,46 | 0,48 | 0,54 | 0,54 |
Другие налоги и сборы от выручки от реализации товаров (работ, услуг) | 4,11 | 3,15 | 2,53 | 1,47 |
Налоги на отдельные товары (продукцию) | 3,61 | 3,23 | 3,05 | 2,81 |
Акцизы | 3,57 | 3,17 | 2,98 | 2,77 |
Налог на приобретение автомобильных транспортных средств | 0,04 | 0,06 | 0,07 | 0,04 |
Налоги и сборы на отдельные виды деятельности | 0,21 | 0,26 | 0,26 | 0,06 |
Сборы за пользование товарами (разрешения на их использование), осуществление деятельности | 0,93 | 0,81 | 0,47 | 0,51 |
Сборы с пользователей | 0,05 | 0,07 | 0 | 0 |
Сбор (плата) за проезд автомобильных транспортных средств | 0,14 | 0,12 | 0,12 | 0,11 |
Регистрационные сборы | 0,04 | 0,03 | 0,01 | 0,01 |
Экологический налог | 0,70 | 0,58 | 0,34 | 0,4 |
Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности | 2,61 | 6,54 | 8,39 | 7,93 |
Другие налоги, сборы (пошлины) и обязательные платежи | 3,41 | 3,27 | 1,95 | 1,73 |
Взносы на государственное социальное страхование | 11,72 | 11,72 | 10,72 | 10,85 |
Неналоговые доходы | 2,74 | 2,66 | 3,31 | 2,68 |
Доходы от использования имущества, находящегося в госсобственности | 1,75 | 1,64 | 2,26 | 1,87 |
Проценты за пользование денежными средствами бюджетов | 0,27 | 0,44 | 0,61 | 0,63 |
Дивиденды по акциям и доходы от других форм участия в капитале | 1,48 | 1,19 | 1,65 | 1,24 |
Доходы от предпринимательской деятельности | 0,45 | 0,46 | 0,64 | 0,47 |
Доходы от сдачи в аренду госимущества | 0,11 | 0,27 | 0,18 | 0,15 |
Доходы от сдачи в аренду земельных участков | 0,04 | 0,21 | 0,1 | 0,07 |
Доходы от реализации государственного имущества |
| 0,17 | 0,24 | 0,11 |
Доходы от реализации имущества, имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности | 0,15 | 0,11 | 0,18 | 0,06 |
Доходы от имущества, конфискованного и иным способом обращенного в доход государства | 0,07 | 0,06 | 0,04 | 0,03 |
Доходы от продажи земельных участков | 0,01 | 0 | 0,02 | 0,02 |
Штрафы и удержания | 0,28 | 0,23 | 0,21 | 0,18 |
Всего доходов | 48,45 | 50,01 | 50,54 | 46,9 |
Доходы консолидированного бюджета в 2009 году ожидаются в объеме 71,9 трлн. белорусских рублей, расходы – 74,7 трлн. белорусских рублей. Дефицит консолидированного бюджета Беларуси в 2009 году запланирован на уровне 2,8 трлн. белорусских рублей, или 1,8% к ВВП.
Бюджет 2009 года сохранит социальную направленность: приоритетным направлением расходов будет являться обеспечение роста заработной платы в бюджетной сфере с целью доведения ее среднего показателя на конец 2010 года до 700 долларов в эквиваленте. К концу 2009 года средняя зарплата бюджетников должна составить 550 долларов.
В будущем году расходы консолидированного бюджета на здравоохранение возрастут по сравнению с 2008 годом на 34,7% до 6,5 трлн. белорусских рублей, на образование – на 36% до 8,8 трлн. белорусских рублей. Также значительно увеличатся расходы на национальную оборону (на 37% почти до 2 трлн. белорусских рублей).
Бюджетом на 2009 год предусмотрено финансирование 56 государственных программ. На эти цели планируется направить 8,7 трлн. белорусских рублей, что почти на 30% превышает уровень 2008 года.
Таким образом, доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования фондов денежных средств, которые поступают в распоряжение органов власти разного уровня. В свою очередь расходы государственного бюджета представляют экономические отношения, опосредующие распределение и использование ресурсов бюджетного фонда. Формой их проявления выступают конкретные виды расходов, а материальным воплощением – денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение функций государства и местного самоуправления.
3 Организация составления, рассмотрения и утверждения Республиканского бюджета
Составление проекта республиканского бюджета имеет целью определить сумму денежных средств, которая должна быть сосредоточена и республиканском бюджете, в бюджетах областей и города Минска и в целом в консолидированном бюджете республики, для направления на финансирование расходов и мероприятий общегосударственного и местного значения.
Составление проектов бюджетов осуществляется на основании прогноза социально-экономического развития республики, основных направлений денежно-кредитной политики. Министерство экономики, Министерство финансов и Национальный банк ежегодно до первого августа года, предшествующего планируемому финансовому году, разрабатывают параметры прогноза социально-экономического развития республики, основные направления бюджетно-финансовой и денежно-кредитной политики, которые представляются на рассмотрение Правительства и после его одобрения на рассмотрение Президента. В процессе формирования республиканского бюджета расчетно определяются размеры нормативов отчислений в республиканский бюджет и бюджеты областей и города Минска от республиканских налогов, других обязательных платежей.
Составлению проекта бюджета предшествует разработка соответствующих организационных мероприятий: определяются основные этапы и виды работ; ожидаемое исполнение доходов и расходов консолидированного бюджета республики и его составных частей за текущий финансовый год; производится анализ статистических отчетных данных о развитии экономики республики в целом и отдельных административно-
Организация работы, методическое руководство по составлению проекта республиканского бюджета осуществляется Министерством финансов.
Министерством финансов разрабатываются соответствующие показатели и формы, по которым министерства, другие республиканские органы государственного управления, иные юридические лица, получающие ассигнования из бюджета, облисполкомы и Минский горисполком должны представлять материалы, необходимые для составления проектов республиканского бюджета и определения нормативов отчислений от республиканских налогов и других обязательных платежей в бюджеты областей и города Минска.
По показателям, формам и срокам, установленным Министерством финансов, предоставляются исходя из прогнозных оценок:
министерствами, другими органами государственного управления, иными юридическими лицами, получающими ассигнования из бюджета - прогнозные расчеты по доходам и расходам вместе с пояснительной запиской;
облисполкомами и Минским горисполкомом - расчётные показатели по доходам и по расходам бюджетов областей и г. Минска;
другие расчеты в соответствии с указаниями Министерства финансов.
В процессе рассмотрения представленных прогнозных расчётов по доходам и расходам Министерство финансов:
проверяет соответствие данных в представленных материалах макроэкономическим показателям развития экономики и социальной сферы:
на основе анализа отчётных данных и других материалов изыскивает возможность увеличения доходов бюджета за счёт более полного учёта всех внутрихозяйственных ресурсов;
проверяет правильность определения на предстоящий год затрат и источников их покрытия, а также отражения изменений в области цен, заработной платы, норм материальных и денежных затрат и других норм;
уточняет прогнозные расчёты по доходам и расходам и вносит в них исправления, связанные с результатами рассмотрения;
производит при необходимости уменьшение (увеличение) проектируемых министерствами, другими республиканскими органами государственного управления, иными юридическими лицами» получающими ассигнования из бюджета, облисполкомами и Минским горисполкомом сумм доходов и расходов бюджета после определения доходов и расходов на планируемый финансовый (бюджетный) год по консолидированному бюджету с учетом необходимости сбалансирования республиканского бюджета и бюджетов областей и города Минска.
После рассмотрения прогнозных расчётов по доходам и расходам бюджета, а также предложений и разногласий Министерство финансов:
составляет свод доходов и расходов консолидированного бюджета республики;
проект республиканского бюджета;
свод доходов и расходов бюджетов областей и г. Минска;
подготавливает предложения о нормативах отчислений от республиканских налогов и других обязательных платежей в бюджеты областей и г. Минска.
Доходы, включаемые в проект республиканского бюджета, определяются по каждому доходному источнику.
Расходы, включаемые в проект республиканского бюджета, определяются по функциональной, ведомственной, экономической (предметной) классификации по каждому министерству, другому республиканскому органу государственного управления, иному юридическому лицу, получающему ассигнования из бюджета.
В проект республиканского бюджета кроме средств, выделяемых в распоряжение министерств, других республиканских органов государственного управления включаются ассигнования на образование резервных и государственных целевых бюджетных фондов, другие расходы.
Разработанные Министерством финансов проект республиканского бюджета и показатели консолидированного бюджета Республики Беларусь с расчетными и аналитическими материалами представляются в Правительство Республики Беларусь к установленному сроку на рассмотрение. Одновременно представляются: расчётные показатели по доходам и расходам бюджетов областей и г. Минска, основные прогнозные макроэкономические показатели, предложения по сбалансированию бюджетов, проект закона Республики Беларусь о бюджете на предстоящий финансовый год, пояснительные записки к ожидаемому исполнению бюджета за текущий финансовый год и к проекту бюджета на очередной финансовый год.
Рассмотренные и одобренные Правительством проекты республиканского и консолидированного бюджетов на очередной финансовый год представляются на рассмотрение Президента, который, как правило, до 1 октября текущего года вносит в Парламент проект закона о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый год со следующими приложениями: