Лекции по "Бюджету"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 18:22, курс лекций

Описание работы

8 . Классификация расходов бюджетов поэкономическому и материально-вещественному содержанию.
15. Этапы бюджетного процесса. Казначейское исполнение бюджета.

Файлы: 1 файл

налоги (2).docx

— 58.46 Кб (Скачать файл)

8 . Классификация расходов бюджетов поэкономическому и материально-вещественному содержанию.

Расходы бюджета, являясь  важной составной частью государственных  расходов в целом, выражают экономические  отношения, возникающие в связи  с использованием средств общегосударственного денежного фонда.

По своему материально-вещественному  воплощению бюджетные расходы представляют собой денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач  и функций государства и местного самоуправления. Они находят свое отражение в функциональной классификации  бюджетных расходов.

Посредством такой формы  функционирования бюджета, как бюджетные  расходы образуются доходы нетрудоспособных граждан и оказывается поддержка другим социально-незащищенным слоям населения. Само же воздействие на величину указанных выплат регулирует меру потребления данных групп населения в соответствии с экономическими возможностями общества. Бюджетные расходы способны оказывать активное влияние на формирование экономического роста, приоритетное финансирование научных исследований, развитие прогрессивных отраслей, оптимизацию структуры материального производства, сглаживание региональных диспропорций. В этом проявляется регулирующая роль расходов бюджета. Основным приоритетом бюджетных расходов, как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе останутся расходы на социальную сферу, систему социальной защиты и инвестиций в человеческий капитал. Формирование социального бюджета будет основано на принципах социальной политики.

Многообразие конкретных видов бюджетных расходов обусловлено  целым рядом факторов: •      природой и функциями государства;  •      уровнем социально-экономического развития страны; •      разветвленностью связей бюджета с национальной экономикой; •      административно-территориальным  устройством государства; •      формами предоставления бюджетных  средств и т. п. Сочетание  этих  факторов  порождает  ту  или  иную  систему расходов бюджета  любого государства на определенном этапе социально-экономического развития.

Группировка расходов бюджетов на текущие и капитальные устанавливается  экономической классификацией расходов бюджетов РФ.

Капитальные расходы бюджетов - часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, включающая статьи расходов, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые  юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой, средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам, расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством, расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности соответственно РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, другие расходы бюджета, включенные в капитальные расходы бюджета в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов РФ.

В составе капитальных  расходов бюджетов может быть сформирован  бюджет развития. Он используется для  осуществления на конкурсной основе государственной поддержки инвесторов, финансирующих высокоэффективные  инвестиционные проекты, либо путем  предоставления им государственных  гарантий, либо путем непосредственного  выделения им средств на условиях возвратности, срочности, платности.

Текущие расходы бюджетов - часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов  государственной власти, органов  местного самоуправления, бюджетных  учреждений, оказание государственной  поддержки другим бюджетам и отдельным  отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее  функционирование, а также другие расходы бюджетов, не включенные в  капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией РФ.

Текущие расходы бюджета  субъекта РФ, местного бюджета не могут  превышать объем доходов бюджета  субъекта РФ, объем доходов местного бюджета.

Группировка бюджетных расходов по их общественному назначению отражает выполняемые государством функции  -э кономическую, социальную, оборонную и др. В соответствии с общественным назначением все расходы бюджета могут быть подразделены на несколько крупных групп. Как правило, выделяются следующие группы расходов:  •      финансирование промышленного производства; •      финансирование социально-культурных мероприятий; •      финансирование науки; •      финансирование обороны; •      содержание правоохранительных органов и органов государственной власти и управления; расходы по внешнеэкономической деятельности; создание резервных фондов; •      расходы по обслуживанию государственного долга; •      прочие расходы и выплаты.

 

Здесь хорошо видна роль государства в разных областях общественной жизни. Дополнительно в указанных  группах расходов могут выделяться затраты на выполнение приоритетных общегосударственных программ. В  РФ в расходах федерального бюджета  самостоятельно отражаются расходы  на целевые региональные программы  по развитию промышленного сектора  экономики, расходы на государственную программу развития экономики и культуры малочисленных народов Севера, расходы на программу развития гражданской авиации, расходы на Российскую государственную космическую программу и др.

 

9. Понятие бюджетных  расходов и расходов государства.  Классификация расходов бюджетов  по функциональному, экономическому  и ведомственному признакам.

Расходы государства (бюджетов), как и доходы, определяются по экономическому содержанию (трактуется как денежные отношения, возникающие у субъектов публичной власти с юридическими и физическими лицами, между субъектами власти в связи с использованием бюджетных фондов), а также по материально-вещественному воплощению (денежные средства, выделяемые на финансовое обеспечение решения задач государства и местного самоуправления).

Бюджетные расходы – это более узкие понятия, чем расходы государства.

Виды бюджетных расходов зависят от уровня социально-экономического развития страны, функции государства; задач. Решаемых в конкретный период времени; связей бюджета с хозяйством и других факторов.

В бюджетной системе РФ в настоящее время используются три классификации расходов: функциональная, ведомственная и экономическая. (В процессе бюджетного реформирования предполагается ввести еще один вид  классификации расходов – программную  классификацию.)

Функциональная классификация  группирует расходы по видам деятельности, ведомственная – расходы субъектов  этой деятельности, экономическая –  расходы по видам затрат, (а программная  классификация группирует расходы, ориентированные на достижение определенных целей).Функциональная классификация расходов бюджетов является четырехступенчатой группировкой расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы по отраслям деятельности и звеньям управления, отражающих направление средств на выполнение основных функций государства.    Она    позволяет характеризовать    главную    цель финансируемых мероприятий, направленных на удовлетворение общественных потребностей с учетом их приоритетов. Первый уровень названной классификации – это разделы, определяющие расходование бюджетных средств на выполнение функций государства. (Например: 01 Общегосударственные вопросы, 02 национальная оборона, 03 национальная безопасность и правоохранительная деятельность, …, 11 межбюджетные трансферты) Второй уровень – подразделы, конкретизирующих направление бюджетных средств на выполнение функций государства в пределах разделов. Третий – отражает финансирование расходов по конкретным направлениям деятельности главных распорядителей бюджетных средств в рамках подразделов. На     четвертом     уровне направления     финансирования, детализируются по целевым статьям и видам затрат, отражающих отраслевую специфику расходов и основные направления деятельности министерств. Экономическая    классификация    расходов    бюджетов    РФ представляет собой группировку расходов бюджетов всех уровней в зависимости от экономического содержания операций, осуществляемых в секторе государственного управления. Она составлена на основании рекомендаций МВФ. Например: Текущие расходы: Закупки товаров и оплата услуг; Оплата труда государственных служащих; Оплата транспортных услуг

Капитальные расходы: Капитальные вложения в ОС; Кап. строительство; Кап. Ремонт; Создание государственных запасов и резервов

Ведомственная классификация расходов федерального бюджета – группировка расходов отражает распределение бюджетных ассигнований по прямым получателям средств из федерального бюджета, а в рамках их бюджетов – по целевым статьям и видам расходов. Она не является единой по стране и утверждается для каждого уровня бюджетной системы в разрезе главных получателей бюджетных средств. Ведомственная классификация позволяет осуществлять адресное выделение финансовых ресурсов, отражающее распределение средств по их конкретным распорядителям. При этом денежные средства расписываются по министерствам и ведомствам в общей сумме с привязкой к отдельным функциональным разделам с нужной степенью детализации. Это позволяет органам государственной власти принимать обоснованные решения о приоритетности определенных видов деятельности, размерах финансирования, обеспечивать контроль за их исполнением и установить меру ответственности за расходование средств соответствующего ведомства. Законодательные (представительные) органы субъектов РФ и органы местного самоуправления при утверждении бюджетных классификаций соответствующих бюджетов вправе проводить дальнейшую детализацию объектов бюджетной классификации, не нарушая общих принципов построения и единства бюджетной классификации РФ.

10.  Бюджетный дефицит, профицит бюджета и сбалансированный бюджет. Причины бюджетного дефицита. Источники финансирования дефицита бюджета.

В экономической теории принято  выделять три основных состояния  бюджета: дефицитное, профицитное и сбалансированное.

Дефицит бюджета это превышение расходов над доходами (отрицательное  сальдо бюджета). федеральный бюджет РФ в 2009 году исполнен с дефицитом 2 трлн 322,3 млрд рублей, или 5,9% ВВП.

Профицит бюджета представляет собой обратное соотношение, т.е. превышение доходов над расходами (положительное сальдо бюджета).

Сбалансированный бюджет является следствием такой бюджетной  политики, при которой расходы  полностью обеспечиваются доходами. В экономической теории принято  считать бюджет сбалансированным, если его дефицит или профицит не превышает 1% от общего объема расходов.

 

Причины бюджетного дефицита : экономический спад; рост предельных издержек общественного производства; массовый выпуск необеспеченных денег; неоправданно раздутые социальные программы; возросшие затраты на финансирование военно-промышленного комплекса; значительный оборот «теневого» капитала; непроизводительные расходы и потери и т.д. 

Источники финансирования дефицита различаются, но уровням бюджета. 
Дефицит федерального бюджета финансируется как из внутренних, так и из внешних источников. К внутренним относятся: рублевые кредиты банков; госзаймы, осуществляемые путем выпуска пенных бумаг от имени РФ; бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней; поступления от продажи имущества, находящиеся и госсобственности; сумма превышения доходом над расходами по государственным запасам и резервам; изменение остатков на счетах, но учету средств федерального бюджета. 

К внешним источникам: госзаймы в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ; кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций в иностранной валюте, привлеченныеРФ. 
 Для финансирования бюджета субъекта РФ и местного бюджета можно привлекать только внутренние источники: 
       • госзаймы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени субъекта РФ; 
       • бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней; 
       • кредиты банков; 
       • поступления от продажи имущества, находящегося в собственности субъекта РФ; 
       • изменение остатков на счетах по учету средств бюджета субъекта РФ. 
       Источниками финансирования дефицита местного бюджета могут быть: внутренние источники в следующих формах: 
       • муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска муниципальных ценных бумаг; 
       • кредиты банков; 
       • бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней; 
       • поступления от продажи муниципального имущества; 
       • изменение остатков на счетах по учету средств местного бюджета.

Источники финансирования дефицита бюджетов субъектов РФ также подразделяются на внутренние и внешние. К внутренним источникам относятся государственные займы путем выпуска ценных бумаг от имени субъектов РФ, бюджетные ссуды от других уровней бюджетной системы и кредиты, полученные от кредитных организаций;

Дефицит местных бюджетов может финансироваться только за счет внутренних источников: муниципальных займов и кредитов, полученных от кредитных организаций.

По российскому законодательству, бюджетный дефицит может финансироваться только на долговой основе. Кредиты Центрального банка, а также приобретение им государственных или муниципальных долговых обязательств при их первичном размещении не могут быть источниками финансирования дефицита бюджета.

Бюджетный кодекс регулирует не только способы покрытия бюджетного дефицита, но и устанавливает ограничения на его объем. Так, размер дефицита федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга РФ.

Дефицит бюджета субъекта РФ не может быть больше 5 процентов от объема его доходов без учета финансовой помощи из федерального бюджета. При этом доходы бюджета должны полностью покрывать его текущие расходы. Источники финансирования дефицита региональных бюджетов могут использоваться только на покрытие инвестиционных расходов, эти средства нельзя направлять на обслуживание и погашение долга субъектов РФ.

Ограничение на размер дефицита местного бюджета - не более 3 процентов от объема доходов без учета финансовой помощи из федерального и регионального бюджетов. Поступления из источников финансирования дефицита также могут направляться только на инвестиционные расходы.

 

11. Бюджетное планирование, его задачи. Методы бюджетного планирования: нормативный, программно-целевой, индексный, балансовый, аналитический, метод экспертных оценок, метод математического моделирования.

Бюджетное планирование - Комплекс организационно-технических, методических мероприятий по определению доходов  и расходов бюджетов на всех стадиях  бюджетного процесса

Основные задачи бюджетного планирования: определение общего объема бюджетных ресурсов и их распределение по отраслям и конкретным получателям; определение необходимых пропорций между централизованными и децентрализованными финансовыми ресурсами; выявление финансовых резервов государства и муниципальных органов власти; расчет доходов и расходов по статьям и временным периодам; обеспечение сбалансированности бюджета или источников покрытия их дефицитов; бюджетное регулирование; государственный финансовый контроль за исполнением бюджета.

Информация о работе Лекции по "Бюджету"