Государственные ценные бумаги

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2012 в 14:03, контрольная работа

Описание работы

В условиях рыночной экономики финансовое здоровье государства, его перспективы определяются, прежде всего, состоянием государственного бюджета, величиной его дефицита, а также величиной государственного долга - агрегированной характеристикой этого дефицита.
В развитых странах мира накоплен большой опыт в управлении государственным долгом, прежде всего рыночными методами, связанными с использованием различных финансовых инструментов, призванных обеспечивать результативное воздействие на величину государственного долга и его структуру.

Содержание работы

Введение
1. Понятие государственных и муниципальных ценных бумаг и цели их эмиссии
2. Классификация государственных и муниципальных ценных бумаг
3. Участники и инфраструктура рынка государственных ценных бумаг
4. Характеристика государственных федеральных ценных бумаг
5. Зарубежный рынок государственных ценных бумаг.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

рынок ценных бумаг.docx

— 43.42 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

Введение

  1. Понятие государственных и муниципальных ценных бумаг и цели их эмиссии
  2. Классификация государственных и муниципальных ценных бумаг
  3. Участники и инфраструктура рынка государственных ценных бумаг
  4. Характеристика государственных федеральных ценных бумаг
  5. Зарубежный рынок государственных ценных бумаг.

Заключение

Список использованной литературы

 

 

Введение

 

В условиях рыночной экономики  финансовое здоровье государства, его  перспективы определяются, прежде всего, состоянием государственного бюджета, величиной его дефицита, а также  величиной государственного долга - агрегированной характеристикой этого  дефицита.

В развитых странах мира накоплен большой опыт в управлении государственным долгом, прежде всего  рыночными методами, связанными с  использованием различных финансовых инструментов, призванных обеспечивать результативное воздействие на величину государственного долга и его  структуру. Одним из таких инструментов являются государственные ценные бумаги.

Рынок государственных ценных бумаг – важный компонент финансовых рынков мира. Государственные ценные бумаги считаются наиболее ликвидным  и наиболее надежным видом капиталовложений, который привлекает корпорации и  население, используются как эталон свободного от риска дохода, как  альтернатива другим вложениям капитала.

Таким образом, рынки государственных  ценных бумаг играют важную роль в  финансировании государственного бюджета, в поддержании ликвидности финансовой системы, регулировании экономической  активности.

Актуальность избранной  темы связана с тем, что в условиях централизованной системы управления, существовавшей в нашей стране, рынок  государственных долговых обязательств практически отсутствовал. А в  период перехода от административной к рыночной экономики государственные  ценные бумаги являются одним из направлений  не инфляционного покрытия бюджетного дефицита путем привлечения частных  средств, а так же могут быть важным источникам средств для большого количества правительственных проектов. К тому же формирование первичных  и вторичных рынков государственных  ценных бумаг способствуют росту и повышению гибкости национальной финансовой системы, позволяет частному и государственному сектору лучше реагировать на сигналы рынка.

 

 

        1. Понятие государственных и муниципальных ценных бумаг и цели их эмиссии

 

Государственные ценные бумаги - вид ценных бумаг, выпускаемых  от имени государства казначейством, другим уполномоченным финансовым органом  или местными органами власти с целью  размещения займов государственных  и мобилизации денежных средств  для пополнения доходов бюджета  государства (местных бюджетов), покрытия бюджетного дефицита и оформления государственного долга.

Государственные ценные бумаги в Российской Федерации являются наиболее цивилизованным рыночным способом формирования государственного долга. Они обеспечивают кассовое исполнение государственного бюджета путем  покрытия коротких разрывов между доходами и расходами, возникающими из-за несовпадения во времени налоговых поступлений и расходов бюджета. Посредством вложения денег в государственные ценные бумаги мобилизуются средства для финансирования целевых государственных и местных программ, имеющих важное социально-экономическое значение.

Таким образом, эмиссия (выпуск) государственных ценных бумаг направлена на решение следующих задач:

  1. покрытие дефицита государственного бюджета;
  2. покрытие кассовых разрывов в бюджете;
  3. привлечение денежных ресурсов для осуществления крупных проектов;
  4. привлечение средств для погашения задолженности по другим государственным ценным бумагам.

Ценные бумаги государства  имеют, как правило, два очень  крупных преимущества перед любыми другими ценными бумагами и активами. Во-первых, это самый высокий относительный  уровень надежности для вложенных средств и соответственно минимальный риск потери основного капитала и доходов по нему. Во-вторых, - наиболее льготное налогообложение по сравнению с другими ценными бумагами или направлениями вложений капитала. Часто на государственные ценные бумаги отсутствуют налоги на операции с ними и на получаемые доходы.

Государственные ценные бумаги размещаются разнообразными методами: это аукционные торги, открытая продажа  всем желающим по установленным ценам, закрытое распространение среди  определенного круга инвесторов и т.д.

Государственные и муниципальные  ценные бумаги могут быть выпущены в виде облигаций или иных ценных бумаг, относящихся к эмиссионным  ценным бумагам в соответствии с  Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 136-ФЗ "Об особенностях эмиссии  и обращения государственных  и муниципальных ценных бумаг".

Муниципальные ценные бумаги – в РФ облигации, жилищные сертификаты  и другие ценные бумаги, выпускаемые  органами местного самоуправления. Муниципальные  облигации выпускаются исключительно  в целях реализации программ проектов развития муниципального образования, утвержденных в порядке, установленном  уставом муниципального образования. Выпуск облигаций обеспечивается имуществом и средствами местного самоуправления. Исполнение обязательств по муниципальным  облигациям осуществляется за счет средств  местной казны в соответствии с правовым актом органа местного самоуправления о местной бюджете  на текущий финансовый год. Предельно  допустимая сумма долговых обязательств органов местного самоуправления не должна превышать 15% суммы расходной  части местного бюджета.

Целями выпуска таких  бумаг могут быть покрытие временного дефицита местного бюджета; финансирование бесприбыльных объектов, требующих  единовременных крупных средств, которыми не располагает ежегодный бюджет; строительство, реконструкция и ремонт объектов социального назначения.

Основными инвесторами для  муниципальных ценных бумаг выступают  местное население, коммерческие банки, страховые и пенсионные фонды, другие организации и предприятия. Приобретение этих ценных бумаг выгодно для  инвесторов в связи с их более  высокой доходностью и надежностью. Обеспечением муниципальных ценных бумаг обычно являются доходы соответствующего бюджета в целом или их определенные виды, муниципальное имущество либо доходы от реализации инвестиционных проектов, под которые выпущены муниципальные  облигации.

В мировой практике выпуск муниципальных ценных бумаг является основной формой муниципального займа, поскольку это обходится дешевле, чем брать ссуду в коммерческих банках, за счет предоставляемых по этим ценным бумагам налоговых льгот.

 

        1. Классификация государственных и муниципальных ценных бумаг

 

Государственные ценные бумаги можно классифицировать:

              1. По срокам заимствования:

- краткосрочные - со сроками заимствования до 1 года.;

- среднесрочные - со сроком обращения от 1 года до 5 лет.;

- долгосрочные - со сроком обращения свыше 5 лет..

2. По способу получения  дохода:

- дисконтные - продаваемые  инвесторам по цене ниже номинала. При погашении инвестор получает  доход в виде разницы между  номинальной стоимостью и ценой приобретения;

- купонные - выпускаемые с купонами, по которым выплачивается с определенной периодичностью купонный доход;

- процентные - ценные бумаги, процентная ставка которых может  быть фиксированной, т.е. неизменной  на весь период существования  облигации; плавающей и ступенчатой;

- индексируемые облигации  – ценные бумаги, номинальная  стоимость которых возрастает, например, на индекс инфляции;

- выигрышные – ценные  бумаги доход по которым выплачивается  в форме выигрышей;

- комбинированные облигации  – ценные бумаги, по которым  доход образуется за счет комбинации  ранее перечисленных способов.

3. По цели выпуска ценные  бумаги:

- долговые - для покрытия постоянного дефицита государственного бюджета, переходящего из года в год. Как правило, среднесрочные и долгосрочные ценные бумаги выпускаются именно с этой целью и обслуживают систематическую задолженность государства;

- ценные бумаги для  покрытия временных дефицитов  бюджета (кассовых разрывов), которые  образуются в связи с определенной  цикличностью поступления налогов  и постоянными расходами из  бюджета.;

- целевые облигации выпускаемые для реализации конкретных проектов;

- ценные бумаги для  покрытия государственного долга  предприятиями и организациями.

4. По виду эмитента:

- ценные бумаги федерального  правительства;

- муниципальные ценные  бумаги или ценные бумаги других  уровней государственного управления;

- ценные бумаги государственных  учреждений;

- ценные бумаги, которым  придан статус государственных.

5. По форме обращаемости:

- рыночные ценные бумаги, которые могут свободно перепродаваться  после их первичного размещения;

- нерыночные, которые не  могут перепродаваться их держателями,  но могут быть через определенный  срок возвращены эмитенту.

Существуют две главные  формы муниципальных займов:

- выпуск муниципальных  ценных бумаг;

- ссуды.

Муниципальные ценные бумаги обычно выпускаются в виде муниципальных облигаций. Ссуды могут предоставляться либо по бюджетной линии - бюджетные ссуды вышестоящих бюджетов, либо коммерческими банками. В последнем случае ссуда местным органам власти обычно не отличается от аналогичных ссуд другим предприятиям и организациям. Муниципальные облигации могут выпускаться:

- именными и на предъявителя;

- на любые сроки (в  том числе сроком на один  год);

- без ограничений или  с ограничениями по возможности  обращения;

- под залог имущества  или без совершения залога (залог  при выпуске облигаций под  доходы от конкретных объектов);

- купонными и бескупонными;

- в качестве как серийных (погашение суммы внутри срока  займа), так и срочных (с единым  сроком погашения: с фондом  погашения или без него);

- с фиксированным и  колеблющимся процентом;

- отзывные и без права  отзыва эмитентом;

- с фондом погашения  и без такового;

- с правом обратной  продажи и без таковой;

- в качестве зеро-купонов;

- с застрахованными обязательствами  перед инвестором и без таковых;

- с субординацией "по  старшинству" и "меньшинству"  различных выпусков муниципальных  облигаций.

Облигации местных органов  власти не относятся к составу  государственного внутреннего долга  и, соответственно, на них не распространяются ограничения и правила, установленные для долговых обязательств правительства.

Классификация облигаций  местных органов власти.

Облигации под общее обязательство  о погашении задолженности:

- облигации, выпускаемые  без обеспечения, под общее  обязательство погасить долг  и выплатить проценты. Выполнение  обязательств покрывается общей  способностью органа власти взимать  налоги. Вместе с тем в условиях  выпуска уточняется определение  общей налоговой способности.  Обычно выпускаются для покупателя  общего, переходящего из года  в год дефицита местного бюджета.

Облигации под общее обязательство  с ограниченным покрытием по налоговой  способности:

- облигации, выпускаемые  без обеспечения, под общее  обязательство погасить долг  и выплатить проценты. Выполнение  обязательств покрывается не  общей способностью властей к  взысканию налогов, а конкретным  налоговым источником - взиманием  налоговых платежей конкретного  вида, сборов, пеней и т.д.

Облигации под целевые  поступления, к ним относятся  целевые облигационные займы  на строительство конкретных объектов, доходы от которых будут идти на погашение займа:

- облигации, выполнение  обязательств по которым обеспечивается  доходами от конкретного проекта  (на реализацию направляются средства, аккумулированные посредством облигационного  займа). Например, строительство аэропортов (платежи авиакомпаний за использование  сооружений), морских портов (арендная  плата за пользование терминалами).

Информация о работе Государственные ценные бумаги