Лекции по "Бюджету"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 18:22, курс лекций

Описание работы

8 . Классификация расходов бюджетов поэкономическому и материально-вещественному содержанию.
15. Этапы бюджетного процесса. Казначейское исполнение бюджета.

Файлы: 1 файл

налоги (2).docx

— 58.46 Кб (Скачать файл)

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов означает, что расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, если иное не предусмотрено законом (решением) о бюджете в части, касающейся:субвенций и субсидий, полученных из других бюджетов бюджетной системы РФ; средств целевых иностранных кредитов (заимствований); добровольных взносов, пожертвований, средств самообложения граждан; расходов бюджета, осуществляемых в соответствии с международными договорами (соглашениями) с участием РФ; расходов бюджета, осуществляемых за пределами территории РФ; отдельных видов неналоговых доходов, предлагаемых к введению (отражению в бюджете) начиная с очередного финансового года.

Принцип результативности и эффективности использования  бюджетных средств: при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

 

14. Бюджетный федерализм, его понятие.

Это определенные отношения между региональными, федеральными и муниципальными органами власти. Это отношения на основе сочетания принципов централизма и децентрализма между федеральными органами власти и органами власти субъектов РФ по поводу формирования и реализации бюджетной политики РФ, разграничения налоговых бюджетных полномочий, распределения и перераспределения доходов и расходов между федеральным бюджетом и бюджетами территорий при высокой самостоятельности последних исходя из необходимости единства общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на территориях, входящих в состав страны.

Для формирования рыночного  федерализма необходимо выполнение следующих условий:

   1. Существование иерархических  систем органов власти с разграниченными  полномочиями.

   2. Наделение субфедеральных  правительств достаточными полномочиями  в пределах своих территорий.

   3. Обеспечение федеральным  правительством свободного перемещения  товаров, работ, услуг и факторов  производства между территориями.

   4.Жесткие бюджетные  ограничения для всех уровней  власти.

   5. Разграничение полномочий  между органами власти, имеющие  долгосрочный характер.

Основные принципы бюджетного федерализма введены в нач. 90 годов, а в 94-95гг. проведена реформа межбюджетных отношений, введены трансферты из фонда финансовой поддержки субъектов РФ, расширены налоговые полномочия региональных и местных властей.

 

 

15. Этапы бюджетного  процесса. Казначейское исполнение  бюджета. 

Основными этапами бюджетного процесса являются:

1)Составление  проектов бюджетов - исключительная прерогатива Правительства РФ, высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местных администраций муниципальных образований.

Непосредственное составление  проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов  РФ и муниципальных образований.

Составление проекта бюджета  основывается на: - бюджетном послании Президента Российской Федерации; - прогнозе социально-экономического развития соответствующей  территории; - основных направлениях бюджетной  и налоговой политики.

2)Рассмотрение  и утверждение бюджетов. В законе (решении) о бюджете должны содержаться основные характеристики бюджета, к которым относятся общий объем доходов бюджета, общий объем расходов, дефицит (профицит) бюджета.

3)Исполнение бюджетов. Исполнение федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ, бюджета субъекта РФ и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда, местного бюджета обеспечивается соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

4)Составление,  внешняя проверка, рассмотрение  и утверждение бюджетной отчетности. Бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства.

Бюджетная отчетность включает: 1) отчет об исполнении бюджета; 2) баланс исполнения бюджета; 3) отчет о финансовых результатах деятельности; 4) отчет  о движении денежных средств; 5) пояснительную  записку.

Бюджетная отчетность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляется соответственно Федеральным казначейством, финансовыми органами субъектов  Российской Федерации, финансовыми  органами муниципальных образований  на основании сводной бюджетной  отчетности соответствующих главных  администраторов бюджетных средств.

5)Контроль за исполнением бюджетов. Законодательные (представительные) органы осуществляют следующие формы финансового контроля:

- предварительный контроль - в ходе обсуждения и утверждения  проектов законов (решений) о  бюджете и иных проектов законов  (решений) по бюджетно-финансовым  вопросам; - текущий контроль - в ходе  рассмотрения отдельных вопросов  исполнения бюджетов на заседаниях  комитетов, комиссий, рабочих групп  законодательных (представительных) органов в ходе парламентских  слушаний и в связи с депутатскими  запросами; - последующий контроль - в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов.

Казначейское исполнение бюджетов - это означает, что организация исполнения и исполнение бюджетов осуществляется органами исполнительной власти. Исполнительные органы управляют счетами бюджетов, являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств.

Казначейство – это орган исполнительной власти, осуществляющий исполнение государственного бюджета. Казначейства существуют в большинстве стран мира. К их полномочиям относится ведение операций с бюджетными средствами: регистрация поступлений в бюджет, регулирование объемов и сроков принятия бюджетных обязательств, выдача разрешения на право осуществления расходов в рамках утвержденных лимитов, осуществление платежей от имени бюджетных учреждений.

К числу задач, решаемых органами казначейства в России, относятся: 1)организация, осуществление и контроль за исполнением государственного бюджета, управление доходами и расходами бюджета на счетах казначейства; 2)регулирование финансовых отношений между бюджетом и государственными внебюджетными фондами, финансовое исполнение этих фондов, контроль за поступлением и использованием внебюджетных средств; 3)краткосрочное прогнозирование объемов государственных финансовых ресурсов, оперативное управление ими; 4)сбор, обработка и анализ информации о состоянии государственных финансов; составление отчетности о финансовых операциях по бюджету и о внебюджетных фондах, представление ее законодательным и исполнительным органам власти; 5)управление и обслуживание совместно с Центральным банком и другими уполномоченными банками внутреннего и внешнего долга РФ; 6)разработка методологических материалов и инструкций, порядка ведения учетных операций по вопросам, относящимся к компетенции казначейства; подготовка проекта бюджетной классификации, учет государственной казны РФ.

Казначейство несет ответственность за правильность исполнения федерального бюджета, ведение счетов и управление бюджетными средствами, полноту и своевременность зачисления средств на счета получателей. Оно отвечает за своевременность представления отчетов и других сведений, связанных с исполнением бюджета, осуществление контроля за соблюдением бюджетного законодательства. В сферу ответственности казначейства входит также финансирование расходов, не включенных в бюджетную роспись, а также финансирование расходов сверх утвержденных лимитов бюджетных обязательств.

 

16. Общая характеристика  и особенности внебюджетных фондов.

Внебюджетные фонды(появились в начале 90-х) государства представляют собой совокупность финансовых средств, находящихся в распоряжении центральных или местных органов власти и имеющих целевое назначение. Они предназначены для реализации конституционных прав граждан на социальное обеспечение, охрану здоровья и получение мед. помощи. С помощью этих фондов решается 2 осн. заадчи:1)Обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики. 2)Расширение V-ов финансирования  соц-ых услуг населения. Отличие внебюдж. фондов от др. звеньев фин. системы: 1) имеют строго целевую направленность. 2) из средств фондов финансируется расходы как правило нефинансовые из бюджета; 3) подавляющая часть доходов фондов формируется за счет страховых взносов юр.лиц; 4) Все имущество и ден. средства фондов находятся в гос. собственности и не входят в состав бюджета.

Внебюджетные фонды появились  задолго до возникновения единого  центрального денежного фонда государства (бюджета) в виде специальных фондов и особых счетов. С расширением  деятельности государство нуждалось  во все новых расходах. Средства их покрытия концентрировались в  особых фондах и были предназначены  для специальных целей. Такие  фонды носили временный характер, с выполнением государством намеченных мероприятий они прекращали свое существование. В связи с этим, количество специальных фондов постоянно  менялось: одни возникали, другие аннулировались. В целом, наблюдалась тенденция  к увеличению количества и объема фондов.

С переходом России к рыночной экономике  появлялась необходимость в создании внебюджетных фондов. Основными причинами  образования этих фондов является необходимость:

1)• социальной защиты населения  в условиях спада производства, роста безработицы, инфляции, дефицита  бюджета, роста внутреннего и  внешнего государственного долга; 2)• целевого использования средств  этих фондов; 3)• оперативного  решения социальных проблем, что  в силах сделать внебюджетные  фонды, находящиеся в распоряжении  исполнительных органов власти; 4)• новых методов перераспределения  средств в условиях перехода  к рыночной экономике; 5)• финансирования территориальных нужд.  

Внебюджетные фонды, являясь составной  частью финансовой системы РФ, обладают рядом особенностей: 1)· запланированы  органами власти и управления и имеют строгую целевую направленность;·2) денежные средства фондов используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет; 3)· формируются, в основном, за счет обязательных отчислений юридических и физических лиц; ·4) страховые взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую природу, тарифы взносов устанавливаются государством и являются обязательными; ·5) на отношения, связанные с исчислением, уплатой и взысканием взносов в фонды, распространено большинство норм и положений Закона РФ «Об основах налоговой системы РФ»;   6)· денежные ресурсы фонда находятся в государственной собственности, они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом; 7)· расходование средств из фондов осуществляется по распоряжению Правительства РФ или специально уполномоченного на то органа (правление фонда).

Внебюджетные фонды - форма перераспределения  и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования не включаемых в бюджет некоторых  общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной  самостоятельности строго в соответствии с целевыми назначениями фондов.

В зависимости от источников формирования, назначения и масштабов использования  внебюджетные фонды подразделяются на фонды экономического, социального  кредитного и инвестиционного назначения.

В России действуют следующие государственные  внебюджетные фонды:

- Пенсионный фонд РФ; - Фонд социального страхования РФ; - Федеральный фонд обязательного медицинского страхования; - Фонд занятости; Территориальный ФОМС- др. внебюджетные фонды, на данный момент их число достигло 40.

 

17.Пенсионный фонд РФ: основные направления деятельности, источники формирования доходов,  направления расходования средств  фонда.

Пенсионный фонд РФ (ПФР) — крупнейшая организация России по оказанию социально значимых государственных услуг гражданам. Основан 22 декабря 1990 г. Подразделения ПФР (свыше 2,5 тыс. территориальных органов) действуют в каждом регионе и в каждом районном центре России.  ПФР создан для государственного управления средствами пенсионной системы и обеспечения прав граждан РФ на пенсионное обеспечение. Бюджет ПФР утверждается Государственной Думой Федерального Собрания РФ отдельным законом вместе с принятием Федерального бюджета РФ. Доля бюджета ПФР в ВВП России составляет 10,8 % — по доходам, и 10,2 % — по расходам. ПФР выплачивает пенсии свыше 39,2 млн пенсионеров и социальные выплаты для 20 млн льготников, ведет персонифицированный учет пенсионных прав застрахованных лиц — для свыше 128 млн граждан России.

Основные направления деят-ти ПФР: 1) аккумуляция страховых взносов; 2) Финансирование расходов по соц-ой защите населения, предусмотренных законом в фонде. 3) Капитализация средств фонда; 4) Контроль за своевременным и полным поступлением фонд страховых взносов и фонд мед. страхования. 5) организация и ведение персонифицированного учета, застрахованных в фонде лиц. 6) выдача сертификатов на получение материнского капитала; 7) выплата средств материнского капитала

Средства фонда расходуются  на выплаты: 1) гос. пенсии по возрасту; 2) гос. пенсии за выслугу лет; 3) компенсация пенсионерам; 4) пособие лицам, пострадавшим на аварии чернобыльской АЭС и др.

Взносы – доходы ПФ. Ставки страх. взносов: до 2011 – 20%(6% на базовую часть пенсии, 14% - на накопительную и страховую часть). С 2011 – 34% в том числе: ПФР – 26%,фонд соц. страхования – 2,9%, фонд мед. страх-ия – 5,1%.

Информация о работе Лекции по "Бюджету"