Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июля 2012 в 23:58, курсовая работа
Целью настоящей работы является изучение места государственного бюджета в финансовой системе страны, рассмотрение содержания, составления и утверждения бюджета в Республике Беларусь.
Для достижения указанных целей поставлены следующие задачи:
1. рассмотреть содержание республиканского бюджета, его места в бюджетной системе;
2. проанализировать доходы и расходы, включаемые в проект республиканского бюджета Республики Беларусь;
3. ознакомится с организацией составления, рассмотрения и утверждения республиканского бюджета.
Введение……………………………………………………………………..
5
1. Содержание республиканского бюджета, его место в бюджетной системе………………………………………………………………………
7
2. Доходы и расходы, включаемые в проект республиканского бюджета
13
3. Организация составление, рассмотрение и утверждение республиканского бюджета………………………………………….……………….
4. Исполнение бюджета……………………………………………………
21
27
Заключение………………………………………………………………….
32
Список использованной литературы……………………………………...
33
пояснительная записка к проекту бюджета:
основные направления бюджетной и налоговой политики на очередной финансовый год;
проект консолидированного бюджета Республики Беларусь на планируемый финансовый год;
основные показатели взаимоотношений республиканского бюджета с местными бюджетами;
оценка ожидаемого исполнения республиканского и консолидированного бюджетов за год, предшествующий планируемому финансовому году;
прогнозные расчёты по доходам и расходам республиканского бюджета на планируемый финансовый год.
Представленный в Парламент проект закона о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый год рассматривается постоянными комиссиями Палаты представителей, а затем по представлению Комиссии по бюджету и финансам принимается Палатой представителей.
При утверждении ассигнований по разделам и подразделам расходов республиканского бюджета первоначально обсуждаются и утверждаются поправки, предусматривающие сокращение расходов, а затем поправки, предусматривающие их увеличение.
Принятый Палатой представителей проект закона о бюджете Республики Беларусь вносится на рассмотрение в Совет Республики.
Закон, принятый Палатой Представителей и одобренный Советом Республики, представляется на подпись Президенту.
В случае отклонения Парламентом представленного проекта бюджета постоянные комиссии должны внести предложения об увеличении доходов, сокращении расходов или внесении изменений в налоговое законодательство. Проект бюджета возвращается Правительству на доработку.
При несогласии с решением Парламента Президент вправе, не позднее, чем в 10-дневный срок, возвратить его со своими возражениями в Парламент для повторного обсуждения и голосования. Если Парламент большинством голосов подтвердит ранее принятое решение, Президент обязан в трехдневный срок подписать закон. Если по истечении указанного срока закон о бюджете не возвращается в Парламент, он считается подписанным в той редакции, в которой был направлен главе государства.
Законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый год устанавливаются и утверждаются следующие основные показатели:
превышение доходов над расходами бюджета (профицит бюджета) или расходов над доходами (дефицит бюджета), предельный размер дефицита по республиканскому бюджету, бюджетам областей и г. Минска, внутренние и внешние источники финансирования дефицита республиканского бюджета;
распределение доходов между республиканским и местными бюджетами и нормативы отчислений от республиканских налогов других обязательных платежей в бюджеты областей и г. Минска;
доходы республиканского бюджета в общей сумме и по вилам налогов и других обязательных платежей в соответствии с бюджетной классификацией доходов;
расходы республиканского бюджета в общей сумме, по разделам и подразделам функциональной бюджетной классификации и по ведомственной бюджетной классификациях;
перечень республиканских целевых программ, финансирование которых предусмотрено из средств республиканского бюджета в планируемом финансовом году;
объём ассигнований на государственные капитальные вложения, финансирование которых предусмотрено из средств республиканского бюджета;
перечень защищенных статей;
размер оборотной кассовой наличности по республиканскому бюджету.
В законе о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый год устанавливаются также размер прироста внутреннего и лимит внешнего государственного долга Республики Беларусь, лимит участия Национального банка в кредитовании республиканского бюджета, размер платы за обслуживание Национальным банком Республики Беларусь государственного внутреннего долга и другие показатели.
Закон о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый год должен быть опубликован в печати.
Таким образом, составление проектов бюджетов осуществляется на основании прогноза социально-экономического развития республики, основных направлений денежно-кредитной политики. Министерство экономики, Министерство финансов и Национальный банк ежегодно до первого августа года, предшествующего планируемому финансовому году. Рассмотренные и одобренные Правительством проекты республиканского и консолидированного бюджетов на очередной финансовый год представляются на рассмотрение Президента, который, как правило, до 1 октября текущего года вносит в Парламент проект закона о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый год. Представленный в Парламент проект закона о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый год рассматривается постоянными комиссиями Палаты представителей, а затем по представлению. Комиссии по бюджету и финансам принимается Палатой представителей.
4 Исполнение бюджета
Исполнение бюджета начинается после его утверждения. Эта стадия бюджетного процесса имеет своей целью обеспечить поступление доходов на финансирование расходов в пределах утвержденных бюджетов.
Правительство Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы обеспечивают исполнение соответствующих бюджетов.
Исполнение республиканского бюджета осуществляется на основании закона о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый год, закона о бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах, иных нормативных актов республики Беларусь в соответствии с бюджетной росписью доходов и расходов республиканского бюджета, утвержденных в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
При этом средства республиканского бюджета аккумулируются на соответствующих счетах Министерства финансов и местных финансовых органов, которые обеспечивают учет всех операций по исполнению бюджета.
Исполнение бюджета – это процесс, обеспечивающий полное и своевременное поступление доходов в целом и по каждому источнику, а также финансирование учреждений и организаций в пределах утвержденных по бюджету сумм в течение финансового (бюджетного) года.
Исполнение бюджета по доходам предусматривает:
1. перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета;
2. распределение в соответствии с утвержденным бюджетом регулирующих доходов;
3. возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов;
4. учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах соответствующего бюджета.
Исполнить бюджет по доходам – значит мобилизовать контингенты налогов, сборов и других платежей и распределить их по уровням бюджетной системы в соответствии с существующим законодательством.
Платежи в бюджет перечисляются плательщиками в первоочередном порядке и в установленные сроки, представив в банк до наступления срока платежа соответствующие платежные документы.
Исполнение расходной части бюджета предполагает:
1. доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях до получателей бюджетных средств (ассигновать – выделить определенные денежные средства на какой-нибудь расход);
2. осуществление расходов посредством финансирования и оплаты обязательств получателей бюджетных средств;
3. контроль обоснованности расходов получателей бюджетных средств;
4. получение информации и составление отчетности о расходах бюджета в разрезе получателей бюджетных средств.
Исполнить бюджет по расходам – это означает своевременно и в полном объеме профинансировать расходы, предусмотренные в бюджете, в соответствии с годовой росписью расходов соответствующего бюджета, также законное, целевое и эффективное расходование бюджетных средств.
Финансирование расходов производится в пределах квартальных назначений, утвержденных в годовой росписи доходов и расходов, с учетом изменений, внесенных в нее в установленном порядке в процессе исполнения бюджета, в пределах поступающих доходов и привлеченных источников финансирования дефицита бюджета и с учетом наличия средств на Едином казначейском счете Министерства финансов Республики Беларусь.
В таблице 3 приведены данные по исполнению бюджета за 2006-2008 гг.
Таблица 3. Показатели исполнения бюджета
млрд. руб. | |||||||||
Показатели | 2006 год | 2007 год | 2008 год | ||||||
Уточненный годовой план 2006 года | Исполнено за январь-декабрь 2006г. | В % к годовому плану | Уточненный годовой план 2007 года | Исполнено за январь-декабрь 2007г. | В % к годовому плану | Уточненный годовой план 2008 года | Исполнено за январь-декабрь 2008г. | В % к годовому плану | |
Всего доходов | 27857,3 | 28666,6 | 102,9 | 35117,3
| 36204,2 | 103,1 | 46392,6 | 49043,7 | 105,7 |
из них: |
| ||||||||
- налог на прибыль | 1716,6 | 1752,0 | 102,1 | 2106,1
| 2185,2 | 103,8 | 3230,0
| 3285,8 | 101,7 |
- налог на добавленную стоимость | 5043,2 | 5147,3 | 102,1 | 5955,4
| 6069,1 | 101,9 | 7771,7
| 8066,5 | 103,8 |
- акцизы | 2699,3 | 2683,7 | 99,4 | 2843,3 | 2884,0 | 101,4 | 3716,5 | 3730,6 | 100,4 |
Всего расходов | 28913,4 | 27488,1 | 95,1 | 36549,2 | 35909,0 | 98,2 | 49777,1 | 48117,9 | 96,7 |
из них: |
| ||||||||
- общегосударственные расходы | 7346,5 | 6438,5 | 87,6 | 8929,2
| 8734,1 | 97,8 | 12571,1 | 12073,5 | 96,0 |
- национальная экономика и ЖКХ | 6244,4
| 6063,5
| 97,1 | 9364,5
| 9178,3 | 98,0 | 14962,5 | 14446,8 | 96,6 |
- расходы на финансирование социальной сферы (образование, культура и искусство, кинематография, средства массовой информации, здравоохранение, физическая культура и спорт, социальная политика) | 12324,3
| 12076,9 | 98,0 | 14722,7
| 14515,9 | 98,6 | 18185,5
| 17718,8 | 97,4 |
Превышение доходов над расходами (+), Дефицит (-) | -1056,1
| 1178,5 |
| -1431,9
| 295,2 |
| - 3384,5
| 925,8 |
|
За январь-декабрь 2006 года доходы республиканского бюджета составили 28,7 трлн. рублей, или 102,9 процента уточненного годового плана.
В январе-декабре 2006 года динамика исполнения бюджета по основным доходным источникам была увязана с опережающими темпами роста макроэкономических показателей, увеличением объемов производства в реальном секторе экономики, ростом финансовых показателей работы организаций.
Налога на прибыль поступило около 1,8 трлн. рублей, или 102,1 процента к уточненному годовому плану. За январь-декабрь текущего года в республиканский бюджет поступило НДС на сумму более 5,1 трлн. рублей, или 102,1 процента годового плана. Доходы от внешнеэкономической деятельности составили около 2,1 трлн. рублей, или 104,5 процента к годовому плану.
По состоянию на 1 января 2007 года задолженность по платежам в бюджеты всех уровней сложилась в сумме 234,7 млрд. рублей. По сравнению с началом года недоимка сократилась на 47 млрд. рублей.
Расходы республиканского бюджета за январь-декабрь 2006 года составили около 27,5 трлн. рублей, или 95,1 процента годового плана.
В целом за январь-декабрь 2006 года обеспечено ритмичное финансирование расходов республиканского бюджета. Расчеты по расходам государственных целевых бюджетных фондов и Фонда социальной защиты населения осуществлялись в соответствии с заявляемой потребностью и с учетом доходов, формирующих эти фонды. Погашены по наступившим срокам все обязательства Республики Беларусь по государственному долгу.
На 01.01.2007 года по республиканскому бюджету кредиторская задолженность составила 26,6 млрд. рублей, сократилась с начала года на 15,5 млрд. рублей. На протяжении всего года она складывалась в стабильно низком объеме 40-50 млрд. рублей (без учета фондов).
Превышение доходов над расходами республиканского бюджета за январь-декабрь 2006 года составило около 1,2 трлн. рублей, главным образом, за счет опережающего поступления доходов Фонда социальной защиты населения над его расходами и средств Фонда национального развития.
За январь-декабрь 2007 года по предварительным данным доходы республиканского бюджета (с учетом Фонда социальной защиты населения и целевых бюджетных фондов) составили 36,2 трлн. рублей, или 103,1 процента уточненного годового плана.
В январе-декабре 2007 года динамика исполнения бюджета по основным доходным источникам увязана с темпами роста макроэкономических показателей.
Налога на прибыль поступило 2,2 трлн. рублей, или 103,8 процента к уточненному годовому плану. За январь-декабрь 2007 года в республиканский бюджет поступило НДС на сумму 6,1 трлн. рублей, или 101,9 процента годового плана. Доходы от внешнеэкономической деятельности составили 6,3 трлн. рублей, или 103,5 процента к уточненному годовому плану.