Экономическое влияние от участия Кыргызской республики в многосторонней торговой системе (ВТО): банковский сектор

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 08:53, научная работа

Описание работы

Региональный проект USAID по либерализации торговли и таможенной реформе (RTLC) - финансируется Агентством США по международному развитию (USAID), что стало возможным благодаря поддержке американского народа. Проект в Казахстане софинансируется Правительством Республики Казахстан согласно совместной Программы экономического развития. Проект RTLC осуществляется компанией «The Services Group (TSG)» до сентября 2011г.

Файлы: 1 файл

WTO banking.doc

— 754.00 Кб (Скачать файл)

                                                                                                                                              

 


 

 

 

 

 

 

   Research and Consulting

 

 

 

 

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

    ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВЛИЯНИЕ ОТ УЧАСТИЯ КЫРГЫЗСКОЙ

РЕСПУБЛИКИ В МНОГОСТОРОННЕЙ ТОРГОВОЙ СИСТЕМЕ (ВТО):

БАНКОВСКИЙ СЕКТОР

 

 

Исполнитель:

Исследовательско-консалтинговое агентство SIAR

Кыргызстан, Бишкек

Ул. Токтогула, 98-3

Тел: +996 312  665199

Факс: + 996 312 620065

E-mail: office@siar-consult.com

Автор исследования: Назгуль Турсалиева, Магистр международного права и экономики Всемирного торгового института (Швейцария)

 

 

Исследовательско-консалтинговое агентство SIAR несет полную ответственность за содержание публикации, которое не обязательно отражает мнение USAID или Правительства США.

 

Данное исследование стало возможным благодаря технической и финансовой поддержке Регионального проекта USAID по либерализации торговли и таможенной реформе и административной поддержке Фонда Евразия Центральной Азии (ФЕЦА).

 

 

 

 

 



 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

Региональный проект USAID по либерализации торговли и таможенной реформе (RTLC) -  финансируется Агентством США по международному развитию (USAID), что стало возможным благодаря поддержке американского народа.  Проект в Казахстане софинансируется Правительством Республики Казахстан согласно совместной Программы экономического развития. Проект RTLC осуществляется компанией «The Services Group (TSG)» до сентября 2011г.

 

Деятельность RTLC направлена на достижении двух основных целей: 

 

 Либерализация торговли. Проект поддерживает инициативы Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана, ориентированные на сокращение барьеров в торговле. Проект оказывает техническое содействие правительствам Казахстана и Таджикистана в процессе вступления в ВТО, а правительству Кыргызстану в выполнении обязательств Кыргызстана перед в ВТО. Эта деятельность способствует многостороннему сотрудничеству в сфере упрощения и гармонизации процедур импорта и экспорта, а также либерализации сферы услуг.

 

Упрощение процедур торговли и интеграция. Проект содействует региональным процессам направленным на повышение эффективности деятельности таможенных служб, сокращение времени и количества документов необходимых для осуществления экспорта, импорта и транзита грузов, определение и устранение логистических и административных ограничений, которые препятствуют эффективному перемещению товаров и перевозчиков, включая региональное сотрудничество в сфере торговли и транзита.

 

Фонд Евразия  Центральной Азии (ФЕЦА) – Фонд Евразия Центральной Азии (ФЕЦА) – общественная организация, основанная в регионе в 2005 году. ФЕЦА мобилизует общественные и частные ресурсы, помогая гражданам принимать активное участие в построении собственного будущего посредством укрепления местных сообществ и повышения гражданского и экономического благосостояния. ФЕЦА продолжает деятельность Фонда Евразия как местный институт. Фонд Евразия – частная некоммерческая организация, с 1993 года инвестировавшая более 40 миллионов долларов в Центральной Азии. Получить более полную информацию о ФЕЦА можно на сайте: http://www.efcentralasia.org

 

ВЫРАЖЕНИЕ ПРИЗНАТЕЛЬНОСТИ

Исследовательское агентство SIAR выражает глубокую признательность Региональному Проекту USAID по либерализации торговли и таможенной реформе в Кыргызстане за помощь в проведении исследований, а также сотрудникам Фонда Евразия, организовавшим процесс взаимодействия между исследовательской группой и экспертами.

В исследованиях принимали  участие следующие независимые  эксперты:

Айбашева Жипара – плодоовощной сектор

Буржубаев Тимур –  плодоовощной сектор

Турсалиева Назгуль, Магистр  международного права и экономики  Всемирного торгового института (Швейцария) – банковский сектор

Султаналиева Салика – текстильный сектор

Жунушев Бакай – текстильный сектор

 

Исследовательское агентство SIAR от имени независимых экспертов также выражает благодарность за активное участие и содействие в сборе необходимой информации для проведения исследований руководству и специалистам следующих министерств и ведомств:

Министерство экономического регулирования КР

Министерство сельского, водного  хозяйства и перерабатывающей промышленности, отделу по переработки сельхозпродукции

Постоянное представительство  КР при ООН/ВТО в Женеве (Швейцария)

Национальный банк КР

Союз банков КР

Союз «Легпром»

Ассоциация «Союзтекстиль»

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Большинство стран с переходной экономикой, в том числе и Кыргызская Республика рассматривала членство в ВТО как важный шаг к интеграции в мировую торговую систему. «Сегодня с уверенностью можно сказать, что членство в ВТО уже само по себе дает преимущество. Ведь система ВТО, в которой мы участвуем, представляет собой своеобразный многосторонний контракт - пакет соглашений, нормами и правилами которого регулируется примерно 97 % всей мировой торговли. И быть вне этой системы – оказаться в невыгодном положении, - отмечает Министр экономического развития и торговли Кыргызской Республики А. Жапаров.»1   

Банковский сектор - один из важнейших и неотъемлемых структур рыночной экономики, основная функция которого - осуществление мобилизации и распределения финансовых ресурсов страны для ее устойчивого роста (финансовое посредничество).                                                            

Согласно обязательствам Кыргызской Республики в рамках ВТО банковский сектор страны существеннно открылся. Хотя, и до вступления страны в ВТО, данный сегмент экономики был уже в достаточной степени либерализован. Экс-председатель НБКР М. Султанов отмечал: «... в Кыргызстане данные рынки были либерализованы еще до вступления страны в ВТО. Поэтому у нас просто не было оснований вести какие-то переговоры по данным вопросам, потому что решение о полной конвертируемости по счету капитала и по текущим счетам было принято еще в 1995 году, финансовые рынки открыты в 1995-1996 годах.»2 

Кыргызская Республика, подписав 29 марта 1995 года Статью VIII «Об общих обязательствах государств-членов» Статей Соглашений МВФ приняла на себя обязательство по обеспечению проведения платежей и переводов по текущим международным операциям без каких-либо ограничений, а также по не допущению использования практики множественности курсов и участия в дискриминационных валютных соглашениях. В реализации данного обязательства был принят Закон Кыргызской Республики «Об операциях в иностранной валюте» от 5 июля 1995 года № 6-I, который закрепляет достаточно либеральный валютный режим, что немаловажно для потенциальных инвесторов.

Закон Кыргызской Республики «Об инвестициях в Кыргызской Республики» от 27 марта 2003 года № 66 закрепляет либеральный инвестиционный режим.

Необходимо сказать, что режим наибольшего благоприятствования инвестиционной деятельности за счет неукоснительного выполнения правил ВТО, и принятия либерального законодательства, положительно сказался на инвестиционной привлекательности Кыргызской Республики, в том числе и для инвесторов из стран-членов ВТО. Одной из привлекательной отраслью для инвесторов являлся финансовый сектор страны, который в большей степени представлен банковским сектором.

Банковское законодательство Кыргызской Республики, что и было закреплено в обязательствах Кыргызской Республики в рамках ВТО, не предусматривает ограничений в отношении создания и функционирования банков с иностранным капиталом или дочерних банков и филиалов иностранных банков на территории Кыргызской Республики. Деcять лет членства Кыргызской Республики в ВТО (1998-2008)  иллюстрируют положительные изменения в развитии банковской системы и экономики страны в целом. Открытость банковского сектора увеличила экономический рост страны посредством улучшения эффективности финансовых посредников - коммерческих банков с участием иностранного капитала стран-членов ВТО (рост параметров, описывающих уровень финансового посредничества банковской системы, говорит об этом), т.е. увеличила доступные денежные средства, все это уменьшило стоимость кредитования реального сектора экономики. Коммерческие банки с участием иностранного капитала стран-членов ВТО, как прямо так и косвенно (посредством конкуренции), повлияли на увеличение спектра банковских услуг (продуктов), развитие инфраструктуры рынка банковских услуг и их распостранение на больший охват потребителей.

Формирование надлежащей юридической  базы сложилось и за счет функционирования коммерческих банков с участием иностранного капитала стран-членов ВТО.  Десятилетний рубеж членства Кыргызской Республики в ВТО, несмотря на положительные измения, не говорит пока еще о существенно ощутимом экономическом влиянии. В отчете отразятся перспективы развития банковского сектора Кыргызской Республики на среднесрочную песпективу. Являясь практически единственным крупным накопителем денежных ресурсов и расчетным центром всех денежных потоков частных лиц и предпринимателей, банковский сектор Кыргызской Республики играет весьма важную роль в развитии национальной экономики. При этом важно давать себе отчет, что в «больной» экономике  не может  быть здоровых  финансов. Таким образом развитие банковского сектора не может быть обеспечено без устойчивого роста реального сектора экономики и его доходности. Необходимо адекватно оценивать  роль коммерческиях банков  в кыргызской экономике и руководствоваться в первую очередь развитием реального   сектора,  связывая  с  ним   средне- и долгосрочные перспективы.

Если дополнить высказывание Посла/Постоянного Представителя Кыргызской Республики при ООН/ВТО, М. Джумалиева, то членство Кыргызской Республики в ВТО окажет более ощутимое положительное воздействие на развитие страны в долгосрочной перспективе.3 Сам факт членства не гарантирует автоматического получения выгод, их реализация зависит от целого ряда условий, на многие из которых Кыргызская Республика самостоятельно не может оказать заметного влияния. Ситуация может измениться после вступления ее основных торговых партнеров - России, Казахстана, Узбекистана4, хотя бы только потому, что членство этих стран в ВТО даст возможность застраховаться от непредсказуемых изменений в торговой политике стран и позволит решать конфликты и споры с помощью применяемых ВТО процедур.5

Стоит вернуться к данному вопросу еще раз, когда членству Кыргызской Республики в ВТО будет двадцать лет. К тому времени есть вероятность, что наши основные торговые партнеры такие как Россия, Казахстан будут странами-членами ВТО и тогда более ощутимо будет заметен экономический рост, на который в том числе повлиет существенное улучшение эффективности финансовых посредников - коммерческих банков.

 

 

 

 

 

 

 

ГЛОССАРИЙ

 

 

ВБ

Всемирный Банк

ВВП

Валовый внутренний продукт

ВТО

Всемирная Торговая Организация

ГАТС

Генеральное соглашение по торговле услугами

ГАТТ

Генеральное соглашение по тарифам  и торговле

МВФ

Международный Валютный Фонд

МЭРТКР

Министерство экономического развития и торговли Кыргызской Республики

НБКР

Национальный банк Кыргызской Республики

СБКР

Союз банков Кыргызской Республики

СНГ

Содружество Независимых Государств

НСККР

Национальный статистический комитет  Кыргызской Республики

ПИИ

Прямые иностранные инвестиции

СЭЗ

Свободные экономические зоны

ФКУ

Финансово-кредитные учреждения


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КРАТКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

 

  • Кыргызская Республика начала переход к рыночной экономике в 1993 году, сразу после получения независимости в 1991 году.

 

  • Практика развития рыночной экономики требует открытости и выхода на мировые рынки.

 

  • Для того, чтобы стать полноправным участником мирового рынка товаров и услуг, необходимо принять правила игры, которые в условиях глобализации определяются коллективно при решающей роли Всемирной Торговой Организации. Вступление Кыргызской Республики в ВТО в декабре 1998 года явилось логическим продолжением процесса перехода страны к рыночной экономике. Страна приняла на себя обязательства по либерализации торговли товарами и услугами, в том числе и банковскими услугами. Хотя, и до ее вступления в ВТО банковский сектор был уже в достаточной степени либерализован. Можно сказать, что членство страны в ВТО - это юридически-оформленная гарантия неизменения национального банковского законодательства в сторону введения ограничений для иностранных поставщиков банковских услуг. Если обязательства Кыргызской Республики в рамках Международного Валютного Фонда закрепили предсказуемость в валютном регулировании, то обязательства Кыргызской Республики в рамках ВТО в части банковских услуг закрепили предсказуемость в банковском регулировании. Формирование надлежащей юридической базы сложилось и за счет функционирования коммерческих банков с участием иностранного капитала стран-членов ВТО.

 

  • Либерализация рынка Кыргызской Республики по итогам присоединения страны к ВТО способствовала приходу иностранного капитала стран-членов ВТО в банковский сектор. Так, в 1993 году, в самом начале рыночных преобразований, в стране действовало 20 коммерческих банков, из них не было ни одного коммерческого банка с участием иностранного капитала. В 1998 году действовало 23 коммерческих банка, из них 4 - с участием иностранного капитала стран-членов ВТО. И уже в 2008 году действовал 21 коммерческий банк, из них 8 - с участием иностранного капитала стран-членов ВТО.

 

  • Для потребителей, банковского сектора и в целом для экономики Кыргызской Республики коммерческие банки с участием иностранного капитала стран-членов ВТО принесли некоторые положительные изменения, которые сложились прямым и косвенным (посредством конкуренции) способами:
    • увеличение уровня финансового посредничества банковской системы,
    • низкую стоимость заимствования (снижение процентных ставок по кредитам),
    • увеличение спектра банковских услуг (продуктов),
    • развитие инфраструктуры рынка банковских услуг и их распостранение на больший охват потребителей

Информация о работе Экономическое влияние от участия Кыргызской республики в многосторонней торговой системе (ВТО): банковский сектор