Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 08:53, научная работа
Региональный проект USAID по либерализации торговли и таможенной реформе (RTLC) - финансируется Агентством США по международному развитию (USAID), что стало возможным благодаря поддержке американского народа. Проект в Казахстане софинансируется Правительством Республики Казахстан согласно совместной Программы экономического развития. Проект RTLC осуществляется компанией «The Services Group (TSG)» до сентября 2011г.
Кыргызская Республика, бывшая страна с централизованной плановой экономикой, начала переход к рыночной экономике в 1993 году, сразу после получения независимости в 1991 году. Республика не имеет выхода к морю и окружена в Центральной Азии Китаем, Казахстаном, Узбекистаном и Таджикистаном.»6
Малый объем внутреннего рынка, ограниченность природных ресурсов и необходимость привлечения иностранных ресурсов обусловили выбор модели открытого рынка для экономики Кыргызской Республики.
Был сделан значительный прогресс в ее экономическом и политическом переходном периоде. Некоторые реформы были выполнены быстро, включая приватизацию крестьянских хозяйств, дерегулирование цен, либерализацию финансового сектора и приватизацию государственной собственности. Были внесены изменения в законы и нормативные акты, чтобы создать законодательную основу для рыночной экономики. Реформы также помогли Кыргызской Республике справиться с ситуацией во время азиатского и российского кризисов в конце 90-х годов. Макроэкономические, структурные, торговые реформы, проводимые с 1991 года как часть переходного процесса Кыргызской Республики к рыночной экономике, были взаимоувязаны со вступлением страны в ВТО в декабре 1998 года.»7
Особенно важным
итогом перестройки экономики и режима
торговли становится обновление многосторонней
системы торговли Кыргызской Республики
через ВТО.
Успешное завершение “уругвайского”
раунда ГАТТ, которое ознаменовалось решением
о создании ВТО, вдохнуло новую жизнь и
придало силы концепции, основанной на
принципах либеральной торговой системы.
ВТО предлагает
Кыргызской Республике перспективу полной
интеграции в глобальную торговую систему.
Членство в ВТО дает Кыргызской Республике:
- возможность непосредственно
участвовать в обсуждении всех
вопросов, касающихся многостороннего
регулирования международной
- стимул для экономического
развития Кыргызской
- переход Кыргызской
Республики в международное
- при прочих равных условиях, повышение привлекательности Кыргызской Республики в качестве объекта приложения капитала для иностранных инвесторов, так как одним из основных принципов ВТО является принцип "транспарентности", т.е. полной открытости страны, прозрачности законодательной базы.
Поговорим об инвестициях. Рассмотрение данного вопроса является важным с точки зрения экономической составляющей настоящего отчета. Какова же общая динамика инвестиционной деятельности за период членства Кыргызской Республики в ВТО? Наряду с относительной стабильностью национальной валюты и низкой инфляцией, одним из позитивных факторов для привлечения в страну иностранных инвестиций послужила либеральная законодательная база.
Для Кыргызской Республики, в соответствии с Законом Кыргызской Республики «Об операциях в иностранной валюте» от от 5 июля 1995 года № 6-I, характерен достаточно либеральный валютный режим, что немаловажно для потенциальных инвесторов. Данным Законом закреплено, что валютных ограничений нет, а именно: a) ввоз и вывоз валюты не подлежат никаким ограничениям при условии ее декларирования в пунктах таможенного контроля; б) перемещение иностранной валюты, включая текущие платежи, текущие поступления и переводы капитала, из-за границы и за границу не ограничивается.
«Из-за высокой внешней задолженности Кыргызской Республики к началу 2000 года и трудностями обслуживания внешнего долга Правительством страны было принято решение по сокращению доли программы государственных инвестиций и увеличению доли прямых иностранных инвестиций. Таким образом, ПИИ являются главным источником финансирования инвестиционных требований экономики Кыргызской Республики. Помимо частичного решения проблемы технологического обновления основных фондов предприятия, ПИИ несут в себе потенциал увеличения экспорта продукции и услуг учрежденных ими предприятий, возможности импорта технологий, практических навыков, управленческого мастерства и ноу-хау, способствуют становлению рыночных механизмов и интеграции кыргызской экономики в мировое хозяйство.»8 «Хотя основной пакет законодательных и институциональных реформ был осуществлен при вступлении в ВТО, последовавшие после этого изменения в законодательстве содействовали созданию более стабильного и предсказуемого торгового режима в Кыргызской Республике.
Кыргызская Республика в регионе является наиболее открытой для торговли и инвестиций.»9
Закон Кыргызской Республики «Об инвестициях в Кыргызской Республики» от 27 марта 2003 года № 66 устанавливает основные принципы инвестиционной политики государства и нацелены на улучшение инвестиционного климата республики и продвижения иностранных и внутренних инвестиций посредством обеспечения справедливого и равноправного законодательного режима для инвесторов и гарантированной защиты инвестиций в Кыргызской Республике. Этот Закон также регулирует отношения между государственными органами и инвесторами. Далее, в Законе определяется: а) возможность получения преференций; б) право инвестора обратиться в международный суд, минуя внутренние процедуры; в) неизменность законодательства в течение 10 лет. Если в инвестиционное законодательство вносятся какие-либо поправки или дополнения, инвестор имеет право выбрать более благоприятные для него условия на 10 лет, начиная со дня внесения этих поправок или дополнений. Данные права не распространяются на случаи изменения Конституции Кыргызской Республики, налогового законодательства, законодательства, относящегося к национальной безопасности, здравоохранению и защите окружающей среды; г) равный режим для иностранных и внутренних инвесторов; д) четкое определение термина «инвестор» (иностранный, отечественный).
Либеральный инвестиционный режим позволяет инвесторам получить доступ практически ко всем секторам экономики страны. Представители иностранных государств имеют право принимать участие в приватизации, покупать акции и ценные бумаги кыргызских компаний. К иностранным инвесторам применяется национальный режим, т.е режим в отношении иностранных инвесторов не должно быть менее благоприятным, нежели в отношении местных инвесторов. Это правило будет применяться в том случае, когда инвестор владеет долей предприятия и когда является его полным собственником. Иностранные инвесторы могут полностью или совместно с кыргызским или любым другим иностранным партнером владеть каким-либо предприятием. Постоянные представительства и филиалы также могут открыты, но, в отличие от совместных предприятий и иностранных предприятий, они не будут считаться юридическими лицами-резидентами.
Законом Кыргызской Республики «Об инвестициях в Кыргызской Республики» гарантируется своевременная выплата адекватной и эффективной компенсации в случае экспроприации.10 «Таким образом, инвесторам гарантируется свобода репатриации капитала, дивидендов и прибыли. Нет ограничений на перевод дохода в национальной валюте в иностранную валюту, включая вывоз для дальнейшего импорта или оплаты будущих расходов. Инвесторы могут хранить доход в иностранной валюте; нет требований по его конвертированию в местную валюту.»11
В целях создания благоприятного инвестиционного климата Кыргызская Республика предоставляет ряд существенных стимулов для инвесторов. На территории Кыргызской Республики расположены свободные экономические зоны, являющиеся удобным местом для вложения инвестиций и развития производственных мощностей. СЭ3ы предоставляют широкий круг льгот: освобождение от всех видов налогов, пошлин и выплат на весь период деятельности предприятия.
Таким образом, в Кыргызской Республике уже в течение ряда лет действует режим наибольшего благоприятствования инвестиционной деятельности за счет неукоснительного выполнения правил ВТО, участия в международных инвестиционных соглашениях и принятия недискриминационного и либерального законодательства.12
Граф I.1.1 Поступление прямых иностранных инвестиций в Кыргызскую Республику
Источник: НСККР.
Граф I.1.2 Структура поступления прямых иностранных инвестиций в Кыргызскую Республику в 2007 году (тыс. долларов США)
Источник: НСККР.
Динамика инвестиционной деятельности характеризуется неравномерным поступлением ПИИ в Кыргызскую Республику за период с 1998 по 2001 годы и устойчивым ростом поступлений начиная с 2001 года по 2007 год. С 1998 по 2007 годы объем ПИИ вырос более чем в три раза (с 136,3 млн. долларов США до 436,8 млн. долларов США). Наибольшую долю в структуре поступления ПИИ в Кыргызскую Республику в 2007 году занимают кредиты, полученные от зарубежных совладельцев предприятий (47,8 % от общего объема поступивших в 2007 году ПИИ) и торговые кредиты (28 %). Акционерный капитал, финансовый лизинг и реинвестированная прибыль составляют, соответственно, 14,8 %, 1,7 % и 7,7 %.
Таб I.1.1 Поступление прямых иностранных инвестиций в Кыргызскую Республику по видам деятельности (тыс. долларов США)
Наименование показателей |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
Всего |
136301,2 |
108562,1 |
89607,9 |
90088,5 |
115666,1 |
146955,5 |
175585,4 |
210306,2 |
335589,2 |
436821,6 |
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство |
299,9 |
620,3 |
40,8 |
130,1 |
805,3 |
2009,9 |
9752,7 |
763,4 3 |
561,0 |
4268,1 |
Горнодобываю-щая промыш- ленность |
1627,8 |
4005,1 |
4607,6 |
4320,7 |
5058,2 |
12285,4 |
9 952,2 |
24309,6 |
55779,8 |
54636,6 |
Обрабатываю-щая промыш- ленность |
27873,9 |
55732,4 |
44026,0 |
50897,4 |
52802,4 |
73164,4 |
92972,8 |
94799,6 |
141013,8 |
134932,6 |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
68,5 |
0,1 |
31,5 |
322,6 |
2 202,8 |
103,8 |
11,2 |
24,3 | ||
Строительство |
21198,6 |
11647,0 |
4670,3 |
129,3 |
2166,7 |
5037,7 |
5818,2 |
12121,0 |
9116,2 |
12539,0 |
Торговля, ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования |
58868,4 |
15488,5 |
14686,9 |
23267,3 |
19737,8 |
22626,9 |
24579,1 |
21834,6 |
26693,1 |
39794,6 |
Гостиницы и Рестораны |
998,7 |
130,4 |
10587,5 |
6962,6 |
4812,0 |
1960,6 |
960,8 |
2485,0 |
1946,5 |
2687,7 |
Транспорт и связь |
8131,7 |
794,6 |
3078,5 |
2309,2 |
7954,8 |
4670,4 |
6880,1 |
4746,0 |
9276,7 |
13486,4 |
Финансовая деятельность |
5375,3 |
1663,7 |
1560,3 |
469,5 |
6005,6 |
3960,5 |
10813,5 |
41024,1 |
61847,7 |
113105,3 |
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг потребителям |
11633,8 |
18083,4 |
5600,1 |
1377,3 |
13171,7 |
3544,8 |
8791,7 |
7369,4 |
25281,6 |
60115,9 |
Государственное управление |
1393,5 |
677,3 |
75,3 |
250,9 |
- | |||||
Образование |
58,7 |
45,4 |
72,6 |
80,1 |
2612,2 |
9325,0 |
1000,2 |
0,2 |
0,9 |
309,9 |
Здавоохранение и предостав- |
128,6 |
71,5 |
0,5 |
14,9 |
6,3 |
5317,6 |
762,9 |
0,3 |
804,2 |
0,6 |
Предоставление коммунальных, социальных и персональных услуг |
37,3 |
279,7 |
678,8 |
130,1 |
501,6 |
1336,2 |
421,1 |
673,9 |
5,6 |
920,6 |
Источник: НСККР.
За весь анализируемый период приоритетными отраслями вложения инвестиций инвесторами являлись такие отрасли как:
В 2007 году наиболее привлекательными отраслями для инвесторов являлись обрабатывающая промышленность (30,9 % от общего объема поступивших в 2007 году ПИИ), финансовый сектор (25,9 %), операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг потребителям (13,8 %), горнодобывающая промышленность (12,5 %), торговля, ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования (9,1 %).
По данным НСККР основные страны, которые занимают наибольший удельный вес в общем объеме поступлений ПИИ: Казахстан, Россия; Великобритания, Германия, Канада, Китай, США, Турция. В 2007 году объем поступления ПИИ из стран СНГ составил 45,4 % от общего объема ПИИ (198,3 млн. долл. США). Основную долю вложений осуществили инвесторы из Казахстана (41,8 % от общего объема поступивших в 2007 году ПИИ), России (3,06 %). В 2007 году объем поступления ПИИ из стран вне СНГ составил 54,6 % от общего объема ПИИ (238,5 млн. долл. США). Основными странами–инвесторами являлись Великобритания (13,8 % от общего объема поступивших в 2007 году ПИИ), Китай (6,7 %), Германия (6,6 %), Турция (3,8 %).
Поступление ПИИ в экономику Кыргызской Республики в 2008 году, по предварительным данным НСККР, составило 653,2 млн. долларов CША против 436,8 млн. долларов США в 2007 году (рост на 49,5 %). Удельный вес ПИИ в общем объеме ВВП Кыргызской Республики в 2008 году составил 13,7 %.
Инвестиции не являются темой настоящего исследования, не будем углубляться в подробности.
Важно было показать, что режим наибольшего благоприятствования инвестиционной деятельности за счет неукоснительного выполнения правил ВТО, и принятия либерального законодательства, положительно сказался на инвестиционной привлекательности Кыргызской Республики, в том числе и для инвесторов из стран-членов ВТО. Одной их привлекательной отраслью для инвесторов являлся финансовый сектор страны, который в большей степени представлен банковским сектором. Но, пока еще имеются ряд барьеров (коррупция, трудности доступа к финансированию инвестиционных проектов, и т.д.), которые необходимо решить для существенного улучшения инвестиционного климата, чтобы обеспечить достаточный уровень инвестиций и ускорение экономического роста. Меры по устранению данных барьеров рассматриваются Правительством Кыргызской Республики в рамках получения страной рейтинга Всемирного Банка по легкости ведения бизнеса - Doing Business.