Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июля 2012 в 23:58, курсовая работа
Целью настоящей работы является изучение места государственного бюджета в финансовой системе страны, рассмотрение содержания, составления и утверждения бюджета в Республике Беларусь.
Для достижения указанных целей поставлены следующие задачи:
1. рассмотреть содержание республиканского бюджета, его места в бюджетной системе;
2. проанализировать доходы и расходы, включаемые в проект республиканского бюджета Республики Беларусь;
3. ознакомится с организацией составления, рассмотрения и утверждения республиканского бюджета.
Введение……………………………………………………………………..
5
1. Содержание республиканского бюджета, его место в бюджетной системе………………………………………………………………………
7
2. Доходы и расходы, включаемые в проект республиканского бюджета
13
3. Организация составление, рассмотрение и утверждение республиканского бюджета………………………………………….……………….
4. Исполнение бюджета……………………………………………………
21
27
Заключение………………………………………………………………….
32
Список использованной литературы……………………………………...
33
другие расходы, предусматриваемые в республиканском бюджете на соответствующий финансовый (бюджетный) год.
Распределение части республиканских налогов и других обязательных платежей между областными бюджетами и бюджетами районов и городов областного подчинения осуществляется областными Советами депутатов.
Распределение части республиканских налогов и других обязательных платежей между районными бюджетами, бюджетами городов районного подчинения, поселков городского типа и сельсоветов осуществляется районными Советами депутатов. Местные Советы депутатов самостоятельно в пределах своих полномочий определяют направления использования средств местных бюджетов, за исключением переданных им из вышестоящего бюджета финансовых ресурсов, имеющих целевое назначение.
Республиканский бюджет обеспечивает финансирование мероприятий, имеющих общегосударственное значение. Через республиканский бюджет осуществляется перераспределение части финансовых ресурсов между областями и городом Минском в целях выравнивания их экономического и социального развития. Из средств республиканского бюджета бюджетам областей и г. Минска могут выделяться дотации, субвенции, субсидии при недостаточности средств их бюджетов для финансирования отдельных расходов и мероприятий.
Дотация - денежные средства, выделяемые из вышестоящего бюджета на невозвратной основе в случае, когда закрепленных и регулирующих доходов недостаточно для сбалансирования нижестоящего бюджета, либо денежные средства, выделяемые юридическим лицам для полного или частичного покрытия убытков при недостаточности собственных средств;
субвенция - денежные средства, выделяемые из вышестоящего бюджета нижестоящему бюджету на конкретные цели;
субсидия - денежные средства, предоставляемые вышестоящим бюджетом нижестоящему бюджету для выравнивания уровня социально-экономического развития соответствующей административно- территориальной единицы либо юридическим и физическим лицам в виде помощи или пособия.
Таким образом, на переходном этапе к рыночной экономике бюджет не только не утратил своей роли, но и широко используется государством в системе государственного регулирования, благодаря активизации его функций, которые выступают формой проявления общественного назначения бюджета. Взгляд на бюджет как на регулятор воспроизводственных процессов сложился не сразу. Изучение и анализ работ ведущих ученых-экономистов страны позволяют проследить развитие научной мысли о роли государственного бюджета.
2 Доходы и расходы, включаемые в проект Республиканского бюджета
Центральным звеном бюджетной системы Республики Беларусь является республиканский бюджет. Он является основным финансовым планом формирования и расходования денежных средств для обеспечения функций республиканских органов государственной власти и управления.
Республиканский бюджет обеспечивает финансирование мероприятий, имеющих общегосударственное значение. Через республиканский бюджет осуществляется перераспределение финансовых ресурсов между областями и городом Минском в целях выравнивания уровней их экономического и социального развития.
Из средств республиканского бюджета могут выделяться бюджетам областей и города Минска дотации, субсидии, субвенции при недостаточности средств их бюджетов для финансирования отдельных расходов и мероприятий.
В доходы республиканского бюджета включаются:
регулирующие доходы, за вычетом отчислений бюджетам областей и г. Минска;
доходы от внешнеэкономической деятельности;
поступления от разбронирования государственных запасов и резервов;
доходы государственных целевых бюджетных фондов;
доходы свободных экономических зон;
трансферты, получаемые от других государств в соответствии с заключенными договорами;
другие доходы в соответствии с законодательством.
В соответствии с Законом «О бюджете Республики Беларусь 2008 год» доходы республиканского бюджета формируются за счет:
1) налоговых доходов (за исключением средств, формирующих местные бюджеты):
налогов на доходы и прибыль (за исключением отчислена передаваемых в бюджеты областей и г. Минска);
налога на доходы от осуществления лотерейной деятельности по республиканским и международным лотереям;
налога на добавленную стоимость (за исключением отчислений, передаваемых в бюджеты областей и г. Минска);
других налогов и сборов, взимаемых с выручки от реализации товаров (работ, услуг);
акцизов;
налога на приобретение автомобильных транспортных средств;
сбора за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь;
сбора за выдачу разрешений на проезд автотранспортных средств Республики Беларусь по территориям иностранных государств;
патентных пошлин;
налога за использование природных ресурсов (экологического налога);
таможенных пошлин и таможенных сборов;
государственной пошлины в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь;
других налогов, сборов (пошлин) в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь;
2) взносов на государственное социальное страхование;
3) неналоговых доходов (за исключением средств, формирующих местные бюджеты):
за пользование денежными средствами республиканского бюджета, включая проценты по бюджетным займам;
от дивидендов на доли (акции), находящиеся в республиканской собственности, и доходов от других форм участия в капитале;
арендной платы от сдачи имущества, находящегося в республиканской собственности, в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь;
средств, поступающих в республиканский бюджет в счет комиссии расходов государства;
от реализации имущества, находящегося в республиканской собственности (в том числе от продажи земельных участков, находящихся в государственной собственности), за исключением средств от реализации принадлежащего государству имущества в соответствии с законодательством Республики Беларусь о разгосударствлении и приватизации, а также имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности;
от имущества, конфискованного и иным способом обращенного в доход государства (за исключением средств, полученных от реализации бесхозяйного имущества и кладов);
штрафов за совершение административных правонарушений;
возмещения вреда;
безвозмездной (спонсорской) помощи и добровольных взносов (перечислений) организаций и физических лиц в республиканский бюджет в соответствии с законодательством Республики Беларусь;
прочих неналоговых доходов в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.
4) доходов свободных экономических зон.
Доходы бюджетов свободных экономических зон, включаемые в республиканский бюджет, формируются за счет налогов на доходы и прибыль, акцизов, уплачиваемых резидентами свободных экономических зон (за исключением взимаемых при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь).
В доходы республиканского бюджета включаются средства государственных целевых бюджетных фондов:
республиканского фонда поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки;
республиканского дорожного фонда;
республиканского фонда охраны природы;
фонда национального развития;
фонда организации сбора (заготовки) и использования отходов в качестве вторичного сырья;
фонда универсального обслуживания;
инновационных фондов.
Начиная с 2004г. в доходы республиканского бюджета включаются средства государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.
Основную долю в структуре доходной части республиканского бюджета за 2007г. составляют налоговые доходы (63,9%) в том числе налоги на товары и услуги (41,3%), из них НДС и акцизы - соответственно 19% и 9,2%, налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности - 7,8%, другие налоги, сборы (пошлины) и иные обязательные платежи - 7,5% и налоги на доходы и прибыль – 7,4%.
Неналоговые доходы в структуре доходной части бюджета 2007 году составляют 4,7%, из них доходы от использования данного имущества - 2,6%, дивиденды по акциям и другие – 2,1% (рисунок 1).
Рис. Структура доходов бюджета 2007 года (без учета ФСЗН)
В 2008 году доходы республиканского бюджета составили 46,4 трлн. рублей (рост на 30 % по сравнению с 2007 годом), из них государственных целевых бюджетных фондов - в сумме 4,4 трлн. рублей.
В том числе доходы республиканского фонда поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки - 2,3 трлн. руб., или с ростом к 2007 году на 16 %; инновационных фондов - более 1,5 трлн. руб. (93,2 %); республиканского фонда охраны природы - 438 млрд. руб. (107,2 %); фонда национального развития - 100 млрд. руб.; фонда организации сбора (заготовки) и использования отходов в качестве вторичного сырья - 30 млрд. руб., или с ростом на 20 %.
Из республиканского бюджета финансируются:
капитальные вложения в объекты, относящиеся к республиканской собственности;
природоохранные мероприятия, осуществляемые в соответствии с общегосударственными программами;
мероприятия по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС;
общегосударственные программы по социальной защите населения;
другие общегосударственные целевые программы;
затраты, связанные с внешнеэкономической деятельностью;
государственные учреждения и организации образования, подготовки кадров, науки, культуры, здравоохранения, физической культуры, социального обеспечения;
затраты на пополнение государственных запасов и резервов;
расходы на содержание республиканских государственных органов, в том числе судов, правоохранительных органов, органов государственной безопасности;
национальная оборона, пограничные войска, таможенные органы;
погашение кредитов Национального банка Республики Беларусь, выданных для покрытия бюджетных расходов республиканского бюджета, государственного долга, а также уплата процентов по ним и погашение других долговых обязательств Правительства Республики Беларусь;
погашение внешнего долга и уплата процентов по кредитам, полученным от иностранных государств и банков, международных финансовых организаций;
образование резервных и государственных целевых бюджетных фондов;
выдача займов, ссуд, дотаций, субвенций, субсидий юридическим и физическим лицам, областным бюджетам и бюджету г. Минска;
расходы на развитие рыночной инфраструктуры;
расходы свободных экономических зон;
другие расходы, предусматриваемые в республиканском бюджете на соответствующий финансовый год.
В 2007 году, как и в предыдущие годы, расходы республиканского бюджета имели социально ориентированную направленность. В 2007 году объем финансирования на отрасли социальной сферы был определен в размере 14,2 трлн. рублей, или с ростом 1,8 трлн. рублей (11,5%) но отношению к 2006 году. Из всех расходов республиканского бюджета в 2007г. на долю социальной сферы приходится 44,2%, в т.ч. на социальную политику - 36,4% (из них на ФСЗН - 31,2%), образование - 3,6%, здравоохранение - 2,9%, физическую культуру, спорт, культуру и СМИ -1,3%.
В 2007 году на финансирование отраслей национальной экономики страны из средств республиканского бюджета выделено 7,1 трлн. рублей, что выше уровня 2006 года - на 15%. Аналогичная ситуация наблюдалась и с увеличением доли расхода республиканского бюджета на национальную экономику, которая за 2005-2007 гг. возросла с 20,4 % до 22,2 %. Что же касается структуры расходов бюджета на финансирование отдельных отраслей национальной экономики, то следует отметить, что большинство из них финансируется в небольших, за исключением сельского и дорожного хозяйства, объемах.