Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 08:53, научная работа
Региональный проект USAID по либерализации торговли и таможенной реформе (RTLC) - финансируется Агентством США по международному развитию (USAID), что стало возможным благодаря поддержке американского народа. Проект в Казахстане софинансируется Правительством Республики Казахстан согласно совместной Программы экономического развития. Проект RTLC осуществляется компанией «The Services Group (TSG)» до сентября 2011г.
Об экспансии казахского капитала начали говорить с 2004 года. На IV Бишкекской Международной Банковской Конференции (25-28 июля 2007 года) Президент Союза банков Кыргызской Республики А. Абдраев и Вице-президент Ассоциации банков Республики Казахстан М. Байтоков подписали договор о всестороннем сотрудничестве двух этих общественных организаций, направленных на усиление процесса интеграции в банковском секторе двух этих стран.27 К концу 2008 года казахский капитал был представлен 4 банками из 21 действующего коммерческого банка. Перспективы дальнейшей интеграции банковских секторов двух стран в первую очередь связываются геополитическим фактором - соседством в Центрально-Азиатском регионе. В качестве средне- и долгосрочной перспектив можно обсудить следующий аспект: Кыргызская Республика - сервисное государство, в частности банковский центр в Центральной Азии. Можно ли стать Кыргызской Республики в своем регионе в один ряд со Швейцарией в Европе, Сингапуром в Азии (две последние страны считаются мировыми банковскими центрами).
Десятилетиями богатые люди со всего мира предпочитали хранить деньги в швейцарских банках. Трепетное отношение страны к банковской тайне, возможность не платить налоги с капиталов, отданных под надзор банкиров из Цюриха и Женевы, обеспечивали приток миллиардов долларов США в швейцарские банки. На долю Швейцарии приходится около 30 % вложений в мировые офшорные центры, которые привлекают клиентов низкими налогами, тайной вкладов и т.д.
Экономика Сингапура в значительной степени основана на производстве и экспорте электроники. Однако возрастающая конкуренция со стороны Китая, Индии и других азиатских стран, где стоимость рабочей силы ниже, заставляет власти реструктурировать экономику. Одним из главных направлений в этой области стало развитие сектора частных банковских услуг. Причем в качестве образца Сингапур выбрал швейцарскую систему.
На примере данных стран, можно сказать, что иностранных клиентов привлекает развитая законодательная и прозрачная банковская система, а также практически полное отсутствие коррупции. В «Индексе восприятия коррупции», составляемом Transparency International, Сингапур в 2008 году занял 4-ое место с 9,2 балла (10 баллов означает полное отсутствие коррупции); Швейцария - 5-ое место с 9,0 балла.28
На данный момент, об этом мы говорили выше, когда обсуждали инвестиции, коррупция является одним из основных барьеров, который «тормозит» ускорение экономического роста. В мировом рейтинге коррупции Transparency International Кыргызская Республика в 2008 году заняла 166-ое место с 1,8 баллов. Общее количество обследуемых стран в 2008 году было 180.29 Для богатых людей законность является привлекательней низких налогов. Стремление называться банковским центром - перспективно, стране есть к чему стремиться и над чем работать. Но, в принципе, на данном этапе можно развить функцию транзитного финансового посредника. И ее уже начал развивать ОАО «АзияУниверсалБанк». «Данный банк был основан в Кыргызской Республике в 1997 году. Менее чем за десятилетие ОАО «АУБ» стал ведущим банком страны, собравшим около четверти совокупных активов и депозитов всей банковской системы Кыргызской Республики, и вошел в тройку крупнейших банков страны по размеру капитала.
Миссия банка - используя выгодное географическое положение, участвовать в создании финансового моста между Востоком и Западом, поддерживать и развивать деловые связи между бизнес - сообществами стран СНГ и дальнего зарубежья. Проявляя гибкий подход к потребностям своих клиентов, используя накопленный опыт и передовые финансовые технологии, ОАО «АУБ» стремится выступать в качестве надежного партнера в развитии их бизнеса. ОАО «АУБ» является лидером в предоставлении банковских услуг международного уровня. ОАО «АУБ» также является одним из лидеров среди банков СНГ в области противодействия легализации средств, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма. В 2005 году ОАО «АУБ» стал первым банком в Кыргызской Республике, учредившим специальное Управление Compliance, которое обеспечивает соответствие деятельности банка самым строгим международным критериям.»30 ОАО «АУБ» открыл свои представительства в Казахстане, Латвии (член ВТО с февраля 1999 года), Украине (член ВТО с мая 2008 года).
Безусловно, коммерческие банки Кыргызской Республики, выходя на внешние рынки, изучают всю необходимую законодательную базу стран, в том числе и членство этих стран в тех или иных международных организаций. Однако, в Кыргызской Республике недостаточно квалифицированных специалистов в области торгового права, которые содействовали бы коммерческим банкам в изучении Перечня специфических обязательств стран-членов ВТО по доступу на их рынок банковских услуг, а порой даже некоторые коммерческие банки Кыргызской Республики не ведают о том, что в странах-членах ВТО действует режим наибольшего благоприятствования.31
В этой связи, предлагается провести для коммерческих банков Кыргызской Республики ряд ознакомительных семинаров по торговому праву в части банковских услуг с привлечением экспертов Регионального Проекта USAID по Либерализации Торговли и Таможенной Реформе, Министерства экономического развития и торговли Кыргызской Республики и Национального банка Кыргызской Республики.
Обязательства Кыргызской Республики
в рамках ВТО в части банковских
услуг закрепили
Для потребителей, банковского сектора и в целом для экономики Кыргызской Республики коммерческие банки с участием иностранного капитала стран-членов ВТО принесли некоторые положительные изменения: увеличение уровня финансового посредничества банковской системы, низкую стоимость заимствования (снижение процентных ставок по кредитам), увеличение спектра банковских услуг (продуктов), развитие инфраструктуры рынка банковских услуг и их распостранение на больший охват потребителей. Данные изменения сложились прямым и косвенным (посредством конкуренции) способами.
Развитие банковского сектора не может быть обеспечено без устойчивого роста реального сектора экономики и его доходности. Необходимо адекватно оценивать роль коммерческиях банков в кыргызской экономике и руководствоваться в первую очередь развитием реального сектора, связывая с ним средне- и долгосрочные перспективы.
Законодательные документы:
Отчеты:
1 Международный центр по торговле и устойчивому развитию (2009): Кыргызстан и ВТО: подводя итоги десятилетия, Выпуск 1, Женева: MЦТУР.
Доступно на: http://ictsd.net/downloads/
2 Интервью, данное М. Султановым 3 июня 2003 года, в должности Председателя комитета по бюджету и финансам Законодательного собрания Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, для российского радио «Маяк»: Проблемы вступления России в ВТО и опыт стран СНГ.
Доступно на: http://old.radiomayak.ru/
Справочно: в настоящее время М. Султанов – Министр финансов Кыргызской Республики.
3 Выступление М. Джумалиева, Посла/Постоянного Представителя Кыргызской Республики при ООН/ВТО, на семинаре, 22 ноября 2007 года в г. Москва (Россия): Взаимосвязь между торговлей, ВТО и устойчивым развитием, организованном Центром "Эко-Согласие" и Международным центром по торговле и устойчивому развитию при участии Департамента торговых переговоров Минэкономразвития России.
Доступно на: http://trade.ecoaccord.org/
4 Основными торговыми партнерами Кыргызской Республики являются: из стран - региональных партнеров, это Россия (удельный вес занимает 29,8% от общего товарооборота Кыргызской Республики), Казахстан (13,4%), Узбекистан (3,4%), а из стран-членов ВТО - Китай (10,5%), Швейцария (7,9%), США (3,8%), Турция (2,5%), Германия (1,6%), из стран не членов ВТО - Афганистан (2,7%), и др.
Доступно на: http://www.mert.kg/index.php?
5 Выступление М. Джумалиева, Посла/Постоянного Представителя Кыргызской Республики при ООН/ВТО, на седьмом Евразийском Бизнес Саммите, 5-6 июня 2006 года в г. Эвиан (Франция ): Кыргызстан, ЕврАЗЭС и ВТО.
Доступно на: http://www.kyrgyzmission.net/
6 ВТО, Обзор торговой политики Кыргызской Республики, подготовленный Секретариатом ВТО, WT/TPR/S/170, 4 сентября 2006 года, стр. 1.
7 Там же, стр. vii.
8 Инвестиционный совет при Президенте Кыргызской Республики: Инвестиционная политика и инвестиционный климат в Кыргызской Республике. Общая оценка текущей ситуации (тенденции развития за 2006-2008 гг.).
Доступно на: http://investmentcouncil.kg/
9 ВТО, Обзор торговой политики Кыргызской Республики, подготовленный Секретариатом ВТО, WT/TPR/S/170, 4 сентября 2006 года, стр. viii.
10 ВТО, Обзор торговой политики Кыргызской Республики, подготовленный Правительством Кыргызской Республики, WT/TPR/G/170, 4 сентября 2006 года, стр. 48.
11 Там же.
12 Инвестиционный совет при Президенте Кыргызской Республики: Инвестиционная политика и инвестиционный климат в Кыргызской Республике. Общая оценка текущей ситуации (тенденции развития за 2006-2008 гг.).
Доступно на: http://investmentcouncil.kg/
13 - в данную категорию не включаются кредиты банкам и другим ФКУ, а также соответствующий дисконт.
14 - в данную категорию не включаются депозиты банков и других ФКУ, а также депозиты органов власти.
15 Евразийский международный научно-аналитический журнал «Проблемы современной экономики», Актуальные проблемы формирования отечественного банковского финансового менеджмента в условиях рыночной экономики.
Доступно на: http://www.m-economy.ru/art.
16 В связи со сменой собственников переименован на ОАО «АзияУниверсалБанк».
17 В связи со сменой собственников переименован на ЗАО «Инэксимбанк».
18 Переименован на ЗАО «БТА Банк».
19 Присутствует и российский капитал, но с учетом совокупности преобладания долевого участия стран-членов ВТО НБКР включает данный банк в группу банков с участием иностранного капитала стран-членов ВТО.
20 Акционерами ЗАО «Кыргызский инвестиционно-кредитный Банк» также являются международные организации.
21 НБКР, Годовой отчет НБКР за 2008 год, стр. 5.
22 1 ноября 2008 года ОАО «Кыргызпромстройбанк» присоединился к ОАО «АзияУниверсалБанк».
23 В регулятивный суммарный капитал банка включаются уставный капитал, резервы, нераспределенная прибыль (убытки) прошлых лет, прибыль (убытки) отчетного года и созданные в банке общие резервы на неклассифицированные активы.
24 В данную категорию включаются простые и привилегированные акции.
25 Информация по Бишкекской Международной Банковской Конференции размещена на: http://www.bibc.kg
26 Информация по Газпромбанку размещена
на: http://www.gazprombank.ru/rus/
27 Информация по IV Бишкекской Международной Банковской
Конференции размещена на: http://www.bankir.kg/ru/news/?
28 Информация размещена на: http://www.transparency.org/
29 Там же.
30 Информация по ОАО «АзияУниверсалБанк» размещена на: http://www.aub.kg
31 Если специфические обязательства по доступу на рынок услуг формируются в результате переговоров с заинтересованными членами ВТО, то ряд общих обязательств, предусмотренных ГАТС, носят безусловный характер и должны выполняться всеми членами ВТО. К основному из таких обязательств относится обязательство предоставления режима наибольшего благоприятствования (Статья II ГАТС). На основании статьи II ГАТС каждый член ВТО обязан предоставить услугам и поставщикам услуг любого члена ВТО режим, не менее благоприятный, чем тот, который он предоставляет для аналогичных услуг и поставщиков услуг любой другой страны. Такой режим называется режимом наибольшего благоприятствования (РНБ).