Государственный бюджет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июля 2012 в 23:58, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является изучение места государственного бюджета в финансовой системе страны, рассмотрение содержания, составления и утверждения бюджета в Республике Беларусь.
Для достижения указанных целей поставлены следующие задачи:
1. рассмотреть содержание республиканского бюджета, его места в бюджетной системе;
2. проанализировать доходы и расходы, включаемые в проект республиканского бюджета Республики Беларусь;
3. ознакомится с организацией составления, рассмотрения и утверждения республиканского бюджета.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..
5
1. Содержание республиканского бюджета, его место в бюджетной системе………………………………………………………………………

7
2. Доходы и расходы, включаемые в проект республиканского бюджета
13
3. Организация составление, рассмотрение и утверждение республиканского бюджета………………………………………….……………….
4. Исполнение бюджета……………………………………………………

21
27
Заключение………………………………………………………………….
32
Список использованной литературы……………………………………...
33

Файлы: 1 файл

Курсовая по макроэкономике.doc

— 240.00 Кб (Скачать файл)

Более 10 трлн. рублей, или 32% средств республиканского бюджета, выделено в 2007г. на финансирование общегосударственных расходов и силовых структур, что на 1,2 пункта ниже уровня 2006 года. Так, на общегосударственные расходы в 2007г. направлено 23,1% всех расходов республиканского бюджета, в то время как в предыдущем году расходы по этому разделу были равны 24,75%. Удельный вес расходов на национальную оборону и правоохранительную деятельность за эти годы составляет соответственно 3,5% (3,2%) и 5,4% (5,2%), т.е. с небольшим увеличением.

Структура расходов республиканского бюджета в 2007 г. представлена в таблице 1.

Таблица 1. Структура расходов республиканского бюджета в 2007 году

Показатель

2007г.

млрд. руб.

в % к ВВП

уд. вес, %

Расходы, всего

Общегосударственные расходы

Национальная оборона

Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности

Национальная экономика

Охрана окружающей среды

Здравоохранение

Физическая культура, спорт, культура и СМИ

Образование

Социальная политика

В том числе ФСЗН

32011

7389

1131

 

1729

7118

480

919

 

407

1157

11669

9973

34,78

8,03

1,23

 

1,88

7,73

0,52

1,0

 

0,44

1,26

12,68

10,83

100,0

23,1

3,5

 

5,4

22,2

1,5

2,9

 

1,3

3,6

36,5

31,2


 

В соответствии с Законом «О бюджете Республики Беларусь, 2008 год» расходы республиканского бюджета были в сумме 40,3 трлн. рублей.

В таблице 2 представлена структура доходов консолидированного бюджета за ряд лет.

Таблица 2. Доходы консолидированного бюджета, млрд.

Доходы

Удельный вес в ВВП, %

2006

2007

2008

2009 (п)

 

Налоговые доходы

33,99

35,63

36,51

33,37

Налоги на доходы и прибыль

7,75

7,77

8,51

8,23

Налоги на доходы, уплачиваемые физическими лицами

3,13

3,21

3,21

3,53

Подоходный налог

3,13

3,21

3,21

3,53

Налоги на доходы и прибыль, уплачиваемые организациями

4,20

4,15

4,9

4,64

Налог на прибыль

3,96

3,99

4,54

4,43

Налог на доходы

0,23

0,16

0,36

0,2

Налоги на собственность

1,60

1,58

1,6

0,78

Налоги на товары, работы и услуги

18,62

16,47

16,06

14,7

Налоги от выручки от реализации товаров, работ, услуг

13,87

12,17

12,28

11,32

НДС

9,30

9,02

9,21

9,31

Налоги с продаж

0,46

0,48

0,54

0,54

Другие налоги и сборы от выручки от реализации товаров (работ, услуг) 

4,11

3,15

2,53

1,47

Налоги на отдельные товары (продукцию)

3,61

3,23

3,05

2,81

Акцизы

3,57

3,17

2,98

2,77

Налог на приобретение автомобильных транспортных средств

0,04

0,06

0,07

0,04

Налоги и сборы на отдельные виды деятельности

0,21

0,26

0,26

0,06

Сборы за пользование товарами (разрешения на их использование), осуществление деятельности

0,93

0,81

0,47

0,51

Сборы с пользователей

0,05

0,07

0

0

Сбор (плата)  за проезд автомобильных транспортных средств

0,14

0,12

0,12

0,11

Регистрационные сборы

0,04

0,03

0,01

0,01

Экологический налог

0,70

0,58

0,34

0,4

Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности

2,61

6,54

8,39

7,93

Другие налоги, сборы (пошлины) и обязательные платежи

3,41

3,27

1,95

1,73

Взносы на государственное социальное страхование

11,72

11,72

10,72

10,85

Неналоговые доходы

2,74

2,66

3,31

2,68

Доходы от использования имущества, находящегося в госсобственности

1,75

1,64

2,26

1,87

Проценты за пользование денежными средствами бюджетов

0,27

0,44

0,61

0,63

Дивиденды по акциям и доходы от других форм участия в капитале 

1,48

1,19

1,65

1,24

Доходы от предпринимательской деятельности

0,45

0,46

0,64

0,47

Доходы от сдачи в аренду госимущества

0,11

0,27

0,18

0,15

Доходы от сдачи в аренду земельных участков

0,04

0,21

0,1

0,07

Доходы от реализации государственного имущества

 

0,17

0,24

0,11

Доходы от реализации имущества, имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности

0,15

0,11

0,18

0,06

Доходы от имущества, конфискованного и иным способом обращенного в доход государства

0,07

0,06

0,04

0,03

Доходы от продажи земельных участков

0,01

0

0,02

0,02

Штрафы и удержания

0,28

0,23

0,21

0,18

Всего доходов

48,45

50,01

50,54

46,9

 

Доходы консолидированного бюджета в 2009 году ожидаются в объеме 71,9 трлн. белорусских рублей, расходы – 74,7 трлн. белорусских рублей. Дефицит консолидированного бюджета Беларуси в 2009 году запланирован на уровне 2,8 трлн. белорусских рублей, или 1,8% к ВВП.

Бюджет 2009 года сохранит социальную направленность: приоритетным направлением расходов будет являться обеспечение роста заработной платы в бюджетной сфере с целью доведения ее среднего показателя на конец 2010 года до 700 долларов в эквиваленте. К концу 2009 года средняя зарплата бюджетников должна составить 550 долларов.

В будущем году расходы консолидированного бюджета на здравоохранение возрастут по сравнению с 2008 годом на 34,7% до 6,5 трлн. белорусских рублей, на образование – на 36% до 8,8 трлн. белорусских рублей. Также значительно увеличатся расходы на национальную оборону (на 37% почти до 2 трлн. белорусских рублей).

Бюджетом на 2009 год предусмотрено финансирование 56 государственных программ. На эти цели планируется направить 8,7 трлн. белорусских рублей, что почти на 30% превышает уровень 2008 года.

Таким образом, доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования фондов денежных средств, которые поступают в распоряжение органов власти разного уровня. В свою очередь расходы государственного бюджета представляют экономические отношения, опосредующие распределение и использование ресурсов бюджетного фонда. Формой их проявления выступают конкретные виды расходов, а материальным воплощением – денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение функций государства и местного самоуправления.


3 Организация составления, рассмотрения и утверждения Республиканского бюджета

 

 

Составление проекта республиканского бюджета имеет целью определить сумму денежных средств, которая должна быть сосре­доточена и республиканском бюджете, в бюджетах областей и го­рода Минска и в целом в консолидированном бюджете республики, для направления на финансирование расходов и мероприятий обще­государственного и местного значения.

Составление проектов бюджетов осуществляется на основа­нии прогноза социально-экономического развития республики, ос­новных направлений денежно-кредитной политики. Министерство экономики, Министерство финансов и Национальный банк ежегод­но до первого августа года, предшествующего планируемому фи­нансовому году, разрабатывают параметры прогноза социально-экономического развития республики, основные направления бюд­жетно-финансовой и денежно-кредитной политики, которые пред­ставляются на рассмотрение Правительства и после его одобре­ния на рассмотрение Президента. В процессе формирования республиканского бюджета расчетно определяются размеры норма­тивов отчислений в республиканский бюджет и бюджеты облас­тей и города Минска от республиканских налогов, других обяза­тельных платежей.

Составлению проекта бюджета предшествует разработка со­ответствующих организационных мероприятий: определяются ос­новные этапы и виды работ; ожидаемое исполнение доходов и рас­ходов консолидированного бюджета республики и его составных частей за текущий финансовый год; производится анализ статис­тических отчетных данных о развитии экономики республики в це­лом и отдельных административно-территориальных единиц; сис­тематизируются для учета в проекте бюджета принятые законода­тельные и нормативные акты об изменении налогового и другого законодательства, поручения Президента, постановления Прави­тельства о приоритетном финансировании отдельных отраслей эко­номики и социальной сферы и другим вопросам.

Организация работы, методическое руководство по составле­нию проекта республиканского бюджета осуществляется Министер­ством финансов.

Министерством финансов разрабатываются соответствующие показатели и формы, по которым министерства, другие республи­канские органы государственного управления, иные юридические лица, получающие ассигнования из бюджета, облисполкомы и Мин­ский горисполком должны представлять материалы, необходимые для составления проектов республиканского бюджета и определе­ния нормативов отчислений от республиканских налогов и других обязательных платежей в бюджеты областей и города Минска.

По показателям, формам и срокам, установленным Министерством финансов, предоставляются исходя из прогнозных оценок:

           министерствами, другими органами государственного управления, иными юридическими лицами, получающими ассигнования из бюджета - прогнозные расчеты по доходам и расходам вместе с пояснительной запиской;

           облисполкомами и Минским горисполкомом - расчётные показатели по доходам и по расходам бюджетов областей и г. Минска;

           другие расчеты в соответствии с указаниями Министерства финансов.

В процессе рассмотрения представленных прогнозных расчё­тов по доходам и расходам Министерство финансов:

           проверяет соответствие данных в представленных материа­лах макроэкономическим показателям развития экономики и соци­альной сферы:

           на основе анализа отчётных данных и других материалов изыскивает возможность увеличения доходов бюджета за счёт более полного учёта всех внутрихозяйственных ресурсов;

           проверяет правильность определения на предстоящий год зат­рат и источников их покрытия, а также отражения изменений в об­ласти цен, заработной платы, норм материальных и денежных затрат и других норм;

           уточняет прогнозные расчёты по доходам и расходам и вно­сит в них исправления, связанные с результатами рассмотрения;

           производит при необходимости уменьшение (увеличение) проектируемых министерствами, другими республиканскими органа­ми государственного управления, иными юридическими лицами» получающими ассигнования из бюджета, облисполкомами и Мин­ским горисполкомом сумм доходов и расходов бюджета после оп­ределения доходов и расходов на планируемый финансовый (бюд­жетный) год по консолидированному бюджету с учетом необходи­мости сбалансирования республиканского бюджета и бюджетов об­ластей и города Минска.

После рассмотрения прогнозных расчётов по доходам и рас­ходам бюджета, а также предложений и разногласий Министер­ство финансов:

           составляет свод доходов и расходов консолидированного бюд­жета республики;

           проект республиканского бюджета;

           свод доходов и расходов бюджетов областей и г. Минска;

           подготавливает предложения о нормативах отчислений от рес­публиканских налогов и других обязательных платежей в бюдже­ты областей и г. Минска.

Доходы, включаемые в проект республиканского бюджета, оп­ределяются по каждому доходному источнику.

Расходы, включаемые в проект республиканского бюджета, определяются по функциональной, ведомственной, экономической (предметной) классификации по каждому министерству, другому республиканскому органу государственного управления, иному юри­дическому лицу, получающему ассигнования из бюджета.

В проект республиканского бюджета кроме средств, выделяе­мых в распоряжение министерств, других республиканских орга­нов государственного управления включаются ассигнования на об­разование резервных и государственных целевых бюджетных фон­дов, другие расходы.

Разработанные Министерством финансов проект республикан­ского бюджета и показатели консолидированного бюджета Респуб­лики Беларусь с расчетными и аналитическими материалами пред­ставляются в Правительство Республики Беларусь к установлен­ному сроку на рассмотрение. Одновременно представляются: рас­чётные показатели по доходам и расходам бюджетов областей и г. Минска, основные прогнозные макроэкономические показате­ли, предложения по сбалансированию бюджетов, проект закона Республики Беларусь о бюджете на предстоящий финансовый год, пояснительные записки к ожидаемому исполнению бюджета за текущий финансовый год и к проекту бюджета на очередной фи­нансовый год.

Рассмотренные и одобренные Правительством проекты рес­публиканского и консолидированного бюджетов на очередной фи­нансовый год представляются на рассмотрение Президента, кото­рый, как правило, до 1 октября текущего года вносит в Парламент проект закона о бюджете Республики Беларусь на очередной фи­нансовый год со следующими приложениями:

Информация о работе Государственный бюджет