Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 18:22, курс лекций
8 . Классификация расходов бюджетов поэкономическому и материально-вещественному содержанию.
15. Этапы бюджетного процесса. Казначейское исполнение бюджета.
Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов означает, что расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, если иное не предусмотрено законом (решением) о бюджете в части, касающейся:субвенций и субсидий, полученных из других бюджетов бюджетной системы РФ; средств целевых иностранных кредитов (заимствований); добровольных взносов, пожертвований, средств самообложения граждан; расходов бюджета, осуществляемых в соответствии с международными договорами (соглашениями) с участием РФ; расходов бюджета, осуществляемых за пределами территории РФ; отдельных видов неналоговых доходов, предлагаемых к введению (отражению в бюджете) начиная с очередного финансового года.
Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств: при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
14. Бюджетный федерализм, его понятие.
Это определенные отношения между региональными, федеральными и муниципальными органами власти. Это отношения на основе сочетания принципов централизма и децентрализма между федеральными органами власти и органами власти субъектов РФ по поводу формирования и реализации бюджетной политики РФ, разграничения налоговых бюджетных полномочий, распределения и перераспределения доходов и расходов между федеральным бюджетом и бюджетами территорий при высокой самостоятельности последних исходя из необходимости единства общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на территориях, входящих в состав страны.
Для формирования рыночного федерализма необходимо выполнение следующих условий:
1. Существование иерархических
систем органов власти с
2. Наделение субфедеральных
правительств достаточными
3. Обеспечение федеральным
правительством свободного
4.Жесткие бюджетные ограничения для всех уровней власти.
5. Разграничение полномочий между органами власти, имеющие долгосрочный характер.
Основные принципы бюджетного федерализма введены в нач. 90 годов, а в 94-95гг. проведена реформа межбюджетных отношений, введены трансферты из фонда финансовой поддержки субъектов РФ, расширены налоговые полномочия региональных и местных властей.
15. Этапы бюджетного процесса. Казначейское исполнение бюджета.
Основными этапами бюджетного процесса являются:
1)Составление проектов бюджетов - исключительная прерогатива Правительства РФ, высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местных администраций муниципальных образований.
Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований.
Составление проекта бюджета основывается на: - бюджетном послании Президента Российской Федерации; - прогнозе социально-экономического развития соответствующей территории; - основных направлениях бюджетной и налоговой политики.
2)Рассмотрение и утверждение бюджетов. В законе (решении) о бюджете должны содержаться основные характеристики бюджета, к которым относятся общий объем доходов бюджета, общий объем расходов, дефицит (профицит) бюджета.
3)Исполнение бюджетов. Исполнение федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ, бюджета субъекта РФ и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда, местного бюджета обеспечивается соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
4)Составление,
внешняя проверка, рассмотрение
и утверждение бюджетной
Бюджетная отчетность включает: 1) отчет об исполнении бюджета; 2) баланс исполнения бюджета; 3) отчет о финансовых результатах деятельности; 4) отчет о движении денежных средств; 5) пояснительную записку.
Бюджетная отчетность Российской
Федерации, субъектов Российской Федерации,
муниципальных образований
5)Контроль за исполнением бюджетов. Законодательные (представительные) органы осуществляют следующие формы финансового контроля:
- предварительный контроль
- в ходе обсуждения и
Казначейское исполнение бюджетов - это означает, что организация исполнения и исполнение бюджетов осуществляется органами исполнительной власти. Исполнительные органы управляют счетами бюджетов, являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств.
Казначейство – это орган исполнительной власти, осуществляющий исполнение государственного бюджета. Казначейства существуют в большинстве стран мира. К их полномочиям относится ведение операций с бюджетными средствами: регистрация поступлений в бюджет, регулирование объемов и сроков принятия бюджетных обязательств, выдача разрешения на право осуществления расходов в рамках утвержденных лимитов, осуществление платежей от имени бюджетных учреждений.
К числу задач, решаемых органами казначейства в России, относятся: 1)организация, осуществление и контроль за исполнением государственного бюджета, управление доходами и расходами бюджета на счетах казначейства; 2)регулирование финансовых отношений между бюджетом и государственными внебюджетными фондами, финансовое исполнение этих фондов, контроль за поступлением и использованием внебюджетных средств; 3)краткосрочное прогнозирование объемов государственных финансовых ресурсов, оперативное управление ими; 4)сбор, обработка и анализ информации о состоянии государственных финансов; составление отчетности о финансовых операциях по бюджету и о внебюджетных фондах, представление ее законодательным и исполнительным органам власти; 5)управление и обслуживание совместно с Центральным банком и другими уполномоченными банками внутреннего и внешнего долга РФ; 6)разработка методологических материалов и инструкций, порядка ведения учетных операций по вопросам, относящимся к компетенции казначейства; подготовка проекта бюджетной классификации, учет государственной казны РФ.
Казначейство несет ответственность за правильность исполнения федерального бюджета, ведение счетов и управление бюджетными средствами, полноту и своевременность зачисления средств на счета получателей. Оно отвечает за своевременность представления отчетов и других сведений, связанных с исполнением бюджета, осуществление контроля за соблюдением бюджетного законодательства. В сферу ответственности казначейства входит также финансирование расходов, не включенных в бюджетную роспись, а также финансирование расходов сверх утвержденных лимитов бюджетных обязательств.
16. Общая характеристика
и особенности внебюджетных
Внебюджетные фонды(появились в начале 90-х) государства представляют собой совокупность финансовых средств, находящихся в распоряжении центральных или местных органов власти и имеющих целевое назначение. Они предназначены для реализации конституционных прав граждан на социальное обеспечение, охрану здоровья и получение мед. помощи. С помощью этих фондов решается 2 осн. заадчи:1)Обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики. 2)Расширение V-ов финансирования соц-ых услуг населения. Отличие внебюдж. фондов от др. звеньев фин. системы: 1) имеют строго целевую направленность. 2) из средств фондов финансируется расходы как правило нефинансовые из бюджета; 3) подавляющая часть доходов фондов формируется за счет страховых взносов юр.лиц; 4) Все имущество и ден. средства фондов находятся в гос. собственности и не входят в состав бюджета.
Внебюджетные фонды появились задолго до возникновения единого центрального денежного фонда государства (бюджета) в виде специальных фондов и особых счетов. С расширением деятельности государство нуждалось во все новых расходах. Средства их покрытия концентрировались в особых фондах и были предназначены для специальных целей. Такие фонды носили временный характер, с выполнением государством намеченных мероприятий они прекращали свое существование. В связи с этим, количество специальных фондов постоянно менялось: одни возникали, другие аннулировались. В целом, наблюдалась тенденция к увеличению количества и объема фондов.
С переходом России к рыночной экономике появлялась необходимость в создании внебюджетных фондов. Основными причинами образования этих фондов является необходимость:
1)• социальной защиты
Внебюджетные фонды, являясь составной частью финансовой системы РФ, обладают рядом особенностей: 1)· запланированы органами власти и управления и имеют строгую целевую направленность;·2) денежные средства фондов используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет; 3)· формируются, в основном, за счет обязательных отчислений юридических и физических лиц; ·4) страховые взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую природу, тарифы взносов устанавливаются государством и являются обязательными; ·5) на отношения, связанные с исчислением, уплатой и взысканием взносов в фонды, распространено большинство норм и положений Закона РФ «Об основах налоговой системы РФ»; 6)· денежные ресурсы фонда находятся в государственной собственности, они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом; 7)· расходование средств из фондов осуществляется по распоряжению Правительства РФ или специально уполномоченного на то органа (правление фонда).
Внебюджетные фонды - форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования не включаемых в бюджет некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности строго в соответствии с целевыми назначениями фондов.
В зависимости от источников формирования, назначения и масштабов использования внебюджетные фонды подразделяются на фонды экономического, социального кредитного и инвестиционного назначения.
В России действуют следующие
- Пенсионный фонд РФ; - Фонд социального страхования РФ; - Федеральный фонд обязательного медицинского страхования; - Фонд занятости; Территориальный ФОМС- др. внебюджетные фонды, на данный момент их число достигло 40.
17.Пенсионный фонд РФ:
основные направления
Пенсионный фонд РФ (ПФР) — крупнейшая организация России по оказанию социально значимых государственных услуг гражданам. Основан 22 декабря 1990 г. Подразделения ПФР (свыше 2,5 тыс. территориальных органов) действуют в каждом регионе и в каждом районном центре России. ПФР создан для государственного управления средствами пенсионной системы и обеспечения прав граждан РФ на пенсионное обеспечение. Бюджет ПФР утверждается Государственной Думой Федерального Собрания РФ отдельным законом вместе с принятием Федерального бюджета РФ. Доля бюджета ПФР в ВВП России составляет 10,8 % — по доходам, и 10,2 % — по расходам. ПФР выплачивает пенсии свыше 39,2 млн пенсионеров и социальные выплаты для 20 млн льготников, ведет персонифицированный учет пенсионных прав застрахованных лиц — для свыше 128 млн граждан России.
Основные направления деят-ти ПФР: 1) аккумуляция страховых взносов; 2) Финансирование расходов по соц-ой защите населения, предусмотренных законом в фонде. 3) Капитализация средств фонда; 4) Контроль за своевременным и полным поступлением фонд страховых взносов и фонд мед. страхования. 5) организация и ведение персонифицированного учета, застрахованных в фонде лиц. 6) выдача сертификатов на получение материнского капитала; 7) выплата средств материнского капитала
Средства фонда расходуются на выплаты: 1) гос. пенсии по возрасту; 2) гос. пенсии за выслугу лет; 3) компенсация пенсионерам; 4) пособие лицам, пострадавшим на аварии чернобыльской АЭС и др.
Взносы – доходы ПФ. Ставки страх. взносов: до 2011 – 20%(6% на базовую часть пенсии, 14% - на накопительную и страховую часть). С 2011 – 34% в том числе: ПФР – 26%,фонд соц. страхования – 2,9%, фонд мед. страх-ия – 5,1%.